Рубрика:
Закон есть закон
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Как будет развиваться ИТ-право в ближайшем будущем?
В последнее время все чаще звучат разговоры о принятых нормативных актах и законодательных инициативах в отношении такого современного юридического института, как информационное право. Использование сети Интернет приобретает глобальный характер и вместе с тем сталкивается с рядом правовых противоречий
В нашей стране до определенного момента вопрос обеспечения информационного права и безопасности особо остро не стоял, по крайней мере законодательная и исполнительная власть не спешила с принятием мер регулятивного характера в данной сфере правоотношений. Но в последние пять лет ситуация кардинальным образом изменилась.
В 2016 году мы стали свидетелями постоянных споров и дискуссий в отношении ИТ-права, вызванных принятыми или разрабатываемыми депутатами законами. Немало споров и обсуждений касательно нарушений прав и свобод человека игражданина вызвал, например, пресловутый законодательный акт с поэтичным названием «пакет Яровой», который требует поэтапного сбора гигантского объема информации для обеспечения информационной безопасности. Эксперты ИТ-индустрии и юридического сообщества никак не могут прийти к единому мнению по поводу нововведений, предлагаемых «пакетом Яровой», и того, как они отразятся на жизни граждан – нас с вами.
Действительно, сегодня самым молодым, перспективным и активно развивающимся видом правоотношений можно с уверенностью назвать информационное право в сфере ИТ.
Формирование данного юридического института происходит на наших глазах, неуловимо и стремительно, подобно скорости устройств с поддержкой технологии LTE.
Итак, что же такое информационное право? По сути, это комплексная отрасль права, представленная совокупностью социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере – сфере производства, преобразования ипотребления информации.
Информационное право своими корнями уходит в основополагающие и как бы образующие это право информационно-правовые нормы, закрепляющие основные информационные права и свободы и отражающие отношения информатизации. В первую очередь это права на свободу поиска, получения и распространения информации, отраженные в одном из главных нормативных источников всех стран – Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года.
С развитием ИТ-отрасли для российской правовой системы стало ясно, что традиционные юридические методы не учитывают особенностей поведения субъектов и правовые свойства объектов ИТ-отношений, потому, учитывая быстрорастущие темпы информатизации общества, не всегда являются приемлемыми для решения проблемы правового регулирования отношений в информационной сфере.
С проблемой правового регулирования информационного права столкнулись многие государства, в том числе и наша страна. Государственные органы действительно не сразу начали реагировать на изменения в области информатизации общества, несмотря на то что процент активных пользователей сети Интернет неуклонно растет в геометрической прогрессии. ИТ-право касается почти всех аспектов современного общества и будет еще долго играть главенствующую роль.
Любая сфера жизнедеятельности человека теперь неразрывно связана с применением информационных технологий: от онлайн-покупки товаров до подачи заявки на запись ребенка в детское учреждение.
Этот цикл статей поможет лучше узнать законодательные нормы в области информационного права |
В принципе в российском законодательстве нет недостатка в правовых нормах, но при этом достаточно большая часть информационных правоотношений не до конца проработана и не закреплена на государственном уровне. От опасений инедоверия к информационно-правовому институту общества, вызванных неточными и неполными положениями закона и отсутствием его кодификации, органы власти перешли к активному обсуждению и принятию пусть не совершенных, но все-таки решений данного вопроса. На Западе, например, в силу более раннего развития информатизации общества попытки интегрировать сеть Интернет в правовые механизмы предпринимались и до того, как такая проблема встала перед нашими законодателями.
Сегодня можно констатировать, что и наши государственные органы все-таки стали обращать более пристальное внимание на информационное право. Как уже было сказано выше, принятие резонансных ИТ-законов вызывает бурную дискуссию в обществе. Так, например, ввиду возрастающей популярности криптовалют государственными органами были оглашены планы по разработке в скором будущем пакета мер регулятивного характера, призванных обеспечить безопасное применение электронных взаиморасчетов.
В Государственной думе РФ уже давно хотели издать пакет мер, направленных на регулирование в сфере информационной безопасности, но до реальных инициатив дело дошло только в последнее время.
Например, можно вспомнить о разработке единой законодательной концепции, которая может позволить России стать первой страной в мире, принявшей закон о той же самой криптовалюте. В других странах единой правовой системы поданному вопросу, как ни странно, не существует. Есть некоторые приказы и рекомендации, но не более того. Для России первенство в данном вопросе – весьма положительный момент, учитывая отсутствие государственного контроля надэтим институтом информационного права в мире.
В том, что современные ИТ-отношения требуют соответствующего правового регулирования, у государства уже не осталось никаких сомнений. Юридическое признание и поддержка развития информационных технологий в России, как иво всем мире, очень важны и должны быть закреплены полноценным законодательным актом, а не только приказами, рекомендациями и распоряжениями органов Правительства РФ.
Государственные органы подтолкнула к подобным рассуждениям объективная реальность. Информатизация общества обладает колоссальными масштабами и постепенно размывает границы между государствами. Каждый день мировая сеть принимает десятки тысяч новых пользователей.
Следовательно, сегодня задача государственных органов – создать оптимальные правовые условия для развития информационного права в России. В то же время новые законы никоим образом не должны тормозить экономический исоциальный сегменты правоотношений. В противном случае это может привести к негативным последствиям для экономического положения нашей страны, ее политического статуса, к оттоку капитала и значительному отставанию отмировой правовой системы. Есть надежда, что новые законы будут исключать риски использования информа- ционных технологий для легализации преступных доходов и финансирования террористической деятельности.
В Госдуме рассматривается множество возможных форм законодательного обеспечения в сфере информационной безопасности. Первый вариант – внесение отдельных изменений в действующее законодательство. Дополнительной доработки при этом потребуют законы и кодексы, уже действующие на территории нашей страны.
Второй рассматриваемый вариант – разработка и принятие специального закона, в котором должны будут отражены законодательное определение многих аспектов информационного права, его основные признаки, субъекты отношений, принципы регулирования, меры противодействия использованию сети Интернет в преступных целях.
В любом случае активизация усилий государственных органов, безусловно, повлияет на модель нормативного регулирования ИТ-правоотношений, что в свою очередь вызывает немалый интерес со стороны граждан.
Для того чтобы наши читатели могли лучше понимать тонкости информационного права, журнал «Системный администратор» начинает цикл юридических статей юриста, постоянного ведущего рубрики «Спроси юриста» на сайте samag.ru Владимира Столярова.
Что будет обсуждаться? Например, как соотносится деятельность разного рода интернет-СМИ с правовым регулированием в данной области и многочисленными изменениями в российском законодательстве? Как возможные изменения повлияют на понятие «свобода слова» в сети и на блогеров?
Мы постараемся также затронуть как можно больше информационно-правовых тем, которые интересны широкому кругу читателей. Расскажем о юридических аспектах трудовых отношений в сфере информационных технологий ибезопасности. Для этого проанализируем виды трудовых договоров и выясним все особенности рабочих контрактов деятельности на удаленном доступе.
Надеемся, что этот цикл статей поможет читателям лучше узнать законодательные нормы в области информационного права.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|