Рубрика:
Наука и технологии
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
КИРИЛИНА Е.Р., аспирантка Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, kirilinaer@gmail.com
Инновационные центры как субъекты инновационной деятельности: классификация и основные функции
По своей сути, инновационные центры являются местом концентрации инновационного бизнеса и функционируют почти во всех развитых и развивающихся странах мира, а их количество составляет уже больше тысячи. Они выступают основными субъектами инновационной деятельности и решают ряд важнейших задач по внедрению и управлению продуктовыми, процессными, организационными и маркетинговыми инновациями
Развитие инноваций стало определяющим фактором успешности экономики того или иного региона, страны, отдельно взятого города. Под инновациями подразумевают «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса» [8, c. 31].
Термин «инновация» был введен австрийским экономистом Й.А. Шумпетером. В своей работе «Теория экономического развития» он трактовал инновацию как средство предпринимательской деятельности, которое направлено наувеличение прибыльности и конкурентоспособности организации [1, с. 234]. То есть внедрение на рынок нового продукта, новых видов услуг, процессов, методов производства и пр. дает возможность предпринимателю получить сверхприбыль и стать лидером в выбранном направлении.
В соответствии с выработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и статистической службой Европейского союза (Евростат) «Руководством Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» существуют следующие типы инноваций:
- Продуктовые.
- Процессные.
- Организационные.
- Маркетинговые.
Под продуктовыми инновациями понимается улучшение качества продуктов или услуг, в том числе создание новых или усовершенствование существующих. Процессные инновации означают изменение методов, способов производства идоставки продукции. К организационным инновациям относится внедрение новых организационных методов на предприятии, например использование новых методов повышения квалификации сотрудников. Маркетинговые инновации предполагают изменение дизайна продукции, способов продвижения на рынок и др.
Под субъектами инновационной деятельности принято понимать физических или юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. В свою очередь, инновационная деятельность – это совокупность всех «научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих действий, реально приводящих к осуществлению инноваций или задуманных с этой целью» [8, с. 31-32].
В зависимости от сектора экономики, в рамках которого осуществляется инновационная деятельность, можно выделить субъекты предпринимательского, государственного, научно-образовательного и частного некоммерческого сектора. Похарактеру участия организации в инновационных процессах принято выделять субъектов-исполнителей инновационной деятельности и субъектов поддержки инновационной деятельности. Субъекты-исполнители реализуют шаги поразработке и внедрению инноваций, в то время как субъекты поддержки формируют условия для создания инноваций, например оказывают финансовую или правовую поддержку.
Оболенская Л.Н. в своей работе «Развитие классификации субъектов инновационной деятельности для обеспечения системного управления» выделяет следующие субъекты инновационной деятельности [2, c. 60]:
- Субъекты, которые оказывают непосредственное влияние на процесс принятия решения предприятием о создании инноваций (например, покупатели потребительского или предпринимательского рынка, формирующие спрос наинновации).
- Субъекты, которые оказывают непосредственное влияние на реализацию шагов, направленных на производство предприятием инноваций (например, вузы или предприниматели, участвующие в государственно-частном партнерстве ипр.).
- Субъекты, которые оказывают непосредственное воздействие на рыночной стадии инновационной деятельности (например, организации предпринимательского или потребительского сектора, осуществляющие покупку инновационных продуктов).
- Субъекты, которые оказывают непосредственное воздействие на один и более этапов жизненного цикла инноваций (например, вузы и университеты, занимающиеся подготовкой кадров, или государственные органы, осуществляющие финансовое, налоговое, правовое, административное регулирование инновационных процессов).
Одними из субъектов инновационной деятельности являются инновационные центры. По сути – это место концентрации инновационного бизнеса [9, с. 7]. Сегодня они функционируют почти во всех развитых и развивающихся странах мира, а их количество составляет уже больше тысячи [9, с. 7-8]. Как правило, государство выступает инициатором их создания. По мере развития и привлечения частного капитала инновационные центры могут переходить в собственность частных инвесторов.
В зависимости от степени участия государственного или частного сектора можно выделить следующие виды инновационных центров:
- Технопарки с участием частного капитала (данные субъекты могли создаваться в рамках инновационной и научной деятельности ТНК или по государственной инициативе, но с превалирующей долей вложений частного сектора).
- Институты развития (иначе это государственные инновационные центры, выполняющие функции инновационного развития, в рамках проводящейся государством политики).
- Технопарки (технопарки являются центрами пребывания научно-образовательных учреждений, их основная задача – коммерциализация научных исследований и разработок, а также оказание различного рода научных услуг длякомпаний и государственных институтов).
Однако нельзя свести инновационные центры к трем основным видам. Организации по поддержке и развитию инновационных проектов создавались в разные периоды времени, при различных экономических условиях, под отличные цели изадачи. Следующая классификация инновационных центров тоже находит свое отражение в мировой практике.
1. Центры превосходства. Осуществляют функции по поддержке инновационных проектов на самом раннем этапе их создания, осуществляют их финансирование. Примерами могут служить Центры превосходства Финляндии, созданные набазе научно-образовательных учреждений и высших школ. Центры превосходства финской академии [6] объединены в одну сеть с единым менеджментом и политикой финансирования проектов. Финансирование предоставляется сроком нашесть лет, что означает возможность реализации долгосрочных проектов и взятие центром части рисков на себя. Помимо этого, центры ведут научные исследования, осуществляют подготовку научных специалистов.
2. Центры трансферта технологий. Создаются на базе университетов и предприятий для коммерциализации научной деятельности и интеллектуальной собственности. Они также осуществляют поддержку инновационных проектов на самом раннем этапе, оказывают помощь в решении организационных и юридических проблем. В качестве примера можно привести программу SBIR в США [5]. SBIR представляет собой конкурсную программу, которая помогает местным компаниям оценить свой технологический потенциал и осуществить коммерциализацию интеллектуальных продуктов через участие в государственных исследованиях и проектах.
3. Фонды «посевного финансирования». Фонды «посевного финансирования» отвечают за переход от обкатки идей к этапу создания первых промышленных образцов; создание малых инновационных предприятий, которые осуществляют запуск опытного производства. Фонды также предоставляют финансирование на условиях разделения рисков с частными инвесторами. В качестве примера можно привести финское агентство по поддержке инноваций TEKES [7]. Оно является государственной экспертной организацией по финансированию исследований, разработок и инноваций, сотрудничает с лучшими инновационными компаниями Финляндии. Ежегодно TEKES финансирует около 1500 бизнес-исследований и опытно-конструкторских работ, а еще почти 600 научно-исследовательских проектов в университетах [7]. Также TEKES финансирует проекты, которые в долгосрочной перспективе принесут наибольшую пользу дляобщества и экономики страны. Агентство не получает финансовой прибыли.
4. Бизнес-инкубаторы. Обеспечивают условия для создания и развития стартапов (аренда помещения, предоставление оборудования, образовательных, финансовых, юридических пр. услуг). Пример: Golden Gate Ventures в Сингапуре [3]. Компания помогает интернет-стартапам различных областей: электронная торговля, электронные платежи, мобильные приложения и пр. Важно отметить, что Golden Gate Ventures помогает решать кадровые вопросы и осуществляет менторство привлекая специалистов ведущих интернет-компаний.
5. Государственные венчурные фонды. Осуществляют прямое финансирование инновационных проектов, а также других венчурных фондов. Государственные венчурные фонды ведут проекты от этапа создания стартапов до тиражирования нового бизнеса. Одним из таких государственных венчурных фондов является израильский фонд Yozma [4]. Yozma инвестирует в проекты в сфере коммуникаций, информационных и медицинских технологий, финансирует компании навсех этапах развития проекта, особое внимание уделяя периоду становления. Фонд отдает предпочтение компаниям, чьи основные рынки сбыта находятся за рубежом. Объем финансирования варьируется от 1 млн до 6 млн долларов США[4].
Инновационные центры благодаря многообразию реализуемых функций становятся эффективным инструментом развития экономики. Их направленность и суть деятельности зависят в первую очередь от потребностей рынка, которые напрямую связаны с теми или иными отраслями промышленности, развивающимися в соответствии с приоритетами страны или региона. Если первоначально инновационные центры находятся на финансировании государства, то по мере своего развития они активно привлекают различные источники финансирования и становятся самоокупаемыми, осуществляя трансфер технологий. Вовлечение в эти процессы международных структур и взаимодействие между ними способствуют развитию инновационных центров как инструментов мировой торговли и обмена технологиями, передачи технологии из сферы разработки в сферу практического использования. eof
- Йозеф Шумпетер. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. – М.: «Эксмо», 2007.
- Оболенская Л.В. Развитие классификации субъектов инновационной деятельности для обеспечения системного управления.//«Управленческие науки», №4, 2014.
- Официальный сайт Golden Gate Ventures – http://goldengate.vc. Дата обращения: 19.05.2016 г.
- Официальный сайт венчурного фонда Yozma – http://www.yozma.com. Дата обращения: 16.05.2016 г.
- Официальный сайт программы Small Business Innovation Research (SBIR) – https://www.sbir.gov. Дата обращения: 20.05.2016 г.
- Официальный сайт финской академии URL – http://www.aka.fi. Дата обращения: 18.05.2016 г.
- Официальный сайт фонда TEKES – https://www.tekes.fi/en. Дата обращения: 20.05.2016 г.
- Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям/Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Третье изд./пер. с англ. – М.: ЦИСН, 2010.
- Руководство по созданию и развитию инновационных центров (технологии и закономерности)/Инновационный центр «Сколково», рейтинговое агентство «Эксперт» − 2012.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, субъект инновационной деятельности.
Innovation centers as subjects of innovative activity: classification and basic functions
Kirilina Elizaveta Romanovna, Postgraduate study of Center Southeast Asia, Australia and Oceania Oriental Studies, Moscow, kirilinaer@gmail.com
Summary: The material opens a series of articles on innovation centers around the world. At its core, innovation centers are a place of concentration of business innovation and function in almost all developed and developing countries, and their number has more than a thousand. Innovation centers today are the main actors of innovation and solve a number of important tasks for implementation and product management, process, organizational and marketing innovations.
Keywords: innovation, innovative activity, subject of innovation activity.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|