Бесполезные занятия. Проблемы российского ИТ-образования. Взгляд изнутри::Журнал СА 6.2014
www.samag.ru
Журнал «БИТ. Бизнес&Информационные технологии»      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Мобильные приложения  

Искусственный интеллект в мобильных приложениях: возможности и перспективы

Обзор современных применений ИИ в мобильных приложениях, анализ перспектив развития этой технологии,

 Читать далее...

ИТ-образование  

Как сделать ИТ-образование эффективным?

Эксперты ИТ-отрасли отвечают на вопросы «СА». Обсуждаем ключевые аспекты для улучшения образовательных

 Читать далее...

Work-life balance  

Как айтишнику найти баланс между работой и личной жизнью?

Обсуждаем инструменты для эффективного управления временем, снижения уровня стресса и достижения гармонии. На

 Читать далее...

Книжная полка  

Всё самое нужное – под одной обложкой

Отличительная черта книжных новинок, выпущенных недавно издательством «БХВ» – это их универсальность. Не просто

 Читать далее...

ИТ-инфраструктура  

Системы мониторинга ИТ-инфраструктуры-2025

Без мониторинга ИТ-инфраструктуры не обходится ни одна компания, хотя бы потому, что

 Читать далее...

Открытое ПО  

Безопасность Open Source: рискуем или контролируем?

Компания «Кросс технолоджис» изучила, как используется ПО с открытым кодом в компаниях

 Читать далее...

Работа с нейросетью  

Скажи, есть ли у тебя AI, и я скажу, кто ты

Недавно сервис по поиску работы SuperJob выяснил, что каждый второй россиянин уже

 Читать далее...

Работа с Debian  

О Linux с любовью или Debian: через знание к любви

Конечно, одним лишь перечислением замечательных качеств любовь к Linux не возникнет. Для

 Читать далее...

Опрос  

Защита личных и клиентских данных: как мошенники используют ИИ и как защититься?

По данным RED Security, общее число кибератак на российские компании в 2024

 Читать далее...

Опрос  

Облачные инструменты для разработчиков

Эксперты ИТ-отрасли отвечают на вопросы «Системного администратора» > Как с помощью облака сделать

 Читать далее...

Опрос  

Рынок мобильных приложений: что будет актуальным в 2025 году?

Эксперты ИТ-отрасли отвечают на вопросы «Системного администратора» > Ваши прогнозы: чего ожидать от

 Читать далее...

Рынок труда  

Как успешно пройти все этапы собеседования на ИТ-должность?

По оценкам государства, дефицит ИТ-специалистов составляет от 740 тысяч до 1 миллиона

 Читать далее...

Спецпроект «Базальт СПО». Развитие Open Source в России  

Алексей Смирнов: «Сейчас трудно найти программный продукт, в котором нет свободного кода»

Какое будущее ждет свободное ПО? Влияет ли свободная или несвободная разработка на

 Читать далее...

Спецпроект «Базальт СПО». Развитие Open Source в России  

Николай Костригин: «Мы создали Hantis, конвейер автоматизации. Проекты, исследуемые разными инструментами, переходят от одного исполнителя к другому, развиваются, возвращаются к автору, и так по кругу»

О том, как идет работа по повышению безопасности отечественного программного обеспечения, рассказывает

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 7857
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 8124
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5473
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3480
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4277
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 4275
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6815
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3633
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3907
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7795
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 11148
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12883
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 14645
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9578
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7547
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5829
Комментарии: 4
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 5021
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3873
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3552
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3789
Комментарии: 1
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Бесполезные занятия. Проблемы российского ИТ-образования. Взгляд изнутри

Архив номеров / 2014 / Выпуск №6 (139) / Бесполезные занятия. Проблемы российского ИТ-образования. Взгляд изнутри

Рубрика: Карьера/Образование /  Пятая пара

Дмитрий Андриенко ДМИТРИЙ АНДРИЕНКО, работает в ООО «Ютел», программист-ERP, andrienco.dmitry@gmail.com

Бесполезные занятия
Проблемы российского ИТ-образования. Взгляд изнутри

«Хочешь получить корочку? Молчи и не мешай!» – сказал мне преподаватель. Увы! Неквалифицированные педагоги делают неэффективным обучение ИТ-специалистов в наших техникумах и вузах

C началом активного развития автоматизации российский бизнес начал внедрять разные информационные технологии, которые преимущественно импортировались с Запада. Для их адаптации требовались достаточно квалифицированные специалисты со знанием английского языка и опытом работы с вычислительными системами. В бывшем СССР их были единицы, и то они работали больше с отечественными системами, которые значительно отличались от западных аналогов. Данная ситуация вызвала острый дефицит на рынке труда, что давало этим специалистам возможность получать неплохую зарплату. В итоге престиж специальности «программист» в обществе вырос, и на это отреагировала отечественная система образования, включив программистов в пул продаваемых специальностей наряду с юристами, экономистами и нефтяниками.

Предложения на рынке образовательных услуг

Большинство российских учебных заведений (говорим о высших учебных заведениях и среднепрофессиональных, затрагивать разные курсы и тренинги не будем) открыло у себя кафедры информатики, куда требовались преподаватели, но зарплаты работников образования настолько малы, что пригласить туда хорошего специалиста просто невозможно. И руководство вузов напичкало учебные программы по этим специальностям математикой, физикой и прочим, а на полезные в работе будущему программисту спецпредметы поставили тех же преподавателей математики и информатики, которых немного переучили по разным переведенным зарубежным книгам по программированию. Теперь данная бизнес-конструкция может работать и производить «отличных» ИТ-специалистов, принося руководству университетов прибыль и удовлетворяя потребности абитуриентов в дипломах.

Из предлагаемых на рынке специальностей можно выделить наиболее популярные: «Автоматизированные системы управления», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Электронно-вычислительные машины (ЭВМ)», «Информационная безопасность», «Информатика в экономике» и т.п., названия варьируются из года в год. Рынок вынуждает подбирать более современные названия, например, «Управление информационными системами», не удивлюсь, если скоро появится специальность «Управленческий менеджмент информационных систем», уверен, что от абитуриентов не будет отбоя. Кстати, во время последней моей сессии (я учусь заочно по специальности «Прикладная информатика в экономике») я попал на предмет «Управление информационными ресурсами», где преподаватель (из группы переученных учителей информатики) рассказывал о должности CIO (заместитель генерального директора по информационным технологиям, директор по ИТ). Преподаватель говорил: «Вы будущие CIO, менеджеры высшего звена и можете по окончании вуза претендовать на эту должность». Конечно, для меня как специалиста, проработавшего в разных компаниях и на различных ИТ-должностях, это было шоком, но пришлось промолчать, ибо если открыто возразить преподавателю, то можно подвергнуться очень жесткой прессовке в виде заниженных оценок, многократных перепечаток курсовых работ, пересдач зачетов и экзаменов. Однажды один из преподавателей во время жаркого спора в начале моего обучения сказал мне: «Ты хочешь получить корочку? Так молчи и не мешай мне работать!» – а как по мне, так это звучит: «Не пали нас и не мешай рубить бабло…»

Содержание и качество образовательного процесса

Процесс моего ИТ-обучения начался в возрасте 15 лет, когда я поступил в техникум (недоколледж) по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». У меня был интерес к информационным технологиям, да и уроки информатики очень нравились, поэтому мой выбор был осознан, но в голове был туман – какие там представления, просто ребенок. В техникумах картина намного печальнее, чем в вузах: зарплата преподавателя мизерная, работают люди бесцельные и не амбициозные. Правда, есть и работающие за идею, но таких – единицы. Мне попалась неплохая преподавательница по программированию, бывший советский программист, которая преподавала Pascal и Delphi, Visual C++. Проблема преподавания старых и малопопулярных языков программирования сохраняется, она же касается Pascal и Delphi 7, и все потому, что преподаватель, когда-то освоив один язык, далее не желает переучиваться, не обращая внимания на тенденции ИТ-рынка. Был неплохой преподаватель баз данных, но тут тоже беда: FirebirdSQL + Delphi, что также показывает нежелание переучиваться, очень мало времени уделялось системному администрированию. Как и в институте, много предметов, направленных на общее развитие учащегося. Техникумы и колледжи – это промежуточное звено, ибо с таким образованием можно претендовать только на позиции помощников или малооплачиваемые должности, все равно придется идти и получать высшее.

Получение высшего образования идет по похожей схеме: много общих дисциплин и мало внимания уделяется профессиональным предметам, а практике – еще меньше. Преподаватели значительно более высокого уровня, но основная часть их знаний – теория, практика минимальная и складывается из рассказов заочников, работающих по специальности, а также дипломников, внедряющих какой-нибудь малозначимый проект на «производстве». Большинство преподавателей – это бывшие студенты, которые сразу после окончания обучения поступили в аспирантуру, они не имеют представления о состоянии рынка труда и потребностях работодателя. Но зато преисполнены чувством собственной значимости. Например, один из них умудрился завалить на экзамене специалиста с 12-летним опытом в ИТ по предмету «Операционные системы». Специалист имел сертификат и отличался глубокими знаниями, а главное, обширным опытом, но преподаватель только после нескольких пересдач поставил ему тройку.

Еще один феномен – это получение высоких оценок людьми не из ИТ. Допустим, охранник или воспитатель детского сада, регулярно посещая занятия, вовремя списывая, смотря в рот преподавателям и покупая работы у «решал», умудряется получать намного более высокие оценки, чем ИТ-специалисты.

Имеются, конечно, и преподаватели, которые где-то поработали или работают, люди из данной сферы, что-то повидавшие. Обычно они придерживаются следующего стиля: «Да, я понимаю, что вы специалисты, но я хотел бы рассказать вам о своей дисциплине подробнее, посвятив вас в детали, ответить на вопросы и поделиться опытом» – такой подход гораздо более полезный.

Предложения по совершенствованию

Конечно, первостепенным будет увеличение заработной платы преподавателя, чтобы она превышала зарплату, например, продавца-консультанта. Не следует допускать к такого рода деятельности человека, не проработавшего по специальности «на производстве» менее трех лет, – это позволит убрать с кафедры людей инфантильных и не понимающих, что они делают и зачем. Немаловажным будет уменьшение общих дисциплин и заострение внимания на профессиональных, увеличение количества практических часов. Еще одним полезным инструментом мотивации станет денежная премия преподавателю за устройство выпускника по специальности, например, руководителю дипломного проекта (он же руководитель производственной практики). Преподаватели будут заинтересованы устанавливать контакт с работодателем и передавать им студентов.

***

Обучение в российском высшем учебном заведении по направлению ИТ, по моему мнению, малополезно в профессиональном плане, возможно, оно и развивает человека в общем, но не сделает из него специалиста. Высшее образование лишь увеличит шанс получить стажировку или устроиться на начальные позиции новичкам в мире ИТ. Люди, которые уже работают в ИТ, для повышения своей конкурентоспособности или получения новых должностей могут получить образование по заочной форме обучения, но столкнуться со спецификой, описанной в статье, им тоже придется, хотя и в меньшей степени. Обучаться в среднем профессиональном учебном заведении на ИТ – на мой взгляд, бесполезное занятие.

Ключевые слова: ИТ, образование, обучение, подготовка специалистов.


Комментарии
 
  17.06.2014 - 05:12 |  beralex

По моему мнению, нужно довершить реформу образования до конца по типу образовательной системы США. С персональными стипендиями, индивидуальными планами обучения и многими вещами, которые приняты во всем мире. Чтобы студенты жили в уютных кампусах рядом с преподавателями, а не в ужасных общагах, по сравнению с которыми ночлежка для бомжей -- номер "люкс". Нужно вернуть выборные должности ректоров, деканов, зав.кафедр, возродить университетское самоуправление, выгнать всех "назначенцев" от нынешней власти. Вернуть не на словах, а ан деле. Всем должны распоряжаться Ученые Советы. Нормальная западная модель университетского образования.
ЕГЭ не должно быть единственным критерием, у университетов и колледжей должно быть право поиска талантливых студентов. Особенно это будет спасительным шансом для менее престижных заведений, но имеющих свой подход к образованию. И самоуправление, выборность сверху донизу. Без этого не победить коррупцию.

  18.06.2014 - 05:14 |  awn

Хех... Закончил универ в 1998-м, после технаря (хорошего технаря).
Учиться после техникума, уже будучи каким-никаким специалистом - довольно тяжко. Особенно, если с 1-го курса. Масса ненужных предметов и откровенно бесполезных.
Мало того, предметы эти - преподают на малопонятном диалекте русского языка, который приходиться осваивать по ходу дела.
Не пригодилось ни разу - НИЧЕГО из ВУЗовского курса обучения.
Читая впоследствии амерские и европейские мануалы, всегда обливался слезами умиления - до чего же все ПОНЯТНО, при чем СРАЗУ. А для малограмотных - еще и с картинками. С тех пор, занимаясь обучением сотрудников и написанием инструкций ДВП, руководствуюсь принципом, что объяснять что-либо нужно, исходя из принципа, что перед тобой находится умственно отсталый товарисч или же ребенок, а не гений. При чем объяснять нужно "на пальцах", максимально доступно, а теорию подключать уже потом. При чем очень важно НЕ ОПУСКАТЬ шаги, очевидные для Вас, но вполне вероятно - НЕ очевидные для обучаемого или читающего мануал. Тогда все получается быстро и понятно. Да и запоминается лучше. Проверял на своих эникеях. :)

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru