Незаменимая роскошь::Журнал СА 1-2.2015
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

ЭКСПЕРТНАЯ СЕССИЯ 2019


  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
28.05.2019г.
Просмотров: 305
Комментарии: 1
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 402
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 329
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 255
Комментарии: 0
Введение в анализ алгоритмов

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 823
Комментарии: 0
Arduino Uno и Raspberry Pi 3: от схемотехники к интернету вещей

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Незаменимая роскошь

Архив номеров / 2015 / Выпуск №1-2 (146-147) / Незаменимая роскошь

Рубрика: Карьера/Образование /  Особое мнение

 АЛЕКСЕЙ БЕРЕЖНОЙ, независимый консультант, системный архитектор, специалист по системам виртуализации и резервного копирования, alexey.berezhnoy@tech-center.com

Незаменимая роскошь

В статье рассказывается о роли информационных технологий и поднимаются вопросы о перспективах отечественного бизнеса

События последних месяцев заставляют задуматься о роли ИТ в нашей жизни. Ведь в отличие от таких показательных фактов, как, например, цена на бензин, их роль не так очевидна. И слишком велик соблазн заявить о том, что не так уж актуальны эти самые ИТ. «Ну, жили сто лет без компьютеров, войну выиграли, страну из руин подняли и дальше проживем!» – такие рассуждения можно услышать даже из уст тех, кто по идее должен бороться за выживание информационных технологий.

К сожалению, российские ИТ-специалисты сами порой не осознают, для чего нужны плоды их труда и какую пользу они приносят. На вопрос: «А для чего вообще нужны информационные технологии?» – в ответ обычно получаешь что-то вроде: «Чтобы бухгалтерия работала... чтобы почта ходила...» и тому подобное. Но бухгалтерия и почтовая переписка существовали задолго до изобретения компьютеров. Так зачем они все-таки понадобились бизнесу, эти самые компьютеры и все, что с ними связано?..

Есть ли на самом деле выгода от информационных технологий?

Поскольку данный вопрос из области практики, то и рассматривать его необходимо на работающем примере.

Возьмем самый простой вариант – обычную торговую фирму. Тот самый случай, когда не нужно заниматься строительством производственных помещений, организацией технологического процесса и так далее. Просто перепродажа уже имеющегося товара.

Допустим, три человека решили открыть торговое предприятие. Один из них занялся закупкой товара, второй – его реализацией, а третий осуществляет учет и общее руководство (см. рис. 1). На данном этапе нет острой необходимости вводить какую-либо автоматизацию. Все, что касается движения товара, а также бухгалтерский и управленческий учет можно отразить по старинке – «на бумажках».

Стартовая позиция компании

Рисунок 1. Стартовая позиция компании

Но вот бизнес постепенно растет, и наша бизнес-тройка «закупка-учет-продажи» уже не справляется с возросшими объемами. Для ускорения процесса они приглашают на работу своих друзей. Теперь в бизнес-процессе присутствует два слоя: учредители и наемные работники (см. рис. 2). Так как все сотрудники знают друг друга лично и состоят в хороших отношениях и оборот компании не такой уж большой, то в такой ситуации особых проблем в работе, как правило, не возникает.

Подчиненные лично знакомы с учредителями

Рисунок 2. Подчиненные лично знакомы с учредителями

Но вот наша компания выросла еще больше, и учредителям приходится принимать на работу уже новых людей, по рекомендации своих подчиненных. Теперь в бизнесе участвует уже три уровня (см. рис. 3).

Постепенный рост компании

Рисунок 3. Постепенный рост компании

Что касается новых сотрудников из «нижнего слоя», они знакомы с учредителями только понаслышке и не особенно посвящены в дела компании. Их участие в компании уже сводится к выполнению предписанных обязанностей. До этого момента мы рассматривали прием людей на работу исключительно по рекомендации, когда уровень навыков и личные качества кандидата хорошо известны хотя бы одному сотруднику. Рано или поздно придется принимать в штат малознакомых или совсем незнакомых людей. Таким образом, появляются четвертый, пятый и другие уровни, которые уже почти целиком состоят из наемных сотрудников (см. рис. 4).

Увеличение численности наемного персонала

Рисунок 4. Увеличение численности наемного персонала

Посмотрим внимательнее эту новую структуру компании. Основное место в ее рядах составляют наемные работники, которым уже все равно, как будут обстоять дела у бизнеса. Они не являются соучредителями, их доход почти не зависит от успехов компании в целом. Этот бизнес не является их детищем, а всего лишь очередным трудоустройством. Судьба компании их не волнует. Если им перестанут выплачивать зарплату и/или бонусы, они просто уволятся и пойдут искать другую работу. Люди заняты огромным количеством мелких операций: посчитать на деревянных счетах, напечатать отчет, вручную заполнить множество бланков, доставить почту и так далее. При этом основные мысли этих людей сосредоточены на том, чтобы поскорее закончился их рабочий день. Именно так и происходило на заре индустриальной эпохи, когда любой бизнес сопровождала многочисленная армия клерков. И любая ошибка такого «маленького человека» могла вызвать сбой и даже разрушить корпоративную махину. Если же говорить о вредительстве (это явление присутствует везде, где есть конкуренция), то всем известно, что основной урон бизнесу приносят не злые гении, а обиженные сотрудники на младших должностях. Именно они способны изрешетить надежную систему любого процесса подобно термитам, превращающим в труху новенькое здание.

Есть ли выход из данной ситуации? Если мы посмотрим на рис. 5, то увидим совершенно иную картину. Несколько нижних слоев нашей модели предприятия заменили на автоматизированные процессы посредством внедрения информационных технологий. Проще говоря, мелких клерков заменила компьютерная техника. Больше нет того ненадежного слоя, переполненного бесчисленными «трагедиями маленького человека». Вместо них образовалась мощная прослойка ИТ, которая служит продвижению бизнес-процессов, подобно тому, как железная дорога перевозит грузы и пассажиров. И вместо целой орды наемных работников рутинные операции выполняет компьютерная система.

Информационные технологии на службе бизнеса

Рисунок 5. Информационные технологии на службе бизнеса

Разумеется, новая инфраструктура, построенная на ИТ, нуждается в заботливом уходе и планомерном развитии. Именно поэтому образовалось новое подразделение бизнеса – ИТ-департамент. Но заинтересовать нескольких профессионалов в результатах работы компании гораздо проще, чем множество мелких клерков.

Но что же произойдет, если эта прекрасная стройная система вдруг выйдет из строя? Бизнес понесет убытки, несопоставимые с проблемами от некорректной работы одного сотрудника. Следовательно, ИТ, с одной стороны, уменьшают риски, связанные с человеческим фактором, с другой, зависят от новых угроз, в первую очередь в области информационной безопасности и отказоустойчивости.

При использовании ИТ резко возрастают требования к уровню профессионализма людей, работающих с новой системой. Но в то же время, если сопоставить величину фонда оплаты труда, который тратился на многочисленных мелких клерков, и сравнить его пусть с неплохой, но отнюдь не самой высокой зарплатой системных инженеров и администраторов, выгода от использования компьютерной техники становится очевидной. И это не говоря о том, что каждого рядового служащего нужно обеспечить рабочим местом, средствами для работы (мебель, канцтовары, пишущая машинка и много чего другого), а также минимальными удобствами (питьевая вода, освещение, отопление, туалет и т.д.). Учитывая цены на аренду офисных помещений, бизнес получает большую экономию от внедрения ИТ.

Разумеется, применение ИТ не ограничивается функциями учета и документооборота между контрагентами. Ниже идет описание далеко не полного списка функций, которые взяли на себя информационные технологии.

Функции, которые перешли к ИТ или появились с развитием информационных технологий:

  • Почтовая переписка.
  • Управленческий учет, включая анализ прошлых периодов и составление прогнозов.
  • Бухгалтерский учет и формирование отчетности.
  • Системы автоматического проектирования.
  • Системы управления технологическим процессом.
  • Средства голосовой и видеосвязи.
  • Реклама нового типа.
  • Возможности удаленной работы.
  • Хранение и каталогизация информации в больших объемах.
  • Распределенный доступ к информации.
  • Замена эфирного аналогового вещания.
  • Обеспечение аудио- и видеосвязи.
  • Контроль доступа в помещение.
  • Средства разработки и проектирования.

Поэтому было бы неправильно говорить о роли информационных технологий только в рамках экономии денежных средств. Сегодня информационные технологии – собственно, это и есть бизнес в его современной интерпретации. Его внутренняя жизнь, его связь с внешним миром, его «светлое будущее и темное прошлое». Даже если глобальный вывод из строя ИТ-ресурсов не приведет к полному краху предприятия, в любом случае произойдет остановка бизнес-процессов на неопределенное время.

Важное замечание. В данном случае мы рассмотрели самый простой пример с торговой фирмой среднего уровня. Если речь идет о бизнесе, связанном с созданием интеллектуальной собственности, например, архитектура, научные разработки, дизайн, управление инвестициями, АСУ ТП [1] и так далее, то зависимость от ИТ возрастает в десятки раз.

Побочные эффекты

Выше я уже писал о том, что при использовании ИТ бизнес попадает в зависимость от людей, которые обслуживают новую ИТ-инфраструктуру. Но это еще не все. Насколько бы хорошо ни работала группа системных инженеров и администраторов, все равно остается риск стать жертвой форс-мажорных обстоятельств: пожара, наводнения и других напастей. Нет защиты и от ошибок, случайно вносимых компьютерными пользователями при обработке данных. И всегда есть опасность стать жертвой мошенников, на этот раз вооруженных новыми технологиями. Поэтому возрастают требования к моральным качествам персонала, который работает в информационном окружении.

Современным управленцам нужно очень хорошо запомнить и никогда не забывать, что ИТ-специалист – это не просто наемный сотрудник или «слесарь по компьютерам», а добрый ангел-хранитель, оберегающий бизнес от разрушения. Что такое сегодня кража информации? Например, передача конкурирующей фирме базы данных контрагентов или перспективных идей и проектов? По сути, это и есть отъем бизнеса как таковой. И нужно обязательно учитывать репутационные риски, когда остальные участники рынка просто не захотят иметь дело с бизнесом неудачников, которые так и не смогли организовать нормальное функционирование информационной составляющей.

Поэтому параллельно с увеличением доли информационных технологий необходимо заботиться о сохранении ИТ-инфраструктуры в рабочем состоянии. В первую очередь это меры, направленные на резервное копирование, обеспечение отказоустойчивости и безопасности. Как раз та самая «троица», которой в России по традиции уделяют не слишком много внимания и заботы.

О понимании политического момента

С первого взгляда в этой статье написаны очевидные вещи. Но так ли уж они очевидны для большинства жителей бывшего СССР? Исторически сложилась уникальная ситуация. В ХХ веке две ведущие сверхдержавы устроили между собой состязание в демонстрации превосходства, назвав это «холодной войной». Пока советские идеологи клеймили лженауку кибернетику, на загнивающем Западе уже строили вычислительные комплексы для серьезных вычислений.

Потом пришла эпоха перестройки, а с ней эпоха прозрения и понимания масштабов отставания в высокотехнологических областях. Началась эра насильственной «компьютеризации», когда предприятия в приказном порядке обязывали приобретать и внедрять вычислительную технику. Что делать с этим свалившимся на голову «богатством», почти никто не понимал и не хотел понимать. В результате сформировалось устойчивое отношение к ИТ как к чему-то необязательному, вроде подспорья для бухгалтерии. Увы, подобное отношение во многих местах сохраняется до сих пор. И сейчас на многих российских предприятиях гораздо проще «выбить деньги» у руководства на новую офисную мебель, чем на модернизацию морально устаревшей системы резервного копирования.

***

Если сделать попытку заглянуть в будущее, то возникает множество вопросов. Например, сколько лет сможет просуществовать внедренная информационная система? Будет ли возможность обновить используемое программное обеспечение, купить запчасти к оборудованию? Сколько они будут стоить? Будут ли профессии в сфере ИТ по-прежнему популярны, или снижение уровня жизни приведет к оттоку специалистов в более доходные направления, как это уже наблюдалось в России на протяжении 90-х годов прошлого столетия? Нужно помнить, что, если мы уже пришли к тому, что информационные технологии – это и сам бизнес в его нынешнем воплощении, то, по сути, это и есть наша с вами жизнь. И как ее прожить – зависит в первую очередь от нас самих. Пока что ушедший 2014 год оставил больше вопросов, нежели ответов. Ясно только одно: работы у российских ИТ-специалистов в этом году только прибавится.

  1. Сайт кафедры АСУТП НИУ «МЭИ» – http://www.asutp-mpei.ru.

 


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru