Русь – птица-четверка::Журнал СА 11.2014
www.samag.ru
Журнал «БИТ. Бизнес&Информационные технологии»      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

Jobsora


  Опросы
1001 и 1 книга  
12.02.2021г.
Просмотров: 825
Комментарии: 0
Коротко о корпусе. Как выбрать системный блок под конкретные задачи

 Читать далее...

11.02.2021г.
Просмотров: 638
Комментарии: 0
Василий Севостьянов: «Как безболезненно перейти с одного продукта на другой»

 Читать далее...

20.12.2019г.
Просмотров: 7516
Комментарии: 0
Dr.Web: всё под контролем

 Читать далее...

04.12.2019г.
Просмотров: 8615
Комментарии: 2
Особенности сертификаций по этичному хакингу

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 9663
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Русь – птица-четверка

Архив номеров / 2014 / Выпуск №11 (144) / Русь – птица-четверка

Рубрика: Зал славы «СА»

Русь – птица-четверка

Перефразировка знаменитого гоголевского определения России сделана потому, что очередной экспонат в нашем виртуальном музее – созданная нашим соотечественником компьютерная игра, название которой связано как раз с «четверкой». За века Россия не раз задавала головоломки всему миру, и еще одна, появившаяся ровно тридцать лет назад, подтвердила сформулированное другим классиком утверждение, что «умом Россию не понять».

Алексей Пажитов

Речь, как нетрудно догадаться, пойдет об игре под названием «Тетрис». А «русская загадка» в данном случае состоит не столько в самой игре – на вид чрезвычайно простой и незамысловатой (полагаю, нет нужды подробно описывать ее правила), – а в том, как на эту нарочитую простоту разом «запал» весь мир. И в том, какие страсти разгорелись вокруг прав на этот новый продукт на рынке видеоигр, который мог сделать его создателя миллионером, а достался миру, можно сказать, даром. Короче, из России – с любовью…

История «борьбы за обладание «Тетрис» – это готовый детективный роман или фильм-боевик. Лишь краткое описание всех ее этапов занимает в соответствующей статье Википедии вдвое больший объем, чем выделено журналом на данную заметку. Поэтому – лишь в общих чертах, пунктиром…

Итак, 6 июня 1984 года 28-летний сотрудник Вычислительного центра Академии наук Алексей Пажитнов представил изобретенную им видеоигру под названием «Тетрис». В то время любители потренировать собственный интеллект и пространственное воображение увлекались игрой пентамино (от греческого «пять» и латинского «домино»). Суть головоломки состояла в том, что нужно было сложить разнообразные плоские фигуры, каждая из которых состояла из пяти одинаковых квадратов, соединенных между собой сторонами («ходом ладьи»), в прямоугольник или другую заданную форму. Пентамино представляла собой разновидность более общего класса игр – полимино.

Пажитнову, профессионально занимавшемуся проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, показалось интересным и полезным для «обкатки» своих научных идей написать компьютерную программу для игры в пентамино. И если бы не пределы мощности тогдашних ЭВМ, не позволявших вращать на дисплее фигурки из пяти квадратов, то скорее всего мир по сей день «резался» бы в какую-нибудь «Пентис». С фигурами из четырех квадратов все получалось – так родилась программа для игры в тетрамино. После чего оставался один шаг до превращения ее в «Тетрис», которая была написана на «родной» микроЭВМ – «Электронике-60». Чуть позже игра была переписана для «айбиэмовского» персонального компьютера продвинутым московским старшеклассником Вадимом Герасимовым.

Сказать, что игра захватила буквально всех, кто имел тогда доступ к компьютеру или видеоприставкам, значит ничего не сказать. На Запад «Тетрис» ушла с неким Робертом Стейном – торговцем импортным софтом, которому Пажитнов игру… просто подарил! Во всяком случае, так посчитал сам Стейн и вскоре продал права компании Mirrorsoft, входившей в медиаимперию Роберта Максвелла. После чего все же решил еще раз наведаться в СССР, чтобы оформить покупку прав «как положено». И потерпел афронт – некая советская госструктура, владевшая тогда правами на «Тетрис», отказалась продавать права на условиях, предложенных Стейном.

А за границей «процесс пошел»! К разработкам новых версий «Тетрис» и их продажам подключились другие компании, в их числе две самые мощные на этом рынке – Atari и Nintendo. Они буквально дерутся за сенсационную игру, топ-менеджеры компаний-конкурентов совершают вояж за вояжем в «перестроечную» Россию, плетут интриги, обрабатывают (ясно, с помощью каких аргументов) высоких московских чиновников, строят козни друг другу и грозят взаимными судебными исками….

Nintendo отстояла свои права на Tetris для видеоприставок и портативных игровых систем и сорвала на русской игре солидный куш, крохи от которого в конце концов достались и Алексею Пажитнову – он начал получать свои законные роялти (отчисления от продаж) лишь после того, как закончился срок первоначальной лицензии.

Было это уже в новую историческую эпоху – в 1996-м. К тому времени Пажитнов уже пять лет жил в США и только что перешел на работу в Microsoft. За океан подался и упоминавшийся выше Вадим Герасимов. «Русские идут! Русские идут!» – так назывался американский фильм 1966 года. А перейдя на современный молодежный сленг, так и хочется добавить: и рулят!

Владимир Гаков


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru