Рубрика:
Зал славы «СА»
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Машинка для счета купюр
Именно ею в итоге стал первый арифмометр, созданный французским изобретателем и предпринимателем Шарлем Ксавьером Тома, прибавившим к своей фамилии Тома дворянский «довесок» де Кольмар. Что означало просто «из города Кольмара». Именно благодаря незаурядной деловой хватке Тома де Кольмара его изобретение – нынешний экспонат нашего виртуального музея – стало, по сути, первым коммерчески успешным счетным устройством в истории. Хотя задумывалось как очередной инструмент для математических расчетов, предназначенный для узкого круга специалистов.
Создатель первого арифмометра за свою долгую жизнь (он родился в 1785 году, а умер в 1870-м) успел прославиться и в других областях. В частности, Тома де Кольмар был главным военным интендантом в начале Второй империи (так официально называли диктатуру Наполеона) и одним из пионеров национального страхового бизнеса, создателем крупнейших страховых компаний Le Soleil и L’Aigle incendie. Интересы бизнеса, тесно связанного с математическими вычислениями, побудили предпринимателя заняться поисками оптимизации этих вычислений, а конкретнее – автоматизации оных.
Первый «Арифмометр» (тогда это было еще именем собственным) был представлен публике в 1820 году. Новинка вызвала такой ажиотаж, что годом позже ее создатель был награжден орденом Почетного легиона (хотя коммерческого производства пришлось ждать еще без малого три десятилетия). И за двадцать лет, пока Тома де Кольмар руководил своей компанией– а руководил он ею до последних дней жизни, – было продано более тысячи «арифмометров Тома». Покупателями были правительственные учреждения, банки, страховые компании, обсерватории – словом, все организации, деятельность которых была связана с трудоемкими вычислениями.
Первый механический калькулятор массового спроса был не только первым, но и самым мощным и надежным вычислительным прибором своего времени. «Арифмометр Тома» какмодификация созданной до этого вычислительной машины Лейбница представлял собой двенадцатиразрядный десятеричный механизм, способный осуществлять не только операции сложения и вычитания, но и умножения и деления (с помощью подвижной головки). Чуть позже Тома де Кольмар создал шестнадцатиразрядный механизм, способный оперировать стридцатизначными числами. Именно эта модель была запущена в массовое производство. Разумеется, «массовое» – по меркам середины позапрошлого столетия: за год выпускалась всего сотня арифмометров, и уходили они в розницу по цене 400 франков, что в то время представляло собой сумму немалую (месячное жалование полковника наполеоновской армии).
Между прочим, как раз в случае с арифмометром предпринимательский дар Тома де Кольмара поначалу дал осечку. Первые модели были экспонированы на нескольких престижных промышленных и технических выставках, но ожидаемых первых призов, увы, не взяли (хотя орден своему создателю, как указывалось выше, принесли). А без подобных «трофеев» запускать механические счетные машинки в серию было бы по крайней мере преждевременно. Кто будет покупать незнакомый дорогостоящий товар? Это заморскому коллеге Тома деКольмара, англичанину Чарльзу Бэббиджу, каким-то чудом удалось «раскрутить» британское военно-морское министерство на финансирование проекта куда более сложной «дифференциальной машины». Во Франции желающих инвестировать в «неизвестно что» не нашлось.
Помогли изобретателю арифмометра наладить производство, во-первых, доходы от его страхового бизнеса, а во-вторых, удачно примененная Тома де Кольмаром адресная (или«вирусная») реклама. Вероятно, одному из первых ему удалось заинтересовать новинкой тогдашних VIP-покупателей – королевские дворы Европы. Для коронованных особ были специально изготовлены экземпляры счетной машинки, но не простые, а «эксклюзивные» – в футлярах, искусно инкрустированных знаменитым художником, гравером, резчиком подереву и мастером-мебельщиком Андре Шарлем Булем (не путать с английским математиком и логиком!). Монархи, конечно, мало смыслили в технике вычислений, но изящные футляры работы модного и хорошо знакомого Буля пришлись венценосным особам по душе. И дело пошло – вместе с патентами и массовым производством.
Настолько пошло, что «арифмометры Тома» успешно продавались аж до начала Первой мировой войны!
Владимир Гаков
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|