Сейчас в облаках можно найти практически любые ИТ-сервисы. Виртуализируют операционные системы, приложения, базы данных, сетевую инфраструктуру, антивирусные системы и многое другое. Однако большинство этих облачных услуг невидимы для пользователя. Менеджеру или бухгалтеру совершенно все равно, в какой облачной инфраструктуре работают корпоративные серверы. Но есть облачные услуги, которые касаются конечных пользователей напрямую. Примером является облачный офис.
В своей статье я не буду рассказывать о том, какие офисные пакеты бывают и в чем их преимущества и недостатки. На эту тему уже написано множество материалов. Вместо этого предлагаю более детально рассмотреть те механизмы обеспечения защиты информации, которые заложены в каждое из решений. Офисные приложения подвержены множеству различных угроз, и необходимо понимать, насколько хорошо они защищены.
Облачный Office 365
Начнем с наиболее распространенного офисного пакета Microsoft Office 365. Пакет офисных приложений Microsoft Office хорошо известен на рынке, поэтому появление облачной версии Office 365 также получило широкое распространение.
Основным отличием Office 365 от предыдущих версий является то, что это сервис, доступный по подписке. При этом в состав некоторых его тарифных планов входит право установки офисного пакета на компьютеры подписчика. В состав облачного сервиса входят следующие компоненты: Outlook, Publisher, Access, InfoPath, Lync, Visio Viewer. В зависимости от тарифного плана состав доступных компонентов может меняться.
В Office 365 используется целый ряд механизмов для защиты информации. Часть из них реализуется на стороне серверов, а часть можно использовать на клиентах.
Начнем с описания серверных компонентов. Серьезной проблемой для большинства сервисов, работающих в Интернете, являются атаки на отказ в обслуживании (DDoS).
Основным серверным компонентом Office 365 является служба Exchange Online, предоставляющая услуги электронной почты. Средства защиты Exchange Online отслеживают базовые показатели использования и реагируют на всплески трафика таким образом, чтобы это не сказывалось на работе пользователей.
Трафик регулируется с того момента, когда он превысил стандартные показатели, и до тех пор, пока использование не нормализуется. В качестве средств регулировки используется переключение на дополнительные каналы связи, постановка запросов в очередь и другие механизмы. При этом реакция на скачки трафика происходит независимо от того, чем они вызваны: поведением пользователя или DDoS. Механизмы защиты позволяют снизить влияние этих перепадов на работу других пользователей.
Кроме этого, по заявлениям представителей Microsoft, Office 365 использует стороннюю коммерческую платформу мониторинга.
Управление правами
Интересным инструментом, позволяющим предотвратить утечки данных и файлов в Office 365, являются службы управления правами Azure Rights Management Services (RMS). Данный сервис может приобретаться самостоятельно или вместе с другими компонентами Office 365.
Azure RMS может взаимодействовать со следующими сервисами: Office, SharePoint Online и Exchange Online.
В Exchange Online RMS пользователи могут предоставлять права на чтение различных сообщений. Например, можно ограничить круг лиц, которые могут прочитать письмо, и, если сообщение будет переслано тому, у кого нет прав на чтение, он не сможет получить доступ к не предназначенной ему информации. По сути, данный функционал является аналогом систем предотвращения утечек (DLP).
Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №5 за 2015 г. на страницах 28-33.
PDF-версию данного номера можно приобрести в нашем магазине.