Рубрика:
Зал славы «СА»
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Грозовые помехи
Новый экспонат нашего виртуального музея информационных и компьютерных технологий – прибор, впервые продемонстрированный Александром Поповым на заседании Русского физико-химического общества 7 мая 1895 года. Одни считают его первым в истории радиоприемником, другие – одним из первых (подробнее об этом см. статью об истории радио в этом номере журнала). Между тем сам изобретатель если и вел тогда, во время доклада и демонстрации прибора, речь об использовании последнего в качестве средства связи, то бегло – всего одной общей фразой в заключение. А основную часть доклада посвятил конкретному прикладному применению своего изобретения.
К тому времени Александру Степановичу Попову только что исполнилось 36 лет. Сын священника, он и сам поначалу был направлен в духовное училище (где его брат преподавал латынь), затем поступил в Пермскую духовную семинарию. После чего взгляды и жизненные планы Попова резко изменились, и он, не закончив семинарию, поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. После окончания последнего Попову (за годы учебы вынужденному подрабатывать электромонтером) было сделано предложение остаться на кафедре физики с перспективой профессуры. Однако он, защитив диссертацию, перешел на работу в Техническое училище Морского ведомства (министерства) в Кронштадте, где преподавал физику и математику.
Именно там Попов сделал свое главное изобретение в жизни: одним из первых продемонстрировал передачу «морзянки» без помощи проводов. Передатчиком служила так называемая катушка Румкорфа (устройство для получения импульсов высокого напряжения) с присоединенным «вибратором Герца», а в качестве приемника Попов использовал собственную оригинальную схему. В нее входили антенна, когерер (с устройством для восстановления чувствительности) и реле.
Автор изобретения назвал свое детище «грозоотметчиком», так как главное применение последнего видел в регистрации дальних грозовых разрядов. И лишь в конце доклада Попов отметил, что у его прибора есть и другая перспектива, возможно, отдаленная: «В заключение я могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усовершенствовании может быть применен к передаче сигналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний, как только будет найден источник таких колебаний, обладающий достаточной энергией».
Многие усовершенствования Попов сделал сам, продолжая свои опыты. И вскоре добился передачи сигнала на десятки метров. В конце того же года изобретатель передал усовершенствованный прибор метеорологической станции Санкт-Петербургского лесного института, и вот это устройство, позволявшее фиксировать грозовой разряд на расстоянии уже десятков километров, имело все детали и компоненты, без которых не обходились все ранние приемники беспроводного телеграфа.
И, наконец, 24 марта 1896 года, выступая перед той же научной аудиторией, изобретатель провел первый полноценный сеанс «радиосвязи»: с помощью усовершенствованного «грозоотметчика» передал в другое здание, находившееся в четырех километрах от передатчика, короткую радиограмму, состоявшую всего из двух слов: «Генрих Герц». А вот был ли этот сеанс радиосвязи первым в истории – на сей счет споры велись десятилетиями (см. об этом указанную статью). Но в том, что итальянский ученый и изобретатель Гульельмо Маркони использовал для своих опытов (принесших ему славу первооткрывателя, Нобелевскую премию и первый в истории радиобизнес) им же усовершенствованный передатчик и антенну Попова, сомнений нет ни у кого.
Любопытно, что русский изобретатель занимался своими экспериментами за собственный счет, не получая ни копейки из казны или от «спонсоров». И только после того, как в газетах прошла информация об опытах Маркони, родное (для Попова) Морское ведомство тут же расщедрилось аж на… триста рублей! Для поддержки отечественного самородка и отечественной науки в целом.
Лишь тремя годами позже были построены две полноценные приемно-передающие станции. Установленные на двух судах радиотелеграфные станции могли осуществлять связь на расстоянии до 8 км. И уже в следующем, 1899-м, году небольшой электромеханический завод сделал еще три радиостанции для броненосцев черноморской эскадры.
Мир включил радио.
Владимир Гаков
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|