Рубрика:
Карьера/Образование /
Alma mater российских ИТ
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Марина Нежурина: «Мы совместными усилиями построили междисциплинарную магистратуру будущего»
В гостях у «Системного администратора» – директор Института информационных бизнес-систем, заведующая кафедрой «Системная и программная инженерия» Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Марина Нежурина
|
Марина Нежурина, к.т.н., доцент, директор Института информационных бизнес-систем, заведующая кафедрой «Системная и программная инженерия», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». Почетный работник высшего профессионального образования. Одна из основателей магистратуры ИИБС. Сертифицированный специалист по управлению проектами. Член Правления СОВНЕТ/IPMA. Член рабочих групп АПКиТ по разработке ивнедрению профстандартов отрасли ИТ |
– ИИБС НИТУ «МИСиС» – институт достаточно молодой. На каком «краеугольном камне» он был заложен?
– Нашему институту в составе НИТУ «МИСиС» уже более восьми лет, что для вузовской структуры немалый срок, если учесть, что мы работаем по модели частно-государственного партнерства и только на уровне магистратуры и дополнительного профессионального образования. Собственно, «краеугольным камнем» при создании такой магистратуры и самого ИИБС послужило осознание бизнесом необходимости готовить для себя кадры прямо на площадке вуза, ноне точечно, а глубоко и системно, участвуя в процессе воспитания своего специалиста на всех этапах образовательного процесса – от формирования самой программы до выпуска и трудоустройства.
И нужно отдать должное компаниям IBS и «Борлас», которые стали пионерами создания «целевых» магистратур под заказ бизнеса и при его участии. Мы совместными усилиями построили междисциплинарную магистратуру будущего.
Институт ИБС был организован в рамках соглашения о сотрудничестве между МИСиС и известными в России ИТ-компаниями IBS и «Борлас» как модель частно-государственного партнерства (ЧГП) бизнеса и образования для подготовки в магистратуре кадровой элиты специалистов в области информационных систем и информационных технологий. И важнейшим достижением института является именно успешная реализация этого проекта.
Результат проекта превзошел все ожидания. ИИБС сегодня выпускает высокопрофессиональных специалистов по внедрению сложных корпоративных информационных систем на базе современных ИТ-решений как для бизнес-заказчика в различных отраслях экономики, так и для госсектора. Магистранты и выпускники умеют решать не только производственные и бизнес-задачи, но и проводить серьезные научные исследования, моделировать сложные бизнес-процессы, решать интеграционные задачи на базе мультивендорных подходов, разрабатывать новые методики внедрения, сопровождения и тестирования сложных информационных систем и многое другое. А модель магистратуры IBS в ИИБС НИТУ «МИСиС» стала бенчмаркинговой моделью частно-государственного партнерства передового вуза и бизнес-заказчика.
– Кто к вам поступает учиться? Из каких вузов, возраст, гендерный состав, необходимый уровень знаний? Сколько студентов, выпускников?
– На наши магистерские программы принимаются выпускники вузов, имеющие диплом бакалавра, магистра или специалиста по любым техническим или экономическим направлениям подготовки. Каждый год порядка половины поступивших – это ребята из других московских и региональных вузов. Показательный пример приемной кампании этого года. На 40 бюджетных мест было подано 225 заявлений, из которых: Москва и область – 193, регионы – 28, Украина– 2, Казахстан – 1, Индия – 1. Из них: НИТУ «МИСиС» – 44%, НИУ «МИЭТ» – 9%, НИУ ВШЭ – 8%, РЭУ им. Плеханова – 5%, НИЯУ МИФИ – 3%, МГТУ им. Баумана – 2%, МГУ – 2%, МГУП им. И.Федорова – 2%, другие (РАНХиГС, Финансовый университет, МАМИ, МАДИ, НГТУ, ИТМО, ВолГУ и др.) – 25%. В результате конкурс был 5,6 человека на место. Обычно гендерный состав сбалансирован, это тоже стабильная картина ежегодно.
Шесть лет как построена и успешно функционирует система отбора талантливых и целеустремленных ребят через олимпиадное движение «Стань профессионалом в ИТ».
Через нашу олимпиаду прошли более 700 студентов и выпускников российских вузов. Победители олимпиады поступают к нам без экзаменов с максимальными 100 баллами. Призеры – со своими баллами, полученными на олимпиаде, тоже без экзаменов. Наша олимпиада стала очень популярной, потому что в ней в первом туре (онлайн) могут поучаствовать студенты любого курса и попробовать свои силы. Ведь задачи олимпиады – не простые, а основанные на реальных бизнес-кейсах. Это почти кейс-чемпионат, только в индивидуальном зачете.
Лучшим магистрантам выплачиваются стипендии от работодателей. Наши ребята неоднократно выигрывали конкурс на получение стипендии от Университета – Best MISIS.
За прошедшие восемь лет нами обучено более 250 магистров по направлениям «Прикладная информатика» и «Информационные системы и технологии» по семи магистерским программам. Сегодня у нас учатся 36 магистрантов на втором курсе и поступил 51 человек на первый курс.
– Направления, профили – на кого учиться? Что такое практикоориентированная магистратура?
– В настоящее время мы учим по направлению «Информационные системы и технологии», и выпускники этого направления получаются у нас многопрофильные. На выходе наших программ они становятся консультантами по внедрению и сопровождению сложных информационных систем на базе SAP или Oracle, бизнес-аналитиками, аналитиками больших данных, системными аналитиками, руководителями проектов, архитекторами данных, консультантами по внедрению PLM-решений, архитекторами ИТ-решений и т.п.
В рамках этого направления мы выстроили целый ряд профилей магистерской подготовки. Профиль подготовки «Внедрение сложных информационных систем на базе интеграционных ИТ-решений (SAP,Oracle, Data Mining, Cloud Computing, Big Data, Internet of Things etc.)» по заказу компаний IBS и «Борлас» отличается мультидисциплинарностью и межотраслевыми эффектами. Это объясняется крайней динамичностью бизнеса заказчика и большим спектром разнопрофильных проектов из всех отраслей экономики.
Поэтому невозможно сказать на входе программы, какого профиля ИТ-специалист понадобится на проектах следующего года. Ведь тендеры компаниями выигрываются постоянно, но все равно всего не предугадаешь.
Главное достижение института – выпускники, востребованные ИТ-отраслью. На выходе программ мы имеем 100% трудоустройство. Все магистранты второго года обучения работают в компаниях бизнес-заказчиков или на госпредприятиях |
В связи с этим в данный профиль нам удалось гармонично встроить и фундаментальные дисциплины, которые должен знать каждый специалист высокотехнологичных отраслей, такие как системная и программная инженерия, методы проектирования информационных процессов и систем, управление проектами, архитектура бизнеса, управление качеством, информационные технологии в офисной деятельности, современные базы данных и хранилища данных и т.п.
Выстраивание системообразующего фундамента для всех профилей подготовки связано еще и с различиями в базовой подготовке поступивших на программы. Это не только выпускники ИТ-направлений, но и математики, физики, химики, нанотехнологи, металлурги, экономисты, менеджеры, бизнес-информатики и т.д. Поэтому их необходимо привести к «общему знаменателю» по базовым компетенциям будущих специалистов и только потом «затачивать» и «настраивать» наопределенную специализацию. Причем осознанный выбор должны сделать и они, и работодатели.
Весь первый семестр и часть второго происходит «закладка фундамента» будущей профессии. И только потом, после осознания себя в профессии, мы профилируем наших магистрантов.
Учимся в рамках нашей модели очень напряженно один год, второй год на проектах в компаниях заказчика проходим практику, стажировки, пишем магистерскую выпускную работу. И получаем проектный опыт в течение целого года. Поэтому на выходе – специалист, обученный современнейшим методологиям, подходам и технологиям с опытом работы не менее года.
А если к этому добавить бизнес-тренинги и воспитание деловых компетенций, то на выходе – высочайшего качества специалист с набором заказанных компетенций.
Другие два профиля – просто эксклюзив для нашего рынка образования.
Во-первых, «Комплексные решения для информационной поддержки жизненного цикла сложных объектов (PLM-системы)» под заказ группы «Борлас», одного из лидеров этого направления.
Мы открыли с ними совместную программу еще в 2014 году, когда о необходимости массовой подготовки специалистов по управлению жизненным циклом изделия еще никто не заявлял.
Мы были и остаемся пионерами в подготовке таких кадров для нашей промышленности.
Во-вторых, «Внедрение комплексных решений автоматизации предприятий энергетической отрасли» под заказ группы «Борлас». Программа готовит уникальных ИТ-специалистов, разбирающихся в процессах автоматизации биллинговых систем. Отрасли энергетики и ЖКХ крайне нуждаются в такого рода специалистах.
– А кто учит? Расскажите о ваших преподавателях?
– Каким должен быть преподаватель магистратуры ИИБС? Многогранным! Это и специалист-профессионал в определенной предметной области, на протяжении многих лет занимающийся глубоко и системно своим любимым делом. Это и ученый. Это и педагог – если не по образованию, то по велению сердца и души, да еще с большим практическим опытом работы. Это харизматичная личность, умеющая управлять и «держать» любую аудиторию. Это и творческая личность– генератор идей по совершенствованию учебного процесса и повышению качества содержания предмета. Это стрессоустойчивая личность, конструктивно воспринимающая критику и гибко реагирующая на крайне динамичное совершенствование программ. Что также очень важно, но очень трудно для преподавателя вообще, это готовность подчиняться корпоративным требованиям, сформированным нами как заказчиками по реализации учебного процесса. Итаких специалистов работает в Институте ИБС более 50, не считая тех, кто приходит к нам поделиться опытом со своими мастер-классами, тренингами, профильными лекциями.
– Магистратура ИИБС под заказ бизнеса: особенности и преимущества. Сложности?
– Если коротко описать особенности нашей магистратуры, то получится картина разделения ответственности и полномочий обеих сторон в модели ЧГП.
Ответственность бизнес-заказчика: формирование за-каза на магистрантов и профилей выпускников-специалистов, софинансирование (договор пожертвования, гранты на обучение и стипендии), формирование библиотеки учебных пособий и бизнес-кейсов, проведение тренингов и мастер-классов, предоставление преподавателей – ключевых специалистов, ресурсоемких технологий и аудиторного фонда, вовлеченность компании во все процессы вуза, обязательный мониторинг и оценка качества через базовые кафедры.
|
Профессоры кафедры «Системная и программная инженерия» Батоврин В.К., Круглов М.Г., Силантьев А.Ю. (слева направо). Все они стояли у истоков и были основателями магистратуры |
Ответственность ИИБС НИТУ «МИСиС»: гибкое реагирование на требования заказчика к организации учебного процесса и его наполнению, поддержание актуального содержания и семантики программ, комплексная реализация программ на основе современных методов, форм и средств обучения, система оценки качества обучения и система сертификации, жесткие требования к ППС (квалификация, деловые и личностные качества), реализация и совершенствование многоступенчатой системы отбора абитуриентов, проектный подход к учебной и внеучебной работе, корпоративное воспитание, непрерывное сопровождение и мониторинг процесса трудоустройства.
И, как результат такой модели, магистратура ИИБС – долгосрочный и устойчивый проект, совместное объединение ресурсов бизнеса и образования, распределение рисков, расходов и результатов, проектный подход с позиции управления,100% трудоустройство, повышение имиджа инженерных образовательных программ НИТУ «МИСиС» для высокотехнологичных отраслей экономики России.
О нескольких особенностях, которые стали преимуществами нашей магистратуры с первых дней существования, хочется рассказать отдельно.
Во-первых, нестандартная структура учебного процесса. Бизнес динамичен, он не может ждать два года, когда мы подготовим и выпустим для него специалиста. Поэтому весь учебный процесс на базе вуза реализуется за год, а второй год ребята уже работают как сотрудники компаний-заказчиков
Во-вторых, учебные элементы бизнес-образования. Это деловые игры, мастер-классы от гуру и наших выпускников, тренинги по тайм-менеджменту, стрессоустойчивости, командной работе, управлению конфликтами, которые семантически встроены в модули дисциплин или в определенные фазы учебного проекта. На выходе это дает потрясающий эффект.
В-третьих, это реализация сквозного междисциплинарного учебного проекта в рамках научно-исследовательской работы магистрантов первого года. Он основан на базе реальных бизнес-кейсов компаний-заказчиков и использует метод «погружения» в реальную проектную работу. Шаг за шагом повторяя действия настоящих консультантов, ребята в командах создают свой собственный уникальный проект по автоматизации крупного предприятия, с которым затем выступают перед тендерной комиссией. Этот учебный проект стал системообразующим для всех программ магистратуры и дает синергетический эффект от образования.
ИИБС является стратегическим партнером по вопросам развития частно-государственного и социального партнерства бизнеса и образования c Международной ассоциацией корпоративного образования (МАКО). Мы проводим экспертизу социальных проектов, совместные мероприятия, участвуем командами магистрантов в различных конкурсах. И даже побеждаем опытных участников.
В рамках международной выставки-конференции Power-Gen Russia 3 марта 2015 года состоялся I Молодежный чемпионат «Инвестируй в будущее», который организовал МАКО. Участники чемпионата соревновались в бизнес-игре «Операционная эффективность: LEAN – Бережливое производство». Команда магистрантов ИИБС «МИСиС» в составе 16 человек дебютировала среди уже опытных и известных молодежных команд корпораций «СО ЕЭС», РусГидро иРоссети. Ребята одержали оглушительную победу в нелегкой борьбе, хотя тематика кейса – не профильная для будущих айтишников!
Реализация такой модели ЧГП, которую мы выстроили в магистратуре ИИБС, не может не испытывать сложностей.
Во-первых, непросто управлять столь сложным и разнородным преподавательским составом, где наряду с мэтрами преподают молодые выпускники наших программ, бизнес-тренеры, ключевые отраслевые специалисты. И мы выстраиваем систему наставничества и сопровождения.
Во-вторых, отсутствие мультипартнерских отношений, хотя уже несколько лет мы пытаемся привлечь на нашу площадку промышленные предприятия, бизнес-заказчиков не только от отрасли ИТ, но горно-металлургической, авиастроительной, атомной и других. Это позволило бы расширить круг предприятий для трудоустройства, получить дополнительное целевое финансирование программ и обеспечить высокотехнологичные отрасли инженерными кадрами.
В-третьих, все проекты реализуются на площадках бизнес-заказчиков или в компаниях, куда ребята трудоустроились после первого курса без нашего участия. И компании не готовы включать наш коллектив в состав своих проектных команд. А именно наш коллектив научных руководителей магистерских работ решает задачи по оптимизации деятельности заказчика, по внедрению интеграционных бизнес- и ИТ-решений, по моделированию процессов и т.п.
– Перспективы развития института, новые программы и т.п. Что изменилось в процессе обучения в связи с установкой на импортозамещение?
– На сегодня Институт ИБС – это признанный бизнес-сообществом центр компетенций как в фундаментальных, так и в прикладных областях.
Поэтому в перспективе у нашего института расширение круга партнеров и разработка новых заказных программ, в том числе и с международным участием. Будем продолжать и совершенствовать уже имеющиеся программы.
Хотелось бы создать целый ряд базовых кафедр и новые профили магистерских программ под заказ компаний ИТ-отрасли и других отраслей, лаборатории и школы, такие как «Тестирование и разработка», «Анализ больших данных», «Системная инженерия» и т.п.
Большие планы на развитие системы переподготовки для сотрудников высокотехнологичных отраслей, особенно для ОАК и Роскосмоса по PLM-решениям, по системной инженерии, по управлению требованиями и управлению проектами.
А что касается импортозамещения, так наши заказчики – российские компании, и мы им выращиваем кадры как раз для развития и продвижения российских продуктов, которые они разрабатывают. Ну а учим мы ребят на лучших мировых практиках и передовых технологиях. А они, к сожалению, пока не все российские.
Маргарита Коротких: «У нас все по-взрослому»
|
Маргарита Коротких, заместитель директора Института ИБС, преподаватель кафедры «Системная и программная инженерия» ИИБС НИТУ «МИСиС» |
Вся студенческая жизнь у нас пронизана проектной деятельностью. И начинается она с празднования Дня знаний магистратуры ИИБС, когда приезжают в гости руководители и сотрудники компаний-заказчиков, преподаватели, выпускники. Все поздравляют вновь поступивших, торжественно выносится праздничный торт, запускаются шарики «Исполнения желаний», проводятся игры-конкурсы-викторины, которые по хорошей традиции готовят второкурсники, завершение праздника – катание на кораблике по Москва-реке, знакомство с Москвой и друг с другом. И начинается студенческая жизнь, насыщенная не только учебой, но и разнообразными внеучебными мероприятиями. В начале года мы формируем команды для участия в различных мероприятиях института. Это и акции по привлечению будущих абитуриентов магистратуры, проведению дней открытых дверей института ИБС и компаний, освещению событий студенческой жизни в средствах массовой информации и на сайте вуза, а также спортивные и культурные мероприятия. Есть группы журналистов, видеооператоров, фотокорреспондентов, консультантов для будущих абитуриентов, ИТ-специалисты по поддержке учебного процесса института и т.п. Студенты активно занимаются наукой и ежегодно участвуют в студенческих конференциях, в различных конкурсах, олимпиадах и чемпионатах: Всероссийский чемпионат по кейсам Changellenge, чемпионаты Cup MISIS Case, SAP, itSMF и т.п.
Подготовила Ирина Ложкина
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|