Русь – птица-четверка::Журнал СА 11.2014
www.samag.ru
Журнал «БИТ. Бизнес&Информационные технологии»      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6828
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 7360
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4609
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3159
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3964
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3966
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6469
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3311
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3591
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7450
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10814
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12525
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 14231
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9263
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7210
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5518
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4749
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3567
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3275
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3507
Комментарии: 1
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 3160
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Русь – птица-четверка

Архив номеров / 2014 / Выпуск №11 (144) / Русь – птица-четверка

Рубрика: Зал славы «СА»

Русь – птица-четверка

Перефразировка знаменитого гоголевского определения России сделана потому, что очередной экспонат в нашем виртуальном музее – созданная нашим соотечественником компьютерная игра, название которой связано как раз с «четверкой». За века Россия не раз задавала головоломки всему миру, и еще одна, появившаяся ровно тридцать лет назад, подтвердила сформулированное другим классиком утверждение, что «умом Россию не понять».

Алексей Пажитов

Речь, как нетрудно догадаться, пойдет об игре под названием «Тетрис». А «русская загадка» в данном случае состоит не столько в самой игре – на вид чрезвычайно простой и незамысловатой (полагаю, нет нужды подробно описывать ее правила), – а в том, как на эту нарочитую простоту разом «запал» весь мир. И в том, какие страсти разгорелись вокруг прав на этот новый продукт на рынке видеоигр, который мог сделать его создателя миллионером, а достался миру, можно сказать, даром. Короче, из России – с любовью…

История «борьбы за обладание «Тетрис» – это готовый детективный роман или фильм-боевик. Лишь краткое описание всех ее этапов занимает в соответствующей статье Википедии вдвое больший объем, чем выделено журналом на данную заметку. Поэтому – лишь в общих чертах, пунктиром…

Итак, 6 июня 1984 года 28-летний сотрудник Вычислительного центра Академии наук Алексей Пажитнов представил изобретенную им видеоигру под названием «Тетрис». В то время любители потренировать собственный интеллект и пространственное воображение увлекались игрой пентамино (от греческого «пять» и латинского «домино»). Суть головоломки состояла в том, что нужно было сложить разнообразные плоские фигуры, каждая из которых состояла из пяти одинаковых квадратов, соединенных между собой сторонами («ходом ладьи»), в прямоугольник или другую заданную форму. Пентамино представляла собой разновидность более общего класса игр – полимино.

Пажитнову, профессионально занимавшемуся проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, показалось интересным и полезным для «обкатки» своих научных идей написать компьютерную программу для игры в пентамино. И если бы не пределы мощности тогдашних ЭВМ, не позволявших вращать на дисплее фигурки из пяти квадратов, то скорее всего мир по сей день «резался» бы в какую-нибудь «Пентис». С фигурами из четырех квадратов все получалось – так родилась программа для игры в тетрамино. После чего оставался один шаг до превращения ее в «Тетрис», которая была написана на «родной» микроЭВМ – «Электронике-60». Чуть позже игра была переписана для «айбиэмовского» персонального компьютера продвинутым московским старшеклассником Вадимом Герасимовым.

Сказать, что игра захватила буквально всех, кто имел тогда доступ к компьютеру или видеоприставкам, значит ничего не сказать. На Запад «Тетрис» ушла с неким Робертом Стейном – торговцем импортным софтом, которому Пажитнов игру… просто подарил! Во всяком случае, так посчитал сам Стейн и вскоре продал права компании Mirrorsoft, входившей в медиаимперию Роберта Максвелла. После чего все же решил еще раз наведаться в СССР, чтобы оформить покупку прав «как положено». И потерпел афронт – некая советская госструктура, владевшая тогда правами на «Тетрис», отказалась продавать права на условиях, предложенных Стейном.

А за границей «процесс пошел»! К разработкам новых версий «Тетрис» и их продажам подключились другие компании, в их числе две самые мощные на этом рынке – Atari и Nintendo. Они буквально дерутся за сенсационную игру, топ-менеджеры компаний-конкурентов совершают вояж за вояжем в «перестроечную» Россию, плетут интриги, обрабатывают (ясно, с помощью каких аргументов) высоких московских чиновников, строят козни друг другу и грозят взаимными судебными исками….

Nintendo отстояла свои права на Tetris для видеоприставок и портативных игровых систем и сорвала на русской игре солидный куш, крохи от которого в конце концов достались и Алексею Пажитнову – он начал получать свои законные роялти (отчисления от продаж) лишь после того, как закончился срок первоначальной лицензии.

Было это уже в новую историческую эпоху – в 1996-м. К тому времени Пажитнов уже пять лет жил в США и только что перешел на работу в Microsoft. За океан подался и упоминавшийся выше Вадим Герасимов. «Русские идут! Русские идут!» – так назывался американский фильм 1966 года. А перейдя на современный молодежный сленг, так и хочется добавить: и рулят!

Владимир Гаков


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru