В статье автор акцентирует внимание читателя на мониторинге явления «информационное общество» с использованием нового статистического показателя – индекса «облачности». Приводятся вариации индекса «облачности», их определения и формулы расчета
В рамках своего диссертационного исследования «Статистический анализ внедрения и использования информационно-управляющих систем в России и за рубежом», начало которому было положено в конце 2012 года, я наткнулся на один статистический вопрос, требующий, на мой взгляд, скорейшего освещения в СМИ. Когда коллеги из сектора информационных технологий, а также чиновники и экономические аналитики обсуждают проникновение облачных сервисов в деятельность субъектов общества, будь то государство, бизнес или само общество и его индивиды в частности, они часто оперируют размытыми заявлениями о том, насколько быстро ИТ переходят в облако. При этом конкретика, отражающая значение скорости проникновения облака, а уж тем более позволяющая строить прогнозы по развитию рынка облачных сервисов, отсутствует. Поскольку одной из целей моей диссертации является развитие статистического аппарата для мониторинга явления «информационное общество», я предлагаю вниманию читателей решение данной проблемы – индекс «облачности». Надеюсь, что органы государственной статистики также ознакомятся с данным предложением и начнут его использование на практике в своих статистических обследованиях.
Проблематика. Решение
При статистическом анализе информационного общества индекс «облачности» может быть использован не только и не столько в сфере ERP – он позволит отразить агрегированное относительное значение «рассеянности» информационно-технологических вычислений бизнеса, государства или общества (физических лиц).
Варианты индекса и определения:
- индекс «облачности» по трафику – отношение объема информации, переданного и обработанного с использованием облачных ЦОД, к объему информации, переданному и обработанному с использованием традиционных и облачных ЦОД (то есть ко всему обработанному объему информации);
- индекс «облачности» по выборке – отношение количества субъектов, использующих в своей деятельности облачные технологии, к общему количеству выборки;
- индекс «облачности» по бюджету – отношение затрат субъектов на облачные технологии к общему бюджету на информационные технологии.
Рисунок 1. Фондовый индекс «облачности» BVP в сравнении с индексами S&P 500, Dow Jones, NASDAQ. Источник: http://www.bvp.com/cloud/comps
Зададимся вопросом: какой из перечисленных вариантов индекса будет являться наиболее показательным?
Уже несколько лет подряд комплексное исследование абсолютного индикатора «облачности» по трафику проводит американский разработчик и поставщик сетевого оборудования – компания Cisco Systems. Исследование Cisco так и называется – Global Cloud Index (GCI), что дословно можно перевести как «глобальный индекс облачности (рассеянности)». Однако в самом исследовании не описывается относительный индикатор в традиционном понимании индекса. Результатом аналитических прогнозов компании являются два абсолютных значения: объем информации, переданный с использованием облачных ЦОД, и объем информации, переданный с использованием традиционных ЦОД.
Вырезка из исследования Cisco Global Cloud Index, 2014: «The workload density (that is, workloads per physical server) for cloud data centers was 5.2 in 2013 and will grow to 7.5 by 2018. Comparatively, for traditional data centers, workload density was 2.2 in 2013 and will grow to 2.5 by 2018».
Перевод автора: «Рабочая нагрузка (трафик) на облачные центры обработки данных в 2013 году достигла уровня 5,2 зеттабайта, в 2018 году прогнозный объем трафика – 7,5 ЗБ. К сравнению: традиционные центры обработки данных в 2013 году обработали 2,2 ЗБ информации, в 2018 году обработают 2,5 ЗБ».
Стоит отметить, что идея аналитиков из Cisco заслуживает особого внимания статистических органов, занимающихся мониторингом информационного общества. В своем же исследовании я предлагаю оперировать индексом в традиционном понимании – как относительным показателем. То есть прогноз Cisco на 2018 год будет выглядеть следующим образом: «Глобальный индекс «облачности» в 2018 году достигнет значения 0,75 (в 2013-м он был равен 0,7)». По своей сути, динамический ряд индекса «облачности» для аналитика является метрикой скорости перехода информационного общества из традиционных ИТ-сервисов в облачные и будет играть существенную роль при сравнении уровней развития информационных обществ различных государств.
Если же считать индекс по количеству выборки, то исследователь упустит размерность (масштаб) тех ИТ-технологий, которые используются субъектом в качестве облачного сервиса. В случае с ПО (англ. Soft as a Service – SaaS) – это сложность программной разработки, в случае с инфраструктурой (англ. Infrastucture as a Service – IaaS) – масштаб инфраструктурных средств, в случае с платформой (англ. Platform as a Service – PaaS) – мощность вычислительных ресурсов. Поэтому стоит ориентироваться на индекс, вычисляемый на основе денежного выражения – по бюджету (стоимости облачных сервисов).
Предлагаемая методика расчета индекса «облачности» по бюджету следующая. Статистические опросные листы, в частности, форму №3-информ, необходимо дополнить двумя вопросами: «годовой бюджет на ИТ» и «затраты на облачные сервисы». Суммировав все значения по соответствующим вопросам после статистического опроса, необходимо вычислить отношение общих затрат на облачные сервисы к суммарному годовому бюджету на ИТ:
Поскольку все варианты индекса «облачности» по бюджету являются относительными значениями на конечном количестве выборки, то интервал допустимых значений самого индекса, как и в случае его измерения по трафику, будет варьироваться от 0 до 1. Чем ближе значение индекса к нулю, тем меньше в стране развит рынок облачных вычислений, чем ближе к единице (т.е. к 100%), тем рынок больше. Однако значения 1 индекс не достигнет, во всяком случае, в существующей парадигме видения информационных технологий. Пример прост – для доступа к облачным сервисам как минимум личное ИТ-устройство пользователь должен иметь. Понятие «личное» здесь эквивалентно «традиционному». То есть минимальный бюджет все же будет выделяться на традиционные ИТ.
Состоятельность индекса «облачности» по бюджету может быть проверена на эмпирических значениях при проведении масштабного статистического обследования – должно выполняться следующее тождество:
где:
- Total revenue of IT cloud servicing companies (providers) – суммарная выручка провайдеров облачных сервисов;
- Total value of cloud computing services market – объем рынка облачных сервисов.
Поскольку первый индекс (по трафику) аналогичен индексу изменения объема, а второй (по бюджету) – индексу изменения стоимости, возникает вопрос, логично вытекающий из индексного метода анализа массовых явлений: будет ли состоятельным индекс «облачности» по ценам?
При первом анализе мы понимаем, что цена трафика на рынке облачных сервисов не первостепенна. Ведь в ценообразовании на облачный сервис важнейшую роль играет сложность ИТ-разработки (программы или элемента инфраструктуры), а не только трафик. Меньший поток информации в компьютерной обработке может оплачиваться выше, чем больший, ввиду совершенства программного кода его обработки. Поэтому представляется бессмысленным использование в практике мониторинга информационного общества, в частности, сферы ERP, индекса «облачности» по ценам.
Стоит упомянуть еще одну вариацию индекса «облачности» – биржевую. Это некий аналог фондовых индексов S&P, Dow Jones, ММВБ, РТС, NASDAQ, рассчитываемый венчурным инвестиционным фондом Bessemer Venture Partners (BVP). Данный индекс называется «BVP Cloud Computing Index» и является рыночным индикатором, отражающим динамику рыночных капитализаций ИТ-компаний, представленных на рынке облачных сервисов и котирующихся на фондовой бирже. При этом BVP приводит статистику индекса с начала 2011 года по текущий момент, из которой видно, что индекс по темпам роста опережает в целом фондовые рынки, однако он же является и более волатильным – то есть активы (компании), входящие в листинг, отличаются повышенным риском.
Ввиду того, что на текущий момент рынок облачных сервисов России находится в зачаточном состоянии, возможно предусмотреть заимствование данного индекса у BVP в целях его вычисления на массиве отечественных публичных ИТ-компаний в будущем. Наименование может быть следующим: «Российский фондовый индекс «облачности». Листинг для индекса может определяться биржей или инвестиционным фондом, который по логике будет заниматься инвестициями в бизнес, связанный с облачными технологиями.
***
На мой взгляд, наиболее показательным для целей макроэкономического анализа может являться индекс «облачности» по бюджету частного сектора экономики какой-либо страны или региона. Причем этот же индекс может быть использован и на микроэкономическом уровне – индекс «облачности» по бюджету предприятия, например, или индекс «облачности» по бюджету индивидуального пользователя. Использование всех вариаций индекса «облачности» позволит с высокой степенью точности давать оценку рынка облачных сервисов не только в России, но и в других странах.
Information society statistics: cloud index
Legchakov K.E., international business chief expert in a russian state-own company, postgraduate on faculty of economics at the Lomonosov Moscow State University, Kliml@mail.ru
Summary: In this article the author stresses readers’ attention at the information society phenomenon monitoring with help of a new statistical indicator – «cloud» index. The article contains variations of the index, their definitions, formulas and author’s appeal to monitor this index by state-scale statistic agencies.
Keywords: information society, cloud index, statistics.