Автор всегда с должной иронией относился к ура-патриотическим изысканиям на благодатную (постоянно востребованную, а значит, денежную) тему «Россия – родина слонов». Читатель со стажем, вероятно, помнит растиражированных в советских СМИ «первого воздухоплавателя дьяка Крякутного», «изобретателя первого велосипеда Артамонова» и прочих, как бы сегодня сказали, виртуальных персонажей. Притом что и реальных соотечественников – пионеров в различных областях науки и техники – хватало с избытком. Как, к примеру, в данном конкретном случае – истории телевидения. Сегодня никто не подвергнет сомнению, что у истоков его стояли четверо россиян – Борис Розинг, Владимир Зворыкин, Дэвид Сарнов и Григорий Оглоблинский. Другое дело, что первый из списка был забыт и сгинул у себя на родине, а последние трое создали современное телевидение, увы, вдали от нее…
До лампочки
Возможность видеть на далекие расстояния – вероятно, одно из самых заветных мечтаний человечества. Всякие чудо-зеркальца и магические кристаллы, в которые можно рассмотреть то, что лежит за пределами возможностей человеческого зрения, заполняли сказки и легенды разных народов. А в конце позапрошлого века, когда мощно заработала «индустрия воображения» – научная фантастика, ее читатель уже познакомился с таким чудом техники следующего столетия, как домашний экран, на котором потомки могли наблюдать события, происходившие далеко за пределами их домов.
|
Джон Лоджи Бэйрд со своей моделью телевизора |
Но только отдельные провидцы задумывались тогда о будущем, в котором «дальновидение» будет не только бесстрастно доносить информацию об окружающей реальности до зрителя, но и значительной мере СОЗДАВАТЬ ее, эту самую реальность. Как и о том, что новое техническое изобретение неизбежно воздвигнет невидимую стену между «болями и слезами мира» и равнодушными потребителями этой самой информации. Таким суперпровидцем, сам того не ведая, оказался французский писатель и художник Альбер Робида, в романах которого (иллюстрированных автором) «Электрическая жизнь» (1883) и «Война в ХХ веке» (1887) репортажи корреспондентов с полей сражений лишь приятно щекочут нервы обывателям, комфортно развалившимся в домашних креслах. Знакомая картинка, не так ли?
Слово «телевидение» Робида не знал, хотя в немецком языке оно появилось в 1895 году: именно так назвал еще не существовавшее техническое новшество инженер из Люксембурга Хьюго Гернсбек. Позже, эмигрировав в США, он основал не только первый в мире научно-фантастический журнал, но и несколько научно-популярных. И в одном из них, Modern Electrics, опубликовал в 1909 году статью «Телевидение и телефот», посвященную пионерским экспериментам немецких ученых по фототрансмиссии. Так новое слово вошло и в английский язык. А в русский – даже раньше: на Парижской выставке 1903 года с ним познакомил коллег инженер из России, преподаватель Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге Константин Перский.
Но тогда, до появления и широкого применения электрических ламп, говорить можно было лишь о «телевидении» механическом, у истоков которого стояли еще по меньшей мере семеро изобретателей, составивших – вместе с упомянутыми выше россиянами – своего рода инженерный «телеинтернационал». Это были немцы Пауль Нипков, Фриц Шретер и Манфред фон Арденн, шотландец Джон Лоджи Бэйрд, англичанин (позже перебравшийся в Штаты) Чарлз Дженкинс и американец Фило Фарнсуорт.
Еще в 1883 году никому даже на родине не известный 23-летний берлинский студент Пауль Нипков предложил одну из самых ранних схем механической телевизионной системы, на базе которой создавались практически все последующие. Он даже запатентовал свое изобретение – «электрический телескоп для воспроизведения светящихся объектов». Последний представлял собой вращающийся диск с отверстиями по спирали для разделения изображения на отдельные элементы («диск Нипкова») – фактически первое сканирующее устройство. После чего с помощью селенового элемента световые колебания превращались в электронный сигнал, а тот распознавался с помощью аналогичного диска в «телеприемнике». Однако удалось ли самому автору изобретения построить на его основе действующее устройство по передаче изображений, доподлинно неизвестно. Нипков получил должность конструктора в одном из берлинских институтов и больше к этой теме не возвращался.
Зато его идеями удачно воспользовались другие. Так, в 1923 году запатентовал свою оптико-механическую систему передачи изображений с помощью синхронного вращения сканирующих «дисков Нипкова» шотландец Джон Лоджи Бэйрд (1888-1946). Он назвал свое изобретение «телевизором», и это воистину был телевизор (в смысле – передатчик изображения), а не современный телеприемник. 25 марта 1925 года Бэйрд продемонстрировал свой прибор в одном из крупнейших лондонских универмагов – Selfridge’s. Но тогда не удалось добиться передачи полутонов, и на экране были видны лишь силуэты вместо лиц. Спустя год изобретатель сделал повторную попытку – на сей раз публика, присутствовавшая на первом публичном телесеансе в истории, смогла увидеть изображения, пусть по-прежнему нечеткие. И, наконец, еще через два года неутомимый шотландец создал первую действующую модель цветного телевизора – за 30 лет до его широкого практического использования (в 1929 году экспериментальная телевизионная передача в цвете была проведена и сотрудниками американской компании Bell).
Электроника из России
Однако все приборы Бэйрда оставались системами механическими, и вскоре эта идея была признана тупиковой и отброшена за ненадобностью. Тем более что на американском рынке уже с успехом продавался полностью электронный прибор – image dissector, сконструированный в 1927 году американским вундеркиндом из штата Юта 21-летним Фило Фарнсуортом (1906-1971). Впечатляющая демонстрация первого американского «телевизора» прошла в следующем году, и вскоре техническая новинка поступила в продажу. Правда, доступна она была немногим – прибор стоил $75, и тогда на эти деньги можно было купить много чего более полезного в хозяйстве, чем эта новомодная техническая игрушка.
|
Фило Фарнсуорт со своей моделью телевизора |
Тем не менее жители Великобритании еще долго хранили верность «своему» Бэйрду. В 1928 году он провел первую трансатлантическую телевизионную передачу, а в сентябре следующего вещательная корпорация BBC начала регулярные телепередачи, используя передатчики Бэйрда. И еще год спустя британские торговцы радиоаппаратурой наперебой предлагали покупателям наборы телеприемников типа «сделай сам».
А в том же 1928-м состоялась впечатляющая демонстрация изобретения еще одного пионера телевидения – перебравшегося в Штаты англичанина Чарльза Дженкинса (1867-1934). Его фирма Jenkins Laboratories презентовала особый «радиопередатчик для фильмов» Radio Vision, после чего начались первые регулярные передачи «радиофильмов» на города Восточного побережья США. До этого Дженкинс изобрел собственную модель кинопроектора – «фантаскопа», а после ссоры с партнерами по бизнесу (причиной ссоры стали споры вокруг авторских прав на изобретение) продал им свою долю в проекте и переключился на телевидение. Но, как и в случае с Бэйрдом, механическая в своей основе система передачи изображения вскоре была вытеснена более перспективной – электронной.
Эта «электронная революция» пришла в мир из далекой России – вскоре после другой революции, социалистической. И была связана с именем еще одного эмигранта, обосновавшегося в США, – Владимира Козьмича Зворыкина (1889-1982).
Сын крупного муромского купца, можно сказать, с раннего детства «вращался в научной среде». Его дядья, Николай Алексеевич и Константин Алексеевич Зворыкины, были видными учеными: первый – физиком и математиком, учеником знаменитого Столетова, второй – специалистом в области машиностроения и металловедения, профессором Киевского политехнического института. После окончания реального училища в родном Муроме Владимир Зворыкин поступил в столичный университет, откуда перевелся в питерский же Технологический институт, где познакомился с пионерскими работами профессора Бориса Львовича Розинга (1889-1933) по передаче изображений на расстояние. В 1907 году Розинг первым в мире предложил использовать для этих целей электронно-лучевую трубку. Уже в следующем году он начал эксперименты по передаче изображения с помощью катодной трубки (так называемой трубки Брауна) и двух зеркальных барабанов, а в 1911-м осуществил с помощью своей системы первую экспериментальную телепередачу. Метод Розинга был основан на яркостной модуляции луча от трубки Брауна сигналом от фотоэлемента.
В отличие от ряда коллег-соотечественников ученый не забыл запатентовать свое изобретение – и не только на родине, но и в США, Англии и Германии, откуда в первую очередь следовало ждать конкуренции. Однако в следующем десятилетии и телевидение, и политические события в нашей стране развивались столь стремительно, что к концу 1920-х годов о патенте Розинга все забыли. Как вычеркнули из Истории и фамилию самого ученого, умершего в архангельской ссылке в 1933-м.
Забыли все – за исключением, разве что, его бывшего студента Владимира Зворыкина, который, по его собственным воспоминаниям, именно во время долгих бесед и споров с учителем окончательно утвердился в своей «ставке» на электронные системы передачи изображений – вместо активно разрабатывавшихся тогда механических.
Закончив с отличием институт, дипломированный инженер Зворыкин отправился продолжать свое образование во Францию – в знаменитый парижский College de France. Там его научным руководителем был известный физик Поль Ланжевен. А когда началась Первая мировая война, вернулся в Россию и ушел воевать. Сначала служил простым военным связистом, а затем был направлен в офицерскую радиошколу – в частности, для освоения новейших средств молодой тогда науки радиоэлектроники.
Между прочим, мир мог легко потерять и этого отца телевидения – вслед за его соотечественником-учителем Розингом. В разгар Гражданской войны по поручению адмирала Колчака офицер-связист отправился в Америку – закупать для Белой армии новейшее вооружение. А выполнив задание, решил все же вернуться в Сибирь – почти на верную гибель. Но судьба миловала, в кровавой каше Зворыкин чудом остался жив и в 1919-м эмигрировал окончательно. Туда же – в США.
Русские идут! С телеками…
Прибыв в Америку, Зворыкин устроился на работу в уже хорошо известную электрическую компанию Westinghouse Electric. Между прочим, по рекомендации другого эмигранта из России, имя и фамилия которого тоже много говорят тем, кто хотя бы вкратце знаком с историей главных изобретений конца XIX – начала ХХ веков: Александра Лодыгина. Да-да, того самого – изобретателя лампы накаливания, «проворонившего» свой патент, который был подхвачен непревзойденным «патентным гением» Томасом Эдисоном. Справедливости ради нужно сказать, что американский изобретатель не «заимствовал» изобретение русского коллеги, а усовершенствовал его, доведя до нужных «рыночных кондиций»... Впрочем, это отдельная история, важно лишь, что именно Лодыгин, перебравшийся в Америку задолго до Зворыкина, рекомендовал коллегу-соотечественника в вышеупомянутую компанию.
|
Отец телевидения – Владимир Зворыкин |
В Westinghouse Electric Зворыкин проработал почти десять лет, после чего всерьез задумался о «переходе на другую работу». Известно, что русский инженер был «застукан» одним из руководителей компании за занятием не то, чтобы предосудительным, но определенно бесполезным, с точки зрения босса. А именно – разглядывал на экране собранного им непонятного прибора (понятна была лишь функция экрана от обычного осциллографа) то появлявшееся, то исчезавшее изображение латинской Х. Зворыкину настоятельно посоветовали перестать заниматься «иксней», а «заняться чем-то более полезным и перспективным».
К счастью, работами Зворыкина, получившего свой первый патент в 1923 году, заинтересовался еще один эмигрант из России – не первый и, обещаю, не последний в данной истории. Это был Дэвид Сарнов (1891-1971), энтузиаст радио и создатель первой в мире коммерческой радиокомпании Radio Corporation of America (RCA). Одним из первых он разглядел огромные коммерческие перспективы и в рождавшемся на глазах телевидении. В 1926 году Сарнов добился выделения в структуре корпорации нового подразделения, которое сам и возглавил. Чуть позже оно превратится в первую же в мире телекомпанию National Broadcasting Company (NBC). Впрочем, о Сарнове – и о «бизнесе на ТВ» в целом – будет подробно рассказано во второй части данных «телехроник».
Историческая встреча двух «наших в Америке» – Сарнова и Зворыкина – состоялась в 1928 году. На прямой вопрос, сколько Зворыкину нужно для создания практичного и доступного рядовому потребителю телевизионного приемника, изобретатель, далекий от всех этих бизнес-планов, расценок на НИОКР и инвестиций, «от фонаря» назвал сумму в $100 тыс. Сарнов тут же выписал чек. Дальнейшие эксперименты потребовали сумм куда больших, но RCA в лице Сарнова, исправно и не торгуясь, финансировала все запросы Зворыкина. Ему построили лабораторию в Питтсбурге, где в апреле 1929 года появился на свет и той же осенью был запатентован первый в мире практичный телеприемник – кинескоп с диагональю 9,5 дюйма.
Оставалось сделать последний шаг – построить соответствующий передатчик. В этом Зворыкину помог еще один эмигрант, Григорий Оглоблинский, работавший над той же проблемой, но уже в Париже. К сожалению, никаких подробностей об этом человеке, кроме его имени и фамилии по-английски (Gregory Ogloblinski), автор этой статьи в интернете отыскать не смог. Известно лишь, что Зворыкин разыскал его в Париже во время одного из своих европейских вояжей и от имени Сарнова пригласил в Америку. Там они вместе с небольшой группой сотрудников RCA довели до ума идею передающего электронно-лучевого прибора с накоплением электрического заряда на мозаичных светочувствительных мишенях – иконоскопа (подробнее об этом приборе и истории его создания – см. статью «Говорит и показывает…» / «Системный администратор», №6, 2015 г.).
Телеполитпросвет
Однако самое интересное и во многом остающееся загадочным в биографии Зворыкина – это его контакты с коллегами на родине. В Советской России, с которой «купеческий сын», офицер царской, а затем колчаковской армии и белоэмигрант не просто поддерживал связь – даже дважды побывал в СССР! В первый раз – в 1930-х (как раз во времена Большого террора!), а во второй – уже в разгар хрущевской «оттепели», в конце 1950-х.
Что касается первого визита «классово чуждого элемента» в СССР, то тут руку приложил тот же Сарнов. Дело было в 1934 году, компания RCA еще только-только создала первые опытные образцы телевизора, а неуемный босс Зворыкина уже был одержим идеей продвигать новую технику на казавшийся необозримым советский «рынок». Благо правительство Рузвельта годом раньше установило дипломатические отношения с СССР. К тому времени и на родине Зворыкина ведущие специалисты, занимавшиеся схожими проблемами, – Сергей Векшинский, Леонид Кубецкий, Александр Шорин и другие – настойчиво приглашали бывшего соотечественника прочитать серию лекций для советских коллег. Зворыкину, за плечами которого были допросы в ЧК и служба у Колчака, отправляться в СССР было, как говорится, стремно, но Сарнов его уговорил.
|
Телевизионная трансляция с открытия Олимпийских игр в Берлине, 1936 г. |
И – обошлось. Американского гостя приняли тепло и радушно, показали Москву, Ленинград, Тбилиси, сводили на «Дни Турбиных» во МХАТ и, что мне представляется самым странным и необъяснимым, обеспечили максимальный контакт с коллегами – учеными и инженерами. Это в тридацатых-то годах, когда сажали и расстреливали и за меньшее! А Зворыкин, отчитав свои лекции, беспрепятственно вернулся в Америку, где продолжил свою научную деятельность.
Он еще раз посетил Москву в 1958 году, когда там, в парке «Сокольники», начала свою работу первая Американская выставка. Но тогда перед советскими людьми открылась такая Америка – во всех смыслах, – что явление видного ученого-эмигранта скорее всего просто не заметили – «зевнули» те, кому по роду службы зевать было не велено…
Умер Владимир Зворыкин в 1982 году, когда телевидение уже успело завоевать планету. И превратиться не только в мощное техническое средство информации, но и в не менее мощное средство политической пропаганды. И в мощный бизнес, о котором речь пойдет во второй части наших «телехроник».
Вообще данную техническую новинку признали на редкость быстро. В 1926 году не кто-нибудь, а выдающийся изобретатель, создатель триода и успешный бизнесмен Ли де Форест еще мог себе позволить скепсис в отношении перспектив телевидения, заявляя: «Хотя теоретически и технически телевидение может быть построено, с коммерческой и финансовой точек зрения я считаю его невозможным. Это из тех открытий, что достойны лишь нескольких часов праздных мечтаний». Но уже десятилетие спустя никто не подвергал сомнению коммерческое значение телевидения. А также политическое.
Тридцатые годы открылись первой спортивной телетрансляцией, которую в 1931 году BBC вела со скачек в Дерби. А в 1936-м телезрители на обоих берегах Атлантики уже могли наблюдать открытие очередных Олимпийских игр в Берлине.
Между прочим, в гитлеровской Германии телевидение имело все шансы стать национальным СМИ номер один. Но этому помешала чисто ведомственная склока между двумя ближайшими сподвижниками фюрера – Герингом и Геббельсом. Во всяком случае, в 1942-м, находясь в своей ставке под Винницей, Гитлер обвинял Геббельса в том, что он «провалил важную политическую и пропагандистскую работу».
В отличие от системы тотальной радиопропаганды, созданной и успешно внедренной после прихода Гитлера к власти. Уже в августе 1933 года на Берлинской выставке широким массам был показан предшественник «народного автомобиля» (Volkswagen) – «народный радиоприемник» VE 301 (Volksempfanger). Стоил он всего 76 рейхсмарок (цена обычного радиоприемника тогда была в 3-6 раз выше), а вскоре появился и еще более дешевый – за 35 марок, прозванный в народе «геббельсовой пастью». И уже к концу 1930-х годов на дверях радиофицированных пивных можно было увидеть табличку с надписью: «Здесь вы услышите речь фюрера». К 1937-му в Германии было около 8 миллионов зарегистрированных владельцев приемников, то есть в среднем по одной радиоточке на 8-9 немцев.
Однако с запланированным аналогичным тотальным телеохватом населения случилась заминка. Хотя экспериментальные телепередачи начались в Германии еще в 1929 году, а производство серийных телевизионных приемников освоили спустя всего пять лет, к началу Второй мировой войны мечта Гитлера так и не была осуществлена. Началась борьба между ведомством главного пропагандиста Геббельса и главного авиатора Геринга, который заявил, что телевидение жизненно важно именно для ВВС и ПВО.
Затянувшаяся склока привела к тому, что упоминавшееся открытие Олимпиады смогли посмотреть лишь около 150 тысяч жителей Германии, причем половина из них – в специальных телетеатрах и телезалах. А фюрер, которому нужны были миллионные аудитории, по-прежнему появлялся перед нацией на экранах кинотеатров или выступал исключительно по радио.
Как бы то ни было, одной из первых телевизионных «картинок», посланных человечеством в эфир через континенты, была речь, произнесенная Адольфом Гитлером на открытии Игр. Эта же картинка первой ушла в космические дали – и, как рассказано в научно-фантастическом романе-бестселлере известного ученого и популяризатора науки Карла Сагана «Контакт» (и еще более впечатляюще показано в одноименном фильме режиссера Роберта Земекиса), стала своего рода космической «визитной карточкой» человечества. Увы, именно по этим кадрам высокоразвитая инопланетная цивилизация решила, что земляне созрели для Контакта…
А на исходе десятилетия, 1 сентября 1939 года, в Великобритании важное правительственное сообщение: «Война!» – впервые прозвучало также с экрана телевизора. И в данном случае не обошлось без иронической ухмылки истории – отнюдь не веселой, даже мрачной. Дело в том, что шедший в тот день детский мультик про Микки-Мауса на канале BBC прервался на фразе диснеевского мышонка: «Кажется, нам пора сваливать».
(Продолжение следует)