Рубрика:
Карьера/Образование /
Ретроспектива
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ВЛАДИМИР ГАКОВ, писатель, специалист по научной фантастике, журналист, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. читает курс по истории бизнеса в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Автор 8 книг и более 2000 публикаций
Семьдесят лет компьютерной эры Шестая декада: 1996-2005
Продолжаем публикацию хроник возникновения, становления и развития информационных технологий*
Указанный период компьютерной истории (которая к описываемым временам уже окончательно обзавелась еще и приставкой «IT») ознаменовался как беспрецедентными взлетами, так и невиданным до той поры крахом на соответствующем сегменте рынка. Читатель, вероятно, догадался, что автор имеет в виду печальной памяти крах так называемых доткомов в последнем году уходивших в историю столетия и тысячелетия. О лопнувшем в 2000-м «виртуальном пузыре», в результате чего активно «надувавшиеся» до того акции ИТ-компаний стремительно потеряли в цене, а десятки самих этих компаний в одночасье прекратили существование, речь пойдет ниже.
Режим реального времени
На протяжении рассматриваемой «компьютерной» декады «война процессоров» между крупнейшими их производителями – компаниями Intel и Motorola (о которой шла речь впредыдущем выпуске «Хроник» – см. «СА», №8) – практически сошла на нет. Во многом потому, что Motorola перестала быть эксклюзивным поставщиком микропроцессоров длякомпьютеров Apple, в то время как Intel продолжала аналогичные поставки своему главному заказчику – компании IBM.
Напомню, что Intel начала эту гонку под девизом «Меньше! Емче! Дешевле!» с анонсированной в 1991-м модели i486SX. И уже через два года выпустила на рынок долгожданный процессор пятого поколения – Pentium. Далее «пентиумы» обновлялись каждые два года: в 1995-м появился Pentium Pro, в 1997-м – Pentium MMX и Pentium II. В том же 1997 году компания объявила о том, что вскоре в сотрудничестве с Hewlett-Packard наладит выпуск нового 64-разрядного микропроцессора под условным названием Merced. На самом деле такназывалась только первая модель, разработанная к 2001-м, в дальнейшем всем моделям данного семейства было присвоено «фамильное» имя Itanium. И в целом продажи ихоказались не столь успешными, как ожидалось, поэтому Intel все десятилетие «нулевых» продолжала делать ставку на суперпопулярные «пентиумы». Хотя все эти процессоры, начиная с Pentium Pro и вплоть до новейших Pentium Dual-Core и Pentium G, формально к пятому поколению отнесены быть не могут.
|
Процессор Intel Pentium Pro |
А освободившееся место главного конкурента Intel заняли компании Advanced Micro Devices с ее микропроцессором AMD 386 (1991) и Digital с анонсированной в 1996-м моделью Alpha.
Что касается «железа», то все десятилетие прошло под знаком повсеместного внедрения в повседневную жизнь ноутбуков, а затем и palmbooks, умещавшихся на ладони. Изнаиболее удачных моделей первых можно назвать субноутбуки серии Libretto от Toshiba. Первая модель Libretto 20 была выпущена в 1996 году.
Годом позже состоялось триумфальное возвращение Стива Джобса (к тому времени уже ставшего живой легендой и компьютерного мира, и американского и мирового бизнеса) ксвоему первенцу – в компанию Apple. В американском корпоративном бизнесе не было принято приглашать «изгнанников» обратно без повышения, и в случае с Джобсом желанная для обеих сторон (Apple и самого ее основателя и экс-главы) процедура представлялась неразрешимой бюрократической проблемой. Какое такое повышение предложить бывшему главе компании? Но решение было найдено, причем в фирменном стиле самого гениального «креативщика» Джобса. Apple просто купила принадлежавшую тому компанию NeXT Software, предложив ее собственнику не положенный в таком случае пост главы департамента или вице-президента компании-покупательницы, а… кабинет ее главы! Это всложившейся ситуации было несомненным повышением. До 2006 года Джобс оставался CEO и главным акционером еще одной сверхуспешной компании (купленной им в годы «изгнания») – Pixar, успех которой принесли как раз новейшие компьютерные технологии в мультипликации.
Еще через год, в 1998-м, один из тогдашних гигантов компьютерного рынка – Compaq – поглотил также в свое время перспективную компанию DEC. И в первую половину «декады нулевых» совершили заметные рывки два «азиатских тигра». В 2004 году тайваньская ASUSTek Computer одной из первых в мире (вместе с Samsung и Founder Technology) начала выпуск «ультрамобильных PC» (UMPC) – нового типа мобильных компьютеров, представлявших нечто среднее между планшетными и карманными «персоналками». А годом позже китайская Lenovo выкупила весь PC-бизнес у IBM, в результате этой сделки перебравшись на почетную третью строку в рейтинге крупнейших мировых компьютерных компаний.
Что касается суперкомпьютеров, то в описываемую декаду в лидеры последовательно выходили машины от Hitachi (SR2201 и CP-PACS), Intel (ASCI Red), IBM (ASCI White) и NEC (Earth Simulator). А построенный раньше суперкомпьютер IBM Deep Blue в 1996 году впервые выиграл шахматную партию у действовавшего чемпиона мира – Гарри Каспарова (подробнее – см. заметку в этом номере журнала. – В.Г.). Правда, выигранными оказались лишь две партии из шести, но лиха беда начало! То, что искусственный интеллект уже неуступает человеческому, по крайней мере в такой интеллектуальной игре, как шахматы, отныне считалось фактом доказанным.
Переход в виртуальный режим
Как ни парадоксально, данный раздел – «научно-фантастический» (к которому читатель «Хроник», надеюсь, успел привыкнуть) – на сей раз окажется непривычно кратким и, какговорят, «пунктирным».
Дело не в том, что на исходе века и тысячелетия и наступления новых писатели-фантасты перестали писать о роботах, компьютерах, информационных технологиях. Писали и пишут по-прежнему. Только вот все их чудесные откровения и прогнозы к наступлению Миллениума в большинстве случаев перестали быть фантастикой. Из будоражащих воображение новинок, революционных изюминок научно-фантастические «гаджеты», описанные в предшествовавшие десятилетия, превратились в обязательный антураж. Вроде телефонов илителевизоров в фантастике 1960-х – никто же не стал бы в трезвом рассудке составлять в те годы антологии «Телефон (телевизор) в фантастике»!
Но все же из самых заметных роботов и андроидов научно-фантастической литературы конца 1990-х – начала 2000-х можно отметить Дорфля и прочих «азимовских» големов изсерии романов Терри Прэтчетта о Плоском мире. А также двух огромных роботов из романа Дэна Симмонса «Илиум» (2003), во время космической миссии в Солнечной системе ведущих меж собой интеллектуальные беседы о смысле жизни по Марселю Прусту и подтекстах в сонетах Шекспира.
Зато множество самых разнообразных механических существ – от функциональных «промышленных» роботов до человекоподобных андроидов с искусственным интеллектом – можно встретить в фильмах указанного периода. Такие персонажи, как туповатый робот-слуга в фильме «Потерянные в космосе» (1998), многочисленные роботы и дроиды изфильмов-приквелов к «Звездным войнам», откровенно комичный андроид-параноик из сатирического фильма «Автостопом по Галактике» (2005) и, наоборот, совсем не смешные спрутоподобные машины-убийцы («стражи») в «Матрице» (1999), вызовут в лучшем случае снисходительную улыбку у любителя фантастики. Видали и не такое – и не раз! Более изощренны и оттого интересны механический Санта-Клаус из фильма «Санта-Клаус 2» (2002) и робот-пес из фильма «Ротвейлер» (2004).
И по-настоящему любопытны «азимовские» роботы – за два века полностью очеловечивавшийся Эндрю (в исполнении Робина Уильямса) из «Двухсотлетнего человека» (1999) иостающийся «железякой» (но думающей и чувствующей) Сонни из фильма «Я, робот» (2004), снятого по мотивам знаменитого одноименного сборника рассказов Айзека Азимова. Можно также отметить аналогичных роботов, почти ничем не отличающихся от людей, в фильме «Искусственный разум» (2001) – тоже вольной киноверсии рассказа Брайна Олдисса «Суперигрушки заряжены на все лето».
Режим реального времени
На рынке «софта» все указанное десятилетие доминировала компания Microsoft, буквально задавившая конкурентов. Только за 1996 год очередное детище «великого и ужасного» Билла Гейтса – Windows’95 – было продано в количестве 30 миллионов экземпляров. В 1998-м в результате беспрецедентной рекламной раскрутки на мир пользователей обрушилась версия Windows 98, и далее «оконное» семейство пополнялось новыми отпрысками с регулярностью сезонных стихийных бедствий вроде хорошо известных американцам тайфунов и торнадо. Справедливости ради нужно отметить и столь же неотвратимый рост ропота и критики со стороны пользователей. Потому что операционные системы «от Билла» становились от года к году все более «накрученными» (причем для 90% пользователей, как выяснилось, 90% предлагавшихся опций оказывались «без пользы»!) и с неизбежностью все более «наглюченными».
|
Стив Джобс (слева), основатель Apple, и Билл Гейтс, основатель Microsoft |
Из других событий декады в мире «софта» можно отметить слияние компаний Aldus и Adobe (1994), появление мультипроцессорной операционной системы реального времени Neutrino компании QNX Software Systems (1997), принятие стандарта Java от Sun Microsystems (1998). И еще в 1996 году благодаря усилиям японского художника Сатоси Тадзири насвет явились те самые покемоны, второе рождение которых мы наблюдаем сегодня
И все же главным событием конца 1990-х – начала 2000-х следует признать стремительно прогрессировавшую «интернетизацию» планеты. Если к середине последнего десятилетия ХХ века число пользователей некоммерческой сети FIDO составило 20 миллионов, то в 2002 году число пользователей сети Интернет превысило 600 миллионов человек. Иными словами, каждый десятый житель планеты к тому времени был «повязан» электронной сетью. Также к началу нового столетия увидели свет электронные книги (eBooks), газеты ижурналы (eMagazines), магазины, туристические агентства, биржи – словом, пышным цветом расцвела eCommerce. А все крупные производители средств сотовой связи объявили оскором «выводе» во Всемирную паутину обыкновенных «мобильников», после чего, как представлялось оптимистам, отпадет вообще необходимость в компьютерном «железе», заисключением, пожалуй, мониторов!.. Как мы теперь можем судить, оптимисты по обыкновению слегка погорячились: мобильная связь действительно была успешно «скрещена» скомпьютером, но и необходимость в «железе» осталась – и его успешно «куют» все ведущие производители.
К концу описываемого периода «Хроник» были созданы наиболее известные поисковые системы и социальные сети. В 1996 году Сергей Брин и Ларри Пейдж создали науниверситетском сайте собственную поисковую систему, а двумя годами позже зарегистрировали одноименную компанию Google Incorporated. В том же году в России стартовала первая отечественная поисковая система Rambler, а годом позже – Яндекс.
|
Ларри Пейдж (слева) и Сергей Брин, основатели Google |
В 2000 году в Китае Робин Ли и Эрик Ксю изобрели собственный «поисковик» Baidu, одновременно зарегистрировав компанию под тем же именем. Еще через год появилась первая (и по сей день – самая авторитетная) сетевая энциклопедия – Wikipedia. В 2002-м Рейд Хоффман, к тому времени успевший поработать в двух солидных компаниях (Apple, Fujitsu) иеще две создать и возглавить (PayPal, SocialNet), решил, что этого ему мало. И основал еще одну: LinkedIn – социальную сеть для деловых людей. И, наконец, в 2004 году 20-летний студент Гарварда Марк Цукерберг вместе с друзьями по студенческой «общаге» создал самую крупную и известную на сегодняшний день социальную сеть Facebook – опять-таки вместе с одноименной компанией, сделавшей Цукерберга самым молодым миллиардером в истории.
Впрочем, мир компьютерного «софта» и IT, как уже говорилось выше, за указанный период испытал не только взлеты, но и столь же грандиозные падения. Главным из которых стал тот самый упоминавшийся выше крах доткомов перед наступлением Миллениума. Предшествовавший краткий бум ИТ-индустрии обернулся столь же грандиозным бамом, блямсом, бенцем – называйте, как хотите (и как позволяют приличия). Короче, грандиозным крахом. Жертвой которого стали десятки компаний, до того буквально осаждаемые инвесторами,желавшими максимально выгодно пристроить свободные средства. А те игроки на рынке ИТ, кто выжил, все равно серьезно потеряли в капитализации.
Случались неприятности и более локальные – затронувшие конкретные компании. Так, уже с начала 1990-х деятельностью одного из лидеров на рынке ПО – компании Microsoft – заинтересовалась американская Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Comission). Правда, первые наскоки Гейтсу удалось отразить без видимых потерь: в 1992 году судебный иск Apple к компании Microsoft по поводу операционной системы Windows (которая слишком напоминала собственные разработки Apple!) был отклонен. И спустя год указанная комиссия закончила свое расследование деятельности Microsoft без каких-либо оргвыводов для последней.
Однако на сей раз за Билла Гейтса взялась еще более крутая в Америке организация – Антимонопольный отдел Министерства юстиции. Речь шла, понятно, о чем – о браузере Internet Explorer, буквально навязываемом вместе с Windows потребителю. И последний год ХХ века стал для самого богатого человека в мире годом, безусловно, черным: Верховный суд США усмотрел в деятельности Microsoft все признаки сверхмонополии. И приговорил компанию к высшей мере наказания – «расчленению»! Гейтс, впрочем, сдаваться не собирался. И эта судебная «тяжба века» с переменным успехом, то затихая, то возобновляясь с новой силой, плавно перетекла в нулевые…
Переход в виртуальный режим
В отличие от научно-фантастических роботов компьютеры недалекого и далекого будущего в указанный период (конец 1990-х – начало 2000-х годов) были представлены на редкость разнообразно и интересно. Причем не только на экране, но и на страницах книг, еще не успевших необратимо превратиться в электронные…
Из интересных образцов, представленных писателями-фантастами, можно отметить следующие. Это «телепьютор» (прототип современного интернет-ТВ) в романе Дэвида Уоллеса «Бесконечное посмешище» (1999), «виртуальный» певец – молодежный идол в киберпанковом мире будущего (романы Уильяма Гибсона «Идору» и «Все вечеринки будущего», оба вышли в 1996 году) и освоивший теоретическую физику и проводящий сложнейшие физические эксперименты компьютер-ученый из рассказа Грега Игана «Просветленный» (1999).
А уж кино-то разгулялось по части компьютеров и виртуальной реальности – устанешь перечислять! Причем во многих фильмах главными «героями» стали сами компьютерные технологии, с помощью которых создавались потрясающие спецэффекты. Достаточно вспомнить «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир» (1997) и «Парк Юрского периода 3» (2001), «День Независимости» (1996), «Пятый элемент» (1997), «Матрицу» и «Звездные войны. Эпизод I. Призрачная угроза» (оба фильма вышли в 1999 году), «Терминатора-3: Восстание машин» (2003) и многих других кассовых рекордсменов описываемого периода. Именно в этих картинах – не в их сюжетах, а в технике спецэффектов – воплотились фантазии автор предшествующих десятилетий. О «виртуальной реальности», неотличимой от той, что нас «реально» окружает. О почти неисчерпаемых возможностях творить, создавать новые персонажи и даже целые миры...
Но хватало и оригинальных идей, касающихся собственно компьютеров будущего. Это сверхмощный персональный компьютер с говорящим именем Евклид, способный тестировать познания в математике героя фильма «Пи» (1998), поистине вселенская энциклопедия с ее «человеческим» воплощением в лице ярмарочного «Мистера Знайки» (Mr. Know) вупоминавшемся «Искусственном разуме», аналогичный голографический электронный всезнайка из очередной вольной киноверсии уэллсовской «Машины времени» (2002), очередной же бортовой компьютер с «дружественным интерфейсом» в «Красной планете» (2000), компьютерная система, управляющая роботами в также упомянутом выше фильме «Я, робот». Наконец, это грандиозный симулятор виртуальной реальности в культовом фильме «Матрица» (1999) и его продолжениях.
Режим реального времени
В последнем десятилетии прошлого века пышным цветом «зацвел» еще один рынок – мобильной связи и телекоммуникаций, которые неудержимо «сращивались» с компьютером иинтернетом. Чтобы уже в следующем десятилетии стать доминирующим и во многом определившим нашу повседневную жизнь и многие черты всей нашей неотвратимо «мобилизующейся» цивилизации.
В канун XXI века четыре ведущих европейских игрока на рынке мобильной связи – шведская L.M. Ericsson, финская Nokia, тогда еще чисто французская Alcatel (до ее слияния самериканской Lucent Technologies) и немецкая Siemens AG – под эгидой Евросоюза разработали «стратегическую инициативу в сфере беспроводной связи» (Wireless Strategic Initiative). К этому проекту, входящему составной частью в международную программу «Технологии информационного общества», чуть позже присоединилась американская Motorola, а приглашение поддержать инициативу получили остальные компании – производители мобильной связи.
|
Марк Цукерберг, основатель Facebook |
Любопытно, что в «черный» год для всего телекоммуникационного бизнеса – 2001-й – стартовал едва ли не самый успешный проект L.M.Ericsson, осуществленный совместно сSony Corporation of Japan. Правда, этот «сердечный союз» (своего рода Антанта в войне за первенство на рынке), результатом которого стала популярная линейка мобильных телефонов Sony Ericsson, – распался уже в 2012-м, о чем речь пойдет в заключительном выпуске настоящих «Хроник».
Еще раньше, в 1997 году, южнокорейская LG Electronics выпустила первую в мире телефонную «трубку» с технологией CDMA (множественного доступа с кодовым разделением) иразработала интегральные схемы для цифрового телевидения. Новый век и тысячелетие компания встретила первыми разработками технологий мобильной связи третьего поколения (3G), в 2002-м появился первый в мире мобильный телефон с технологией DMB (Digital Multimedia Broadcasting), позволяющей передавать цифровой сигнал на мобильные устройства. Иначе говоря, телефон теперь был объединен с телевизором – причем с качеством звука и изображения не ниже уровня DVD! Позже – и также с логотипом в виде стилизованной улыбающейся мордочки, составленной из латинских букв L и G, – в мир пришли такие же DMB телефоны третьего поколения и DMB-ноутбуки.
И в 2003 году датчанин Янус Фрийс и швед Никлас Зеннстрем создали компанию Skype – вместе с одноименной технологией, основанной на бесплатном ПО с закрытым кодом, обеспечивающим текстовую, голосовую и видеосвязь через интернет (IP-телефонию). В настоящее время число зарегистрированных пользователей Skype превысило 75 миллионов, всего же этой технологией хотя бы раз воспользовались более полумиллиарда человек на планете. Для них – как и для обладателей появившихся чуть позже смартфонов – окружающий мир значительно «сузился», далекие страны и континенты – и люди, живущие там, – стали чуть ближе. Или, наоборот, дальше (это как посмотреть). Но об этом – взаключительном выпуске «Хроник».
* Продолжение. Начало – см. «СА», №1-2, 3, 4, 5, 6, 7-8, 9, 10/2016. Окончание следует.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|