Рубрика:
Карьера/Образование /
Пятая пара
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ДЕНИС СИЛАКОВ, кандидат ф.-м. н., старший системный архитектор ООО «НТЦ ИТ РОСА», denis.silakov@rosalab.ru
ЕЛЕНА СИЛАКОВА, ведущий инженер ЦКП им. Д.И. Менделеева. Специализация – химическая технология изделий электронной техники
Преподавание ИТ в Стэнфорде Подготовка ИТ-специалистов в ведущем университете мира
Какая система образования лучше – отечественная или зарубежная? Обычно сравнение проводят на основе результатов, которых добиваются выпускники тех или иных вузов после окончания учебы. Однако для полноты картины полезно знать, какие именно знания получают студенты в процессе обучения
Многие современные промышленные технологии и продукты зародились в зарубежных университетах. Например, в Массачусетском технологическом университете (MIT) была создана X Window System, уже несколько десятилетий являющаяся основой графического интерфейса UNIX-подобных систем, а в университете Berkley создали популярный вариант UNIX – BSD.
Вклад же отечественных образовательных учреждений в мировую копилку ИТ весьма скромен.
Тему нелегкой послевузовской судьбы выпускников можно обсуждать долго (см., например, [1]), но перед этим стоит задаться вопросом: а готовы ли современные выпускники совершить качественный скачок и перейти от впитывания знаний и выполнения учебных проектов к созданию собственных технологических и научных разработок?
Интересно понять, что собой представляют студенты ведущих мировых университетов, исправно поставляющих как кадры для корпораций, так и исследователей в научные центры и собственные лаборатории.
В этой статье мы предлагаем остановить свой взгляд на университете Стэнфорда. Почему именно Стэнфорд? Во-первых, это один из известнейших университетов мира, и из его стен вышло немало серьезных проектов – например, Coverity, о котором шла речь в статье о качестве кода в предыдущем номере «СА» [2], или инструментарий для распределенных вычислений Folding@home. Конечно, вряд ли эти проекты делают студенты (хотя без их участия не обходится – кто же откажется от бесплатной рабочей силы, пусть и не очень квалифицированной?), однако в случае Стэнфорда легко можно посмотреть и на творения собственно учащихся.
Студенты Стэнфорда активно используют для разработки своих проектов ресурс SourceForge (sourceforge.net), предоставляющий им все необходимое – систему контроля версий, трекер ошибок, вики для описания проекта и ведения документации и так далее. Преподаватели сразу приучают своих подопечных к жизненным реалиям, используя для этого уже имеющуюся инфраструктуру – бесплатную, но при этом полноценную и мощную. А все проекты на SourceForge открыты, и любой желающий имеет к ним полный доступ.
Основы основ
Департамент ИТ предлагает общие курсы по различным темам, которые прослушивают студенты всех специальностей, – например, по истории и тенденциям развития ИТ в целом и конкретных направлений в частности. Есть базовые и обзорные курсы по общим принципам облачных вычислений, компьютерной безопасности, сетевым технологиям и другим областям, о которых каждый уважающий себя ИТ-специалист должен иметь базовое представление.
Среди базовых профильных дисциплин следует отметить серию курсов, посвященных основным типам системного ПО – операционным системам (как обычным, так и распределенным), компиляторам и оптимизаторам программ, а также системам управления базами данных.
Интересно, что курсом №1 в ИТ-департаменте Стэнфорда значится практический курс по UNIX, который в своем современном виде дает навыки базовой работы со всевозможными инструментами Linux, работающими из командной строки, – собственно командной оболочкой, программами обработки текста (grep, sed и подобные), редакторами Vim и Emacs, отладчиком GDB и многими другими. Рассматриваются и такие основы, как настройка прав пользователей, устройство файловой системы, и прочие аспекты, остающиеся неизменными для UNIX-систем на протяжении десятилетий. Это дань уважения операционной системе, на десятилетия вперед определившей многие направления развития ИТ.
Есть множество курсов, посвященных фундаментальным основам программирования – необходимому математическому аппарату, различным базовым алгоритмам, структурам данных, теории сложности алгоритмов и другим предметам, без знания которых невозможно приступать к изучению многих прикладных курсов.
Студенты изучают теорию игр, теорию вероятностей и другие математические дисциплины, находящие активное применение в ИТ – прежде всего в области машинного обучения и построения и анализа алгоритмов.
Имеются курсы по формальным методам и по формальной верификации [2].
Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №5 за 2014 г. на страницах 82-85.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|