Бесполезные занятия. Проблемы российского ИТ-образования. Взгляд изнутри::Журнал СА 6.2014
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
20.12.2019г.
Просмотров: 4349
Комментарии: 0
Dr.Web: всё под контролем

 Читать далее...

04.12.2019г.
Просмотров: 5651
Комментарии: 0
Особенности сертификаций по этичному хакингу

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 6881
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 7272
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 6345
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Бесполезные занятия. Проблемы российского ИТ-образования. Взгляд изнутри

Архив номеров / 2014 / Выпуск №6 (139) / Бесполезные занятия. Проблемы российского ИТ-образования. Взгляд изнутри

Рубрика: Карьера/Образование /  Пятая пара

Дмитрий Андриенко ДМИТРИЙ АНДРИЕНКО, работает в ООО «Ютел», программист-ERP, andrienco.dmitry@gmail.com

Бесполезные занятия
Проблемы российского ИТ-образования. Взгляд изнутри

«Хочешь получить корочку? Молчи и не мешай!» – сказал мне преподаватель. Увы! Неквалифицированные педагоги делают неэффективным обучение ИТ-специалистов в наших техникумах и вузах

C началом активного развития автоматизации российский бизнес начал внедрять разные информационные технологии, которые преимущественно импортировались с Запада. Для их адаптации требовались достаточно квалифицированные специалисты со знанием английского языка и опытом работы с вычислительными системами. В бывшем СССР их были единицы, и то они работали больше с отечественными системами, которые значительно отличались от западных аналогов. Данная ситуация вызвала острый дефицит на рынке труда, что давало этим специалистам возможность получать неплохую зарплату. В итоге престиж специальности «программист» в обществе вырос, и на это отреагировала отечественная система образования, включив программистов в пул продаваемых специальностей наряду с юристами, экономистами и нефтяниками.

Предложения на рынке образовательных услуг

Большинство российских учебных заведений (говорим о высших учебных заведениях и среднепрофессиональных, затрагивать разные курсы и тренинги не будем) открыло у себя кафедры информатики, куда требовались преподаватели, но зарплаты работников образования настолько малы, что пригласить туда хорошего специалиста просто невозможно. И руководство вузов напичкало учебные программы по этим специальностям математикой, физикой и прочим, а на полезные в работе будущему программисту спецпредметы поставили тех же преподавателей математики и информатики, которых немного переучили по разным переведенным зарубежным книгам по программированию. Теперь данная бизнес-конструкция может работать и производить «отличных» ИТ-специалистов, принося руководству университетов прибыль и удовлетворяя потребности абитуриентов в дипломах.

Из предлагаемых на рынке специальностей можно выделить наиболее популярные: «Автоматизированные системы управления», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Электронно-вычислительные машины (ЭВМ)», «Информационная безопасность», «Информатика в экономике» и т.п., названия варьируются из года в год. Рынок вынуждает подбирать более современные названия, например, «Управление информационными системами», не удивлюсь, если скоро появится специальность «Управленческий менеджмент информационных систем», уверен, что от абитуриентов не будет отбоя. Кстати, во время последней моей сессии (я учусь заочно по специальности «Прикладная информатика в экономике») я попал на предмет «Управление информационными ресурсами», где преподаватель (из группы переученных учителей информатики) рассказывал о должности CIO (заместитель генерального директора по информационным технологиям, директор по ИТ). Преподаватель говорил: «Вы будущие CIO, менеджеры высшего звена и можете по окончании вуза претендовать на эту должность». Конечно, для меня как специалиста, проработавшего в разных компаниях и на различных ИТ-должностях, это было шоком, но пришлось промолчать, ибо если открыто возразить преподавателю, то можно подвергнуться очень жесткой прессовке в виде заниженных оценок, многократных перепечаток курсовых работ, пересдач зачетов и экзаменов. Однажды один из преподавателей во время жаркого спора в начале моего обучения сказал мне: «Ты хочешь получить корочку? Так молчи и не мешай мне работать!» – а как по мне, так это звучит: «Не пали нас и не мешай рубить бабло…»

Содержание и качество образовательного процесса

Процесс моего ИТ-обучения начался в возрасте 15 лет, когда я поступил в техникум (недоколледж) по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». У меня был интерес к информационным технологиям, да и уроки информатики очень нравились, поэтому мой выбор был осознан, но в голове был туман – какие там представления, просто ребенок. В техникумах картина намного печальнее, чем в вузах: зарплата преподавателя мизерная, работают люди бесцельные и не амбициозные. Правда, есть и работающие за идею, но таких – единицы. Мне попалась неплохая преподавательница по программированию, бывший советский программист, которая преподавала Pascal и Delphi, Visual C++. Проблема преподавания старых и малопопулярных языков программирования сохраняется, она же касается Pascal и Delphi 7, и все потому, что преподаватель, когда-то освоив один язык, далее не желает переучиваться, не обращая внимания на тенденции ИТ-рынка. Был неплохой преподаватель баз данных, но тут тоже беда: FirebirdSQL + Delphi, что также показывает нежелание переучиваться, очень мало времени уделялось системному администрированию. Как и в институте, много предметов, направленных на общее развитие учащегося. Техникумы и колледжи – это промежуточное звено, ибо с таким образованием можно претендовать только на позиции помощников или малооплачиваемые должности, все равно придется идти и получать высшее.

Получение высшего образования идет по похожей схеме: много общих дисциплин и мало внимания уделяется профессиональным предметам, а практике – еще меньше. Преподаватели значительно более высокого уровня, но основная часть их знаний – теория, практика минимальная и складывается из рассказов заочников, работающих по специальности, а также дипломников, внедряющих какой-нибудь малозначимый проект на «производстве». Большинство преподавателей – это бывшие студенты, которые сразу после окончания обучения поступили в аспирантуру, они не имеют представления о состоянии рынка труда и потребностях работодателя. Но зато преисполнены чувством собственной значимости. Например, один из них умудрился завалить на экзамене специалиста с 12-летним опытом в ИТ по предмету «Операционные системы». Специалист имел сертификат и отличался глубокими знаниями, а главное, обширным опытом, но преподаватель только после нескольких пересдач поставил ему тройку.

Еще один феномен – это получение высоких оценок людьми не из ИТ. Допустим, охранник или воспитатель детского сада, регулярно посещая занятия, вовремя списывая, смотря в рот преподавателям и покупая работы у «решал», умудряется получать намного более высокие оценки, чем ИТ-специалисты.

Имеются, конечно, и преподаватели, которые где-то поработали или работают, люди из данной сферы, что-то повидавшие. Обычно они придерживаются следующего стиля: «Да, я понимаю, что вы специалисты, но я хотел бы рассказать вам о своей дисциплине подробнее, посвятив вас в детали, ответить на вопросы и поделиться опытом» – такой подход гораздо более полезный.

Предложения по совершенствованию

Конечно, первостепенным будет увеличение заработной платы преподавателя, чтобы она превышала зарплату, например, продавца-консультанта. Не следует допускать к такого рода деятельности человека, не проработавшего по специальности «на производстве» менее трех лет, – это позволит убрать с кафедры людей инфантильных и не понимающих, что они делают и зачем. Немаловажным будет уменьшение общих дисциплин и заострение внимания на профессиональных, увеличение количества практических часов. Еще одним полезным инструментом мотивации станет денежная премия преподавателю за устройство выпускника по специальности, например, руководителю дипломного проекта (он же руководитель производственной практики). Преподаватели будут заинтересованы устанавливать контакт с работодателем и передавать им студентов.

***

Обучение в российском высшем учебном заведении по направлению ИТ, по моему мнению, малополезно в профессиональном плане, возможно, оно и развивает человека в общем, но не сделает из него специалиста. Высшее образование лишь увеличит шанс получить стажировку или устроиться на начальные позиции новичкам в мире ИТ. Люди, которые уже работают в ИТ, для повышения своей конкурентоспособности или получения новых должностей могут получить образование по заочной форме обучения, но столкнуться со спецификой, описанной в статье, им тоже придется, хотя и в меньшей степени. Обучаться в среднем профессиональном учебном заведении на ИТ – на мой взгляд, бесполезное занятие.

Ключевые слова: ИТ, образование, обучение, подготовка специалистов.


Комментарии
 
  17.06.2014 - 05:12 |  beralex

По моему мнению, нужно довершить реформу образования до конца по типу образовательной системы США. С персональными стипендиями, индивидуальными планами обучения и многими вещами, которые приняты во всем мире. Чтобы студенты жили в уютных кампусах рядом с преподавателями, а не в ужасных общагах, по сравнению с которыми ночлежка для бомжей -- номер "люкс". Нужно вернуть выборные должности ректоров, деканов, зав.кафедр, возродить университетское самоуправление, выгнать всех "назначенцев" от нынешней власти. Вернуть не на словах, а ан деле. Всем должны распоряжаться Ученые Советы. Нормальная западная модель университетского образования.
ЕГЭ не должно быть единственным критерием, у университетов и колледжей должно быть право поиска талантливых студентов. Особенно это будет спасительным шансом для менее престижных заведений, но имеющих свой подход к образованию. И самоуправление, выборность сверху донизу. Без этого не победить коррупцию.

  18.06.2014 - 05:14 |  awn

Хех... Закончил универ в 1998-м, после технаря (хорошего технаря).
Учиться после техникума, уже будучи каким-никаким специалистом - довольно тяжко. Особенно, если с 1-го курса. Масса ненужных предметов и откровенно бесполезных.
Мало того, предметы эти - преподают на малопонятном диалекте русского языка, который приходиться осваивать по ходу дела.
Не пригодилось ни разу - НИЧЕГО из ВУЗовского курса обучения.
Читая впоследствии амерские и европейские мануалы, всегда обливался слезами умиления - до чего же все ПОНЯТНО, при чем СРАЗУ. А для малограмотных - еще и с картинками. С тех пор, занимаясь обучением сотрудников и написанием инструкций ДВП, руководствуюсь принципом, что объяснять что-либо нужно, исходя из принципа, что перед тобой находится умственно отсталый товарисч или же ребенок, а не гений. При чем объяснять нужно "на пальцах", максимально доступно, а теорию подключать уже потом. При чем очень важно НЕ ОПУСКАТЬ шаги, очевидные для Вас, но вполне вероятно - НЕ очевидные для обучаемого или читающего мануал. Тогда все получается быстро и понятно. Да и запоминается лучше. Проверял на своих эникеях. :)

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru