Рубрика:
Карьера/Образование /
Вектор роста
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Алексей Широких: «Старайтесь идти на работу с радостью, а с работы с гордостью»
Как Сколтех себя позиционирует? Кто платит за студентов? Какие возможности дает обучение в Сколково? На эти и другие вопросы журнала «Системный администратор» отвечает директор по информационным технологиям Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Алексей Широких
|
Досье |
Алексей Широких – директор по информационным технологиям Сколковского Института Науки и Технологий (Сколтех), в котором он отвечает за общее руководство Департаментом информационных технологий, создание и реализацию ИТ-стратегии Сколтеха, выбор и внедрение ключевых ИТ-систем и платформ организации, а также ИТ-инфраструктуры.
Алексей окончил Московский физико-технический институт (с красным дипломом) по специальности инженер-физик (1992). В 1998 году он защитил PhD в области физики плазмы, University of Rochester. Он также имеет степень магистра делового администрирования (MBA) в области финансов и международного менеджмента от W.E. Simon Business School, University of Rochester.
Алексей Широких начал свою профессиональную карьеру в компании IBM в 1998 году как ИТ-архитектор для клиентов финансового сектора, где он отвечал за внедрение и развитие ИТ-решений банковского сектора. В 2007-м он вернулся в Москву как вице-президент по ИТ для ОАО «Газпромбанк». В 2011-м присоединился к финансовой корпорации «Уралсиб» как вице-президент, главный исполнительный директор по информационным технологиям. С 2013 года работает в Сколтехе. |
– Алексей, о Сколково известно одновременно и много, и мало. С ним связаны как большие надежды, так и громкие коррупционные скандалы. Но Сколтех – это место, где хотели бы поучиться многие наши ребята. Расскажите, пожалуйста, что в нем особенного?
– Прежде всего наш университет отличается от других образовательных учреждений в России своими принципами. Главные из них – инновационная среда, интеграция образования и исследований, объединение инженерных компетенций с навыками предпринимательства.
Кроме того, на учебу в Сколтех мы принимаем не обычных абитуриентов – выпускников школ, а студентов старших курсов технических вузов, которые уже понимают, что они хотят. Отбор идет достаточно жесткий, в несколько этапов, так как обучение очень интенсивное и требуются сильная подготовка и глубокие знания. В Сколтехе образование бесплатное, что, возможно, служит дополнительным фактором привлечения сильных и заинтересованных студентов.
Кроме определенного уровня знаний, у нашего студента должна быть некая предпринимательская жилка – интерес и желание быть проактивным и заинтересованным создавать что-то новое и уникальное.
– А как вы это определяете?
– При отборе абитуриенты не просто сдают экзамены, но и проходят достаточно долгий процесс набора, собеседований и последующего зачисления. Например, мы смотрим, умеют ли они делать презентации, могут ли себя позиционировать в рамках проектной деятельности, насколько они активны – это не только фундаментальные знания, но и так называемые soft skills…
Сначала приемная комиссия рассматривает поданные заявки. Потом те, кто прошел этот этап, попадают на так называемый Selection Weekend, где им предстоит показать себя во время различных собеседований. И в результате многоуровневого отбора мы выбираем примерно одного из десяти абитуриентов.
Это не означает, что наш выпускник обязательно станет в будущем ученым или останется в академии, будет преподавать. Возможно, он или она будут предпринимателем – система Сколтеха позволяет студенту попробовать себя в разных областях и, безусловно, стать профессионалом высокого класса.
– Оправдывают себя эти принципы?
– Время покажет. Первый пилотный набор студентов был всего лишь два года назад. В этом году начался полноценный набор студентов на обучение по магистерским программам в области ИТ, энергетических и ядерных технологий.
Система Сколтеха определена, но то, что внутри самой системы, оптимизируется, выстраивается. Основная миссия и стратегия развития заложены, мы постепенно набираемся опыта, учимся на своих ошибках, поэтому идет корректировка стратегии, однако ключевые принципы остаются неизменными. Система самоорганизуется и развивается.
– Что именно меняется в стратегии?
– Когда наш институт только создавался, то, если сравнивать его со стартапом, была разработана некая концепция, как говорится, «на салфетке». Со временем в Сколтехе стали появляться новые люди с богатым опытом работы в России и за рубежом, со своими оценками, своим видением развития института – это, конечно, обогащает и развивает первоначальную концепцию, соответственно корректируются стратегия и процесс ее реализации. Если мы первоначально закладывали очень много на взаимодействие с Массачусетским технологическим институтом (MIT) и другими технологическими институтами, то сейчас они являются нашими стратегическими партнерами, но путь реализации стратегии – наш собственный.
К тому же у нас есть очень весомый Попечительский совет, который определяет и утверждает приоритеты развития нашего университета. Постоянное общение с его членами делает живой и очень динамичной систему развития Сколтеха.
– Вы давно работаете в Сколково?
– С декабря 2013 года. В принципе я первый формальный CIO, который появился в Сколтехе. Всю сложную информационную платформу института мы фактически выстраиваем с нуля. Задача трудная, нетривиальная, поэтому крайне интересная.
– Чем информационная система в Сколтехе будет отличаться от стандартной?
– Принцип построения университета основан на том, что у нас, как я уже говорил, есть три ключевые основополагающие части создания концепции университета. Это университет как образовательное учреждение, где учатся студенты и аспиранты. Вторая часть – научно-исследовательская работа, связанная с 15 центрами по науке, исследованиям и инновациям, которые сейчас создаются в Сколково. И третья компонента – это университет как организация – корпорация со всеми ее сопутствующими операционными и поддерживающими подразделениями.
И у каждого направления свои задачи, свои требования, ожидания от деятельности ИТ. Какие-то из них понятны, например, как сделать безбумажный документооборот или внедрить эффективный внутренний портал. Самое сложное направление сейчас – научно-исследовательская работа, поскольку части исследовательских центров еще нет или они только созданы, приходится предвидеть и просчитывать то, что случится через несколько лет.
На нашем рынке выигрывают не крупнейшие, а быстрейшие. Это как в теории «S curves» – надо вовремя перескочить с одной кривой развития технологии на другую, чтобы постоянно двигаться в правый верхний угол развития
|
– В мире нет аналогов?
– Мы работаем с Массачусетским технологическим институтом (МТИ), где построена подобная экосистема и соответствующая ИТ-инфраструктура. Но в каждой стране есть своя специфика. В этом и сложность, и интерес, подобного в России не было, а мы сейчас это создаем, закладываем основы принципа построения Сколтеха, его фундамент и соответствующую информационную платформу, с которой будут работать те, кто придет завтра в Сколтех. Так что свалить, как это бывает, на ошибки предшественников мы не можем, потому что ошибок не было и равняться особенно не на кого – все приходится придумывать самим и рассчитывать на свой опыт и опыт наших коллег, как российских, так и зарубежных.
– Много ли у вас помощников?
– Да, мы постепенно набираем людей. Но мой основной принцип – не раздувать штат, а создать эффективный и динамичный коллектив, в котором каждому интересно работать и расти, учиться, помогать своим коллегам. То есть мы строим высококвалифицированную Команду профессионалов. Поэтому, конечно, сотрудников тоже набираем штучно.
В этом мы очень полагаемся на наших коллег из подразделения по подбору персонала и благодарны им за высокопрофессиональную работу. В основном мы берем российских сотрудников с богатым и разносторонним опытом, но также сотрудничаем и с коллегами из MТИ. Так что получается такая смешанная и распределенная среда.
– Какие качества должны быть у претендента на работу, чтобы вы его взяли, кроме определенной суммы знаний?
– Прежде всего я смотрю, чтобы у человека глаза горели. Чтобы он был неравнодушным и пытливым. И, конечно, чтобы мог работать в команде, был лояльным к коллективу, духу и культуре Сколтеха.
О Сколтехе |
Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) – негосударственный образовательно-исследовательский институт, который находится в Сколково (Россия, Московская область). Созданный в 2011 году при участии Массачусетского технологического института (MIT), Сколтех готовит новые поколения исследователей и предпринимателей, продвигает научные знания и содействует технологическим инновациям в целях решения важнейших проблем, стоящих перед Россией и миром. Институт строит свою работу, опираясь на лучшие традиции российских и международных образовательных и исследовательских практик, делая особый акцент на предпринимательской и инновационной деятельности.
Модель Сколтеха предусматривает интеграцию образования и исследований, причем как фундаментальных, так и прикладных. Институт будет тесно связан с промышленной и предпринимательской экосистемой, что позволит развивать качественные исследования и генерировать приток инноваций в экономику.
Сколтех станет полноценным международным университетом, кампус которого расположится на территории Сколково. В Институте будет пять основных учебных и исследовательских программ, которые соответствуют приоритетным направлениям: информационные, энергетические, биомедицинские, космические и мирные ядерные науки и технологии. Каждая из этих программ будет завершаться присвоением степени магистра или PhD Сколтеха.
Центр предпринимательства и инноваций (ЦПИ) возьмет на себя образовательные, исследовательские и административные функции, связанные с предпринимательской и инновационной практикой, проходящие через его академические программы.
Пятнадцать Центров науки, инноваций и образования (ЦНИО) станут работать со Сколтехом, каждый из них будет привязан к одной или нескольким программам.
Каждый ЦНИО будет состоять как из физических, так и из виртуальных компонентов, позволяющих реализовывать его исследовательскую миссию. Исследования станут вестись совместно Сколтехом и международными и российскими институтами.
Виртуальный компонент центров будет заключаться в постоянном исследовательском сотрудничестве с его институтами-партнерами, в ходе которого исследователи будут работать на территории своих институтов, но в рамках общей тематики. |
– Критики Сколтеха утверждают, что в России не следовало копировать западную модель образования без учета российских традиций высшего образования. Что лучше и дешевле приглашать известных иностранных профессоров читать циклы лекций и вести семинары в наших вузах. Сколтех фактически конкурирует с российскими университетами. Так ведь?
– Я думаю, что если бы мы ничего не делали и нас бы не критиковали, то это было бы плохо. Всегда так было: если критикуют, значит, ты преуспел и идешь вперед, и не стоит оглядываться.
Мы создаем новую экосистему, поэтому действительно являемся конкурентами отечественных университетов. Учеба в Сколтехе основывается на стандартах CDIO – Conceive, Design, Implement and Operate. Это комплексный подход к инженерному образованию – набор общих системных принципов создания учебных программ, их материально-технического обеспечения, подбора и обучения преподавателей.
В Сколтехе учат так, чтобы выпускник вуза мог не только придумать новый продукт или техническую идею, но также мог и осуществить конструкторские работы по ее воплощению и внедрить в производство.
Если сравнивать нас с другими российскими вузами, то мы просто делаем нечто иное, у нас есть свои задачи и свои направления, много молодых и перспективных сотрудников, людей незашоренных и неравнодушных. Конкуренция – это нормально, а иначе наступит застой, когда приходится догонять и копировать лучшее – это не наша модель.
– Кто в Сколтехе может учиться? Есть ли возрастной ценз для поступающих?
– Как я говорил, мы берем студентов старших курсов. Аспиранты могут быть постарше. Но, конечно, профессора смотрят не столько на возраст поступающих, сколько на их умение и желание работать много и упорно.
– Сколтех считается вторым высшим образованием?
– Скорее не второе, а параллельное высшее образование. Например, студенты Физтеха, которые доучиваются на наших кафедрах, получают два диплома – Физтеха и Сколтеха.
– Вы принимаете участие в собеседовании?
– Пока собеседование проводится нашим профессорско-преподавательским составом – в перспективе планирую также присоединиться к этому процессу. Тем более что сейчас я являюсь исполняющим обязанности руководителя Центра высокопроизводительных вычислений, а с осени планирую читать студентам курс лекций по ИТ-архитектуре.
Мне это интересно, потому что считаю, что у нас людей с сильным техническим образованием с точки зрения системной ИТ-архитектуры сложных информационных систем еще не так много. И раз появилась такая возможность, надо ее использовать. Как известно, чтобы разрушить дамбу, надо проделать в ней совсем небольшое отверстие, а дальше вода все сделает сама. Здесь то же самое.
Чего не хватает в Сколтехе, так это скуки. Самая большая трудность для меня сейчас – временной ресурс, который, к сожалению, нельзя ни растянуть, ни накопить... В сутках всего 24 часа, вот это действительно проблема!
– А как вы ее решаете?
– Есть известная матрица Эйзенхауэра как инструмент расстановки приоритетов. Помните? Четыре квадрата, где все дела делятся на важные и срочные; важные, но не срочные; срочные, но не важные; не срочные и не важные. Я стал ею пользоваться, иначе невозможно все успеть, часть задач надо делегировать, часть переместить на более низкий уровень приоритета.
– Часто ругают нашу высшую школу за то, что она отстала, плохо и мало готовит специалистов, и в ИТ в том числе. Ваше мнение, это так?
– Вы знаете, я проработал в Америке много лет, там, правда, образовательную систему не ругают, но о дефиците квалифицированных специалистов тоже много говорят.
Можно, конечно, ругать наше образование, что все развалили и т.д. Но с моей точки зрения нужно просто делать хорошо свое дело, менять систему, двигаться вперед. Дорогу может осилить только идущий. Вот мы, например, строим Сколтех. Да, мы не будем выпускать тысячи специалистов, зато будем воспитывать лидеров, «агентов изменений», которые не только будут много знать, но и превращать эти знания в технологии и бизнес-проекты, создавать новые компании.
У нас для ребят в Сколтехе есть большие возможности – общаться с известными учеными, предпринимателями, участвовать в международных конференциях, что-то делать полезное своими руками и головой. Так что нужно не жаловаться, а засучить рукава и начать работать.
– Наверное, ваш личный опыт тоже будет полезен студентам?
– Надеюсь. Я учился в Московском физико-техническом институте в начале 90-х. Занимался исследованими, связанными с управляемым термоядерным синтезом. Мне повезло, потому что у меня было много хороших научных руководителей. Окончил институт с красным дипломом, думал, что делать дальше. Времена для науки в стране были тяжелые.
По приглашению поехал учиться в США, в Рочестерский университет. Рочестер – интересный город, расположен рядом с Ниагарским водопадом, родина «Кодака» и «Ксерокса». Но главное – есть очень сильный университет. Там я проучился пять с половиной лет. Защитился. Занимался экспериментальными работами, связанными с лазерным термоядерным синтезом. И вновь задумался, что делать дальше. Тогда мне хотелось посвятить себя не научной работе, а тому, что дает практический результат. Поэтому десять лет, с 1998-го по 2008-й, я работал в компании IBM – занимался консалтингом в финансовой сфере.
В понедельник утром улетал на работу в нью-йоркский офис компании, а в четверг ночью обратно прилетал домой – в Рочестер, где я жил. В этом нет ничего удивительного, там так работают все. Облетел за эти годы всю Америку. Несколько лет занимался задачами, связанными с развитием Линукса в развивающихся странах – Бразилии, России, Индии, Китае и Корее.
Моя работа фактически длилась ежедневно все 24 часа. Я начинал работать по китайскому времени, потом перелетал в Индию, оттуда в Европу, из Европы в Америку. Через год я понял, что живу либо в самолете между странами, либо веду постоянное общение в режиме конференц-колл.
Вскоре мне предложили возглавить ИТ-проект по внедрению банковской системы в одном из российских банков. Я в то время уже был сертифицированным ИТ-архитектором.
Это был Газпромбанк. Сначала я приехал сюда от IBM вести проект, но через некоторое время Газпромбанк пригласил меня на работу. Для меня это был важный и полезный опыт. Все, что наша банковская команда заложила в те годы, с точки зрения правильного построения ИТ-архитектуры, выбора решений, до сих пор работает.
Потом я работал в финансовой корпорации Уралсиб, где тоже возглавлял ИТ и вел общебанковский проект по трансформации ИТ-архитектуры. А сейчас работаю здесь, в Сколтехе, где совершенно другая среда, другие цели. Но я люблю решать новые и сложные задачи. С одной стороны, непросто, но, с другой, хорошо, потому что есть возможность применить свои знания из иной прикладной сферы здесь, в Сколтехе.
– Когда говорят о Сколково, нередко сравнивают его с Силиконовой долиной. Принципы Силиконовой долины действительно могут здесь пригодиться?
– Люди могут пригодиться, потому что любую инфраструктуру, систему делают люди. Америка – страна, построенная на опыте и экспертизе эмигрантов, их предпринимательности – она все время живет на подпитке извне, и в этом ее сила.
В Сколтехе учат так, чтобы выпускник вуза мог не только придумать новый продукт или техническую идею, но также мог и осуществить конструкторские работы по ее воплощению и внедрить в производство
|
Россия – другая страна. Построить у нас Силиконовую долину? Холодно здесь (улыбается). Принципы в Силиконовой долине и у нас могут быть аналогичными, но тактика и реализация – совершенно разные. В этом наша сила и слабость.
– У вас прекрасное образование. Вы много работали и учились за рубежом. Где, по-вашему, лучше подготовка кадров? Что можно нам взять из международного опыта?
– Это сложный вопрос. В России есть свои хорошие научные школы. Все из западной модели образования переносить сюда не нужно, однако я считаю, что необходима конкуренция: должны работать разные университеты и с разными направлениями. Должны быть некие центры компетенции, вокруг которых будут развиваться кластеры.
Уверен, что у Сколтеха есть потенциал для создания сильнейших центров научной компетенции в ряде областей, которые важны как для России, так и для мира в целом. Наша модель предусматривает развитие и фундаментального оффлайн-образования, и онлайн-образования. Это позволяет передавать интересные курсы, знания и опыт Сколтеха другим университетам, а нашим партнерам делиться с нами своими уникальными курсами и опытом.
– Преподавание идет на английском?
– Да. У нас общение, обучение, переписка – на английском языке.
– А поступить к вам могут ребята из регионов?
– Конечно. И из других стран тоже, у нас международный университет. Он открыт для всех.
– Вы говорите, что в Сколтехе хотят, чтобы выпускники обладали инженерными компетенцими и навыками предпринимательства. Такие же требования сейчас предъявляют и к ИТ-директорам. А в принципе возможно ли подобное, ведь это разные таланты?
– Да, на самом деле это достаточно сложно совместить. ИТ-директор в первую очередь должен быть не столько предпринимателем или менеджером, сколько лидером, вести за собой людей. Когда у тебя много серьезных задач – построить ИТ-инфраструктуру, внедрить ряд систем, – уже не до предпринимательства. Важны системность и опыт. Поэтому очень важно создать команду, свою ИТ-экосистему, в которой все работает как часы, даже когда тебя нет на месте.
В ИТ-сфере нельзя стоять на месте, ты должен постоянно бежать, потому что появляется много новой информации, новых технологий – их надо все время изучать, тестировать, применять. В хорошем смысле слова бегаешь по рынку и смотришь: где-то сделано по-другому, где появляется что-то новое. Учишься сам и делишься информацией со своими коллегами, чтобы они читали и развивались, держали себя в тонусе. Ведь на нашем рынке выигрывают не крупнейшие, а быстрейшие. Это как в теории «S curves» – надо вовремя перескочить с одной кривой развития технологии на другую, чтобы постоянно двигаться в правый верхний угол развития.
– Иными словами, учиться, учиться и учиться?
– Да. Но, с другой стороны, учиться не только в классическом смысле – нужно подпитывать информацией себя и свою команду. Раньше у меня было очень много книг, сейчас это все живет в планшете – так удобно. Надо не только учиться, но и учить.
Читаю много профессиональной литературы, увлекаюсь системным образованием. Например, вопрос построения эффективных команд – очень важный для Сколтеха. Ты можешь протестировать человека, принять его. Но для того, чтобы создать коллектив, технических знаний мало, нужны другие механизмы, другие знания.
– Что вам помогает выдерживать этот напряженный ритм?
– Стараюсь бегать каждый день, держу себя в тонусе. Это помогает, кстати, решать многие проблемы.
– Кто учит студентов Сколтеха? Кого вы приглашаете?
– У нас есть штат профессоров, которых мы набираем по контракту, есть люди, которые работают в других университетах, а сюда приезжают читать лекции. Таких профессоров очень много. И, кстати, немало среди них бывших выпускников Физтеха, которые живут на Западе, а в Москву приезжают читать лекции.
Вот это, я считаю, ключевой элемент Сколтеха: он дает возможность людям с опытом работы в западной среде образования и науки, университетах приезжать в Россию, чтобы делиться своими знаниями и опытом.
Общение с такими профессорами не только духовно обогащает студентов, но и дает им чувство сопричастности к одной команде. И, конечно, хорошие и полезные связи на будущее.
Уверен, что открытые экосистемы более приспособлены к реалиям, они позволяют меняться и развиваться. Будущее – за открытыми стандартами, мы постепенно уходим от проприетарных технологий, архитектур, даже от государственных проприетарных архитектур к открытым.
– Так вы поклонник Линукса?
– Да, я всю свою профессиональную жизнь использую Линукс, с тех пор, как начал им заниматься в 90-е годы.
– Что же такое для вас Сколково?
– Я считаю, что Сколково – это уникальный проект. Он дает возможность построить с нуля общую экосистему, некую цепочку жизненного цикла инноваций. От образования в университете до ИТ-кластера, в котором ты можешь свою идею трансформировать в прототип и, используя финансовые возможности фонда «Сколково», реализовать его либо в продукт, либо в решение, либо в услугу. У наших выпускников есть возможность поучаствовать во всех жизненных циклах экосистемы.
И лучше это делать не одному, а в команде. В наш век, как говорится, один – не воин. Человек не может быть одновременно и финансистом, и маркетологом, и техническим гением. Он должен быть членом Команды.
Но, пройдя обучение в Сколтехе, можно также создать и свою эффективную команду. Свой успешный стартап. Развивать его – модель должна масштабироваться. И тогда на выходе, дай бог, появятся у нас свой Google и свой Amazon.
Я считаю, что такие возможности есть. Светлых умов и толковых ребят в России очень много. Просто им нужно дать возможность реализовать себя. Если это получится, значит Сколково создано не зря.
– Что вы посоветуете нашим читателям, тем самым толковым ребятам со светлыми головами?
– Не нужно бояться рисковать. Потому что чем старше становишься, тем дороже твой риск. Надо просто пробовать и не бояться ошибиться. Иногда возможности возникают там, где ты их не ждешь. Нужно найти свое Место – чтобы идти на работу с радостью, а с работы с гордостью. По крайней мере я сам стараюсь жить так.
Беседовала Галина Положевец
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|