Семьдесят лет компьютерной эры. Пятая декада: 1986-1995::Журнал СА 10.2016
www.samag.ru
Льготная подписка для студентов      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

Jobsora


  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
28.05.2019г.
Просмотров: 2252
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 2228
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1788
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1311
Комментарии: 0
Введение в анализ алгоритмов

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 1842
Комментарии: 1
Arduino Uno и Raspberry Pi 3: от схемотехники к интернету вещей

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Семьдесят лет компьютерной эры. Пятая декада: 1986-1995

Архив номеров / 2016 / Выпуск №10 (167) / Семьдесят лет компьютерной эры. Пятая декада: 1986-1995

Рубрика: Карьера/Образование /  Хроники ИТ

Владимир Гаков ВЛАДИМИР ГАКОВ, писатель, специалист по научной фантастике, журналист, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. читает курс по истории бизнеса в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Автор 8 книг и более 2000 публикаций

Семьдесят лет компьютерной эры
Пятая декада: 1986-1995

Продолжаем публикацию хроник возникновения, становления и развития информационных технологий*

К началу последнего десятилетия прошлого века (а точнее, в 1989 году) общий объем продаж компьютеров в США (за все время) превысил «круглые» $100 млн. Всего же в мире вэто время «в работе» находилось уже более миллиона машин. Да и сам мир стал качественно иным – уже частично «сетевым» и «цифровым».

Режим реального времени

За описываемый период наших Хроник на компьютерном рынке по-прежнему доминировала компания IBM. Неизбежный допуск на рынок конкурентов (практическая монополия IBM на рынке и неизбежный «наезд» антимонопольного ведомства как раз и привели к появлению персональных компьютеров, открытых для «клонирования», – см. предыдущий выпуск) компания попыталась нейтрализовать выпуском в 1987 году нового семейства машин – PS/2. Особенностью новой модели был уход от открытых спецификаций путем введения, в частности, 32-разрядной микроканальной шины (MCA), не допускающей ее выпуска сторонними разработчиками без лицензирования. На первых порах новинка принесла успех – до конца года IBM смогла продать до миллиона компьютеров PS/2. Но начавшуюся «войну шин» (в добавление к «войне машин») «Голубой гигант» проиграл – кначалу следующего десятилетия рынок завоевала шина EISA, разработанная «сборной» конкурентов во главе с Compaq.

Однако IBM добилась новых успехов на иных направлениях. В том же 1987-м компания анонсировала новую серию мэйнфреймов – ES/3090 S и новую же ОС для них – MVS/ESA, атакже выпустила мини-компьютеры Silverlake AS/400. А за последующие два года выиграла конкурс на создание нового поколения систем контроля за дорожным движением иразработала программное обеспечение Officevision. И еще были созданы новое семейство рабочих станций RISC Station 6000, выпущены модели PS/1 для домашнего и офисного пользования и анонсирован «мэйнфрейм для 90-х» – модель System 390.

Впрочем, не отставал и главный соперник IBM в «войне машин» – компания Apple. В том же 1987 году «яблочники» представили две новые модели, Macintosh II и Macintosh SE, ивыпустили HyperCard – первую успешную «визуальную среду программирования», позволившую создавать собственные приложения гипермедиа. Спустя два года увидел свет долгожданный портативный Mac. А завершилось десятилетие своеобразным аккордом: выпуском сразу трех дешевых моделей – The Classic, LC и IISI.

Персональный компьютер Macintosh II (1987 год)

Персональный компьютер Macintosh II (1987 год)

И к первому году последнего десятилетия прошлого века бесперспективность войны до победного конца стала, очевидно, ясна обоим противникам: в 1991-м IBM и Apple подписали исторический «мирный договор», включавший создание двух совместных предприятий – Kaleida (разработка мультимедийных продуктов) и Taligent (совместное ПО длямикрокомпьютеров).

Переход в виртуальный режим

К концу века и тысячелетия по-прежнему одной из безотказных «рабочих лошадок» мировой научной фантастики оставались роботы – азимовские и прочие. Мир будущего поАйзеку Азимову в последние годы его жизни и после ухода из нее продолжали разрабатывать (как своего рода франчайзинг) многие авторы – в частности, Роджер Мак-Брайд Аллен в трилогии 1993-1996 годов («Калибан», «Инферно» и «Утопия»). А юнговское «коллективное бессознательное» американцев, их страх перед возможным поражением в «войне электроник» с японцами нашло отражение в романах Виктора Милана, названия которых говорят сами за себя: «Киберсамурай» (1988) и «Киберсёгун» (1990).

И, конечно, не собирались отказываться от столь выигрышных механических человекоподобных персонажей постановщики голливудских фантастических боевиков. Перечислять можно долго. «Гуманный» робот Бишоп из сиквелов «Чужого» («Чужие» и «Чужой 3») и пара терминаторов-киборгов («хороший» и «плохой») из другого сиквела – «Терминатор 2: Судный день» (1991). Инопланетные «трансформеры» (в которых, напротив, не было ничего «человеческого») из первого одноименного фильма 1986 года, робокоп из также одноименного фильма 1987-го, робот-таксист из фильма «Вспомнить все» (1990), роботы из «Крикунов» (1995) – экранизации рассказа Филиппа Дика «Вторая разновидность»…

Режим реального времени

Параллельно «войне машин» развертывались баталии другой конкурентной войны – «микропроцессорной». Описываемая декада наших Хроник прошла под знаком непрекращавшейся гонки, проходившей под девизом «Меньше! Емче! Дешевле!». Тон в ней задавала компания Intel («работавшая на» IBM). В 1987 году появилась 16-разрядная модель 80386SX (для апгрейда IBM PC AT/XT), за ней последовали i486DX, i486SX… Наконец, в 1993 году на рынок триумфально вырвался долгожданный процессор пятого поколения – Pentium с тактовой частотой 60 МГц.

Соперница Intel – компания Motorola (создававшая микропроцессоры для «макинтошей» конкурентки IBM) – вступила в борьбу в 1984 году и прошла путь от модели 68000 (дляпервого Mac) до RISC процессора 88000 (в 1988-м) и модели 68040 (в 1990-м). Так что в последнее десятилетие века соперники вступили, что называется, нос в нос. А в спину лидерам дышали MIPS, Hewlett-Packard и другие производители микропроцессоров.

Не меньшая «толкотня» наблюдалась на рынке «больших машин». Бесспорным лидером в сегменте рабочих станций стала компания Sun Microsystems. В 1987 году была выпущена первая рабочая станция на базе RISC-микропроцессора, а годом спустя (когда объем продаж компании достиг символической планки в $1 млрд) Sun Microsystems анонсировала новое семейство на базе 80386-го микропроцессора. В 1989 году появилась дешевая (всего за $9000) RISC-станция – SPARCstation и еще через год – SPARCstation 2.

Главная конкурентка Sun – компания DEC – тоже не сидела сложа руки, в 1987 году выпустив первенца из нового семейства VAX – Vaxstation 2000, а также модели Micro VAX 3500 и3600. За ними последовали Vaxstation 8000 и VAX 9000.

Что касается поединка «тяжеловесов»-суперкомпьюте-ров, то там уверенно лидировала компания Сеймура Крэя. В конце 1980-х она выпустила модели Cray 2S и Cray Y-MP (стоимостью $20 млн и производительностью до 3 GFLOPS) и закончила десятилетие «супербюджетной» модификацией Y-MP2E – ценой на порядок меньше!

Суперкомпьютер Cray Y-MP (стоимостью $20 млн и производительностью до 3 GFLOPS)

Суперкомпьютер Cray Y-MP (стоимостью $20 млн и производительностью до 3 GFLOPS)

Что касается противоположного сегмента компьютерного рынка – «бюджетных» машин массового спроса, то там в лидеры вырвалась компания Compaq, в 1986-м вошедшая всписок 500 самых процветающих корпораций США (по версии журнала The Fortune). Спустя год компания преподнесла себе прекрасный подарок к пятилетнему юбилею: объем продаж превысил тот же самый заветный миллиард долларов! Среди самых «прорывных» успехов компании – две ранние модели ноутбуков (тогда они еще назывались лэптопами)1989 года – LTE и LTE/286. Работавшие от батареек и снабженные жестким диском и дисководом для 3,5-дюймовых флоппи-дисков, они ознаменовали собой окончательное превращение во многом несовершенных лэптопов в полноценные персональные компьютеры.

В том же 1989-м на рынке появились первый «карманный» MS-DOS-совместимый компьютер компании Poqet и первый лэптоп GridPad с сенсорным устройством, способным различать почерк. За ними последовали первые портативные компьютеры с системами «электронных карандашей». Не остались в стороне от новой моды и упомянутые выше компании-«тяжеловесы». В пику наводнившим рынок PC-совместимых ноутбукам Apple выпустила собственный PowerBook. А спустя два года – первую электронную записную книжку-органайзер Newton Message Pad.

Как из рога изобилия, посыпалась на рынок и разнообразная периферия вместе с аксессуарами. Особенно много новинок выпустила Sony: семейство портативных CD-плееров Discman, ручные видеокамеры Handycam с новым форматом Video8, 4-миллиметровые ленты для цифровой аудиозаписи DAT, оптические диски для одноразовой записи Write-Once (WO) и целую серию форматов аудио- и видеозаписи, приведших в итоге к формату DVD. А в 1992 году в Nokia создали первый в мире сотовый телефон формата GSM.

К середине 1990-х годов на рынке появились перспективные компании-новички и «уважать себя заставили» уже в следующем десятилетии. Это Unisys (возникшая в результате слияния в 1986-м компаний Sperry Corporation и Burroughs), тайваньская Pegasus (ее основали в 1989 году четверо бывших сотрудников Acer, позже сократившие название новой компании до всем известного ныне Asus) и южнокорейская LG (до 1994 года – Lucky Goldstar).

Что касается интересующих нас событий на «другом краю Земли» – за доживавшим последнее десятилетие «железным занавесом», – то там появились первые отечественные суперкомпьютеры ЕС 1766 (1987), «Электроника ССБИС», экспериментальный МАРС-М (оба – 1989) и «Эльбрус 3.1» (1990). И до конца десятилетия 1980-х открылись новые научные центры – столичные Институт автоматизации проектирования, Научный центр по фундаментальным проблемам вычислительной техники и систем управления, Институт вычислительной математики и Институт математического моделирования, а также новосибирский Институт систем информатики.

А потом пришел 1991 год, и отмечать по большому счету стало нечего. Причины, увы, не секрет ни для кого: отечественная электронная промышленность капитально легла на дно, как подлодка «Курск». Все тогдашние отечественные машины были, за редким исключением, клонами западных. «Мозги» (их-то как раз хватало!) неудержимо утекали известно куда, а отдельные прорывные идеи оставшихся энтузиастов наталкивались на унылую проблему финансирования...

Хотя новые учебные и исследовательские центры продолжали открываться – от Москвы до самых до окраин. И начали выходить первые отечественные компьютерные журналы, наследником которых является и тот, что вы держите в руках.

Переход в виртуальный режим

В отличие от роботов компьютеры все еще оставались популярными «героями» (или надежным «антуражем») в основном для литературной фантастики. Кинематограф эти унылые панели с мигающими лампочками, тумблерами и кнопками интересовали разве что в качестве окружающей среды.

В книгах же писателей-фантастов по-прежнему встречались идеи оригинальные и часто прогностические. Так, в романе Бена Бовы «Киберкниги» (1989) содержится, кажется, первое предвидение электронных книг, ждать которых в реальности оставалось недолго. В романе «Гало» (1991) Тома Мэддокса компьютер не только управляет огромной орбитальной космической станцией, но и становится своего рода аватарой смертельно раненого астронавта, «подсоединяя» его личность к собственной электронной системе. Еще дальше развивается «киберэволюция» в романе «Гридирон» (1995) Филиппа Керра, в котором искусственный интеллект, созданный для управления огромным офисным зданием, изменив собственные исходные коды, убивает «бесполезных» (по его мнению) живых обитателей, заменив их собственным электронным симулякром.

Вместе с тем многие ведущие фантасты продолжали размышлять о далеких и нетривиальных перспективах интеллектроники. Искусственный интеллект (с говорящим именем Иггдрасиль – так называлось «мировое древо» в северной мифологии) из романа Кима Ньюмана «Ночной мэр» (1990) эффективно управляет планетой. А «коллега» Иггдрасиля из«сетевого» романа Роджера Уильямса «Метаморфозы Первичного Интеллекта» (1994) – уже целой Вселенной.

В дилогиях Грегори Бенфорда «Великая Небесная Река» (1987), «Приливы света» (1989) и Дэна Симмонса о Гиперионе («Гиперион», «Падение Гипериона», 1989-1990) «разумные» суперкомпьютеры, ведущие между собой войны, в промежутках между ними размышляют о Высшем Разуме и его месте в эволюции Вселенной, в которой возникает новая кибернетическая цивилизация, «запускаемая» людьми, сходящими с исторической сцены...

Символичным представляется роман двух вождей киберпанка (см. предыдущий выпуск Хроник), Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга, «Дифференциальная машина» (1990). Этоеще одна альтернативная история на тему о том, каким был бы мир ХХ века, если бы в XIX тот самый Чарльз Бэббидж (с которого, как помнит читатель, начинались эти Хроники) завершил бы создание первого «парового компьютера». Все возвращается на круги своя!

Режим реального времени

На рынке же «софта» описываемая декада Хроник стала временем триумфа фирмы Microsoft, которая закончила предпоследнее десятилетие века выпуском ОС Windows 3.0 и одним миллиардом долларов дохода за отчетный 1990 год!

В 1986 году Чарльз Халл получил патент на разработанную им технологию стереолитографии – послойного выращивания физических трехмерных объектов изфотополимеризующейся композиции. Автор изобретения основал компанию 3D System и приступил к разработке первого промышленного устройства для трехмерной печати, которое было представлено общественности уже в следующем году. Компания Adobe Systems в том же 1987 году разработала популярную программу Photoshop.

И в одном только 1991-м финский студент Линус Торвальдс разработал свою знаменитую ОС Linux, компания Go Corporation выпустила операционную систему PenPoint (длякомпьютеров, ориентированных на «электронный карандаш»), а Apple – версию System 7.0 для своих Mac! Следующий год увидел операционные системы OS/2 2.0 от IBM (за год продано более миллиона экземпляров) и Windows 3.1 от Microsoft (10 миллионов). А еще спустя год появились программы NetWare 4.0 (Novell), Notes 3.0 (Lotus), Windows NT. И в1995-м SUN Microsystems разработала язык программирования Java.

Создател Linux – Линус Торвальдс

Создател Linux – Линус Торвальдс

Переход в виртуальный режим

Если роботы и компьютеры (пусть даже и с приставкой «супер») перестали быть будоражащей «фантастической» изюминкой (повторив судьбу телевидения, телефона, радио), товиртуальная реальность, «информационная супермагистраль» и прочие далекие перспективы развития компьютерных технологий и IT по-прежнему волновали воображение писателей-фантастов. Хотя редкие экскурсы писателей-фантастов 1990-х в далекое будущее вроде романа Вернора Винджа «Огонь из бездны» (1992), где впечатляюще описана уже галактическая «информационная супермагистраль» (своего рода вселенский интернет), – тенденции, увы, не меняют. Фантастическая литература из вотчины мечтателей, фантазеров, нонконформистов и диссидентов всех мастей превратилась в респектабельную и денежную отрасль «масс-культной» индустрии, участники которой были заняты куда более практичным делом, чем философствование и интеллектуальные «мозговые атаки»: делали деньги, ублажали публику...

Зато компьютерные технологии во весь голос заявили о себе в еще одной фантастике – на сей раз с приставкой «кино»! Компьютерные спецэффекты превратились в главных «героев» таких блокбастеров 1990-х, как обе серии «Газонокосильщика», «Парк Юрского периода», «Пятый элемент», «Матрица», «День Независимости», «Джонни-мнемоник». Именно в этих картинах – не в их сюжетах, а в технике спецэффектов – воплотились фантазии фантастов предшествующих десятилетий. О «виртуальной реальности», неотличимой от той, что нас реально окружает. О почти неисчерпаемых возможностях творить, создавать новые персонажи и даже целые миры...

Несколько особняком стоит в этом ряду фильм Кеннета Браны «Франкенштейн Мэри Шелли» (1994) – очередная и самая честная (по отношению к литературному первоисточнику) версия популярного мифа. И в успехе этой ленты – надежда на то, что и философские драмы, связанные с приходом в нашу жизнь иных реальностей, иных существ и иного разума, еще не сброшены со счетов. А значит, фантастам (настоящим, не коммерческим «делягам») будет, с чем поработать и в ХХI веке!

Режим реального времени

К концу прошлого века мир – все еще незаметно для многих! – стремительно опутывался сетями. А в 1988 году через сети еще не окрещенного интернета проник первый запущенный хакерами вирус (впрочем, вполне мирный, «не деструктивный»). И еще через год произошел первый крупный сбой в компьютерной системе аэропорта города Форт-Уорт (Техас).

И все же главным событием декады, несомненно, была стремительно прогрессировавшая «интернетизация» планеты. В 1989 году сотрудник CERN Тимоти Бернерс-Ли вместе сколлегой Робером Кайо изобрели универсальную систему ссылок-команд на все известные источники информации. А если конкретно – известные ныне всем удобные технологии-аббревиатуры: URI, URL, HTTP, HTML. Из их объединения родилась еще одна – главная и воистину историческая: WWW. Всемирная паутина. Сеть – с большой буквы.

Тим Бернерс-Ли – cоздатель Всемирной паутины

Тим Бернерс-Ли – cоздатель Всемирной паутины

В 1990 году сеть ARPAnet официально прекратила свое существование. Нужды в ней уже не было – мир опутала гораздо более мощная и динамично развивающаяся сеть Интернет. Заметил ее и большой бизнес. После того как в 1992 году в США был принят федеральный закон, открывший интернет для коммерческой деятельности, Всемирная библиотека засчитанные годы превратилась во Всемирный базар. И закономерно, что в 1994 году в Сети был замечен первый спам (название, кстати, пришло из других торговых сетей: Spam – этомарка популярных мясных консервов). В том же году Джефф Безос создал первый интернет-книжный магазин Amazon.com и к Рождеству подвел итоги: за первый год существования его компания продала книг на миллион долларов! Годом позже Джерри Янг и Дэвид Файло создали поисковую систему yahoo.com и одноименную компанию Yahoo! А Пьер Омедьяр разместил на своем персональном веб-сайте площадку для проведения аукциона в режиме онлайн, назвав ее Auction Web. И в 1997-м основал компанию eBay.

Проник интернет и в нашу страну: в последнем году существования СССР компания «Демос» создала первую IP-сеть Relcom, чуть позже зарегистрировав домен SU.

А после того как в 1994 году компания Netscape Communications представила бета-версию веб-браузера Netscape Navigator, а годом позже Microsoft вместе с Windows’95 фактически навязала пользователям и свою «бродилку» – Internet Explorer, началась Великая война браузеров, которая растянется почти на два десятилетия…

* Продолжение.
Начало – см. «СА», №1-2, 3, 4, 5, 6, 7-8, 9/2016.
Продолжение следует


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru