Рубрика:
Карьера/Образование /
Вектор роста
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
СЕРГЕЙ БАРАМБА, начальник отдела системных решений Департамента ИТ, ООО «БФТ», sbaramba@yandex.ru
10 формул для эффективного сисадмина Путь из падаванов в гуру лежит через шрамы ошибок
Формулы есть не только в учебниках по химии или физике, но и в ИТ! Сегодня я хочу поделиться теми, которые помогают мне работать и облегчают решение сложных задач
С чего все началось
Материал для статьи я начал собирать чуть больше месяца назад. Каждая формула была отловлена и сформулирована в ежедневной сутолоке дел, специально, потому что за этот промежуток времени я ей воспользовался. Надо сказать, они (формулы) так естественно вжились в мой повседневный уклад, что я как-то и не задумываюсь, просто пользуюсь…
Их оказалось чуть больше десятка, но я выбрал свои самые любимые, заслуженные и полезные. Они работают!
Первая формула. Личное общение эффективнее почтовой переписки
Эта формула помогает мне быть эффективнее коллег, которые решают абсолютно все рабочие вопросы, общаясь через почту или СЭД. Время, которое потребуется для достижения результата, при живом общении будет гораздо меньшим. Если возникает проблема, решение которой может затянуться, я беру трубку или встаю и иду к человеку для того, чтобы ее обсудить. Это всегда сокращает путь к достижению цели.
Конечно, для того, чтобы остались «следы» и документы, никто не отменял проверенные механизмы, но количество «транзакций» по согласованию вопросов уменьшается в разы. Стиль изложения коллег зачастую оставляет желать лучшего, порой письмо трактуется по-разному, и, если бездумно приступить к выполнению просьбы, можно сделать ненужную работу или пойти неправильным путем.
Проговорить и согласовать производственные моменты проще, чем писать письмо и каждый раз нажимать кнопки клавиатуры, изображая кипучую деятельность. При непосредственном общении разговор приобретает личностную окраску, и, используя ее, можно склонить чашу весов в свою сторону.
Ведь главное – получить результат, который устраивал бы все заинтересованные стороны, занял минимум времени и принес максимум пользы.
Эта формула имеет небольшое дополнение: сначала письмо, потом звонок «в голову». Если я являюсь инициатором задачи, то сначала отправляю письмо, даю «вменяемое» время ознакомиться с ним, после чего обязательно звоню или прихожу для личного обсуждения проблемы. И обязательно начинаю с вопроса, все ли понятно в моем запросе. Это помогает осуществлять «санитарный контроль» моих писем, узнать какую информацию я упустил, где возникли сложности с пониманием.
В разговоре я использую следующий алгоритм. Возникший вопрос сразу же устно обсуждается после получения письменного запроса. Далее – четкие устные договоренности, затем они переносятся на бумагу или в электронный вид и идут по маршруту на юридически значимое согласование.
Системные администраторы, которые избегают разговоров с коллегами, пользователями, на самом деле много теряют. Теряют коммуникативные навыки, возможность словами «на лету» изложить свое видение вопроса, доказать свою правоту или выдвинуть план действий.
Если личное общение не помогает достигнуть цели, я использую вторую формулу.
Вторая формула. Говорите языком документов
Иногда мне приходится включать «режим юриста», дотошно следуя буквам регламентов, инструкций, приказов и других документов. Конечно, обязательно их внимательно изучить и уметь цитировать. Такое бывает не только в случаях, когда не удалось найти общий язык с коллегами. По неизведанному пути порой лучше идти именно согласно требованиям документов, по правилам.
Вероятность допустить ошибку, таким образом, меньше, а если что-то пошло не так, то вас нельзя будет упрекнуть в непрофессионализме. В горячих спорах я тоже переключаюсь в такой режим, стараясь максимально следовать требованиям приказов и положений. Тогда почва для конфликта улетучивается, и удается строить диалог конструктивно.
Еще такой подход может оказаться полезным для выявления нестыковок и ошибок в документах, они могут устареть или быть неактуальными. После того как обнаружены недостатки, обязательно надо приложить усилия, чтобы все исправить и актуализировать.
Третья формула. Все телепаты в отпуске, вечном и не оплачиваемом
Там, где запрос вырван из контекста, не понятен и порождает море вопросов, я применяю эту формулу и требую разъяснений. Так уж устроен человек, что считает; если все понятно и известно ему, то и соседи по цеху в курсе всех мелочей. Но это отнюдь не так.
Общаясь с коллегами, я стараюсь повторить несколько раз одни и те же тезисы обсуждаемой проблемы. В конце диалога обязательно произношу фразу «А теперь подытожим» и повторяю главное. Мне просто хочется быть уверенным, что меня поняли правильно, что я не упустил из виду какие-то мелочи или важный пункт в алгоритме.
А прежде чем отправить письмо, думаю, как меня поймут и хватает ли в нем информации. Если вставить ссылку на документ или страницу портала, откуда следует начать поиски, передать максимальное количество необходимой информации, то будет минимум вопросов ко мне за уточнениями, получится двойная экономия. Я не буду отвлекаться, мой коллега сможет максимально правильно и четко выполнить поставленную задачу.
Четвертая формула. Никаких «вроде», «возможно», «может быть», только проверенные факты. Все свои «вроде бы» оставляем при себе!
Настоящий профессионал редко произносит подобные слова. У него за спиной опыт, прежде чем дать ответ, все будет проверено, посчитано, несколько раз обдумано. Наши знания и умения – это набор фактов, четкого понимания сути явления. Тут незачем колебаться, это неэффективно и наносит вред нашей репутации. Услышав подобные слова от своих коллег, я воспринимаю их как способ избежать ответственности, нежелание думать и лишний раз все проверить.
Общение с подобной неуверенностью в профессиональных вопросах – признание собственной некомпетентности, а значит, необходимо, чтобы такие «слова-паразиты» покинули ваш лексикон. Если хотим быть профессионалами и эффективно работать, то придется брать на себя ответственность. А еще придется уметь отстоять свои слова, научиться их ценить.
Итог: отвечаем четко, последовательно и следуем фактам.
Пятая формула. Делай вид, что у тебя есть добродетель, даже если у тебя ее нет
Этот постулат вошел в список моих формул уже давно. Слова принадлежат Шекспиру, и я часто озвучиваю их себе и подчиненным. Формула на самом деле универсальна, всегда можно убрать слово «добродетель» и заменить на любое другое. В ней скрывается очень мощный инструмент качественного решения новых задач и мотивирования самого себя. «Делай вид, что ты высококлассный системный администратор, мыслящий о будущем, знающий ответы на все сложные вопросы, даже если ты не такой». Примерив на себя такой образ, уже не захочется с ним расставаться, уже не будет дороги назад. Это очень стимулирует не расслабляться, двигаться вперед, всегда быть в тонусе.
«Делай вид, что ты знаешь Linux, даже если ты его ни разу не видел». «Делай вид, что ты умеешь программировать на PowerShell, даже если никогда ничего не писал». Каждый день жизнь подкидывает нам различные задачки, большие и маленькие. ИТ достаточно сложно, и всего знать невозможно.
А формула «Делай вид...» помогает нам стать и быть знающим и профессиональным системным администратором. Это стимул думать, учиться, искать и побеждать, не отступать перед трудностями. Бороться с самим собой, со своим неумением, слабостями в форме такой «театральной игры» легче.
Сегодня вы примеряете такую успешную маску, но со временем маска вам уже не понадобится. Тут главное – иметь здравый смысл, вовремя остановиться и не переиграть самого себя.
Шестая формула. Успехи никто не оценит, зато ошибку будут долго еще вспоминать при удобном случае
Таков наш несправедливый мир. Надо просто с достоинством принять это. Если постоянно себя грызть за ошибки прошлого, то будет страх делать что-то новое, бороться. Всегда проще тихонько отсидеться в уголке с 9 до 6 и ничего нигде не сломать.
ИТ позволяет остановиться в развитии и существовать в некотором стабильном состоянии, когда ничего нигде не меняется и не происходит. А вот для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимы мужество и определенная смелость. Через шрамы ошибок и лежит путь из падаванов к гуру.
Седьмая формула. Обновляйте договоренности. Забывчивость – стандартный диагноз каждого сотрудника
Так уж устроена наша память, что старается не перегружаться. Вот и установленные когда-то среди коллег договоренности по качественному взаимодействию друг с другом, если они не выполняются по несколько раз за день, достаточно быстро стираются из памяти.
Поэтому регулярно, раз в два-три месяца, я подстегиваю и свою память, и память коллег, рассылая одно и то же письмо с договоренностями, которое я бережно храню для таких случаев. Благодаря ему я сам вспоминаю, что же необходимо соблюдать. Пример таких договоренностей вы можете прочитать в №7-8 журнала «Системный аминистратор» за прошлый год [1]. Ну и, конечно же, у меня не будет морального права требовать от коллег пунктуальности, если я сам ничего не помню.
Я пересматриваю, не устарели ли положения данного письма, не нужно ли что-либо подправить. Так я поддерживаю его актуальность, проводя «санитарный контроль». В конце письма я обязательно добавляю: «Есть ли предложения или дополнения?» Вдруг кто-нибудь увидел то, чего не заметил я, или предложит новый пункт.
Ну и достраивать новое и вычеркивать устаревшее легче, чем коллективно вспоминать, как мы договаривались, и кто виноват, что все оказалось забыто.
Восьмая формула. Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна
Не устаю повторять, что изменения в ИТ происходят настолько быстро, что нужно просто бежать, чтобы оставаться в тренде и быть квалифицированным сотрудником, а не пыльным мешком устаревших знаний. Такой «драйв» подстегивает к изучению самых современных технологий, тестированию и выбору наиболее новых приложений и аппаратных платформ.
А еще новейшие ИТ-технологии требуют наличия неслабых коммуникативных навыков и знаний эффективных принципов работы в команде. Поэтому часть свободного и даже рабочего времени я обязательно бюджетирую для чтения книг, ИТ-новостей и обзоров, ознакомления с новыми технологиями. Новые дорогие железки нет нужды покупать, чтобы пощупать.
Производители и вендоры регулярно дают возможность бесплатно взять на тестирование почти любое оборудование. Достаточно только проявить интерес, договориться и написать гарантийное письмо. И пару недель у вас будет возможность все внимательно изучить и даже попробовать использовать в боевой обстановке.
Обязательно, хотя бы раз в месяц, я выбираюсь на очные мероприятия, где кратко и емко расскажут о новинках в области ИТ.
Таким образом, я внутри себя поддерживаю некий уровень «современности и актуальности» окружающих технологий.
Девятая формула. Материализация мысли – первый шаг к достижению результата
Все идеи и мысли, которые мне показались правильными и полезными, я стараюсь занести на материальный носитель. Бумажка, заметка в сотовом, схема на доске – где угодно, только не просто в памяти.
Я заметил за собой, что если оставить пришедшее в голову только в мыслях, то со временем яркие и правильные идеи гаснут, мысль становится не столь четкой. Вокруг нас столько способов сохранить наши идеи, главное – повторить себе формулу и не рассчитывать на свою память. Если хорошая мысль пришла про сложную задачу, которой не захочется заниматься, но сделать надо, сразу необходимо отрезать мосты к отступлению. Лучше всего подойдет «материализация» в виде почты руководителю. Теперь уже не сослаться на свою забывчивость, а значит, первый шаг к достижению результата будет сделан.
А еще я где-то прочитал поговорку: «Тупой карандаш лучше острой памяти», и стараюсь не лениться и материализовывать свои мысли.
Десятая формула. Помни о своих пользователях. Сделай для них больше, чем они ждут
Пользователи – это не назойливые мухи, отвлекающие своим жужжанием нас от важных проектов. Пользователи – это наши клиенты, из их мнения о нашей работе складывается общее впечатление о нас как сотрудниках. Часто и премиальный фонд и лояльность руководства очень сильно зависят от оценки нашей деятельности. Да и самому приятно работать, понимая, что в нашей памяти ничего не теряется и пользователи довольны. Это даст возможность сосредоточиться на сложных рабочих проектах. Умение строить с пользователями деловые отношения поможет им более лояльно относиться к нашим промахам и невозможности быстро удовлетворить запросы всех. А это крайне полезно.
***
Каковы мысли в душе человека, таков и он (Библия, Притчи 23:7). Как мы думаем, как оцениваем себя и окружающий мир, в такой реальности и живем. Если пытаться в круговороте рутинных событий выискивать пути лучше и качественнее делать свою работу, это обязательно скажется на последующих событиях нашей жизни.
Ищите себя, свои формулы, совершенствуйтесь – это ведь так интересно.
- Барамба С. Ты-я-он-она. Вместе – целое ИТ-подразделение! //«Системный администратор», №7-8, 2013 г. – С.110-113.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|