Рубрика:
Карьера/Образование /
Вектор роста
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧЕВ, ЧОУ «ТПКГ» г. Тула, системный администратор и учитель информатики, sergil68@mail.ru
Чему и как у нас учат Разговор о преподавании информатики в школе
Однажды со мной произошел такой случай: накануне сессии знакомый попросил объяснить своему сыну, студенту первого курса одного московского вуза, как работать со ссылками на языке Си…
Студент, как оказалось, не понимал основополагающих принципов хранения информации в памяти компьютера и, как следствие, смысла адресации. На вопрос: «А что же вы на информатике в школе проходили?» – ответом было: «Да учитель по географии вел информатику».
И вот чуть больше года назад мне довелось окунуться в школьную жизнь. Вначале помогал в обслуживании школьных компьютеров, а с 1 сентября 2013 года меня представили коллективу как преподавателя информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) старших классов.
Не буду расписывать, почему и как я оказался у школьной доски. Проработав 15 лет на государственном предприятии программистом/системным администратором (как хотите, но на нашем предприятии приходилось делать и то и другое), я познакомился с применением информационных технологий на практике, приобрел некоторый опыт, однако никогда не пытался работать преподавателем. Но такой эксперимент мне показался интересным.
Итак, вашему вниманию предлагаются заметки о том, что же увидел человек, поработавший достаточное время айтишником, в преподавании нашего с вами предмета в школе. Оговорюсь, что это чисто мое мнение, совсем не претендующее на непререкаемую истину.
Заинтересованность государства в ИТ-грамотности школьников
Да, да. Она есть. Всем понятно, что нашей стране не хочется быть сырьевым придатком. Еще 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырех приоритетных национальных проектов, одним из которых является проект «Образование».
Для тех, кто, может быть, еще не знает, – в России с 2007 года в образовании действуют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Как разъясняется на сайте Министерства образования и науки, образовательные стандарты – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1].
Принципы построения Федерального базисного учебного плана для 10-х-11-х классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Таким образом, предметы, в том числе и информатика, в школе согласно стандарту изучаются на базовом и профильном уровне. Также для учащегося есть возможность пройти так называемый элективный курс, который тоже позволяет изучать предмет углубленно.
Позволю себе процитировать Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) касательно углубленного изучения предмета [2]:
«Информатика» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса информатики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
2) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
3) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции;
4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
8) владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
10) сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных».
Впечатляет, не правда ли? Требования к изучению предмета на базовом уровне, конечно, не столь глубоки, но тоже достаточно обширны. Таким образом, согласно ФГОС в нашем государстве молодой человек, изучивший информатику в средней школе, должен обладать неплохим начальным багажом знаний для применения информационных технологий в своей будущей деятельности и для продолжения изучения ИТ в их широком спектре в высшем учебном заведении.
Итак, заинтересованность государства, подкрепленная законодательно, есть, и все выглядит хорошо на бумаге. А что на практике?
Учебники и методическая литература
Понятно, что в процессе образования без дидактического материала никак не обойтись. Преподавателю мало знать самому предмет, надо еще и объяснить школьникам тот или иной вопрос, да и без самостоятельного обучения вряд ли можно говорить о глубоком изучении предмета.
Учебников по информатике для школы в России – масса. Стоит лишь зайти в книжный магазин или посмотреть в Интернет. Между тем для того, чтобы выбрать учебник и методический материал к нему для конкретного курса (базового, профильного или элективного), мне пришлось приложить некоторые усилия. Однако с уверенностью скажу, что даже при отсутствии опыта подобрать подходящий учебник, соответствующий ФГОС, сложно, но не невозможно.
Есть отличные примеры творческого и ответственного подхода к своему делу. Можно отметить учебники для 8-го и 9-го классов «Информатика и ИКТ» Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой – прекрасно изложенный материал с использованием различных, в том числе и свободных, программ, который обильно снабжен тестами и контрольными вопросами, да еще и презентациями для изложения материала на уроках и самостоятельного изучения, выложенными в Интернет [3].
Отдельного внимания и благодарности заслуживают учителя, которые выкладывают свои наработки в свободный доступ. При подготовке к занятиям много интересного материала нашлось на персональных страничках К.Ю. Полякова [4] и А.И. Козлова [5].
Говоря о методике преподавания, нельзя не отметить КуМир («Комплект Учебных Миров»), созданный для обучения школьников программированию [6]. В учебной литературе также активно продвигается так называемый школьный алгоритмический язык, составляющий основу КуМира, который является русскоязычным алгоритмическим языком, очень похожим на Паскаль. Вообще нужно отметить, что вся система обучения информатике в школе сильно ориентирована на Паскаль, от учебников до заданий на экзаменах, что, может быть, совсем неплохо для обучения на базовом уровне. На профильном уровне и занятиях по выбору необходимо все-таки хотя бы начинать знакомить учеников с другими языками программирования, например, с Си или Java, а может быть, и Python.
Хотелось бы также отметить учебно-методический журнал для учителей «Информатика» издательского дома «Первое сентября», в котором постоянно ведется обмен методическими разработками, обсуждаются различные вопросы преподавания информатики в школе.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в настоящее время в российской школе есть все средства в плане обучающих программ и методических разработок для подготовки учителей и преподавания предмета информатики на любом уровне
Оснащение
Не знаю, как в других регионах, но мне достался отлично оборудованный класс с интерактивной доской и широкополосным доступом в Интернет. Компьютеры не самые современные, но для решаемых задач вполне пригодные.
Кроме аппаратной части порадовало наличие лицензионного программного обеспечения. На всех компьютерах – лицензионная ОС Windows 7, Microsoft Office 2010, антивирус Касперского. В кабинете информатики был обнаружен также пакет программных продуктов национального проекта «Образование», куда вошли продукты фирм Microsoft, Adobe, Corel, «1C», ABBYY, Embarcadero (Borland). Хотя в сопровождающих документах сказано, что часть продуктов для образовательных учреждений предоставляется бесплатно (не требует активации), мне так и не удалось установить, например, Borland Developer Studio 2006 из этого комплекта – нужна лицензия. Как стало понятно из информации на форумах, срок лицензии закончился еще в 2010 году.
Получилось, что нельзя сбрасывать со счетов свободное ПО, которое, как оказалось, является неплохим подспорьем еще и в деле обучения премудростям информатики и информационных технологий. То, что не вышло с BSD2006, при знакомстве со средствами проектирования пробуем компенсировать с помощью набирающей обороты свободной среды для быстрой разработки Lazarus.
О попытке перехода на свободное ПО
Кстати, несколько слов о якобы неудавшейся попытке перехода на свободные программы в российских школах. Проблема, конечно же, не в отсутствии подключения к Интернету и нехватке литературы. Она скорее всего в неподготовленности кадров.
Разговаривая с учителями других школ, я задавал вопросы о Linux и OpenOffice.org. В ответ слышал: «Все это интересно. А когда изучать?» Представим себе среднестатистического учителя информатики. При нагрузке 1,5-2 ставки (что в школах совсем не редкость) он проводит 27-36 часов в неделю у доски (4-6 уроков ежедневно). Прибавить сюда подготовку к занятиям. И получается, что действительно для кого-то временной фактор в этом вопросе является настоящим барьером!
С учетом того, что я знаком с Linux с 2006 года и применял его на практике для решения различных задач автоматизации на предприятии, практически сразу после начала занятий в компьютерном классе на машины учеников был установлен Linux Mint второй системой (вместе с Windows). Когда мы проходим, например, OpenOffice.org, ребята используют эту операционную систему спокойно, хотя, надо сказать, что и без особого энтузиазма.
Исключение составляют выбравшие углубленное изучение информатики (элективный курс), где мы пробуем изучить азы построения веб-систем: программирование на PHP с помощью связки LAMP (Linux-Apache-MySQL-PHP). Эти ребята по достоинству оценили возможности свободного ПО. Тема веб-программирования остается одной из наиболее интересных для молодых людей, изучать которую без UNIX и свободного ПО достаточно сложно.
Заинтересованность детей
Говорят, наших детей трудно сейчас чем-то удивить – смартфон даже у школьника уже не редкость. Тем более компьютер, который уже совсем не в новинку.
Конечно, трудно и скорее всего невозможно сделать так, чтобы все дети в обычной школе углубленно изучали информатику. Однако, в любом случае, найдется молодой человек (и, наверное, не один), который захочет разобраться, как работает компьютер или как можно сделать какого-то робота, программу или веб-сервер своими руками. За небольшой срок моей работы в школе только самые пассивные ученики не спросили, как сделать самому игру для планшета или телефона.
Создание в нашей школе по выбору ребят и при поддержке руководства элективного курса по изучению веб-технологий – прекрасный пример заинтересованности учеников в изучении ИТ.
На экскурсии в гостях у разработчиков промышленной электроники ООО «Тулапромприбор»
А чего же не хватает?
Как я уже говорил, очень многое значат кадры. Хотя деньги решают не все, однако, предполагаю, вряд ли даже средний айтишник рискнет сменить профессию на преподавательскую. Всем известно, что есть заинтересованность фирм, занимающихся ИТ, в выпускниках вузов. Однако вложение усилий и средств в создание компьютерных центров и преподавание информатики и информационных технологий для школьников в настоящее время – явление достаточно редкое. Исключение составляют платные проекты, такие как «Роботландия» или различные проекты на базе Arduino. А ведь тем ребятам, которые хотели бы изучать информатику углубленно, просто необходим опыт профессионалов. Похоже, что пока это остается уделом энтузиастов.
Не знаю, насколько серьезно выглядит такое предложение, но могла бы помочь поддержка государства в этом вопросе (хотя бы в виде налоговых льгот для компаний, помогающих школам в процессе обучения). И тогда, возможно, где-то не придется учителю географии преподавать информатику.
- http://минобрнауки.рф.
- http://минобрнауки.рф/документы/2365.
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3 – издательство «Бином». Лаборатория знаний. Авторская мастерская Л.Л. Босовой.
- http://kpolyakov.spb.ru – сайт К. Полякова «Преподавание, наука и жизнь».
- http://www.somit.ru – информатика в анимациях – персональный сайт учителя физики и информатики А.И. Козлова.
- http://www.niisi.ru/kumir – система программирования КуМир.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|