Инновационные центры как субъекты инновационной деятельности: классификация и основные функции::Журнал СА 07-08.2016
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Архив номеров
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Электронный документооборот  

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Область применения технологий электронной подписи с каждым годом расширяется. Все больше задач

 Читать далее...

Рынок труда  

Системные администраторы по-прежнему востребованы и незаменимы

Системные администраторы, практически, есть везде. Порой их не видно и не слышно,

 Читать далее...

Учебные центры  

Карьерные мечты нужно воплощать! А мы поможем

Школа Bell Integrator открывает свои двери для всех, кто хочет освоить перспективную

 Читать далее...

Гость номера  

Дмитрий Галов: «Нельзя сказать, что люди становятся доверчивее, скорее эволюционирует ландшафт киберугроз»

Использование мобильных устройств растет. А вместе с ними быстро растет количество мобильных

 Читать далее...

Прошу слова  

Твердая рука в бархатной перчатке: принципы soft skills

Лауреат Нобелевской премии, специалист по рынку труда, профессор Лондонской школы экономики Кристофер

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9926
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8136
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8240
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5219
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5902
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Инновационные центры как субъекты инновационной деятельности: классификация и основные функции

Архив номеров / 2016 / Выпуск №07-08 (164-165) / Инновационные центры как субъекты инновационной деятельности: классификация и основные функции

Рубрика: Наука и технологии

Без фото КИРИЛИНА Е.Р., аспирантка Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, kirilinaer@gmail.com

Инновационные центры как субъекты инновационной деятельности:
классификация и основные функции

По своей сути, инновационные центры являются местом концентрации инновационного бизнеса и функционируют почти во всех развитых и развивающихся странах мира, а их количество составляет уже больше тысячи. Они выступают основными субъектами инновационной деятельности и решают ряд важнейших задач по внедрению и управлению продуктовыми, процессными, организационными и маркетинговыми инновациями

Развитие инноваций стало определяющим фактором успешности экономики того или иного региона, страны, отдельно взятого города. Под инновациями подразумевают «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса» [8, c. 31].

Термин «инновация» был введен австрийским экономистом Й.А. Шумпетером. В своей работе «Теория экономического развития» он трактовал инновацию как средство предпринимательской деятельности, которое направлено наувеличение прибыльности и конкурентоспособности организации [1, с. 234]. То есть внедрение на рынок нового продукта, новых видов услуг, процессов, методов производства и пр. дает возможность предпринимателю получить сверхприбыль и стать лидером в выбранном направлении.

В соответствии с выработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и статистической службой Европейского союза (Евростат) «Руководством Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» существуют следующие типы инноваций:

  • Продуктовые.
  • Процессные.
  • Организационные.
  • Маркетинговые.

Под продуктовыми инновациями понимается улучшение качества продуктов или услуг, в том числе создание новых или усовершенствование существующих. Процессные инновации означают изменение методов, способов производства идоставки продукции. К организационным инновациям относится внедрение новых организационных методов на предприятии, например использование новых методов повышения квалификации сотрудников. Маркетинговые инновации предполагают изменение дизайна продукции, способов продвижения на рынок и др.

Под субъектами инновационной деятельности принято понимать физических или юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. В свою очередь, инновационная деятельность – это совокупность всех «научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих действий, реально приводящих к осуществлению инноваций или задуманных с этой целью» [8, с. 31-32].

В зависимости от сектора экономики, в рамках которого осуществляется инновационная деятельность, можно выделить субъекты предпринимательского, государственного, научно-образовательного и частного некоммерческого сектора. Похарактеру участия организации в инновационных процессах принято выделять субъектов-исполнителей инновационной деятельности и субъектов поддержки инновационной деятельности. Субъекты-исполнители реализуют шаги поразработке и внедрению инноваций, в то время как субъекты поддержки формируют условия для создания инноваций, например оказывают финансовую или правовую поддержку.

Оболенская Л.Н. в своей работе «Развитие классификации субъектов инновационной деятельности для обеспечения системного управления» выделяет следующие субъекты инновационной деятельности [2, c. 60]:

  1. Субъекты, которые оказывают непосредственное влияние на процесс принятия решения предприятием о создании инноваций (например, покупатели потребительского или предпринимательского рынка, формирующие спрос наинновации).
  2. Субъекты, которые оказывают непосредственное влияние на реализацию шагов, направленных на производство предприятием инноваций (например, вузы или предприниматели, участвующие в государственно-частном партнерстве ипр.).
  3. Субъекты, которые оказывают непосредственное воздействие на рыночной стадии инновационной деятельности (например, организации предпринимательского или потребительского сектора, осуществляющие покупку инновационных продуктов).
  4. Субъекты, которые оказывают непосредственное воздействие на один и более этапов жизненного цикла инноваций (например, вузы и университеты, занимающиеся подготовкой кадров, или государственные органы, осуществляющие финансовое, налоговое, правовое, административное регулирование инновационных процессов).

Одними из субъектов инновационной деятельности являются инновационные центры. По сути – это место концентрации инновационного бизнеса [9, с. 7]. Сегодня они функционируют почти во всех развитых и развивающихся странах мира, а их количество составляет уже больше тысячи [9, с. 7-8]. Как правило, государство выступает инициатором их создания. По мере развития и привлечения частного капитала инновационные центры могут переходить в собственность частных инвесторов.

В зависимости от степени участия государственного или частного сектора можно выделить следующие виды инновационных центров:

  1. Технопарки с участием частного капитала (данные субъекты могли создаваться в рамках инновационной и научной деятельности ТНК или по государственной инициативе, но с превалирующей долей вложений частного сектора).
  2. Институты развития (иначе это государственные инновационные центры, выполняющие функции инновационного развития, в рамках проводящейся государством политики).
  3. Технопарки (технопарки являются центрами пребывания научно-образовательных учреждений, их основная задача – коммерциализация научных исследований и разработок, а также оказание различного рода научных услуг длякомпаний и государственных институтов).

Однако нельзя свести инновационные центры к трем основным видам. Организации по поддержке и развитию инновационных проектов создавались в разные периоды времени, при различных экономических условиях, под отличные цели изадачи. Следующая классификация инновационных центров тоже находит свое отражение в мировой практике.

1. Центры превосходства. Осуществляют функции по поддержке инновационных проектов на самом раннем этапе их создания, осуществляют их финансирование. Примерами могут служить Центры превосходства Финляндии, созданные набазе научно-образовательных учреждений и высших школ. Центры превосходства финской академии [6] объединены в одну сеть с единым менеджментом и политикой финансирования проектов. Финансирование предоставляется сроком нашесть лет, что означает возможность реализации долгосрочных проектов и взятие центром части рисков на себя. Помимо этого, центры ведут научные исследования, осуществляют подготовку научных специалистов.

2. Центры трансферта технологий. Создаются на базе университетов и предприятий для коммерциализации научной деятельности и интеллектуальной собственности. Они также осуществляют поддержку инновационных проектов на самом раннем этапе, оказывают помощь в решении организационных и юридических проблем. В качестве примера можно привести программу SBIR в США [5]. SBIR представляет собой конкурсную программу, которая помогает местным компаниям оценить свой технологический потенциал и осуществить коммерциализацию интеллектуальных продуктов через участие в государственных исследованиях и проектах.

3. Фонды «посевного финансирования». Фонды «посевного финансирования» отвечают за переход от обкатки идей к этапу создания первых промышленных образцов; создание малых инновационных предприятий, которые осуществляют запуск опытного производства. Фонды также предоставляют финансирование на условиях разделения рисков с частными инвесторами. В качестве примера можно привести финское агентство по поддержке инноваций TEKES [7]. Оно является государственной экспертной организацией по финансированию исследований, разработок и инноваций, сотрудничает с лучшими инновационными компаниями Финляндии. Ежегодно TEKES финансирует около 1500 бизнес-исследований и опытно-конструкторских работ, а еще почти 600 научно-исследовательских проектов в университетах [7]. Также TEKES финансирует проекты, которые в долгосрочной перспективе принесут наибольшую пользу дляобщества и экономики страны. Агентство не получает финансовой прибыли.

4. Бизнес-инкубаторы. Обеспечивают условия для создания и развития стартапов (аренда помещения, предоставление оборудования, образовательных, финансовых, юридических пр. услуг). Пример: Golden Gate Ventures в Сингапуре [3]. Компания помогает интернет-стартапам различных областей: электронная торговля, электронные платежи, мобильные приложения и пр. Важно отметить, что Golden Gate Ventures помогает решать кадровые вопросы и осуществляет менторство привлекая специалистов ведущих интернет-компаний.

5. Государственные венчурные фонды. Осуществляют прямое финансирование инновационных проектов, а также других венчурных фондов. Государственные венчурные фонды ведут проекты от этапа создания стартапов до тиражирования нового бизнеса. Одним из таких государственных венчурных фондов является израильский фонд Yozma [4]. Yozma инвестирует в проекты в сфере коммуникаций, информационных и медицинских технологий, финансирует компании навсех этапах развития проекта, особое внимание уделяя периоду становления. Фонд отдает предпочтение компаниям, чьи основные рынки сбыта находятся за рубежом. Объем финансирования варьируется от 1 млн до 6 млн долларов США[4].

Инновационные центры благодаря многообразию реализуемых функций становятся эффективным инструментом развития экономики. Их направленность и суть деятельности зависят в первую очередь от потребностей рынка, которые напрямую связаны с теми или иными отраслями промышленности, развивающимися в соответствии с приоритетами страны или региона. Если первоначально инновационные центры находятся на финансировании государства, то по мере своего развития они активно привлекают различные источники финансирования и становятся самоокупаемыми, осуществляя трансфер технологий. Вовлечение в эти процессы международных структур и взаимодействие между ними способствуют развитию инновационных центров как инструментов мировой торговли и обмена технологиями, передачи технологии из сферы разработки в сферу практического использования. eof

  1. Йозеф Шумпетер. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. – М.: «Эксмо», 2007.
  2. Оболенская Л.В. Развитие классификации субъектов инновационной деятельности для обеспечения системного управления.//«Управленческие науки», №4, 2014.
  3. Официальный сайт Golden Gate Ventures – http://goldengate.vc. Дата обращения: 19.05.2016 г.
  4. Официальный сайт венчурного фонда Yozma – http://www.yozma.com. Дата обращения: 16.05.2016 г.
  5. Официальный сайт программы Small Business Innovation Research (SBIR) – https://www.sbir.gov. Дата обращения: 20.05.2016 г.
  6. Официальный сайт финской академии URL – http://www.aka.fi. Дата обращения: 18.05.2016 г.
  7. Официальный сайт фонда TEKES – https://www.tekes.fi/en. Дата обращения: 20.05.2016 г.
  8. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям/Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Третье изд./пер. с англ. – М.: ЦИСН, 2010.
  9. Руководство по созданию и развитию инновационных центров (технологии и закономерности)/Инновационный центр «Сколково», рейтинговое агентство «Эксперт» − 2012.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, субъект инновационной деятельности.


Innovation centers as subjects of innovative activity: classification and basic functions

Kirilina Elizaveta Romanovna, Postgraduate study of Center Southeast Asia, Australia and Oceania Oriental Studies, Moscow, kirilinaer@gmail.com

Summary: The material opens a series of articles on innovation centers around the world. At its core, innovation centers are a place of concentration of business innovation and function in almost all developed and developing countries, and their number has more than a thousand. Innovation centers today are the main actors of innovation and solve a number of important tasks for implementation and product management, process, organizational and marketing innovations.

Keywords: innovation, innovative activity, subject of innovation activity.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru