Рубрика:
Карьера/Образование /
Вектор роста
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Олег Бунин: «Каждую конференцию мы делаем, как для себя»
На вопросы «Системного администратора» отвечает генеральный директор студии разработки высоконагруженных интернет-проектов «Онтико», организатор ведущих профессиональных конференций для веб-разработчиков HighLoad++, «Российские интернет-технологии» (РИТ++) и Whale Rider Олег Бунин
|
Олег Бунин – генеральный директор студии разработки высоконагруженных интернет-проектов «Онтико». Окончил факультет Автоматики и вычислительной техники Московского государственного института электроники и математики.
Под его руководством команда «Онтико» разработала более 20 крупных проектов, среди которых sports.ru, woman.ru, setup.ru, flirteka.ru, astrostar.ru, tvjam.ru и многие другие. Команда консультантов «Онтико» приходила на помощь eldorado.ru, vkontakte.ru, imhonet.ru, photosight.ru и другим известным и высоконагруженным ресурсам.
Сегодня Олег Бунин – признанный российский эксперт в области высоких интернет-нагрузок. Он также является организатором популярных профессиональных конференций для веб-разработчиков HighLoad++, «Российские интернет-технологии» (РИТ++) и Whale Rider. |
– Олег, ваши конференции для веб-разработчиков сегодня, наверное, самые популярные в России. Они опровергают распространенное мнение о том, что ИТ-мероприятия превратились в место тусовок, а не серьезного разговора, что там выступают в основном маркетологи, поэтому не стоит тратить на их посещение время и деньги. Однако на HighLoad++, РИТ++ или Whale Rider всегда не протолкнуться, за участие в них охотно платят, выступить там с докладом считается престижным. Почему они у вас получаются?
– Думаю, потому, что мы изначально, когда стартовали с конференциями пять-шесть лет назад, осознанно сделали ставку на то, чтобы не зависеть от корпораций. Ориентироваться исключительно на потребности людей, профессионального сообщества. И работать исключительно с людьми.
Поэтому когда мы, например, договариваемся с докладчиками, то идем не в компанию, а к конкретным людям из компании. Иногда мы даже сначала не знаем, где они живут и работают.
Да, мы берем со слушателей большие деньги за участие в мероприятии, но это позволяет нам ни под кого не прогибаться, не быть снисходительными к докладчикам, к программе, сервису конференции. С одной стороны, хорошо, что конференции популярны, но с другой, это налагает на нас определенные обязательства. Если человек заплатил за участие в мероприятии большие деньги, он имеет право получить за них реально хороший продукт. Поэтому мы все делаем, как для себя, чтобы на конференциях не было никаких компромиссов ни по содержанию, ни по качеству, ни по выступлениям, ни по докладчикам, ни по питанию.
Например, мы отправляли «засланных казачков» на другие мероприятия, чтобы посмотреть, как на них устроено питание. Оказывается, в Москве не так много мест, где вкусно кормят на конференциях. Есть очень хорошие площадки для их проведения, которые мы не берем, потому что там плохая еда.
Я считаю, что ничего не должно человека отвлекать от главного – слушать и воспринимать доклады. Мы меняем даже температуру в залах проведения конференции, если она не устраивает слушателей.
Поэтому, отвечая на вопрос, можно сказать так: получается потому, что нами движет неуемное желание делать качественный продукт.
– Назначить высокую цену за участие можно, но надо же предложить нечто такое, за что люди захотели бы заплатить требуемую сумму при любых обстоятельствах.
– Конечно, мы все для этого делаем. Даже если у нас не будет ни одного спонсора, мы все равно проведем конференцию на высочайшем уровне. Нам для этого достаточно денег, которые поступают от участников. Независимость означает, что мы можем сделать реально офигенную программу.
К нам нельзя прийти и заплатить деньги, чтобы просто выступить с рекламным докладом. И программа мероприятия, и все доклады обсуждаются и принимаются Программным комитетом.
Даже если ты спонсор конференции, ты точно также подаешь заявку, как все, а 20 придирчивых членов комитета читают все доклады с пристрастием и выбирают из них лучшие. И если ты прошел нелегкую процедуру принятия, то будешь выступать с докладом.
– Кто входит в Программный комитет?
– Программный комитет HighLoad++ не меняется уже несколько лет. Нам на самом деле повезло, потому что в Программный комитет входят именно технари, очень известные программисты:
- разработчик популярного веб-сервера nginx, создатель компании Nginx Игорь Сысоев;
- заместитель главы московского офиса разработки Badoo Алексей Рыбак;
- технический директор Mail.ru Владимир Габриелян;
- разработчик Николай Самохвалов;
- разработчик Максим Лапшин;
- разработчик Андрей Шетухин.
Андрей – вообще наш любимый член Программного комитета, потому что он никогда не бывает доволен ни одним докладом. И это заставляет докладчиков улучшать их, а в результате получается очень хорошая программа.
Обычно у нас конкурс на выступление – три-четыре доклада на место. Поступает около 200 заявок от докладчиков конференции. Из них надо выбрать лучших – это большая серьезная работа. Мы ее наконец-то автоматизировали. Сейчас докладчик публикует выступление в нашей специальной системе. Его тут же видит Программный комитет. Сразу же идут комментарии, которые видит докладчик. Некоторые выступления вызывают просто бурю эмоций, интенсивную переписку, иногда доклад перерабатывается полностью.
– А если компания запрещает своему сотруднику выступать на конференции с докладом?
– Обычно мы стараемся договориться с компанией. Хотя, конечно, случается, что компания не хочет, чтобы ее сотрудник рассказывал о чем-то, – мол, нельзя и точка!
Я позиционирую конференцию так: мы должны быть вне рамок моральных суждений. Если организация спама технологически интересна, то нужно включить в программу доклад об этом. Несмотря на то что спам – это плохо. Но мы как профессионалы должны знать технологические решения, которые там применяются. Если уж на то пошло, многие технологии, которые сейчас используются в разработке высоконагруженных систем, были обкатаны на порнографии.
– Могли бы вы сформулировать принципы своих конференций?
– Мой бизнес – не в конференциях. Я руковожу компанией, которая занимается разработкой нетривиальных и технологически сложных интернет-сайтов. Наши же конференции – это рассказы о том, что мы делаем, что мы умеем и в чем наш хлеб. Поэтому один из принципов их организации и проведения такой: то, что мы делаем, и то, как мы делаем, должно увлекать нас самих.
Мне очень не нравится делать каждый год одно и то же. Все время хочется улучшать программу, чтобы каждая следующая конференция становилась еще интереснее, атмосфера на ней – приятнее.
Например, в прошлом году добавили фишечку – видеозаставки перед выступлениями. Мы представляли каждого докладчика, рассказывали, кто он, чем знаменит. Всем понравилось. Так что это тоже принцип – каждый раз делать что-то новое.
– Правда ли, что собираетесь проводить HighLoad++ в Европе? Разве там нет ничего подобного?
– Есть подобное, на западном рынке такие же конференции более востребованы, чем в России. Но и мы хотим попробовать. У нас в программе HighLoad++ уже четверть докладов – англоязычные. На нашу конференцию сейчас хотят попасть не только западные докладчики, но и западные слушатели.
Поэтому решили перевести все ее материалы на английский язык, загрузить их в YouTube на англоязычные каналы и начать распространять в Европе. В России есть примеры хорошей разработки. И доклады, которые звучат на наших конференциях, я уверен, могут быть интересны и в Европе, и в США.
Семь принципов Олега Бунина |
Принцип 1: При подготовке конференций не зависеть от компаний, спонсоров и рекламодателей. Ориентироваться исключительно на потребности профессионального сообщества программистов. Независимость означает, что мы можем сделать реально офигенную программу.
Принцип 2: Если человек заплатил за участие в мероприятии большие деньги, он имеет право получить за них реально хороший продукт.
Принцип 3: То, что мы делаем, и то, как мы делаем, должно увлекать нас самих.
Принцип 4: Не повторяться! Каждый раз делать что-то новое.
Принцип 5: Конференции – это мой способ сделать этот мир лучше.
Принцип 6: Мы ориентируемся на самых сильных и лучших. И на самых умных. Если ты не дотягиваешь – иди учись.
Принцип 7: Научиться можно только у Мастера. Просто знания – это ничто. Главное – научиться думать правильно. Нельзя ограничиваться только чтением книг. Нужен опыт. И Мастер, который подскажет, как распорядиться знаниями и применить их на практике. |
– Кто, кроме вас, занимается организацией конференций?
– Как я говорил, наша компания занимается разработкой в очень близких областях, и поэтому нам интересно участие в подобного рода мероприятиях. И мы готовим их всей командой. Докладчиков ищу я сам, потому что знаю почти всех в России, кто что-то умеет в технологическом плане. Кроме того, прошедшим летом мы вложили большие деньги в аналитическую работу, теперь в нашей базе западных докладчиков 950 имен. О каждом докладчике сформировано небольшое досье – где выступал, как был принят аудиторией, с разбивкой по темам.
– Вы полагаетесь только на свое мнение при отборе тем и докладов или все-таки на вас можно повлиять?
– Как определяется программа HighLoad++? Мы распечатываем все 200 заявок. Встречаемся с членами Программного комитета где-нибудь в кафе, обсуждаем каждого докладчика. Новенького начинаем гуглить, чтобы узнать, где он выступал, о чем рассказывал. И так отбираем кандидатов.
В принципе можно ошибиться, но я не вижу ничего страшного в том, что программа конференции несет личный отпечаток интересов Программного комитета. Да, мы отбираем то, что нам нравится, что самим интересно. Мы – единомышленники, и у нас есть какие-то предпочтения. Ну и что? Это хорошие предпочтения.
– Помогают ли вам конференции определять тенденции ИТ?
– Да, это интересный источник. В прошлом году было, например, видно по качеству заявок и глубине проработки тем, как возникал и падал интерес к облакам, к новым языкам разработки.
Появляются облака – все: «Вау, это решит наши проблемы!» Но HighLoad++ – такая конференция, на которой моментально понимаешь, что на самом деле это никакое не решение проблемы, а обычный инструмент, один из сотен других. И если на первой конференции, когда появились облака, слышались восторженные призывы: побежали все в облака, то в следующий раз мы уже сравнивали облачные технологии друг с другом и с обычными системами.
То же самое и языки программирования. Появился Ruby, все «Вау!», а на следующий год интерес спал. Также были заметны рост и падение интереса к NoSQL. Несколько лет назад был просто реальный бум: наконец-то мы нашли серебряную пулю, теперь проблемы с базой данных решены. А год спустя уже прозвучала критика MongoDb, потому что она серьезной нагрузки не держит.
В этом смысле HighLoad++ – приличная исследовательская лаборатория по препарированию современных разработок.
У нас есть процедура – Сбор активистов HighLoad++. Приходят все желающие, и устраивается огромный коллективный штурм на тему: что бы хотелось услышать на следующей конференции? А мы как организаторы все тщательно записываем, а потом выполняем заказ сообщества.
Например, сегодня хорошо развиваются системы на языке Erlang. Страницы сайтов стали динамичными, не так, как раньше. Сейчас пользователь сидит, ничего не делает, а страница сама по себе изменяется, например, в Facebook подгружаются новые сообщения, комментарии и так далее.
Если раньше парадигма была такая: пользователь посылает запрос и получает ответ. Сейчас парадигма меняется – пользовательский браузер постоянно держит соединение с сервером.
И это на порядок более высокая нагрузка на сервер, что требует от серверных разработчиков менять архитектуру разработки. Поэтому появился push-сервер на Erlang – сервер, который способен держать на одной физической машине 10-100 тысяч подключений. Это реальный тренд промышленной разработки.
– Кем вы себя сегодня ощущаете больше – разработчиком или предпринимателем?
– Уже предпринимателем. Для меня был тяжелым процесс внутреннего личностного роста, потребовалось время для того, чтобы перестать быть разработчиком, самому программировать, вникать в каждую мелочь, и перейти на уровень другой ответственности и более общих задач управления. Да, сейчас я скорее предприниматель. Но то, что я когда-то был разработчиком, очень мне помогает. В работе технологической компании по разработке это очень важно.
Конференции для меня – это способ вернуть в мир хорошее. Всегда хочется быть полезным. Не просто так деньги зарабатывать и существовать, а сделать что-то хорошее, то, что останется, изменит чью-то жизнь к лучшему. Конференции – это мой способ сделать этот мир лучше.
– У вас очень высокий уровень докладов на конференциях. Это не отсекает многих потенциальных слушателей?
– Отсекает. Но это еще один наш принцип – мы ориентируемся только на самых сильных и лучших. И на самых умных. Если ты не дотягиваешь – твоя проблема. Поучись, изучи материалы прошлых лет, послушай старших, проштудируй все, что можно, а потом приходи к нам. У меня, например, задача делать доклады такими, чтобы их было интересно слушать Игорю Сысоеву. Если ему интересно – значит, доклад клевый.
В этом году мы, правда, перед конференцией сделали учебный день, но никаких поблажек новичкам не было. Да, пока у нас реально новичкам делать нечего, но что поделать?
– Что вы можете посоветовать нашим читателям?
– Мой опыт подсказывает, это, кстати, еще один принцип наших конференций, что научиться можно только у Мастера. Например, Игорь Сысоев – это мой профессиональный учитель. Я работал когда-то вместе с ним в Рамблере, часто приходил, садился у Игоря за спиной и смотрел, что и как он делает.
Меня самого долго колбасило перед тем, как сделать выбор, чем заняться: программированием или экономикой? Я выбрал тогда программирование, а сейчас пришел к экономике.
Я советую всем искать людей, у которых можно поучиться. Ведь просто знания – это ничего на самом деле. Главное – научиться думать правильно. Нельзя ограничиваться только чтением книг. Нужен опыт. И Мастер, который подскажет, как распорядиться знаниями и применить их на практике.
Беседовала Галина Положевец
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|