– Дмитрий Юрьевич, «Специалисту» в ноябре исполнится 24 года. С 1991 года вам удалось не просто пережить пару кризисов, но и вырасти в крупнейший учебный центр России. Сейчас время третьего кризиса. У вас разработана стратегия его преодоления?
– Да, когда-то первые слушатели учились на моем личном компьютере, а за 1992 год у нас всего было 180 выпускников. Тогда это был лишь один класс, расположенный в знаменитой «Бауманке». Мы сделали упор на собственные силы и качество обучения, и этот путь оказался верным. Сегодня в «Специалисте» 8 учебных комплексов, более 60 классов и каждый месяц проходят обучение более 5000 слушателей.
Что касается кризисов, то они все и похожи, и отличаются друг от друга. Однако если в 1998 году мы были маленьким центром, то сейчас «выросли», нам легче перенести кризис, проще сохранить поток, кадры. В 2008 году был резкий рост спроса со стороны частных лиц, а компании, напротив, придерживали бюджеты. В нынешний кризис к нам приходят корпоративные клиенты из иных учебных центров, которые сворачивают свои программы. А вот особого увеличения частных клиентов пока нет. Видимо, еще не все поняли, что в кризис надо учиться!
В 90-е годы мы создали специальную службу по трудоустройству для наших выпускников, с исправлением общей экономической ситуации она постепенно стала менее востребована, в 2008-м мы ее восстановили и развили, а сейчас добавили еще такую опцию как возможность предоставления стажировок в крупных компаниях. Ну и, по-прежнему, мы верны своим традициям и постоянно ищем – и находим! – пути давать качественные знания за приемлемые деньги.
– С «Бауманкой» у вас взаимовыгодное сотрудничество?
– Да, наш центр создан и действует при МГТУ имени Н.Э. Баумана. Я считаю, «Бауманка» – старейший и лучший в России технический вуз, да простят меня выпускники прочих уважаемых учебных заведений. Мы шутим, что Центр «Специалист» – это «Бауманка-лайт». Бауманский университет дал нам школу и традиции. Кроме того, среди наших слушателей – большая доля школьников, которые после курсов поступают именно в «Бауманку». Так что мы решаем, в том числе, и задачу набора хорошо подготовленных абитуриентов. Нет, никаких особых преференций наши выпускники не имеют. Главное, что мы даем детям, это мотивация и знания. Как показывает опыт, это и является основой поступления в вуз.
– Вы можете себе позволить выбирать лучших преподавателей?
– Можем. И позволяем. Мы – учебный центр и несем ответственность за то, чему учим. Это традиционная «бауманская» система. Центр «Специалист» – это в первую очередь команда профессионалов. Все сотрудники и преподаватели регулярно проходят аттестации. Как шутят коллеги, «к нам в преподаватели попасть сложнее, чем в космонавты». И при этом люди хотят работать в «Специалисте»!
В 90-е годы было много людей с хорошей преподавательской школой. Сейчас таких мало. Специалисты классные есть, а вот доносить знания до слушателей мало кто умеет. Так что приходится учить кандидатов в преподаватели педагогике. У нас 150 человек читают курсы ежемесячно плюс те, кто ведут редкие курсы. Всего не менее 250 преподавателей. Мы стимулируем наших преподавателей к развитию и самосовершенствованию. Как правило, они успешно сочетают тренерскую работу с оказанием консалтинговых услуг, работой в крупнейших российских и зарубежных компаниях. Поэтому учебные программы постоянно дополняются реальными практическими примерами и новыми курсами.
– Расскажите о ваших курсах, учебных программах. Какие из них наиболее востребованы?
– В Центре «Специалист» нет невостребованных курсов, есть массовые и редкие. Статус и преимущества крупнейшего учебного центра в России создают так называемый эффект масштаба: мы можем оптимально распределять ресурсы в зависимости от загрузки того или иного учебного комплекса и планировать расписание на год вперед.
Мы подбираем удобный для слушателей режим, время и даты начала занятий. У нас группы стартуют вне зависимости от числа слушателей, строго в соответствии с расписанием. Слушатель может выбрать точный день начала занятий, режим занятий (ежедневно по рабочим дням, несколько раз в неделю, в выходные), время занятий (утром, днем, вечером, полный день) и, конечно, формат занятий.
80% наших слушателей занимаются очно. Это наш шаблон, эталон, все другие форматы обучения мы равняем на него.
Есть онлайн-обучение. Это подключение удаленного слушателя к «живой» группе очных слушателей. Его выбирают те, кто реально находится далеко, например, люди из других городов, наши соотечественники из других стран, желающие учиться на русском языке (есть отзывы, что и разница в цене колоссальная, и учат там хуже, чем у нас), а также те, кто не хочет тратить время на дорогу. В среднем таких слушателей 10%, на курсах по более сложным технологиям до четверти группы может быть «на удаленке».
Еще один формат – это открытое обучение, когда люди занимаются с преподавателем и с использованием видеозаписей. Человек может прийти в класс или учиться удаленно. Слушатель смотрит видео, выполняет практические задания, а преподаватель находится в классе, отвечает на вопросы очных и удалённых слушателей, контролирует знания и сам процесс обучения. Этот формат любят интроверты, которых среди «айтишников» много.
Смешанное обучение – это когда человек учится самостоятельно, по записям, а с преподавателем встречается раз в неделю. Но он не предоставлен сам себе: есть куратор, который постоянно на связи со слушателями. То есть лекции учащиеся слушают дома, а в классе собираются, чтобы выполнить практическую работу и пообщаться. Это один из недорогих форматов обучения.
Центр «Специалист» все время совершенствуется и развивается. 17 сентября мы публично на пресс-конференции объявим об еще одной инициативе – серьезной для рынка обучения, я бы сказал, революционной.
Список курсов у нас большой, их более 1000, вкратце – для начинающих и опытных пользователей ПК: PC, Apple, MS Office, программирование, сетевые технологии, компьютерная графика, 3D, анимация, дизайн, фото, видео, рисунок,1C, бухгалтерский учет и налогообложение, управление персоналом и кадровое дело, курсы управления проектами, менеджмент, реклама, продажи, информационная безопасность, подготовка старшеклассников к ЕГЭ, английский язык и многое другое. Есть программы по гармоничному развитию личности, развитию коммуникативных навыков.
Многие курсы представлены в различных уровнях – для начинающих, специалистов, руководителей.
– Относительно недавно вы ввели у себя дипломные программы – для тех, кто хочет получить новую специальность …
– Да, это программы комплексного обучения по различным направлениям. Мы начинали с коротких интенсивных курсов. А для того, чтобы давать людям больше системных знаний, требуется время. Но это достаточно дорого.
Как раз введение очно-заочной системы обучения позволило нам сделать серьезные и, одновременно, доступные программы переподготовки специалистов. Центр «Специалист» запустил такие программы с выдачей диплома по переподготовке, который соответствует государственным требованиям. Дипломных программ около 20: для веб-программистов, системных администраторов, бухгалтеров и пр. Сроки обучения – от 7 месяцев до 2 лет. Это серьезная подготовка!
На эти программы принимаются люди с высшим и средним специальным образованием. Они проходят тестирование на определение уровня знаний кандидата. При необходимости соискатель отправляется на курсы предварительной подготовки, чтобы «добрать» знания для поступления. После окончания учебы слушателям вручаются диплом о профессиональной переподготовке по специальности и свидетельства вендоров.
– Ваш сегодняшний слушатель: каков его общий «портрет»?
– У нас целая портретная галерея. Основная часть – это люди 25-40 лет, кто-то пришел на переподготовку, кто-то потерял работу и повышает свою ценность, как сотрудника, кто-то повышает квалификацию. Есть люди старше 50, большинство из них совершенствуют свои знания, осваивают что-то новое. У молодых мам востребованы курсы, позволяющие потом работать на дому.
Если говорить о гендерной составляющей, то она у нас не особенно ярко выражена. Все больше молодых людей выбирают для себя бухгалтерские курсы, все больше представительниц прекрасного пола – программирование. На веб-технологиях и компьютерной графике соотношение примерно равное.
– Как работает ваша служба по трудоустройству?
– Трудоустройство – это очень серьезный процесс, который порой сравнивают с подбором спутника жизни. Наши консультанты определяют уровень знаний соискателя и объясняют ему, на какие работу и зарплату он может претендовать. Есть два пути. Либо человек устраивается на более низкую зарплату, работает и учится на курсах, и делает карьеру таким образом, либо он учится, повышает свою квалификацию и тогда может претендовать на более высокий уровень оплаты и должности.
У «Специалиста» давние и крепкие связи со многими компаниями, в том числе крупнейшими. Мы предоставляем базу наших выпускников работодателям, а соискателям даем подробные рекомендации, а не просто сухое резюме. Есть специальный бесплатный курс для выпускников по технологиям трудоустройства, на котором мы объясняем все тонкие моменты: как правильно составить резюме, проходить собеседования, выбрать работодателя и другие полезные вещи. Мы регулярно проводим дни карьеры, на которые приглашаются работодатели, и идут их прямые встречи с нашими слушателями.
Плюс нам не нужно прилагать колоссальных усилий для трудоустройства наших выпускников, так как с нашим свидетельством людей берут достаточно охотно. «Бауманец» «бауманца» всегда поддержит – это факт! Наш сертификат – это ключ, который открывает многие двери!
– Все время говорят, что наше ИТ-образование сильно отстает от мирового уровня. А как же тогда мы справимся с импортозамещением?
– Для частных вузов или хозрасчетных подразделений государственных учебных заведений ИТ-образование оказывается очень дорогим и невыгодным. Требуются постоянно обновляющаяся техническая база и специалисты-преподаватели, все время повышающие квалификацию. В сфере ИТ даже стоять на месте означает откатываться назад. Качественная подготовка «айтишников» – очень дорогое удовольствие. Если есть спонсорская помощь и крупные инвестиции от бизнеса, как в «Бауманке», то это возможно. Но даже такой крупный вуз не может дать специалистов для всей страны!
Что касается импортозамещения… Знаете, если человек умеет шить на своей швейной машинке, то и другую модель он быстро освоит. Если промышленность будет работать на отечественном программном обеспечении, то Центр «Специалист» подготовит необходимые кадры. Это всего лишь новый рубеж.
Нам интересно работать с теми, кто хочет учиться! Заходите на наш сайт http://www.specialist.ru, выбирайте курсы, и тогда вы найдете достойное место в сфере ИТ – одной из самых современных и привлекательных для трудоустройства как в плане размера заработной платы, так и в плане профессионального престижа.
Ирина Лялина, командный и карьерный коуч Центра «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана
|
Ирина Лялина более 20 лет преподает и проводит тренинги по технологиям продаж, работе с клиентами, проведению успешных переговоров, управлению мотивацией, тайм-менеджменту, принятию управленческих решений, развитию лидерских навыков и др. Эксперт в области разработки и реализации программ формирования и развития кадрового потенциала, оценки персонала, стандартов сервиса |
«Айтишники» – это «левополушарники». Их логика – «зачем это нужно?» – отбрасывает всю лишнюю, по их соображениям, «лирику». Поэтому область ИТ традиционно плохо сочеталась с менеджментом. Но ИТ-продукты и ИТ-услуги – это тоже товар, нуждающийся в продажах.
Отсюда необходимость учиться выстраивать коммуникации, как внешние, так и внутренние. Существует множество случаев, когда всего лишь из-за неумения ИТ-специалистов грамотно общаться с заказчиком затягивались и срывались большие и серьезные проекты. Проблема подбора ИТ-персонала у кадровиков и вечные сложности с запросами из бухгалтерии общеизвестны!
Спрашиваешь слушателей: «С чего вы начинаете разговор с вашим заказчиком?»
Отвечают: «С описания продукта, технологий…»
«А поздороваться забыли? Ну, законнектиться?»
Тут и наступает понимание, так как говорим на одном языке.
Тот факт, что «Специалист» стал проводить курсы по технологиям продаж, работе с клиентами, проведению успешных переговоров, управлению мотивацией, тайм-менеджменту, принятию управленческих решений, развитию лидерских навыков, кадровым программам, свидетельствует о том, что руководство учебного центра четко отслеживает и принимает во внимание так называемые вызовы времени. Попадание, что называется, «в яблочко». Несмотря на кризис, а возможно, и вопреки ему, наши заказчики готовы вкладывать средства в обучение своего персонала, потому что это именно тот случай, когда вложенное вернется сторицей.
Сегодня все серьезные компании понимают, что без создания корпоративной культуры и грамотного поддержания ее в максимально эффективном состоянии продуктивно работать нельзя.
Наши курсы рассчитаны на две основные группы – ИТ-специалистов и ИТ-руководителей. Мы учим, что рабочее настроение тоже нужно уметь настраивать!