Рубрика:
Наука и технологии
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ВОКИНА С.Г., кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Лаборатория медицинского программного обеспечения при РЭУ им Г.В. Плеханова, Vokina_SG@mail.ru
ЗОТОВ В.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Лаборатория медицинского программного обеспечения при РЭУ им Г.В. Плеханова, vladislav.zotov@gmail.com
Автоматизация калькуляции медицинских услуг: путь от проблемы к программному комплексу
В статье излагаются результаты прикладных и методологических разработок, проводимых на кафедре Информационных технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова (Лаборатория медицинского программного обеспечения «МедСофтЛаб»), в области автоматизации учреждений здравоохранения. Приведен краткий обзор механизмов финансирования и ценообразования на услуги медицинских учреждений, дано обоснование необходимости применения специализированного программного инструментария в целях корректного и эффективного управления ценовой политикой на платные медицинские услуги. Предложен программный комплекс «Автоматизированная система управления стоимостью платных медицинских услуг». Рассмотрены основные функциональные возможности и особенности программного комплекса. Обоснована актуальность внедрения Программы в практику медицинских учреждений
На сегодняшний день большая часть государственного здравоохранения финансируется за счет обязательного медицинского страхования (ОМС). И очевидно, что система обязательного медицинского страхования не обеспечивает должный уровень финансирования, т.е. тарифы ОМС в большинстве случаев не покрывают расходы на оказание медицинской помощи. Указанная ситуация обусловлена прежде всего тем, что в тарифы включены не все расходы. В частности, не включены расходы на приобретение медицинского и другого оборудования стоимостью свыше 100 000 рублей. В результате медучреждение даже при наличии денежных средств не имеет возможности оперативно и своевременно приобретать оборудование взамен «выбывшего из строя». Как следствие, образование очередей, а также невыполнение стандартов оказания медицинской помощи и штрафные санкции.
В силу указанных причин и общей государственной политики в сфере здравоохранения, чтобы восполнить недостаток средств, медицинские учреждения вынуждены оказывать платные медицинские услуги. Платные услуги могут оказываться за наличный расчет или в рамках системы добровольного медицинского страхования (ДМС). При этом страхователем в большинстве случаев выступает работодатель по отношению к своим сотрудникам. Кроме того, в настоящее время активно продвигается идея предложить гражданам приобретать дополнительно к полису ОМС полис ДМС, который будет включать только медицинские услуги, не вошедшие в систему госгарантий. Но при этом медицинским учреждениям, подключившимся к этой своеобразной системе ДМС, будет запрещено оказывать платные медицинские услуги по другим схемам.
Рисунок 1. Иллюстрация интерфейса управления карточкой услуги «Рентгенография всего черепа…» в «Автоматизированной системе управления стоимостью медицинских услуг»
Попытки медучреждений «выплыть» за счет платных услуг далеко не всегда оказываются удачными. Для того чтобы медучреждение имело возможность постоянно оказывать качественную медицинскую помощь, оно должно генерировать доход, позволяющий не просто покрывать затраты на оказанные медицинские услуги, но и развиваться на долгосрочную перспективу. То есть учреждение должно четко планировать свои расходы и доходы в динамике нескольких лет. На этом этапе и начинаются проблемы. Большинство медучреждений не имеет как продуманной ценовой политики, так и четкого понимания своих расходов. Цены на платные медицинские (и сервисные) услуги зачастую устанавливаются на уровне среднерыночных по региону или на основе тарифов ОМС с неким увеличивающим коэффициентом. При этом крайне редко цены на медицинские услуги действительно рассчитываются. То есть учреждения часто не знают истинной себестоимости оказываемых услуг. Учреждение видит общий доход, полученный из различных источников финансирования, и видит общие затраты на оказание медицинских услуг (также разделенные по источникам финансирования). При этом затраты, относимые на одну и ту же медицинскую услугу, но оказанную различным категориям пациентов, могут существенно разниться. И не за счет различий в оказании услуги как таковой, а за счет различий в условиях финансирования: для ОМС – это тариф с неполным включением затрат, для платных услуг – это среднерыночная цена, для услуг по госзаданию – также имеется своя методика расчета и т.д. В результате доход оказывается недостаточным для того, чтобы выплачивать достойную зарплату работникам, обеспечивать лечебный процесс всем необходимым и т.д.
Таблица 1. Иллюстрация калькуляции медицинской услуги «Рентгенография всего черепа…» в «Автоматизированной системе управления стоимостью медицинских услуг»
Коэффициент роста заработной платы |
1 |
Рентгенография всего черепа в одной или более проекциях
КОД - А06.03.005
|
Коэффициент инфляции |
1 |
Коэффициент начисления на оплату труда |
0,3022 |
Коэффициент учета накладных расходов |
1,46 |
Рентабельность |
0% |
Оплата труда персонала |
№ п/п |
Наименование |
Оплата 1 минуты, руб. |
Время, затраченное специалистом, мин |
К-т сложности |
К-т использования раб. вр. |
1 |
Врач-рентгенолог |
5,42 |
10,00 |
1,00 |
0,90 |
2 |
Рентгенолаборант |
4,06 |
20,00 |
1,00 |
0,90 |
|
Итого: |
150,46 |
|
Оплата труда с учетом к-та роста заработной платы |
150,46 |
|
Оплата труда с начислениями |
195,92 |
Медикаменты, перевязочные материалы |
№ п/п |
Наименование |
Единица измерен. |
Количество на услугу |
Количество в упаковке |
Цена за упаковку, руб. |
На услугу, руб. |
1 |
Р-р хлоргексидина 0,5% -50 мл спирт |
МЛ |
1,00 |
50,00 |
36,64 |
0,73 |
2 |
Пленка рентг. MXG 24*30 (100л) Кодак |
ЛИСТ |
2,00 |
100,00 |
3 430,00 |
68,60 |
3 |
Фиксаж Kodak RP X -Omat LO машин. (2*20л) |
МЛ |
60,00 |
40 000,00 |
2 980,08 |
4,47 |
4 |
Проявитель для машинной проявки KODAC EX II 2*20 |
МЛ |
60,00 |
40 000,00 |
5 327,10 |
7,99 |
5 |
Маска трехслойная на резинках |
ШТ |
1,00 |
1,00 |
1,54 |
1,54 |
6 |
Бахилы д/обуви одноразовые |
ПАР |
1,00 |
1,00 |
1,20 |
1,20 |
|
Итого: |
84,53 |
|
С учетом к-та роста |
84,53 |
Износ медицинского оборудования |
№ п/п |
Наименование |
Время работы оборудования, мин |
Норматив в год, мин |
Оценочная стоимость оборудования, руб. |
Амортизация в год, % |
К-т простоя оборудования |
На услугу, руб. |
1 |
Установка телеуправляемая рентнегодиагностическая CLINODIGIT производство ITALRAY (Италия) |
9,60 |
88 620,00 |
8 910 000,00 |
20,00 |
1,00 |
193,04 |
2 |
Проявочная машина «КОДАК» Х-ОМАТ 1000 |
4,80 |
88 620,00 |
112 898,00 |
16,67 |
1,00 |
1,02 |
|
Итого: |
194,06 |
Поэтому, по нашему мнению, первым шагом к оздоровлению финансового положения здравоохранения должно стать определение адекватных затрат на оказание медицинских услуг. Безусловно, предпринимается много попыток сделать что-то в этом направлении, но проблема, к сожалению, далека от разрешения.
Исследования и разработки методологической и инструментальной составляющей системы ценообразования на медицинские услуги проводятся в течение нескольких лет в Лаборатории медицинского программного обеспечения («МедСофтЛаб», http://www.medsoftlab.ru), образованной на базе кафедры Информационных технологий Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Одним из наиболее значимых прикладных результатов Лаборатории стала разработка и внедрение в ведущие столичные и региональные клиники «Автоматизированной системы управления стоимостью медицинских услуг» (далее – Программа).
К основным функциональным задачам, решаемым на основе применения Программы, относятся следующие:
- формирование для каждой услуги полной структуры затрат, включая затраты на медикаменты, оплату персонала, амортизацию оборудования, общехозяйственные и накладные расходы, по методу прямого счета;
- управление плановыми и нормативными затратами на медикаменты, оплату персонала, амортизацию оборудования, общехозяйственные и накладные расходы в разрезе ценовых профилей (коммерческие услуги, ДМС и т.д.);
- расчет стоимости услуг на любой прошедший, настоящий или будущий момент времени с учетом плановых или нормативных затрат медицинских учреждений и их структурных подразделений, непрямых расходов, а также коэффициентов роста (инфляции, индивидуальной рентабельности, начислений на оплату труда и т.д.);
- расчет стоимости комплексов медицинских услуг, в том числе сложных (комплексных) услуг, операций, койкодней, курсов лечения, стандартов, схем, технологий, клинико-статистических групп, профосмотров, законченных случаев госпитализации и т.п.;
- расчет стоимости медико-экономических стандартов с учетом вероятности и количества назначений услуг в разрезе курсов (периодов) лечения;
- формирование структурированных аналитических отчетов, в т.ч. «Услуги и комплексы по подразделениям», «Услуги и комплексы по аналитическим группам», «Себестоимость услуг по статьям затрат», «Услуги с трудозатратами», «Использование медикаментов», «Использование оборудования», «Структура услуг», «Услуги по комплексам».
Рисунок 2. Иллюстрация интерфейса управления комплексом «Операции на костно-мышечной системе…» в «Автоматизированной системе управления стоимостью медицинских услуг»
В целях соблюдения федеральных требований по формированию (кодированию) прейскурантов на медицинские услуги, а также стыковки с федеральными ИТ-системами в Программе реализована функция привязки:
- услуг и комплексов к отраслевому классификатору «Номенклатура медицинских услуг» (по приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 года № 1664н) с отражением соответствующих кодов услуг и комплексов в интерфейсе и формируемой аналитической отчетности;
- комплексов к федеральному классификатору «Клинико-статистические группы» (КСГ 2015) и международному классификатору «Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра» (МКБ-10) с отражением соответствующих кодов комплексов в интерфейсе и формируемой аналитической отчетности.
Таблица 2. Иллюстрация калькуляции комплекса (законченного случая госпитализации). «Операции на костно-мышечной системе…» в автоматизированной системе управления стоимостью медицинских услуг»
№ |
Наименование обследования |
Среднее количество |
Частота предоставления |
Цена |
ИТОГО |
1 |
Консультация врача травматолога-ортопеда |
1 |
1,00 |
887 |
887 |
2 |
Общий (клинический) анализ крови развернутый – определение гемоглобина, СОЭ, эритроцитов, лейкоцитов, лейкоформулы, тромбоцитов, ретикулоцитов |
2 |
2,00 |
532 |
1063 |
3 |
Взятие крови из периферической вены с применением вакуумных пробирок |
2 |
2,00 |
133 |
267 |
4 |
Рентгенография позвоночника, специальные исследования и проекции |
2 |
2,00 |
1273 |
2546 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
20 |
Удаление внутреннего фиксирующего устройства |
1 |
1,00 |
15 901 |
15 901 |
21 |
Стационарное лечение в палате III категории травматологического отделения |
5 |
5,00 |
2750 |
13 750 |
|
ИТОГО |
|
|
|
47 448 |
|
УТВЕРЖДЕНО |
|
|
|
47 450 |
Актуальность разработки состоит в возможности с ее помощью оценить фактическое состояние дел в связке доходы-расходы и выработать эффективную ценовую политику медицинского учреждения. Система позволяет оценить себестоимость каждой медицинской услуги на основе фактических или плановых затрат, то есть сравнить полученную в результате расчетов себестоимость с фактически получаемым (или предполагаемым) доходом от реализации услуги. И на основе такого сравнения уже можно понять, положительную или отрицательную рентабельность имеет каждая услуга. Проанализировав рентабельность оказания медицинских услуг в целом по учреждению и каждой услуги в отдельности, можно составить для конкретного учреждения локальную программу выполнения госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению. Такая локальная программа должна позволить пациентам получать медицинскую помощь в необходимом объеме, включенную в программы госгарантий региона, а медучреждению – уложиться при этом в выделенные лимиты финансирования (предполагаемые доходы). Причем такой подход, на наш взгляд, будет актуален как для медучреждения, финансируемого только за счет ОМС, так и имеющего дополнительные источники финансирования (ДМС, платные услуги, госзадание и т.д.).
«Автоматизированная система управления стоимостью платных медицинских услуг» внедрена в более чем 20 крупных столичных и региональных центрах, в том числе в Филиале № 1 ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России», ГБУЗ города Москвы «Городская поликлиника № 220 Департамента здравоохранения города Москвы», ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы» и других.
Дополнительная информация о Программе размещена в сети интернет на сайте Лаборатории по адресу: http://www.medsoftlab.ru.
- С.Г. Вокина, В.А. Зотов. Структурные модели медицинских услуг амбулаторно-поликлинического учреждения. Свидетельство о регистрации базы данных. // Федеральный институт промышленной собственности. – 2014.
- Г.Г. Вокин, С.Г. Вокина, В.А. Зотов. Автоматизированная система управления стоимостью медицинских услуг в региональных амбулаторно-поликлинических учреждениях [Текст] / Г.Г. Вокин, С.Г. Вокина, В.А. Зотов. // «Вопросы региональной экономики», № 1, 2014 г. – С. 12-20.
- С.Г. Вокина, В.А. Зотов. Решение задачи автоматизации управления стоимостью медицинских услуг. // Труды IV Международной научно-практической конференции имени А.И. Китова «Математические методы и информационные технологии в экономике и управлении».
- С.Г. Вокина, В.А. Зотов. Программный модуль по управлению стоимостью продукции (товаров, работ, услуг). Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ. // Федеральный институт промышленной собственности. – 2013.
- Лаборатория медицинского программного обеспечения: http://www.medsoftlab.ru.
Ключевые слова: расчет стоимости медицинских услуг, калькуляция себестоимости медицинских услуг, платные медицинские услуги, программа для платных медицинских услуг, программное обеспечение для медицинского учреждения, медицинская информационная система, цены на медицинские услуги, программа для расчета медико-экономических стандартов, клинико-статистических групп и законченных случаев госпитализации, программа для расчета профосмотров, программа для расчета стоимости услуг.
Automatic calculation of medical services: Way from problem to software complex
Vokina S.G., Ph.D., Associate Professor, Department of Information Technology, Plekhanov Russian University of Economics, Laboratory of medical software, Vokina_SG@mail.ru
Zotov V.A., Ph.D., Associate Professor, Department of Information Technology, Plekhanov Russian University of Economics, Laboratory of medical software, vladislav.zotov@gmail.com
Summary: This article presents the results of applied and methodological developments carried out at the Information Technology Department of Plekhanov Russian University of Economics (Medical Software Laboratory «MedSoftLab») in the field of health care institutions automation. A brief review of financing mechanisms and pricing of medical institutions, the substantiation of the necessity to use specialized software tools for the proper and effective management of pricing policy for paid medical services. Proposed software complex «Automated control system of medical services cost management». Describes the main functionalities and features of the software complex. It's given the urgency of implementation in practice of medical institutions
Keywords: calculation of medical services cost, paid medical services, software for paid medical services, software for clinics and hospitals, medical information system, software for medical and economic standards calculating, software for professional examinations calculation, software for services cost calculation.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|