Рубрика:
Зал славы «СА»
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Семнадцать знаков, которые изменили мир
Именно 17, если точно посчитать буквы, цифры и знаки препинания (в данном случае – дефисы и точки) в странной фразе, напоминающей сокращенный адрес. Или какое-то зашифрованное послание. А на самом деле обозначающей дату и место рождения замечательного изобретения, без которого и ныне, почти 80 лет спустя, человечество – как без рук...
Историческая надпись латиницей – очередной экспонат нашего виртуального музея компьютерных и коммуникационных технологий – гласила буквально следующее: «10.-22.-38 ASTORIA». И была сделана 22 октября (американская система – сначала месяц, потом день) 1938 года в нью-йоркском жилом комплексе Astoria химиком-самоучкой Честером Карлсоном. Постоянный читатель журнала, конечно, сразу же вспомнил, кто это: изобретатель процесса фотокопирования, другое, более популярное название которого – ксерокопирование, а также прибор, посредством коего данный процесс осуществляется (ксерокс), вошли во все словари мировых языков.
А второй экспонат – первый в мире лазерный принтер – был создан в компании, носящей то же имя: Xerox.
Вкратце напомню (подробнее – см. статью в рубрике «Ретроспектива», «СА», №11/2010) обстоятельства появления самой, вероятно, «дорогостоящей» (если посчитать патентные дивиденды самого Карлсона, компании Xerox и прочих производителей копиров и принтеров) надписи в истории. По-моему, стопроцентный кандидат в Книгу рекордов Гиннесса!
В патентном деле Карлсон, как говорится, собаку съел, поскольку по профессии был патентоведом. А заняться химическими опытами «на дому» его заставила житейская необходимость. Для облегчения труда копировальщика документов, в распоряжении которого тогда были лишь пишущая машинка и различные подручные средства для рисования от руки схем и чертежей (делать фотокопии тогда было дорого), химик-самоучка изобрел сначала особую термическую бумагу, а затем – красящие (фотопроводные) порошки. Или всем знакомые ныне тонеры. И, как уже было сказано, 22 октября 1938 года в чулане, переоборудованном под химическую лабораторию, вместе с помощником – бежавшим из нацистской Германии физиком Отто Корнеи – на цинковой пластине получил первую удовлетворительную копию, сделанную не с помощью привычных чернил, карандаша, краски, туши, угля, мела – и даже не с помощью фотопроявителя! На сей раз помощником оказался тот самый электрически заряженный чудо-порошок – сера. А исходным оригиналом послужила та самая короткая надпись из 17 знаков, написанная – уже обычным образом – на обычном же стекле с фото, сделанным под микроскопом.
Еще более поразительная история признания – точнее, тотального (на уровне «заговора»!) непризнания – нового изобретения. Продать его изобретатель безуспешно пытался на протяжении долгих пяти лет! И куда только ни обращался. Достаточно назвать две компании, которые язык не повернется назвать ретроградными, неспособными воспринять революционную новинку: IBM и General Electric…
И лишь в 1944 году на изобретение Карлсона «клюнул» небольшой научный центр – Batelle Memorial Institute в Коламбусе, штат Огайо. Организация некоммерческая, которая, однако, спустя еще три года выгоднейшим образом продала усовершенствованный патент Карлсона также небольшой, но уже сугубо коммерческой нью-йоркской компании Haloid Corporation. Она в 1949 году и выбросила на рынок первые копировальные устройства – Model A, заодно придумав этим агрегатам звучное название «ксероксы» (от ксерографии, в переводе с греческого – «сухое письмо») и сменив название компании на столь же знакомое ныне всем Xerox.
Ну а спустя два десятилетия в той же Xerox – в ее легендарном Исследовательском центре в Пало Альто (Palo Alto Research Center – PARC) – был разработан первый опытный лазерный принтер EARS. Сотрудник компании инженер Гэри Старкуэзер просто догадался дополнить ксерокопирование (или, точнее, электрофотографию) лазерным лучом. И в 1977 году на рынке появился «первый коммерческий ксерографический лазерный принтер – Xerox 9700 Electronic Printing System», как позиционировала новинку компания-производитель.
Остальное, как говорится, история. В буквальном переводе с английского аббревиатура EARS – это «уши». В данном случае изобретение Честера Карлсона, усовершенствованное и доведенное до рыночных кондиций в Xerox, стало скорее «глазами» современного бизнеса. И всего прочего, где приходится копировать документы.
Владимир Гаков
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|