Русь – птица-четверка::Журнал СА 11.2014
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

Разбор полетов  

Ошибок опыт трудный

Как часто мы легко повторяем, что не надо бояться совершать ошибки, мол,

 Читать далее...

Принципы проектирования  

Dependency Inversion Principle. Принцип инверсии зависимостей в разработке

Мы подошли к последнему принципу проектирования приложений из серии SOLID – Dependency

 Читать далее...

Рынок труда  

Вакансия: Администратор 1С

Администратор 1С – это специалист, который необходим любой организации, где установлены программы

 Читать далее...

Книжная полка  

Книги для профессионалов, студентов и пользователей

Книги издательства «БХВ» вышли книги для тех, кто хочет овладеть самыми востребованными

 Читать далее...

Принципы проектирования  

Interface Segregation Principle. Принцип разделения интерфейсов в проектировании приложений

Эта статья из серии «SOLID» посвящена четвертому принципу проектирования приложений – Interface

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 10795
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 9041
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 9088
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5734
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6429
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3735
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 2731
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3531
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3521
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6016
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Русь – птица-четверка

Архив номеров / 2014 / Выпуск №11 (144) / Русь – птица-четверка

Рубрика: Зал славы «СА»

Русь – птица-четверка

Перефразировка знаменитого гоголевского определения России сделана потому, что очередной экспонат в нашем виртуальном музее – созданная нашим соотечественником компьютерная игра, название которой связано как раз с «четверкой». За века Россия не раз задавала головоломки всему миру, и еще одна, появившаяся ровно тридцать лет назад, подтвердила сформулированное другим классиком утверждение, что «умом Россию не понять».

Алексей Пажитов

Речь, как нетрудно догадаться, пойдет об игре под названием «Тетрис». А «русская загадка» в данном случае состоит не столько в самой игре – на вид чрезвычайно простой и незамысловатой (полагаю, нет нужды подробно описывать ее правила), – а в том, как на эту нарочитую простоту разом «запал» весь мир. И в том, какие страсти разгорелись вокруг прав на этот новый продукт на рынке видеоигр, который мог сделать его создателя миллионером, а достался миру, можно сказать, даром. Короче, из России – с любовью…

История «борьбы за обладание «Тетрис» – это готовый детективный роман или фильм-боевик. Лишь краткое описание всех ее этапов занимает в соответствующей статье Википедии вдвое больший объем, чем выделено журналом на данную заметку. Поэтому – лишь в общих чертах, пунктиром…

Итак, 6 июня 1984 года 28-летний сотрудник Вычислительного центра Академии наук Алексей Пажитнов представил изобретенную им видеоигру под названием «Тетрис». В то время любители потренировать собственный интеллект и пространственное воображение увлекались игрой пентамино (от греческого «пять» и латинского «домино»). Суть головоломки состояла в том, что нужно было сложить разнообразные плоские фигуры, каждая из которых состояла из пяти одинаковых квадратов, соединенных между собой сторонами («ходом ладьи»), в прямоугольник или другую заданную форму. Пентамино представляла собой разновидность более общего класса игр – полимино.

Пажитнову, профессионально занимавшемуся проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, показалось интересным и полезным для «обкатки» своих научных идей написать компьютерную программу для игры в пентамино. И если бы не пределы мощности тогдашних ЭВМ, не позволявших вращать на дисплее фигурки из пяти квадратов, то скорее всего мир по сей день «резался» бы в какую-нибудь «Пентис». С фигурами из четырех квадратов все получалось – так родилась программа для игры в тетрамино. После чего оставался один шаг до превращения ее в «Тетрис», которая была написана на «родной» микроЭВМ – «Электронике-60». Чуть позже игра была переписана для «айбиэмовского» персонального компьютера продвинутым московским старшеклассником Вадимом Герасимовым.

Сказать, что игра захватила буквально всех, кто имел тогда доступ к компьютеру или видеоприставкам, значит ничего не сказать. На Запад «Тетрис» ушла с неким Робертом Стейном – торговцем импортным софтом, которому Пажитнов игру… просто подарил! Во всяком случае, так посчитал сам Стейн и вскоре продал права компании Mirrorsoft, входившей в медиаимперию Роберта Максвелла. После чего все же решил еще раз наведаться в СССР, чтобы оформить покупку прав «как положено». И потерпел афронт – некая советская госструктура, владевшая тогда правами на «Тетрис», отказалась продавать права на условиях, предложенных Стейном.

А за границей «процесс пошел»! К разработкам новых версий «Тетрис» и их продажам подключились другие компании, в их числе две самые мощные на этом рынке – Atari и Nintendo. Они буквально дерутся за сенсационную игру, топ-менеджеры компаний-конкурентов совершают вояж за вояжем в «перестроечную» Россию, плетут интриги, обрабатывают (ясно, с помощью каких аргументов) высоких московских чиновников, строят козни друг другу и грозят взаимными судебными исками….

Nintendo отстояла свои права на Tetris для видеоприставок и портативных игровых систем и сорвала на русской игре солидный куш, крохи от которого в конце концов достались и Алексею Пажитнову – он начал получать свои законные роялти (отчисления от продаж) лишь после того, как закончился срок первоначальной лицензии.

Было это уже в новую историческую эпоху – в 1996-м. К тому времени Пажитнов уже пять лет жил в США и только что перешел на работу в Microsoft. За океан подался и упоминавшийся выше Вадим Герасимов. «Русские идут! Русские идут!» – так назывался американский фильм 1966 года. А перейдя на современный молодежный сленг, так и хочется добавить: и рулят!

Владимир Гаков


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru