Рубрика:
Разработка /
Особенности языка
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
КОНСТАНТИН РАЧАЕВ, ведущий инженер, ОАО «Ростелеком», k.rachaev@mail.ru
Как приручить ДРАКОНа?
ДРАКОН – это визуальный алгоритмический язык программирования и моделирования, представляющий алгоритмы по принципу «взглянул – и сразу понял»
История рождения языка
В 1986 году для решения задач, стоявших перед ракетно-космической отраслью, был начат проект по разработке нового языка. Причиной создания послужила необходимость в разработке бортового программного обеспечения и программного обеспечения наземных испытаний корабля «Буран». По оценкам специалистов, для этой работы требовалось несколько тысяч программистов. После изучения задачи специалисты института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН создали проблемно-ориентированные языки, основанные на терминах, понятиях и форме представления алгоритмов управления и испытаний, используемых разработчиками корабля. Так на свет появились ПРОЛ2, ДИПОЛЬ, ЛАКС. Но из-за их узкой специализации было принято решение разработать один язык, способный решать задачи не только трех вышеназванных, но и задачи, выходящие за круг традиционного программирования, например, облегчение взаимодействия и понимания между представителями различных специальностей и отраслей. Разработка завершилась через 11 лет, так появился Дружелюбный Русский Алгоритмический Язык, Который, Обеспечивает Наглядность, или сокращенно – ДРАКОН.
В 1996 году на базе ДРАКОНа была построена автоматизированная технология проектирования алгоритмов и программ (CASE-технология) под названием «ГРАФИТ-ФЛОКС».
Особенности языка
ДРАКОН – это визуальный алгоритмический язык программирования и моделирования, при разработке которого использовались стандарты ГОСТ 19.701–90 и ISO 5807–85, а, самое главное, особое внимание уделялось повышению восприятия алгоритма или, говоря по-другому, учитывались когнитивные характеристики человека. Человеческий мозг в основном ориентирован на визуальное восприятие, и люди получают информацию при рассмотрении графических образов быстрее, чем при чтении текста. Алгоритмы, реализованные на ДРАКОНе, являются более наглядными и понятными. А эргономичные методы, применяемые в языке, существенно улучшают восприятие алгоритмов. Традиционные языки в этом плане не до конца учитывают специфику зрительных образов. А так как наглядная и понятная схема позволяет легко выявить ошибки в алгоритме, то чем больше ошибок будет выявлено на этапе алгоритмизации, тем надежнее будет разрабатываемое ПО.
Язык ДРАКОН выполняет две принципиально разные функции. С одной стороны, он позволяет разрабатывать алгоритмы практических прикладных задач специалистам-непрограммистам, которые знают постановку задачи и владеют материалом в практической области. А, с другой стороны, для программистов он служит языком программирования. Исходя из этих двух функций ДРАКОН можно использовать в качестве языка общения между непрограммистами и программистами. В качестве примера предлагаю посмотреть видеоурок по разработке программы управления автоматическим дверным замком [1], где показаны процесс создания алгоритма на псевдоязыке, а затем и кодирование алгоритма.
«Буквами» языка являются графические элементы, называемые иконами, а объединение нескольких икон – макроиконой. В языке используются два типа элементов: графоэлементы – графические фигуры и текстоэлементы – текстовые надписи, расположенные внутри или снаружи графоэлементов. Соответственно выделяется и два типа синтаксиса. Графический синтаксис как набор правил размещения графоэлементов и правил их связи и текстовый синтаксис, который задает алфавит символов, правила их комбинирования и привязку к графоэлементам.
ДРАКОН фактически является семейством языков, которое может включать практически неограниченное число языков. Эти языки семейства имеют одинаковый графический синтаксис, а отличаются своим собственным текстовым синтаксисом. Язык ДРАКОН можно разделать на две группы.
Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №7-8 за 2015 г. на страницах 83-87.
PDF-версию данного номера можно приобрести в нашем магазине.
- Использование языка ДРАКОН для программирования микроконтроллеров с помощью «ИС Дракон» – http://www.youtube.com/watch?v=Ua9dUUONjdk&feature=youtu.be.
- Официальный сайт языка ДРАКОН – http://drakon.su.
- Форум языка ДРАКОН – http://forum.oberoncore.ru/viewforum.php?f=77.
- Кормен Томас. Алгоритмы построения и анализ. Второе издание. – 2005.
- Седжвик Роберт. Фундаментальные алгоритмы С++. Третье издание. – 2001.
- Паронджанов В.Д. Учись писать, читать и понимать алгоритмы. Алгоритмы для правильного мышления. Основы алгоритмизации. – М.: «ДМК Пресс», 2012.
- Ершов Ю.Л., Палютин Е.А. Математическая логика. Второе издание. – М.: «Наука». Гл. ред. физ.-мат. лит. – 1987.
- Редактор «ИС Дракон» – http://drakon.su/programma_is_drakon.
- Редактор DRAKON Editor – http://drakon-editor.sf.net.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|