С 15 по 17 октября 2015 года прошла очередная конференция сообщества Инфостарт под названием «Infostart 2015 Event Connection». Для тех, кто не в теме, infostart.ru – один из крупнейших русскоязычных ресурсов, посвященных автоматизации учетных задач на базе программной платформы «1С:Предприятие».
Если вы не видели ресурс собственными глазами, стоит на него посмотреть. Как сказал в своем вступительном слове сам основатель Инфостарта Доржи Цыденов, подчас объяснить, что такое Инфостарт, весьма сложно. В частности, он упомянул, что достаточно долго объяснял своей маме, чем же именно он занимается и где работает. Ну, вот есть сайт какой-то…
На самом деле, конечно, ценен не столько сам сайт, сколько сформировавшееся вокруг него сообщество (разумеется, в этом заслуга ресурса).
По своему опыту скажу, что от приобретенных на Инфостарте решений у меня сложилось сугубо положительное впечатление. Авторы охотно откликаются на просьбу о консультации, доработки делают либо бесплатно (если потенциально она может быть интересна не только нам, а значит, выходит в тираж в следующих версиях), либо за разумную с точки зрения человеко-часов плату.
Об Инфостарте
ООО «Инфостарт» – стратегический партнер фирмы «1С», основным богатством его ресурса является огромный каталог разработок, размещенных с соблюдением всех авторских прав. На котором присутствуют как бесплатные, так и коммерческие конфигурации программы, обработки и отчеты. Существует механизм публикации своих разработок самими авторами.
Инфостарт это:
- Каталог №1 отчетов и обработок для «1С:Предприятия». Более 30 000 отчетов, обработок и компонент на одном сайте. Как говорится на самом Инфостарте, «на нашем сайте лучшие программисты 1С делятся своим опытом и разработками». Действительно, на сайте находятся обработки как для самых современных версий платформы, использующие все преимущества версии 8.3, так и всех предыдущих редакций, вплоть до 1С 7.1 или 1С 7.7. Это, пожалуй, самое исчерпывающее хранилище разработок для 1С: обработки, отчеты, решения для бизнеса, работы с сайтами и многое другое.
- Крупнейшее профессиональное сообщество по автоматизации учета и управления (на момент публикации статьи 509 538 участников). Проект призван объединять всех, кто принимает непосредственное участие в проектах автоматизации учетных задач на базе платформы «1С:Предприятие». Принцип подобен социальной сети, но с возможностью живого общения.
- Первый AppStore авторских программ на 1С
с техподдержкой. Техническая поддержка (по телефону, e-mail, Skype и т.д.) помогает запустить купленную программу или Инфостарт возвращает деньги.
- Бесплатный сервис поиска работы и специалистов в области автоматизации учета. На сайте есть специализированный сервис размещения вакансий, который учитывает, для какой конфигурации и платформы 1С необходимо найти сотрудников. Актуальная база программистов 1С, которые имеют собственные портфолио работ и социальный рейтинг сообщества Инфостарта.
- Каталог компаний. В каталоге сайта собраны компании, которые используют в своей работе «1С:Предприятие». Каталог призван помочь посетителю найти и выбрать себе партнера или подрядчика, заказчика или работодателя. Присутствует фильтрация по городам и отраслям. Добавление страницы компании на данный момент бесплатное.
- Тендеры проектов автоматизации учета. Актуально в случае, если нужна какая-либо помощь по 1С. Например, консультации, доработка или внедрение конфигурации. Если необходимо найти исполнителя для реализации конкретного проекта или отдать часть работ на аутсорсинг. Размещенный на тендер проект, как говорят на сайте, «увидят тысячи профессионалов». Можно сказать: «Сообщество в помощь». Учитывая его масштаб, очевидно, что выбрать будет из кого.
|
И, на мой взгляд, в этом весьма значительная заслуга Инфостарта. Ключевой вопрос для посредника между продавцом и покупателем – ответственность. И ресурс берет на себя ответственность, обещая урегулировать спор или вернуть деньги.
Важной составляющей сообщества Инфостарт являются на постоянной основе проводимые конференции INFOSTART EVENT, на которые приезжают участники сообщества со всей России и стран СНГ.
На конференции Infostart 2015 Event Connection был обозначен новый путь развития ресурса. Отныне Инфостарт – это информационно-аналитический центр по автоматизации учета и управления. Основное направление – привлечение на ресурс топ-менеджмента среднего и крупного бизнеса: ИТ-директоров, сотрудников бухгалтерских служб, HR-специалистов, маркетологов, различных уровней руководителей. Надо сказать, что это весьма существенное изменение политики сообщества. Дело в том, что до настоящего времени ресурс был ориентирован в первую очередь на технических специалистов. Основные потребители – программисты, как на стороне клиента, так и на стороне фирм франчайзи «1С».
Очевидно, что движение в сторону информационно-аналитического направления, в том понимании, которое вкладывает в это понятие основатель сообщества, – это весьма серьезная заявка на качественно новый уровень информационного ресурса.
События конференции
На конференцию Infostart 2015 Event Connection я ехал без каких-то четко сформулированных конкретных проблем. Было интересно услышать, как на практике решают на различных предприятиях проблемы, связанные с автоматизацией. Понять, насколько эти проблемы близки с теми, с которыми сталкиваюсь я.
Это все, безусловно, от конференции получить удалось, но и не только это, потому что жизнь вносит свои коррективы и как обычно оказывается гораздо интереснее, чем наши первоначальные представления о ней.
Одним из самых интересных событий, преподнесших необычную пищу для ума, стал круглый стол «Импортозамещение на 1С и стандарты разработки на 1С для небольших команд» с ведущим Алексеем Лустиным и докладчиками Евгением Сосной, Леонидов Паутовым и Дмитрием Наумовым.
Самое забавное, что сфера деятельности, которая там обсуждалась, не настолько близка к области моих интересов, чтобы до начала конференции, глядя в список докладов, я бы стал ее выделять как приоритетную для себя. Вкратце, если я правильно понял (пусть специалисты в этой области меня поправят), основным ноу-хау докладчиков является идея записывать техническое задание на разработку в среде 1С посредством формализованного языка. Методика называется BDD. Еще раз, повторюсь, я могу быть неточен в терминах, но смысл примерно такой.
Что это нам дает?
- В первую очередь потенциальное отсутствие претензий и споров по факту выполнения технического задания. Очевидно, что часто камнем преткновения становятся именно расплывчатые формулировки в техническом задании, которые по-разному трактуются исполнителем и заказчиком. В случае строго формализованного языка написания техзадания проблема «не так понял» нивелируется (во всяком случае, в теории), и появляется объективный критерий выполнения поставленных задач.
- Во-вторых, сформулированные посредством формализованного языка требования позволяют автоматизировать процесс преобразования этих самых требований в программный код 1С. Это позволяет, поменяв формулировку требований, опробовать и протестировать означенные соображения непосредственно в базе 1С.
В общем и целом идеи понятные, не сказать, что это нечто принципиально инновационное и доселе невиданное.
Автоматизация автоматизаторов
Больше интересна реакция публики на данные идеи. Дело в том, что Алексей Лустин был с ноутбуком и горел желанием продемонстрировать возможности непосредственно на месте. Любые запинки, возникавшие при этом, вызывали дружное «ага, не работает!», по аналогии с теми суровыми мужиками из анекдота про лесопилку, когда станок сломали, попытавшись распилить металлический лом, и злорадствовали.
Были вопросы из серии: «Вот есть формализованное техническое задание. Потом что-то в коде нужно поменять – это значит, что надо менять и техзадание?» На что спикеры отвечали: «А как же иначе? Конечно, так нужно делать, причем независимо от степени формализованности технического задания».
Ничего не напоминает? Мне показалось, что подобный ход общения типичен для обсуждения автоматизации между теми, кому предстоит работать в программе, и автоматизаторами. То есть сами автоматизаторы (слушатели конференции) встали на место тех, с кем они обычно работают (потребители). И, надо сказать, что поведение это, с одной стороны, удивительно: казалось бы, такие продвинутые люди должны с открытым забралом встречать все возможные новинки, а этого не происходит. С другой стороны, если задуматься, ничего удивительного в этом нет, ведь автоматизаторы – тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо.
Не эта ли модель общения лежит в основе взаимодействия автоматизаторов и тех, кто будет работать в автоматизированном программном обеспечении? Ведь это самая типичная работа с конечными пользователями, под которыми я понимаю не только конкретных людей, которые на местах вносят документы и работают с системой, но и руководителей, принимающих решения о необходимости внедрения того или иного программного продукта.
Знакомые штыки
Это просто удивительно, насколько люди в определенном смысле одинаковы и в штыки воспринимают попытки алгоритмизировать их деятельность и загнать в некоторые роботизированные рамки. Уж, казалось бы, такие прогрессивные люди, как автоматизаторы, которые пропитаны духом движения вперед, алгоритмизации и автоматизации всего и вся.
Но, когда дело доходит до автоматизации ИХ деятельности, вступают в игру те же аргументы, что и у обычных пользователей, не желающих автоматизироваться и вносить данные в какую-то неведомую программу, обтачивая для этого алгоритм собственных действий.
«Да нет, мы и так прекрасно справляемся, это только усложнит работу».
«Упрощения не будет, так как в формализованную форму будет техническое задание переводить аналитик, а он может ошибиться».
«Ну, это же творческий процесс, как его можно загнать в рамки какой-то там формализации».
Вспомните об этом, когда будете свысока смотреть на заказчиков (не важно, внутренних в компании, в которой вы работаете, или внешних в фирме клиента), которые не понимают всей гениальности программного обеспечения, предлагаемого вами. Какие у них основания верить в то, что будет лучше с этой программой, чем без нее?
Вера в лучшее
Поверить в перемены к лучшему сложно. Сомнений у потенциальных пользователей бывает очень много. Действующие принципы могут быть неоптимальны, но они понятны, приняты людьми и исполняются.
Это еще раз демонстрирует тот же пример с автоматизацией автоматизаторов. Никто не хочет перемен. Мало кто соглашается алгоритмизировать свои действия. Какова коренная причина подобной сложившейся ситуации? Очевидно, она в том, что человек не есть робот.
Есть интересная статья об особенностях работы человеческого головного мозга [1]. В частности, в ней говорится следующее:
«У нашего мозга иначе организована память, нежели у компьютера, – она организована семантически. То есть, скажем, информация о собаке вовсе не лежит в том месте, где собрана наша память о животных. Например, вчера пес опрокинул чашку кофе на мою желтую юбку, и навсегда у меня собака этой породы будет ассоциироваться с желтой юбкой. Если я в каком-нибудь простом тексте напишу, что такая собака у меня ассоциируется с желтой юбкой, мне поставят диагноз слабоумие.
Потому что по земным правилам собака должна находиться среди других собак, а юбка – рядом с кофточкой. А по правилам божественным, то есть мозговым, воспоминания в мозгу лежат, где хотят. Для того чтобы вы в компьютере что-нибудь нашли, вы должны указать адрес: папка такая-то, файл такой-то, а в файле набрать ключевые слова. Мозгу тоже нужен адрес, но он указывается совсем другим способом».
Вечерние прогулки по Питеру после насыщенной программы конференции настраивали на философский лад. Фото: Игорь Чуфаров
Статья достаточно подробная, очень рекомендую ее прочитать как внедренцам программного обеспечения для того, чтобы посмотреть на проблемы своих проектов под другим углом, так и всем остальным для общего развития.
Во многом, думаю, именно особенностями, описанными в статье, объясняются сложности, возникающие при внедрении программных продуктов. Человек думает так, а машина иначе. Начинаешь разбирать ситуацию, задаешь вопросы: почему вы объединяете одно с другим, ведь логичнее (с точки зрения компьютерной логики) другая группировка сущностей? А потому что логика у людей отличная от логики роботов.
Вот и получается, что внедрение – как спрямление круга в математической задаче. Отрезками, количество которых стремится к бесконечности, приближаем либо программную логику к тому, что хотят люди, либо «обтачиваем» логику работы людей, отсекая лишние с точки зрения программы «хотелки», спрямляя (в терминах внедрения производя реинжиниринг) выстроенные когда-то бизнес-процессы.
В заключение хочу сказать: любите пользователей, почаще представляйте себя на их месте. Объясняйте беспочвенность страхов, ведите просветительскую деятельность, агитируйте за свой продукт. Но не смотрите свысока, не забывайте, что в своей области вы такие же люди и также в штыки воспринимаете многие вещи, которые вам предлагают. Ведь в конечном счете мы люди, а не роботы. И это не недостаток, а особенность, преимущество, которое во взаимодействии с компьютерными технологиями способно свернуть горы. Главное, это взаимодействие точно отъюстировать. eof
- Гусарова Ю. «Татьяна Черниговская: За существование гениев человечество платит огромную цену» – http://snob.ru/selected/entry/99460. – М., 14.10.15.