www.samag.ru
Журнал «БИТ. Бизнес&Информационные технологии»      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Интеграция Open Source-решений  

Open Source в облачной среде

Облачные решения становятся всё более популярными в мире. Компании стремятся использовать их для

 Читать далее...

Автоматизация  

Нейросеть вам в руки! Как использовать ИИ для автоматизации задач

Использование ИИ для автоматизации задач помогает компании получить конкурентное преимущество, поскольку объединение

 Читать далее...

Рынок труда  

Специалист по этическому ИИ, инженер по квантовым вычислениям или аналитик по метавселенной?

Новые тенденции в развитии ИТ могут привести к возникновению новых специальностей в

 Читать далее...

Книжная полка  

Учитесь убеждать и побеждать

Издательство «БХВ», как всегда, порадовало своих читателей хорошими книжными новинками. Кроме популярных

 Читать далее...

Сетевая инфраструктура  

Как удаленная работа меняет подход к сетевой инфраструктуре?

С увеличением числа сотрудников, работающих из дома, организации сталкиваются с необходимостью создания

 Читать далее...

Мониторинг  

Какой мониторинг нужен сегодня?

По мнению экспертов ГК InfoWatch, действия сотрудников – самая распространенная причина инцидентов

 Читать далее...

Книжная полка  

Руководство для тех, кто увлечен ИИ, программированием. И дизайном

Накануне лета издательство «БХВ» выпустило книжные новинки, от которых любителям чтения будет

 Читать далее...

Мобильные приложения  

Искусственный интеллект в мобильных приложениях: возможности и перспективы

Обзор современных применений ИИ в мобильных приложениях, анализ перспектив развития этой технологии,

 Читать далее...

ИТ-образование  

Как сделать ИТ-образование эффективным?

Эксперты ИТ-отрасли отвечают на вопросы «СА». Обсуждаем ключевые аспекты для улучшения образовательных

 Читать далее...

Work-life balance  

Как айтишнику найти баланс между работой и личной жизнью?

Обсуждаем инструменты для эффективного управления временем, снижения уровня стресса и достижения гармонии. На

 Читать далее...

Книжная полка  

Всё самое нужное – под одной обложкой

Отличительная черта книжных новинок, выпущенных недавно издательством «БХВ» – это их универсальность. Не просто

 Читать далее...

ИТ-инфраструктура  

Системы мониторинга ИТ-инфраструктуры-2025

Без мониторинга ИТ-инфраструктуры не обходится ни одна компания, хотя бы потому, что

 Читать далее...

Открытое ПО  

Безопасность Open Source: рискуем или контролируем?

Компания «Кросс технолоджис» изучила, как используется ПО с открытым кодом в компаниях

 Читать далее...

Работа с нейросетью  

Скажи, есть ли у тебя AI, и я скажу, кто ты

Недавно сервис по поиску работы SuperJob выяснил, что каждый второй россиянин уже

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9787
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 9938
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 7374
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4597
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5407
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 5394
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 8101
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 4762
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 4993
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 9063
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 12510
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 14019
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 15780
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 10653
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 8671
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 6900
Комментарии: 4
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 6029
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4951
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 4596
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 4829
Комментарии: 1
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Русь – птица-четверка

Архив номеров / 2014 / Выпуск №11 (144) / Русь – птица-четверка

Рубрика: Зал славы «СА»

Русь – птица-четверка

Перефразировка знаменитого гоголевского определения России сделана потому, что очередной экспонат в нашем виртуальном музее – созданная нашим соотечественником компьютерная игра, название которой связано как раз с «четверкой». За века Россия не раз задавала головоломки всему миру, и еще одна, появившаяся ровно тридцать лет назад, подтвердила сформулированное другим классиком утверждение, что «умом Россию не понять».

Алексей Пажитов

Речь, как нетрудно догадаться, пойдет об игре под названием «Тетрис». А «русская загадка» в данном случае состоит не столько в самой игре – на вид чрезвычайно простой и незамысловатой (полагаю, нет нужды подробно описывать ее правила), – а в том, как на эту нарочитую простоту разом «запал» весь мир. И в том, какие страсти разгорелись вокруг прав на этот новый продукт на рынке видеоигр, который мог сделать его создателя миллионером, а достался миру, можно сказать, даром. Короче, из России – с любовью…

История «борьбы за обладание «Тетрис» – это готовый детективный роман или фильм-боевик. Лишь краткое описание всех ее этапов занимает в соответствующей статье Википедии вдвое больший объем, чем выделено журналом на данную заметку. Поэтому – лишь в общих чертах, пунктиром…

Итак, 6 июня 1984 года 28-летний сотрудник Вычислительного центра Академии наук Алексей Пажитнов представил изобретенную им видеоигру под названием «Тетрис». В то время любители потренировать собственный интеллект и пространственное воображение увлекались игрой пентамино (от греческого «пять» и латинского «домино»). Суть головоломки состояла в том, что нужно было сложить разнообразные плоские фигуры, каждая из которых состояла из пяти одинаковых квадратов, соединенных между собой сторонами («ходом ладьи»), в прямоугольник или другую заданную форму. Пентамино представляла собой разновидность более общего класса игр – полимино.

Пажитнову, профессионально занимавшемуся проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, показалось интересным и полезным для «обкатки» своих научных идей написать компьютерную программу для игры в пентамино. И если бы не пределы мощности тогдашних ЭВМ, не позволявших вращать на дисплее фигурки из пяти квадратов, то скорее всего мир по сей день «резался» бы в какую-нибудь «Пентис». С фигурами из четырех квадратов все получалось – так родилась программа для игры в тетрамино. После чего оставался один шаг до превращения ее в «Тетрис», которая была написана на «родной» микроЭВМ – «Электронике-60». Чуть позже игра была переписана для «айбиэмовского» персонального компьютера продвинутым московским старшеклассником Вадимом Герасимовым.

Сказать, что игра захватила буквально всех, кто имел тогда доступ к компьютеру или видеоприставкам, значит ничего не сказать. На Запад «Тетрис» ушла с неким Робертом Стейном – торговцем импортным софтом, которому Пажитнов игру… просто подарил! Во всяком случае, так посчитал сам Стейн и вскоре продал права компании Mirrorsoft, входившей в медиаимперию Роберта Максвелла. После чего все же решил еще раз наведаться в СССР, чтобы оформить покупку прав «как положено». И потерпел афронт – некая советская госструктура, владевшая тогда правами на «Тетрис», отказалась продавать права на условиях, предложенных Стейном.

А за границей «процесс пошел»! К разработкам новых версий «Тетрис» и их продажам подключились другие компании, в их числе две самые мощные на этом рынке – Atari и Nintendo. Они буквально дерутся за сенсационную игру, топ-менеджеры компаний-конкурентов совершают вояж за вояжем в «перестроечную» Россию, плетут интриги, обрабатывают (ясно, с помощью каких аргументов) высоких московских чиновников, строят козни друг другу и грозят взаимными судебными исками….

Nintendo отстояла свои права на Tetris для видеоприставок и портативных игровых систем и сорвала на русской игре солидный куш, крохи от которого в конце концов достались и Алексею Пажитнову – он начал получать свои законные роялти (отчисления от продаж) лишь после того, как закончился срок первоначальной лицензии.

Было это уже в новую историческую эпоху – в 1996-м. К тому времени Пажитнов уже пять лет жил в США и только что перешел на работу в Microsoft. За океан подался и упоминавшийся выше Вадим Герасимов. «Русские идут! Русские идут!» – так назывался американский фильм 1966 года. А перейдя на современный молодежный сленг, так и хочется добавить: и рулят!

Владимир Гаков


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru