Рубрика:
Острый угол /
Острый угол
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ИРИНА ЛОЖКИНА, журналист
Компьютерному вору все ПО впору
ИТ-отрасль теряет миллиарды, компании – доброе имя, люди – свой бизнес. В очередной раз мы вспоминаем поговорку «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
20 миллиардов! Господа, мы их теряем…
ИТ-индустрия является одним из самых динамично развивающихся секторов мировой экономики, а сектор программного обеспечения – самой быстрорастущей отраслью ИТ-индустрии. Соответственно и пиратство в этой области проявляется наиболее активно. Правда, не брезгуют красть и прочий авторский контент.
Весной 2014 года IDC опубликовала результаты исследования об использовании контрафактного ПО домашними и корпоративными пользователями. Были опрошены 1150 домашних пользователей и столько же корпоративных в 11 странах мира, включая Россию.
Рисунок 1. Оценка потерь компаний, проведенная IDC. Источник http://www.tadviser.ru
По оценкам IDC, в 2014 году российские компании потратят на устранение последствий технических рисков от использования пиратского ПО – обнаружение проблем и восстановление данных – около $5 млрд. В IDC прогнозируют, что еще большую сумму – порядка $15 млрд – в России компании потеряют от утечки данных, если к ней приведет одна из тысячи зараженных нелицензионных программ.
А откуда нелегитимное обеспечение попадает к пользователям, корпоративным и частным? IDC утверждает, что в России примерно 30% сотрудников предприятий устанавливают себе постороннее ПО без согласования с руководством. Распространению пиратского ПО способствует и недостаточный контроль этого со стороны ИТ-служб. Только 14% компаний регулярно осуществляют аудит пользовательских ПК на предмет контрафакта.
При этом каждый третий из опрошенных пользователей испытывал проблемы с таким ПО, а ИТ-руководители констатируют, что 60% всех сбоев происходит из-за контрафактных программ.
Еще одной распространенной причиной появления вредоносного ПО на офисных компьютерах является покупка их зачастую в местах, не гарантирующих 100% легальность установленного на них ПО: в небольших компьютерных магазинах, Интернете и на компьютерных рынках. Опрос показал, что 52% российских предприятий приобретает компьютеры через такие каналы. IDC выяснила, что 56% из 200 исследованных компьютеров содержит предустановленное ПО с вредоносным кодом. Главным образом, это касается ОС Windows.
Для частных пользователей в России, в свою очередь, ущерб от использования нелицензионного ПО в 2014 году в IDC оценивают в $1,1 млрд и 80 млн часов. Проблемы, связанные с его использованием на домашних и корпоративных ПК, схожи. Зачастую игнорируется обновление функций безопасности на компьютерах: по данным опроса IDC, в России ими пренебрегают 53% домашних пользователей и 28% руководителей ИТ.
Итак, два мнимых преимущества контрафакта – изначальная дешевизна или вовсе бесплатность, отсутствие хлопот с оформлением лицензий и прочих документов – в итоге приводят к масштабным потерям.
И «у них» воруют тоже
Международная правовая практика по борьбе с интернет-пиратством по понятным причинам гораздо обширнее и уже имеет историю. Надо сказать, что зарубежные пираты чувствуют себя менее вольготно, чем отечественные, законы полноценно работают, да и общественная мораль вовсе не делает из них робингудов.
Вот (условно) несколько направлений, по которым ведется борьба. Первое – принятие судебных решений по поводу нарушителей авторских прав. В частности, суд города Лиона, Франция, подтвердил приговор в отношении администратора сайта Station-Divx.com, нарушившего права правообладателей. Стоит отметить, что сайт-нарушитель не содержал ни единого нелегального файла, ни единого торрента и ни единой ссылки на сторонние «пиратские» ресурсы. На сайте публиковались лишь ключевые слова, облегчающие файлообменщикам поиск фильмов. Правонарушитель приговорен к выплате компенсации в размере 130 000 евро, штрафу 3000 евро, а также году тюрьмы условно. Этим решением суд подтвердил прямую ответственность посредников, участвующих в незаконном скачивании.
В Европе для борьбы с пиратством объединились полицейские ведомства четырех стран (Германии, Испании, Франции и Нидерландов) при поддержке налоговых органов, заинтересованных в получении отчислений при заключении лицензионных договоров, количество которых обратно пропорционально пиратскому трафику.
Другое направление – принятие специальных законов. В Новой Зеландии работает закон, по которому уличенные в незаконном скачивании пользователи получают предупредительные уведомления, при нереагировании штрафуются на сумму более $11 000 или отключаются от сети на срок до шести месяцев.
Еще одним методом борьбы является блокировка доменов, предотвращение скачиваний и идентификация конкретных правонарушителей. В США через интернет-провайдеров были идентифицированы 23 322 пользователя, скачавших и «раздававших» нелегальную копию фильма «Неудержимые», а в рамках операции, проводимой Службой контроля за исполнением миграционного и пограничного законодательства, было заблокировано 130 пиратских доменов.
Рекламное агентство Group M составило «черный список» из 2000 пиратских сайтов с целью предотвратить размещение рекламных объявлений их клиентов. (По материалам сайта http://www.proficinema.ru).
Отечественная практика: борьба и перспективы
Антипиратский закон принят, и он работает. Российские правообладатели получили законодательную защиту своих авторских прав, а органы исполнительной власти получили законные полномочия по пресечению пиратской деятельности в Интернете. Правда, пока основной упор сделан на защиту кинематографического и музыкального контента. А к сфере ИТ больше подходит поговорка «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Компании ведут борьбу самостоятельно или с помощью НП ППП (Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов). И выигрывают дела, и побеждают. Кстати, в очень выигрышном положении оказались те из них, кто занимается разработкой открытого ПО. Но в целом отношение ИТ-аудитории к пиратству как к явлению неоднозначно. Что и показало собственное исследование журнала «Системный администратор».
Рисунок 2. Итоги опроса, проведенного на сайте журнала «Системный администратор» (http://samag.ru)
Рисунок 3. Итоги опроса, проведенного на страницах в соцсетях журнала «Системный администратор»
А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели? Пишите нам на электронный адрес sa@samag.ru.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|