Русь – птица-четверка::Журнал СА 11.2014
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Событие  

В банке рассола ждет сисадмина с полей фрактал-кукумбер

Читайте впечатления о слете ДСА 2024, рассказанные волонтером и участником слета

 Читать далее...

Организация бесперебойной работы  

Бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в режиме 24/7 Как обеспечить ее в нынешних условиях?

Год назад ИТ-компания «Крок» провела исследование «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Результаты

 Читать далее...

Книжная полка  

Читайте и познавайте мир технологий!

Издательство «БХВ» продолжает радовать выпуском интересных и полезных, к тому же прекрасно

 Читать далее...

СУБД PostgreSQL  

СУБД Postgres Pro

Сертификация по новым требованиям ФСТЭК и роль администратора без доступа к данным

 Читать далее...

Критическая инфраструктура  

КИИ для оператора связи. Готовы ли компании к повышению уровня кибербезопасности?

Похоже, что провайдеры и операторы связи начали забывать о требованиях законодательства

 Читать далее...

Архитектура ПО  

Архитектурные метрики. Качество архитектуры и способность системы к эволюционированию

Обычно соответствие программного продукта требованиям мы проверяем через скоуп вполне себе понятных

 Читать далее...

Как хорошо вы это знаете  

Что вам известно о разработках компании ARinteg?

Компания ARinteg (ООО «АРинтег») – системный интегратор на российском рынке ИБ –

 Читать далее...

Графические редакторы  

Рисование абстрактных гор в стиле Paper Cut

Векторный графический редактор Inkscape – яркий представитель той прослойки open source, с

 Читать далее...

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

Разбор полетов  

Ошибок опыт трудный

Как часто мы легко повторяем, что не надо бояться совершать ошибки, мол,

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6195
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6903
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4188
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 2989
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3795
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3805
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6299
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3152
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3446
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7263
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10628
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12352
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 13983
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9110
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7064
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5375
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4604
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3414
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3145
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3392
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 3013
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Русь – птица-четверка

Архив номеров / 2014 / Выпуск №11 (144) / Русь – птица-четверка

Рубрика: Зал славы «СА»

Русь – птица-четверка

Перефразировка знаменитого гоголевского определения России сделана потому, что очередной экспонат в нашем виртуальном музее – созданная нашим соотечественником компьютерная игра, название которой связано как раз с «четверкой». За века Россия не раз задавала головоломки всему миру, и еще одна, появившаяся ровно тридцать лет назад, подтвердила сформулированное другим классиком утверждение, что «умом Россию не понять».

Алексей Пажитов

Речь, как нетрудно догадаться, пойдет об игре под названием «Тетрис». А «русская загадка» в данном случае состоит не столько в самой игре – на вид чрезвычайно простой и незамысловатой (полагаю, нет нужды подробно описывать ее правила), – а в том, как на эту нарочитую простоту разом «запал» весь мир. И в том, какие страсти разгорелись вокруг прав на этот новый продукт на рынке видеоигр, который мог сделать его создателя миллионером, а достался миру, можно сказать, даром. Короче, из России – с любовью…

История «борьбы за обладание «Тетрис» – это готовый детективный роман или фильм-боевик. Лишь краткое описание всех ее этапов занимает в соответствующей статье Википедии вдвое больший объем, чем выделено журналом на данную заметку. Поэтому – лишь в общих чертах, пунктиром…

Итак, 6 июня 1984 года 28-летний сотрудник Вычислительного центра Академии наук Алексей Пажитнов представил изобретенную им видеоигру под названием «Тетрис». В то время любители потренировать собственный интеллект и пространственное воображение увлекались игрой пентамино (от греческого «пять» и латинского «домино»). Суть головоломки состояла в том, что нужно было сложить разнообразные плоские фигуры, каждая из которых состояла из пяти одинаковых квадратов, соединенных между собой сторонами («ходом ладьи»), в прямоугольник или другую заданную форму. Пентамино представляла собой разновидность более общего класса игр – полимино.

Пажитнову, профессионально занимавшемуся проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, показалось интересным и полезным для «обкатки» своих научных идей написать компьютерную программу для игры в пентамино. И если бы не пределы мощности тогдашних ЭВМ, не позволявших вращать на дисплее фигурки из пяти квадратов, то скорее всего мир по сей день «резался» бы в какую-нибудь «Пентис». С фигурами из четырех квадратов все получалось – так родилась программа для игры в тетрамино. После чего оставался один шаг до превращения ее в «Тетрис», которая была написана на «родной» микроЭВМ – «Электронике-60». Чуть позже игра была переписана для «айбиэмовского» персонального компьютера продвинутым московским старшеклассником Вадимом Герасимовым.

Сказать, что игра захватила буквально всех, кто имел тогда доступ к компьютеру или видеоприставкам, значит ничего не сказать. На Запад «Тетрис» ушла с неким Робертом Стейном – торговцем импортным софтом, которому Пажитнов игру… просто подарил! Во всяком случае, так посчитал сам Стейн и вскоре продал права компании Mirrorsoft, входившей в медиаимперию Роберта Максвелла. После чего все же решил еще раз наведаться в СССР, чтобы оформить покупку прав «как положено». И потерпел афронт – некая советская госструктура, владевшая тогда правами на «Тетрис», отказалась продавать права на условиях, предложенных Стейном.

А за границей «процесс пошел»! К разработкам новых версий «Тетрис» и их продажам подключились другие компании, в их числе две самые мощные на этом рынке – Atari и Nintendo. Они буквально дерутся за сенсационную игру, топ-менеджеры компаний-конкурентов совершают вояж за вояжем в «перестроечную» Россию, плетут интриги, обрабатывают (ясно, с помощью каких аргументов) высоких московских чиновников, строят козни друг другу и грозят взаимными судебными исками….

Nintendo отстояла свои права на Tetris для видеоприставок и портативных игровых систем и сорвала на русской игре солидный куш, крохи от которого в конце концов достались и Алексею Пажитнову – он начал получать свои законные роялти (отчисления от продаж) лишь после того, как закончился срок первоначальной лицензии.

Было это уже в новую историческую эпоху – в 1996-м. К тому времени Пажитнов уже пять лет жил в США и только что перешел на работу в Microsoft. За океан подался и упоминавшийся выше Вадим Герасимов. «Русские идут! Русские идут!» – так назывался американский фильм 1966 года. А перейдя на современный молодежный сленг, так и хочется добавить: и рулят!

Владимир Гаков


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru