Рубрика:
Наука и технологии
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
НИКИШИН А.Ф., доцент кафедры торговой политики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Nikishin.AF@rea.ru
ПАНКИНА Т.В., доцент кафедры торговой политики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Pankina.TV@rea.ru
Проблема оценки ожидаемой эффективности интернет-магазина
Электронная торговля характеризуется высоким уровнем конкуренции. Таким образом, даже небольшие ошибки в выборе стратегии ведут к низкой эффективности хозяйственной деятельности и, как следствие, к банкротству организации. В статье анализируются основные проблемы как повышения конкурентоспособности интернет-магазинов, так и методика ее оценки с использованием разработанного авторами программного обеспечения
Задача определения экономической эффективности интернет-магазинов является актуальной в настоящее время. В особенности данная задача актуальна на этапе формирования бизнес-плана открытия интернет-магазина. Эта актуальность объясняется тем, что рынок дистанционной торговли характеризуется высокой степенью конкуренции и низкими барьерами выхода на него. Таким образом, даже небольшие ошибки в выборе стратегии ведут к низкой эффективности хозяйственной деятельности и, как следствие, к банкротству организации.
Проблематика. Введение
В современном мире электронная коммерция имеет большое значение. Развитие электронной коммерции в двадцать первом веке, в частности, рассматривается в работах Ильяшенко С.Б. [1], Магомедова Г.Д. [2] и других. Причинами стремительного развития электронной коммерции является ряд преимуществ, в первую очередь это высокая скорость передачи информации. Это позволило предложить клиентам услуги, выполняемые дистанционно в режиме реального времени. Наибольшее развитие предоставление таких услуг получило всфере торговли – в настоящее время огромное количество товаров реализуется через интернет-магазины, аукционы, торговые площадки и сайты частных объявлений. Другим распространенным примером является продажа билетов: приобретая билет на поезд или на самолет через интернет, пассажир получает ряд преимуществ – это большая скорость покупки, что позволяет купить более дефицитные билеты, визуальный выбор мест, удобство оплаты, отсутствие очередей и другие преимущества. Простота покупки билетов позволяет клиентам приобретать их даже при отсутствии времени для покупки, в том числе если билет приобретается в целях туризма, совершать импульсные покупки. Аналогичные преимущества турист получает и в дальнейшем – это бронирование гостиниц, покупка туров, выбор и заказ экскурсий. Огромным преимуществом является то, чтовесь процесс планирования путешествия происходит одномоментно. Это имеет большой потенциал для развития туризма, что, в свою очередь, обуславливает развитие других подотраслей.
Огромное влияние интернет-технологии оказывают на рынок страховых услуг. Многие клиенты, даже готовые осуществить страхование, могут бесконечно откладывать эту операцию. Простота и быстрота страхования через интернет позволяют страховым компаниям дополнительно привлечь клиентов.
Несмотря на преимущества, процесс вовлечения клиентов в электронную коммерцию сталкивается с рядом трудностей. Они в большей степени обусловлены особенностями отношения отдельных категорий клиентов к современным технологиям. Например, проблемными категориями являются возрастные клиенты.
Преимущество электронной коммерции – снижение затрат, что позволяет предложить более низкий уровень цен. Важным конкурентным преимуществом торговых организаций может стать процесс консультирования клиентов. Связанной с вышеизложенной проблемой является вопрос низкого уровня технического оснащения определенной категории населения. Особенно это актуально для жителей регионов. Без решения данного вопроса невозможно вовлечение широких масс населения регионов, особенно в небольших населенных пунктах, в электронную коммерцию. При этом проблему определяют не только непосредственно сами средства компьютерной техники, но и доступ в интернет. Часто клиент не осознает преимуществ, предлагаемых ему средствами электронной коммерции, в связи с неосведомленностью. Если в сфере торговли такая неосведомленность больше относится к деталям сделки, то в сфере услуг о существовании некоторых возможностей клиент может и не знать. В настоящее время широкое распространение получило стимулирование передачи информации от одного клиента другому. Следует отметить, что данный метод предполагает высокое качество оказания услуг. Тем не менее в некоторых сферах деятельности отсутствует необходимая масса клиентов, распространение информации через которых является эффективным. В этой связи целесообразно предложить поставщикам услуг разрабатывать партнерские программы, предлагая наряду со своими услугами связанные с ними услуги сторонних компаний. В процессе оказания услуги, независимо от способа ее оказания, необходимо информировать клиента о возможностях использования электронных технологий.
При привлечении клиентов в электронную коммерцию компании могут сталкиваться с проблемой недоверия. Многие клиенты, особенно возрастной категории, априори не доверяют сделкам в электронной форме. Причиной такого недоверия является выработанная годами привычка требовать «бумажного» подтверждения любым сделкам. В частности, для таких клиентов при покупке билетов может предлагаться услуга распечатки билета на официальном бланке. В сфере торговли клиент желает приобрести товар, предварительно тщательно осмотрев его.
Проблема стимулирования использования клиентами средств электронной коммерции является актуальной. Тем не менее коммерческим организациям решать данную задачу необходимо. Во-первых, это связано с тем, что обслуживание клиента с использованием сетевых технологий обычно обходится существенно дешевле. Во-вторых, эта задача решается также и предприятиями-конкурентами. И вовлеченный конкурентами клиент будет потерян.
Причины выбора того или иного интернет-магазина для разных покупателей различны. К факторам выбора в этой ситуации необходимо отнести деловую репутацию магазина, удобство покупки и многие другие факторы Тем не менее в каждом сегменте рынка можно выделить некоторое количество конкурирующих между собой интернет-магазинов, выбор покупателя между которыми определяется по уровню цен. Традиционно в интернет-магазине в качестве основного метода получения товаров используется доставка товаров. Торговые организации несут затраты на организацию доставки товаров покупателю, что непосредственно оказывает влияние на ценообразование. Включение доставки в цену товара ведет к возможности позиционирования услуги бесплатной доставки, однако при этом затраты на доставку распределяются по всем купленным товарам. Это приводит к тому, чтостоимость доставки становится пропорциональной стоимости корзины покупателя, что ведет к оттоку наиболее выгодных клиентов. В настоящее время положительной тенденцией является дифференциация стоимости услуги доставки в зависимости от ее параметров. Примером такого дифференцирования является разграничение как по временному интервалу доставки товара и его протяженности, так и по его расположению в разрезе суток.
Проблематика. Решение
Проблема оценки экономической эффективности вновь создаваемого интернет-магазина связана прежде всего с оценкой эффективности инвестиций. Решение этой задачи предполагает использование системы показателей, отражающих соотношение инвестиционных затрат и достигнутых результатов [3].
Для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта существуют различные методики, при этом, несмотря на общность подхода, результаты, полученные этими методами, не всегда совпадают, т.к. для принятия окончательного решения используются различные показатели, причем выбор конкретного показателя определяется требованиями инвесторов. Для создания интернет-магазина требуются значительно меньшие начальные инвестиции, чем для создания традиционного магазина. В связи с этим осуществление финансирования проекта возможно за счет собственных средств предпринимателя, следовательно, окончательный выбор метода расчета и системы показателей осуществляется самим предпринимателем.
Кроме того, эти методы носят общий характер и не учитывают специфики бизнеса в интернет-среде и специфики той информации, которой располагает предприниматель, создающий интернет-магазин. В этой связи возникает необходимость разработки методики оценки экономической эффективности, учитывающей эту специфику и одновременно достаточно простой и интуитивно понятной для представителей малого бизнеса.
Как правило, основной целью инвестирования является получение прибыли, соответствующей определенному, заранее установленному минимуму рентабельности илипревышающей его. Для оценки инвестиционного проекта с точки зрения прибыльности инвестиций используются как простые статистические методы, так и интегральные методы, позволяющие учесть фактор времени.
Предпочтительными с точки зрения корректности полученных результатов являются интегральные методы, т.к. они оперируют с показателями работы предприятия, разнесенными во времени, что позволяет учесть снижение ценности денежных ресурсов по мере отдаления операций, связанных с их расходованием или получением, а также прогнозируемые темпы инфляции.
Как известно, для оценки эффективности любого инвестиционного проекта можно использовать следующие показатели:
- чистый доход;
- чистый дисконтированный доход;
- внутренняя норма доходности;
- потребность в дополнительном финансировании (стоимость проекта, капитал риска);
- индексы доходности затрат и инвестиций;
- срок окупаемости.
Используя вышеописанный подход, можно предложить следующую методику для оценки ожидаемого срока окупаемости интернет-магазина, которая включает следующий алгоритм:
- Расчет начального объема инвестиций. Для этих целей необходимо оценить структуру штатов, количество рабочих мест и потребность в оборудовании, а также затраты, связанные с созданием предприятия, сайта и его информационного наполнения. Оценить потребность в заемном капитале. Рассчитать величину коэффициента Кин.
- Определение ожидаемых издержек.
- Оценка средней стоимости одного заказа, ожидаемого начального количества заказов и величины прироста этого показателя. В целях получения зависимости срока окупаемости магазина от вышеперечисленных величин целесообразно рассмотреть несколько вариантов.
- Расчет индекса цен на реализуемые товары на основе статистических данных и прогнозов экономического развития региона.
- Оценка допустимой величины торговой надбавки на основе анализа ценовой политики конкурирующих интернет-магазинов и ожидаемой величины издержек. Расчет значения коэффициента Kтн при данном уровне торговой надбавки.
- Расчет ставки дисконтирования.
- Расчет величины чистого дисконтированного дохода. В связи с тем, что срок окупаемости интернет-магазина, как правило, не превышает двух-трех лет, расчеты целесообразно проводить с шагом в один месяц или поквартально.
- Оценка срока окупаемости проекта на основе анализа динамики чистого дисконтированного дохода для выбранных вариантов. Полученный диапазон значений срока окупаемости даст возможность принять обоснованное решение о целесообразности создания и ожидаемой эффективности интернет-магазина.
Разработанный авторами программный продукт позволяет произвести оптимальный выбор затрат как на создание интернет-магазина, так и в процессе его хозяйственной деятельности. В результате отображается график поступления прогнозируемых доходов и расходов на выбираемый пользователем период. Это позволит определить ожидаемый период окупаемости, внутреннюю норму доходности и ряд других параметров.
Диалог ввода исходных данных состоит из трех блоков.
Первый блок исходных данных отражает начальные инвестиции, такие как затраты на регистрацию предприятия, регистрацию контрольно-кассовых машин, создание сайта интернет-магазина, приобретение программного обеспечения магазина, доставка, установка и наладка оборудования, приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов, затраты на подключение к интернету. Для закупаемого оборудования необходимо указать параметры амортизационных отчислений.
Второй блок исходных данных включает статьи текущих расходов интернет-магазина, такие как аренда помещения, заработная плата сотрудников, транспортные расходы (бензин, ремонт или оплата услуг транспортных служб), реклама, коммунальные платежи, регистрация домена и ее продление, оплата интернет-трафика, оплата хостинга, затраты намобильную связь, канцтовары, налоги и другие затраты.
Третий блок исходных данных включает параметры текущей экономической ситуации, в первую очередь связанные с внутренней нормой доходности. Данные параметры позволяют произвести необходимое дисконтирование поступающих доходов.
Ввод исходных данных может производиться в любой последовательности, возможно расширение перечня начальных инвестиций и текущих затрат по усмотрению пользователя. Предусматривается сохранение исходных данных в файл.
В результате работы с программой отображается график поступления прогнозируемых доходов и расходов на выбираемый пользователем период.
Вывод
Проблема оценки ожидаемой эффективности является актуальной для любых торговых организаций. Но особенностью интернет-торговли является большой уровень конкуренции, атакже легкость перехода покупателей из одного магазина в другой. Представленный анализ проблем повышения эффективности интернет-магазинов позволит избежать низкой эффективности хозяйственной деятельности организации торговли и снизить риск ее банкротства.
- Ильяшенко С.Б. Социально-экономические аспекты состояния электронной коммерции в России. В сборнике: Актуальные проблемы современной науки./ Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях./ Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2013. – С. 150-155.
- Магомедов Г.Д., Кахриманова Д.Г. Электронная торговля: модернизационный подход. В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. /Сборник статей Международной научно-практической конференции. /Ответственный редактор Сукиасян А.А. Уфа, 2015. – С. 220-225.
- Панкина Т.В. Теоретико-методическое обеспечение процесса развития электронной торговли в малом бизнесе: дисс. … канд. экон. наук. – Москва, 2011.
Ключевые слова: торговля, дистанционная торговля, интернет-магазин, эффективность торговли.
Problem of an assessment of the expected efficiency of Online store
Nikishin A. F., PLEKHANOV Russian University of Economics, associate professor, Department of Trade policy, Nikishin.AF@rea.ru
Pankina T.V. , PLEKHANOV Russian University of Economics associate professor, Department of Trade policy, Pankina.TV@rea.ru
Summary: Electronic trading is characterized by the high level of the competition. Thus, even small mistakes in a choice of strategy conduct to low efficiency of economic activity, and as aresult, bankruptcy of the organization. In article the main problems as increases of competitiveness of Online stores, and a technique of its assessment with use of the software developed by authors are analyzed.
Keywords: trade, remote trade, Online store, efficiency of trade.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|