www.samag.ru
Журнал «БИТ. Бизнес&Информационные технологии»      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Интеграция Open Source-решений  

Open Source в облачной среде

Облачные решения становятся всё более популярными в мире. Компании стремятся использовать их для

 Читать далее...

Автоматизация  

Нейросеть вам в руки! Как использовать ИИ для автоматизации задач

Использование ИИ для автоматизации задач помогает компании получить конкурентное преимущество, поскольку объединение

 Читать далее...

Рынок труда  

Специалист по этическому ИИ, инженер по квантовым вычислениям или аналитик по метавселенной?

Новые тенденции в развитии ИТ могут привести к возникновению новых специальностей в

 Читать далее...

Книжная полка  

Учитесь убеждать и побеждать

Издательство «БХВ», как всегда, порадовало своих читателей хорошими книжными новинками. Кроме популярных

 Читать далее...

Сетевая инфраструктура  

Как удаленная работа меняет подход к сетевой инфраструктуре?

С увеличением числа сотрудников, работающих из дома, организации сталкиваются с необходимостью создания

 Читать далее...

Мониторинг  

Какой мониторинг нужен сегодня?

По мнению экспертов ГК InfoWatch, действия сотрудников – самая распространенная причина инцидентов

 Читать далее...

Книжная полка  

Руководство для тех, кто увлечен ИИ, программированием. И дизайном

Накануне лета издательство «БХВ» выпустило книжные новинки, от которых любителям чтения будет

 Читать далее...

Мобильные приложения  

Искусственный интеллект в мобильных приложениях: возможности и перспективы

Обзор современных применений ИИ в мобильных приложениях, анализ перспектив развития этой технологии,

 Читать далее...

ИТ-образование  

Как сделать ИТ-образование эффективным?

Эксперты ИТ-отрасли отвечают на вопросы «СА». Обсуждаем ключевые аспекты для улучшения образовательных

 Читать далее...

Work-life balance  

Как айтишнику найти баланс между работой и личной жизнью?

Обсуждаем инструменты для эффективного управления временем, снижения уровня стресса и достижения гармонии. На

 Читать далее...

Книжная полка  

Всё самое нужное – под одной обложкой

Отличительная черта книжных новинок, выпущенных недавно издательством «БХВ» – это их универсальность. Не просто

 Читать далее...

ИТ-инфраструктура  

Системы мониторинга ИТ-инфраструктуры-2025

Без мониторинга ИТ-инфраструктуры не обходится ни одна компания, хотя бы потому, что

 Читать далее...

Открытое ПО  

Безопасность Open Source: рискуем или контролируем?

Компания «Кросс технолоджис» изучила, как используется ПО с открытым кодом в компаниях

 Читать далее...

Работа с нейросетью  

Скажи, есть ли у тебя AI, и я скажу, кто ты

Недавно сервис по поиску работы SuperJob выяснил, что каждый второй россиянин уже

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9696
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 9849
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 7288
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4538
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5341
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 5344
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 8029
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 4711
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 4945
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 9003
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 12430
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 13962
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 15728
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 10609
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 8631
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 6856
Комментарии: 4
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 5987
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4915
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 4559
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 4781
Комментарии: 1
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Смотрим на «Луну»

Архив номеров / 2014 / Выпуск №12 (145) / Смотрим на «Луну»

Рубрика: Разработка /  Особенности языка

Константин Рачаев КОНСТАНТИН РАЧАЕВ, ведущий инженер ОАО «Ростелеком», k.rachaev@mail.ru

Смотрим на «Луну»

Lua – маленький скриптовый язык, за внешней простотой которого скрывается огромная мощь. Давайте вместе изучим его возможности

Рождение Луны

В 1993 году в Бразилии трое коллег, Роберто Иерусалимски (Roberto Ierusalimschy), Луис Энрике де Фигуэйредо (Luiz Henrique de Figueiredo) и Вальдемар Селес (Waldemar Celes) из Tecgraf (Computer Graphics Technology Group) университета PUC-Rio (Pontifical Catholic University of Rio de Janeiro – Епископальный Католический Университет Рио-де-Жанейро), работая над двумя проектами для Petrobras (Бразильская государственная нефтяная компания), создали два небольших языка – DEL (Data-Entry Language) и SOL (Simple Object Language).

Эти языки, по сути, были декларативными, но со временем от них потребовались дополнительные возможности, – управляющие конструкции, подпрограммы и другие, реализация которых оказалась нецелесообразной в рамках данных языков, поэтому разработчики приняли решение заменить оба языка одним. В начале проектирования нового языка планировали адаптировать язык Tcl, однако он имел непривычный синтаксис, не обладал хорошей поддержкой описания данных и работал только на платформах UNIX.

В атмосфере свободы и создания всего своими руками, которая царила в Tecgraf, – в то время в Бразилии были сильные торговые ограничения, затронувшие аппаратное и программное обеспечение, и многое приходилось делать самим, – началась работа по созданию нового языка программирования. В нем были частично реализованы идеи из SOL (по-португальски – Солнце), и поэтому друг из Tecgraf Карлос Энрике Леви (Carlos Henrique Levy) предложил назвать новый язык Lua, что с португальского переводится как Луна.

По существу, в Lua не было создано ничего нового, разработчики просто позаимствовали решения из других языков:

  • набор управляющих структур и синтаксис из Modula;
  • от CLU были взяты множественное присваивание и возврат множественных значений из функций;
  • из SNOBOL и AWK – ассоциативные массивы, названые в Lua таблицами (tables).

Сейчас Lua поддерживается в LabLua, в лаборатории Департамента компьютерных наук PUC-Rio. Подробнее узнать об истории возникновения и развития языка можно прочитав документ [1].

Обзор языка Lua

Lua – это встраиваемый скриптовый язык, гибкий и быстрый, легко портируемый, сочетающий в себе простой процедурный синтаксис с мощными возможностями описания структур данных. Благодаря фундаментальной концепции языка – мета-механизмам – Lua является мультипарадигменным языком, и на нем можно реализовать объектно-ориентированный и функциональный подходы к программированию.

Можно расширять возможности Lua за счет написания своих собственных библиотек, что является одним из основных принципов, заложенным на этапе создания языка. Даже базовая функциональность реализована в виде набора стандартных библиотек, например, работа со строками. Также имеются различные библиотеки сторонних разработчиков, о которых пойдет речь дальше.

Lua был спроектирован так, чтобы он легко встраивался в другие приложения. Продуманный интерфейс позволяет полноценно взаимодействовать коду на Lua c внешним кодом, поэтому он интегрируется с большим количеством языков, такими как C/C++, Java, C#, Smalltalk, Fortran, Ada, Erlang, Perl и Ruby.

«Движок» Lua написан на чистом C, и все, что потребуется для запуска программ на Lua, – это наличие компилятора языка С, чтобы собрать интерпретатор. Именно за счет этого и достигается высокая переносимость кода на различные платформы.

Lua заслужил репутацию языка с высокой производительностью среди интерпретируемых. Исходный код транслируется в байткод и исполняется на регистровой виртуальной машине (до версии 5.0 использовалась стековая виртуальная машина), что также вносит свой вклад в быстродействие языка. Для критичных по времени задач имеется JIT-компилятор Lua – LuaJIT [2].

Но, несмотря на все возможности языка, он остается достаточно маленьким. Размер ядра Lua 5.2.3 (на момент написания статьи – последняя стабильная версия) вместе со стандартными библиотеками составляет 182 КБ.

У читателя возникает резонный вопрос: а зачем же нам нужен еще один интерпретируемый язык? У нас уже есть и Python, и Ruby. Главные же достоинства Lua в сравнении с другими языками – это его маленький размер и простота встраивания в приложения с обеспечением высоких показателей производительности. Не зря этот язык занимает лидирующее положение в игровой индустрии. С результатами сравнений Lua с другими языками можно познакомиться на [3].

Для изучения языка рекомендую почитать документацию на официальном сайте [4], а также книгу [5] от одного из авторов – Роберто Иерусалимски. На текущий момент актуальным является третье издание, рассказывающее об Lua 5.2. Очень много полезной и интересной информации о Lua также можно найти на [6].

Где используется

Lua используется в самых разнообразных областях программирования. Это компьютерные игры (World of Warcraft, Angry Birds, Diablo 3, Far Cry, S.T.A.L.K.E.R. и другие) и игровые движки, графические пакеты (Adobe Photoshop Lightroom) и программы анализа сетевого трафика (Wireshark и nmap), медиа плейер VLC и встраиваемые системы. И, конечно, самым простым примером использования Lua является конфигурационный файл, но с такой функциональностью, что возможности вашей программы заметно улучшатся.

Установка Lua

Lua – проектом с открытым исходным текстом и распространяется под лицензией MIT. Исходный код и скомпилированные бинарники под различные платформы можно получить на официальном сайте проекта [7]. Lua достаточно легко собрать под любой платформой, где есть компилятор ANSI C.

В среде Lua есть две системы по управлению модулями, – LuaRocks [8] и LuaDist [9] – которые позволяют установить не только пакеты, но и интерпретатор Lua.

Разнообразные библиотеки, покрывающие различные области применения – работа с сетью, файловой системой, базами данных, GUI и другие – можно найти на MoonRocks [10], который является репозитарием модулей для LuaRocks. А LuaDist для хранения модулей использует GitHub [11].

При использовании LuaLocks Lua установится той версии, которая поставляется с LuaRocks (На текущий момент для LuaRocks 2.2.0 – Lua 5.1.4). А вот с помощью LuaDist можно установить свежую версию Lua.

После установки у вас появится минимальный набор: интерпретатор lua, компилятор luac и стандартная библиотека.

Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №12 за 2014 г. на страницах 60-65.

PDF-версию данного номера можно приобрести в нашем магазине.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru