Сегодняшний экспонат нашего виртуального музея истории компьютерных и коммуникационных технологий представляет собой некий огромный «елочный шарик» почти метрового диаметра и весом в 77 кг. Это американский искусственный спутник Земли Telstar – первый активный спутник связи
До него американцы же запустили на орбиту еще один «шарик» – Echo, но тот, всего лишь пассивно отражал радиоволны. А Telstar, весь покрытый солнечными батареями (отсюда и новогодние ассоциации) и являвшийся собственностью компании AT&T (см. о ней статью в этом номере журнала), мог обеспечить «обоюдную» телефонную связь. Сразу по 60 каналам. Или трансляцию всего одной, но телевизионной программы.
Telstar был создан объединенными усилиями специалистов разных стран – американских компаний AT&T и Bell Telephone Laboratories, американского же государственного космического агентства NASA, а также британских и французских государственных почтовых и телеграфных служб. Спутник был выведен на орбиту американской ракетой Delta 10 июля 1962 года. Один только запуск стоил $3 млн – независимо от результата. За два с половиной часа спутник успевал полностью облететь Землю по орбите, наклон которой к плоскости экватора составлял 450, и за все это время лишь примерно 20 минут были «свободным коридором» для передачи сигнала с одного берега Атлантики на другой.
В первый же день работы спутника на орбите был успешно передан пробный телевизионный сигнал, а уже 23 июля состоялся первый телефонный разговор «через Космос» и был передан первый факс. И прошла первая трансатлантическая пресс-конференция не кого-нибудь, а президента Джона Кеннеди.
Правда, уже к началу декабря 1962 года спутник «спалился». Почти буквально! Незадолго до запуска американские военные взорвали над Тихим океаном на высоте 400 км ядерное устройство мощностью в 1,5 Мт (в рамках проекта Starfish Prime). В результате испытания возникла аномальная (на два-три порядка) концентрация заряженных частиц, которая со временем вывела из строя солнечные батареи и всю электронику Telstar (и нескольких других спутников).
Позже над Землей были «развешаны» т.н. геостационарные спутники связи (первым стал американский Syncom-3, запущенный в августе 1964-го), после чего уже более полувека человечество пользуется всеми благами устойчивой космической связи.
А впервые идею выводить спутники связи на геостационарную орбиту (на которой они как бы висят неподвижно для неподвижного наблюдателя на поверхности земли) высказал в далеком 1945 году дипломированный инженер и начинающий писатель-фантаст – а к концу жизни безусловный классик этой литературы – англичанин Артур Кларк. В научно-популярной статье «Внеземная трансляция: смогут ли орбитальные космические станции обеспечить глобальную радиосвязь?», опубликованной в журнале Wireless World, Кларк подробно все расписал – как и что. Настолько подробно, что ныне геостационарную и геосинхронную орбиты называют «орбитами Кларка». Как и область космического пространства на расстоянии 36 000 км над уровнем моря в плоскости экватора (где параметры орбиты близки к геостационарной) – «поясом Кларка».
Значительно позже сотрудники британского патентного бюро – и поклонники-фанаты творчества Кларка – профессионально изучили его статью. И пришли к заключению: при минимальной редактуре работа вполне тянула бы на патентную заявку! Если и не в 1945-м, когда сама идея спутников попахивала научной ересью, то полтора десятилетия спустя – точно. Во всяком случае, когда в 1963 году специалисты NASA приступили к практической реализации идеи геостационарных спутников связи, они тоже первым делом обратились к статье Кларка двадцатилетней давности.
Автор идеи неоднократно признавался: его греет мысль, что вычисленные им орбиты сегодня называются «орбитами Кларка», и одновременно зло берет, что не догадался своевременно запатентовать золотую идею! «Наслаждался бы жизнью миллиардера, и не нужно было бы писать романы-бестселлеры ради денег…» eof
Владимир Гаков