Эволюция файлового сервера
Непросто найти фирму или организацию, в вычислительной сети которой не было бы файлового сервера. Никакие интегрированные информационные и справочные системы не могут сравниться с файловым сервером попростоте внедрения, использования и сопровождения. Руководители, экономисты, бухгалтеры и юристы без особого сопротивления хранят свои рабочие файлы на общих сетевых ресурсах, иногда даже отмечая удобство совместного доступа.
Для ИТ-персонала достоинства файловых серверов тоже очевидны:
- Научить пользователей работе с файлами на сервере сравнительно нетрудно, потому что имеется прямая аналогия с опытом использования файлов на локальном диске.
- Подключение сетевых ресурсов в ОС пользователей можно автоматизировать и осуществлять удаленно с помощью политик.
- На сервере легко настроить права доступа к файлам и установить дисковые квоты для отдельных пользователей или групп.
Централизованное файловое хранилище в отличие от локальных дисков рабочих мест пользователей легко защитить от катастрофических аварий путем организации RAID-массива и системы резервного копирования.
Сначала эти качества вызывают исключительно положительные эмоции у всех участников информационного взаимодействия, и на файловый сервер начинают возлагаться самые разнообразные функции, требующие коллективной работы. Количество файлов неуклонно растет, они организуются в папки с самыми причудливыми именами.
Одним прекрасным утром системный администратор обнаруживает, что ночное резервное копирование завершилось с ошибкой из-за нехватки дискового пространства на носителе. Оказывается, какой-то сотрудник решил поделиться своей фильмотекой с коллегами. В ходе поиска причины переполнения обнаруживается еще куча папок с фотографиями последнего корпоратива, которые тоже занимают львиную долю дискового пространства.
Оценив ситуацию и переговорив с виновниками происшествия, системный администратор запускает очистку файлового сервера от мультимедийного контента. Но воцарившийся было покой внезапно нарушается истошным криком сотрудницы отдела дизайна. Оказывается, из ее папки пропали материалы фото- и видеосъемки помещения клиента, которые она вчера вечером записала туда со своего смартфона после возвращения из недельной командировки.
Через месяц, когда об инциденте уже почти никто не вспоминал, системный администратор обнаруживает, что объем файлов на сервере снова стремится к критической отметке. Тяжело вздохнув, он приступает к написанию докладной записки руководству организации о необходимости модернизации файлового хранилища.
Минуло два года. Ситуация с файловым сервером резко изменилась. Теперь резервное копирование данных начинается сразу после завершения рабочего дня, чтобы успеть быть выполненным к началу следующего. То и дело можно услышать жалобы работников на сложность поиска файлов в плохо поддающейся пониманию структуре каталогов. Файловый сервер незаметно превратился в то, что называется «файлопомойка» (см. рис. 1). Большинство хранящихся на сервере файлов устарели, о назначении некоторых можно только догадываться. Сотрудники «профильных» подразделений не отваживаются их удалять, потому что созданы они были давно уволенными коллегами, о которых в организации ходят легенды. На просьбы спасти от информационного мусора системный администратор лишь разводит руками: «Удалить могу, но за последствия не отвечаю!»
Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №5 за 2015 г. на страницах 16-19.
PDF-версию данного номера можно приобрести в нашем магазине.