Нужны ли нам варяги? Во сколько обойдется России гигантский аутсорсинг::Журнал СА 12.2013
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

ЭКСПЕРТНАЯ СЕССИЯ 2019


  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
28.05.2019г.
Просмотров: 951
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1070
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 810
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 646
Комментарии: 0
Введение в анализ алгоритмов

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 1251
Комментарии: 0
Arduino Uno и Raspberry Pi 3: от схемотехники к интернету вещей

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Нужны ли нам варяги? Во сколько обойдется России гигантский аутсорсинг

Архив номеров / 2013 / Выпуск №12 (133) / Нужны ли нам варяги? Во сколько обойдется России гигантский аутсорсинг

Рубрика: Острый угол /  Острый угол

Владимир Иванов ВЛАДИМИР ИВАНОВ, специалист по информационной безопасности. Увлекается психологией, историей, философией

Нужны ли нам варяги?
Во сколько обойдется России гигантский аутсорсинг

Минкомсвязь России выступила с громкой инициативой. По данным газеты «Известия» [1], министерство намерено привлечь для работы в российской ИТ-отрасли 200 тысяч новых мигрантов. Для этого планируется внести поправки в закон о «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Комментарий Минкомсвязи России
В последнее время в СМИ были опубликованы недостоверные данные, касающиеся подготовленного Минкомсвязью России проекта изменений в статью 132 ФЗ №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года. В связи с этим Министерство связи и массовых коммуникаций РФ выпускает разъяснение, содержащее официальные и достоверные сведения о проекте изменений.

Минкомсвязью России 28 октября 2013 года внесен в Правительство РФ законопроект, предусматривающий возможность для ИТ-компаний привлекать на работу иностранных специалистов с заработной платой не менее 1 млн рублей в год по упрощенной процедуре.

Законопроект является одной из мер, направленных на улучшение организационных и законодательных условий для работы ИТ-компаний в России.

Одновременно изменения в ФЗ внесут вклад и в решение проблемы кадрового голода, которую испытывает российская ИТ-отрасль, однако позволят ликвидировать не более 10% этого дефицита. Прогнозируемое число иностранных высококвалифицированных работников, которые могут быть привлечены после принятия изменения в закон, составляет около пяти тысяч до 2018 года.

При этом в следующие пять лет российской экономике потребуется не менее 350 тысяч высококвалифицированных ИТ-специалистов, из которых лишь около 120-150 тысяч подготовят образовательные организации. Весь разработанный Минкомсвязью России комплекс мер по ликвидации кадрового голода на ИТ-рынке, включающий развитие ИТ-образования внутри страны, популяризацию ИТ как формы деятельности и карьерного пути, расширение участия школьников в программах и кружках алгоритмической и технологической направленности, переориентацию части средних специальных учебных заведений на подготовку ИТ-специалистов, масштабирование программ переобучения в ИТ, распространение дистанционного образования и ряд других мер, был 25 октября 2013 года утвержден Правительством РФ в рамках Стратегии развития ИТ-отрасли России.

Принятие законопроекта не приведет к ухудшению условий трудоустройства российских специалистов в области информационных технологий, в том числе в части оплаты труда, учитывая, что ИТ-компании испытывают острый дефицит кадров, а порог в 1 млн рублей в год превышает среднюю заработную плату ИТ-специалистов в России.

В настоящее время в российской ИТ-отрасли занято лишь около 300 тысяч высококвалифицированных специалистов.

«В России действительно остро не хватает ИТ-специалистов, и конкуренция за них очень высока, причем не только за программистов, – комментирует проект изменений заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Марк Шмулевич. – При этом по некоторым специальностям, таким как управление продуктом, отдельные виды маркетинга, архитектура систем, ИТ-компании сегодня не могут найти достаточное количество высококвалифицированных специалистов на российском рынке. Дополнения в закон помогут компаниям привлечь сравнительно небольшое количество людей – не более пяти тысяч человек в год – и это должны быть специалисты высокого класса.

Хочу отметить, что упрощенная процедура привлечения иностранных специалистов с порогом зарплаты в 1 млн рублей в год не является новой. Она уже давно распространяется, в частности, на научных работников и преподавателей. Как и эти категории, высококвалифицированные ИТ-специалисты обладают особыми, важными для будущего развития экономики знаниями и навыками».

От редакции: на наш запрос прокомментировать спорную инициативу в пресс-службе Минкомсвязи посоветовали всем желающим прочесть документ на сайте Министерства.
 
 
Кто закроет кадровую брешь?
Новая инициатива Минкомсвязи вполне закономерна, ведь сейчас существуют две интересные тенденции.

Во-первых, наш мир все больше зависим от компьютеров, которые вошли практически во все аспекты нашей жизни. Этот процесс компьютеризации, автоматизации и информатизации только ускоряется, а значит, потребность в ИТ-специалистах будет расти.

Во-вторых, в нашей стране отмечаются демографические проблемы и тенденция к приоритету гуманитарных специальностей в образовании. То есть и без того небольшой приток новых специалистов, особенно квалифицированных, будет только сокращаться.

Надо как-то закрывать эту кадровую брешь, но как? Вполне понятный ответ – интеллектуальной миграцией. Но откуда мы будем привлекать специалистов – большой вопрос.

Страны Средней Азии, как ни странно, сохранили некоторые подходы к образованию с советских времен, что сказывается на качестве образования, но ИТ-специалистов там готовится не так много.

Китай? Возможно, но внутренняя потребность этой страны в ИТ-специалистах очень высока, и предложить что-то сравнимое будет затруднительно.

Остается Европа, прежде всего Восточная. Вопрос в том, получится ли создать для них, помимо высоких окладов, условия работы, чтобы привлечь в Россию. Ведь это не чернорабочие, а специалисты, которые знают себе цену и привыкли к определенному качеству жизни. К тому же нам необходимо для начала остановить отток своих специалистов в Европу.

Более того, не имеет смысла стараться в текущих реалиях сделать РФ центром оффшорного программирования. В России рынок труда «перегрет» (высокие зарплаты) и не хватает светлых умов и рук. То есть предпосылок для развития оффшорного программирования пока нет, разве что в узком количестве сегментов.

Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»
 
 
Драйверы развития индустрии – опытные ИТ-специалисты
Конечно, для решения острой проблемы кадрового голода в ИТ этой инициативы, мягко говоря, недостаточно. Здесь нужен целый комплекс мер, связанных с реформой образования, переподготовкой специалистов смежных специальностей и т.д. Нельзя забывать и о продолжающейся «утечке мозгов» – в Европу, Штаты, Австралию. В том, чтобы справиться с проблемой кадрового голода и на равных конкурировать с зарубежными работодателями, заинтересовано не только правительство, но и бизнес, и здесь однозначно необходимо сотрудничество.

Если рассматривать инициативу Минкомсвязи в краткосрочной перспективе, то, возможно (я подчеркиваю: возможно), удастся несколько снизить остроту проблемы. Есть надежда, что рынок труда в сфере ИТ качнется в сторону работодателя, и это хотя бы немного сбалансирует интересы. За последнее время конкуренция за персонал (причем не обязательно высококвалифицированный, а просто вменяемый и адекватный) существенно усилилась; последние два года мы наблюдаем, что ИТ-компании делают все возможное, чтобы удержать специалистов – предлагают новые возможности (проект, позицию), идут навстречу в изменении условий сотрудничества (касающихся компенсации, частичной занятости, гибкого графика) и т.д. Дефицит ресурсов огромен, и я не думаю, что данная инициатива поставит под угрозу национальные интересы.

В борьбу за персонал уже включились малый и средний бизнес, и есть шанс, что предложение Минкомсвязи «развяжет руки» таким компаниям, позволит им активнее работать с рынками труда СНГ и привлекать на работу иностранцев. Кроме того, обсуждаемая инициатива может помочь решить региональную проблему. Для многих компаний, работающих на федеральном уровне, большой проблемой является наличие квалифицированных и высококвалифицированных ИТ-специалистов в отдаленных уголках нашей страны – в тех регионах, где исторически не были заложены механизмы подготовки таких кадров. Теоретически снижение входного порога может позволить компаниям сформировать предложение, которое будет интересно и привлекательно для специалистов из стран СНГ, что существенно проще, чем подготовить релокационный пакет-предложение на аналогичную позицию для столичного специалиста.

Соглашусь с коллегами, которые обращают внимание на острую нехватку опытных ИТ-менеджеров. По большому счету, именно они являются драйверами развития индустрии. Однозначно эту проблему инициатива Минкомсвязи не решает. Здесь можно уповать на время: все-таки в России ИТ-отрасль – одна из самых молодых, и мы еще просто не успели «нарастить» критическую массу ИТ-специалистов такой высокой квалификации.

Евгения Удалова, руководитель службы персонала, группа компаний CUSTIS
 
 
Эта мера не решит проблему дефицита кадров
Привлечение иностранных ИТ-специалистов для работы в России не приведет к появлению сложностей в трудоустройстве у наших соотечественников не только по причине кадрового голода в стране, но и в силу уровня квалификации наших программистов.

Российские ИТ-специалисты очень высоко ценятся по всему миру, они являются победителями всевозможных конкурсов, приглашаются на работу в самые передовые компании.

Основным преимуществом наших айтишников по сравнению с теми же специалистами из Индии и Китая является способность создавать принципиально новые программы и продукты. Как правило, такая способность объясняется отечественным фундаментальным естественно-математическим образованием. Хочется процитировать высказывание бывшего президента Intel в России Стива Чейза: «В Intel у нас в ходу выражение: если у вас что-то трудное, доверьте это американцам, если что-то очень трудное – индийцам. Если же ваша задача невыполнима – отдайте ее россиянам».

Принятая инициатива способна привлечь в Россию не только высококвалифицированных специалистов в сфере ИТ, но и рядовых разработчиков, тестировщиков, системных администраторов. Однако данная мера не решит проблем с дефицитом кадров в отрасли. Необходимо активнее привлекать молодых специалистов к профессии ИТ, а также сделать условия труда в России более привлекательными для своих же граждан, так как многие российские ИТ-умы уезжают работать за рубеж чуть ли не сразу после окончания школы/вуза.

Еще одним плюсом в привлечении иностранных айтишников является наличие у них опыта работы. Наше фундаментальное образование развивает у студентов определенное мышление, однако практических навыков после окончания вуза им в первое время не хватает. Таким образом, инициатива Минкомсвязи по привлечению иностранных специалистов даст время, которое необходимо для модернизации нашей системы подготовки ИТ-кадров, и в то же время поможет удовлетворить потребности российского рынка в ИТ-специалистах в ближайшие пять лет.

Артемий Мороко, генеральный директор компании Sipuni

В России инициативы властей в области информационных технологий, как правило, носят необязательный характер и редко достигают ожидаемого результата. Вот только небольшой перечень «блестящих начинаний» российских властей в области ИТ, которые окончились ничем.

  • «Создание национальной операционной системы» [2] – после выделения средств национальная OС оказалась не нужна Минкомсвязи [3].
  • «Повсеместный перевод школ на СПО и Linux в частности» [4] – в итоге деньги были потрачены, а на школьных компьютерах так и наблюдается «милая сердцу» MS Windows неизвестного происхождения.
  • «Утвержден в качестве национального стандарта OpenDocument (ODF)» [5] – а чиновники как сохраняли документы в Word, так и сохраняют и даже выкладывают их на порталах в формате *.doc а не *.odt.
  • «Внедрение СПО в госорганах» [6] – как говорится, «воз и ныне там»...

Но поскольку последняя инициатива Минкомсвязи по приглашению 200 тысяч мигрантов претендует на «судьбоносный» характер, то стоит обсудить ее перспективы и последствия для России и для всех нас.

Что должен знать и уметь специалист, приезжая на работу в чужую страну?

Он должен хорошо знать язык принимающей страны. В нашем случае это знание русского языка. Также для ИТ-специалиста необходимо знание английского, а именно свободно читать сложную техническую литературу, понимать профессиональный сленг, уметь обсудить проблему.

Он должен обладать высокой квалификацией и способностью быстро переучиваться. Во-первых, потому, что его знания и навыки могут банально не совпадать с теми, которые требуются.

Например, специалисту, работавшему в малобюджетных организациях, которому приходилось постоянно выкручиваться и что-то мастерить, будет трудно адаптироваться к условиям работы в ИТ-инфраструктуре уровня Enterprise.

К примеру, никому особо не нужно умение делать роутер из древнего компьютера на базе i486 процессора и FreeBSD 4.3, если кругом стоят аппаратные маршрутизаторы известных брендов, сертифицированные по ФСТЭК.

Человек, приезжающий на новое место работы, должен обладать более высокой квалификацией, чтобы на равных конкурировать с местными специалистами. В пользу «старожилов» работают привычка к среде, знание местной специфики, имеющиеся социальные контакты. У приезжего всего этого почти нет, даже несмотря на социальные сети и другие средства общения. Поэтому нужно либо иметь более высокий профессиональный уровень, либо демпинговать в оплате своего труда. С учетом высокой аренды жилья проживание такого ИТ-гастарбайтера в столице превращается в выживание.

Он должен уметь адаптироваться и быть лояльным. Именно законопослушность, лояльность по отношению к властям вкупе с юридической грамотностью и элементарной житейской мудростью должны иметь в своем «багаже» будущие иммигранты.

В отличие от рыночных торговцев и нелегальных таксистов ИТ-специалист не сможет во всем опираться на помощь своей диаспоры. Наоборот, по приезду он должен будет окунуться в водоворот незнакомой и подчас чужеродной жизни, чтобы скорейшим образом занять свое место в ИТ-сообществе.

Из каких стран могут приехать к нам ИТ-специалисты?

Страны Балтии. Хотя, поскольку они входят в Евросоюз, тамошние специалисты, включая остатки русскоязычного населения, в своих планах более ориентированы на развитые страны Европы. Российский рынок труда их интересует в гораздо меньшей степени, учитывая известные «слабые звенья» России – коррупцию, политическую нестабильность, экономические проблемы.

Странно думать, что если многие российские специалисты стремятся перебраться на Запад, то зарубежные айтишники из стран Балтии, фактически проживая в еврозоне, будут стремиться туда, откуда их коллеги предпочли бы уехать.

Казахстан, Украина и Белоруссия. Пожалуй, только они способны стать донорами технических специалистов для России. В них большой процент населения говорит по-русски, здесь нет религиозного и другого мракобесия и сохранился довольно высокий уровень образования. Суммарные показатели уровня жизни в этих странах не ниже, а в чем-то даже выше, чем у России [7]! Да, есть определенные проблемы, например, низкий уровень национальной валюты в Белоруссии, но в целом ситуация менее запущенная, нежели в российской глубинке [8]. Кроме того, эти страны сами являются потребителями иностранной рабочей силы. Поэтому большой вопрос, кому куда выгоднее ехать: от них к нам или от нас к ним?.. Но в любом случае если кто-то из амбициозных молодых людей и захочет сменить место жительства, то выбирать он будет в первую очередь «западное направление».

Остальные страны СНГ. Пытаться оценить возможность привлечения ИТ-специалистов из такой разнообразной среды – дело весьма неблагодарное. Но можно сказать следующее.

Русским языком в них на нужном уровне владеет либо русскоязычное население, либо впитавшие европейскую культуру представители коренных национальностей. Стоит напомнить, что во времена СССР многие молодые специалисты приезжали в союзные республики по распределению вузов. А приехав, нередко оставались там жить. Вполне естественно, что сын приезжего инженера по примеру отца становился инженером, а дочь учительницы поступала в пединститут.

Таким людям было особенно неуютно среди агрессивно настроенных националистов, которыми оказались так богаты бывшие союзные республики СССР во времена «парада суверенитетов» 90-х годов. После обострения национальных проблем находиться на территории бывших «братских республик» русскоязычному населению стало попросту небезопасно. Очень многие тогда не эмигрировали на Запад, а переехали жить в Россию. Они приезжали, бросив все имущество и сбережения, без денег, без документов, без гражданства…

Подытожить вышесказанное можно проще: кто хотел переехать – уже давно переехал.

Развивающиеся страны с хорошим уровнем подготовки ИТ-специалистов – Индия, Китай. В этих государствах английский как язык межнационального общения весьма распространен. Поэтому у китайцев или индусов не возникает проблем с иммиграцией или трудоустройством в крупные западные компании. А вот с адаптацией на российском рынке труда могут быть проблемы.

Дело в том, что многие российские граждане не имеют должного уровня знания даже английского. Где уж говорить о хинди или пекинском диалекте.

Кроме того, специалистов из этих регионов интересует стабильный карьерный рост в ИТ-отрасли. А в России с этим пока дело обстоит «не очень». Получается, что не они не могут к нам приехать, а это мы не в состоянии их принять.

Развитые западные страны. Здесь ситуация обстоит довольно интересно. Дело в том, что иностранные ИТ-специалисты из развитых государств («экспаты», как их еще называют) работали и работают у нас довольно давно. Обычно это либо высокооплачиваемые ИТ-менеджеры, либо редкие специалисты по специфическим продуктам. Они, как правило, получают высокие зарплаты, проживают в хороших отелях или квартирах, которые оплачивает компания, зачастую имеют персональный автомобиль от компании, переводчика и так далее.

Затраты на «экспатов» в богатых российских компаниях порой превосходят разумные пределы. Разумеется, большого потока таких высокооплачиваемых «гостей» российская экономика может не выдержать.

Итак, даже после такого краткого анализа становится очевидно, что при всем желании завезти побольше всяких айтишников – это трудновыполнимо: не потому что выбор невелик, а попросту взять их негде.

Нищета, низкий уровень демократических свобод, религиозное и прочее мракобесие отнюдь не способствуют развитию инженерной мысли. Поэтому есть очень большая вероятность, что под маской айтишников приедут очередные торговцы на рынках и разнорабочие без специальности. Достать «липовый» диплом проще простого, а проверить легальность получения образования и опыт работы у иностранца крайне затруднительно по причине того, что «на том конце» могут просто не захотеть общаться с представителями российской стороны.

Поэтому прежде чем осуществлять подобную инициативу, стоит подумать над тем, что же мы сможем предложить такого, чтобы нужный нам человек все бросил и приехал?

А что мы можем им предложить?

Сам по себе напрашивается вопрос: как, по мнению чиновников Минкомсвязи, этот процесс будет выглядеть?

Нельзя просто так взять и привезти человека. Разумеется, необходимо создать условия, чтобы человек сам захотел приехать. То есть необходимо уже иметь рабочие места, при этом как минимум в полтора раза больше, чем планируется привезти, с учетом конкуренции с будущими выпускниками вузов.

Далее необходимо если не полностью решить, то хотя бы частично облегчить ситуацию с дефицитом жилья.

Еще новоприбывшим айтишникам потребуется хотя бы минимальное переобучение и адаптация. И медицинское обслуживание. Это в условиях сокращения бюджетных расходов на образование [9] и медицину [10].

И, самое главное, это личная безопасность и честные правила игры. Специалисты гораздо охотнее переезжают в страны победнее, но с низким уровнем коррупции и общей преступности, чем в страны побогаче, но с криминальными проблемами.

По данным [11] Transparency International, уровень коррупции в России уже не сильно отличается от показателей республик Средней Азии. Стоит добавить к этому колоссальный уровень госрегулирования, который мешает развитию ИТ-бизнеса. А если присовокупить еще и холодный климат, плохие дороги и невысокий уровень культуры населения, то получается совсем неприглядная картина. И здесь Россия проигрывает западным странам с их традиционно высоким уровнем культуры проживания.

Пожалуй, единственное, что приходит на ум, – это наобещать золотые горы, чтобы заманить часть не самого востребованного ИТ-персонала из Белоруссии и Казахстана и попытаться заткнуть таким образом кадровые дыры в пустеющих НИИ и на промышленных предприятиях. Но это исключительно временная мера, и при этом все равно 200 тысяч человек ну никак не наберется.

И как будет выглядеть подобная «охота за головами» (headhunting) в глазах наших партнеров по Таможенному союзу? Возникший ажиотаж по поводу откровенного переманивания остатков квалифицированных специалистов – хороший повод потребовать внушительную компенсацию за подрывную политику в области экономики.

Исчезнет ли кадровый голод?

Единственным внятным оправданием решения Минкомсвязи считается попытка уменьшить дефицит на рынке труда. Вроде как ИТ-специалистов не хватает, поэтому и зарплаты «завышены», и хороших сотрудников днем с огнем не найти.

Казалось бы, неоспоримое преимущество трудовой миграции – привлечение большого числа дешевой рабочей силы. Но работа в ИТ-отрасли – это не копание ям и не разгрузка стройматериалов. И подобная сиюминутная «экономия» легко обернется колоссальными затратами в будущем.

Поэтому по поводу перенасыщения рынка труда можно не беспокоиться, если в каких-то областях ИТ будет привлекаться дешевая рабсила, там тут же возрастет спрос на высокооплачиваемых специалистов, которым придется устранять последствия такой «оптимизации».

Таким образом, затраты на оплату труда ИТ-специалистов не уменьшатся, а многократно возрастут. Добавьте к этому затраты времени, риски потери данных, в том числе по причине выхода из строя ценного оборудования…

Но главное – зачем нужно такое количество айтишников? Ведь в высоких технологиях результат достигается не числом, а умением, и количество «сгоревших подметок» не может служить показателем качества работы ИТ-структуры. Наоборот!

Для компании нужны один-два системных администратора, у которых бы «все работало», а не толпа необразованных «эникеев». Нужна небольшая команда разработчиков, способная писать качественный эффективный код без ошибок, а не тысячи недоучек, чей, с позволения сказать, «продукт» приходится «допиливать» при каждом внедрении.

Нужен ли России гигантский аутсорсинг?

Давайте займемся небольшой арифметикой. Согласно докладу ООН [12], в России уже 11,2 млн мигрантов. Допустим, каждый из них высылает домой своим родственникам в среднем $100 ежемесячно. Сумма, согласитесь, не самая большая и потому вполне реальная.

Таким образом, ежемесячно из российской экономики вымывается примерно 1 млрд 120 млн долларов США (11,2 млн * $100 = $1120 млн).

В год эта сумма составляет 13 млрд 440 млн долларов США.

Задумайтесь над этими цифрами. Эти деньги уже не будут потрачены на территории России. На них не купят продукты ими не заплатят за какие-либо услуги – ничего, что бы принесло хоть какую-то пользу российской экономике.

Не дороговато ли обходится России такой гигантский аутсорсинг?

Инициатива Минкомсвязи приведет к тому, что появится еще 200 тысяч иностранцев, которые будут перечислять за границу деньги. Если в среднем каждый такой новоприбывший айтишник будет отсылать своим родственникам $300, то это выльется в $720 млн в год. Почему бы эти деньги не потратить на подготовку своих российских специалистов?

Получается, российское правительство изо всех сил борется с вывозом капитала, в то время как отраслевое министерство своей инициативой создает очередную дыру для этой самой утечки.

Если ввоз такого количества дешевой рабсилы приведет к падению уровня зарплат у среднего класса, это неминуемо вызовет рост «плохих долгов» в банковском секторе. Дело в том, что кредиты, которые брались с учетом более высоких зарплат, окажутся просто неподъемными для большинства ранее платежеспособного населения. В первую очередь это ударит по ипотечному кредитованию. Падение зарплат автоматически переведет этих добросовестных плательщиков в разряд должников, а позднее – «отказников».

Надо понимать, что приезжий ИТ-специалист – это не покорный дехканин, столкнувшись с проблемой трудоустройства, он не пойдет на стройку. В лучшем случае переквалифицируется в «менеджера чего-нибудь», в худшем – пополнит ряды высокотехнологичного криминала. А после такого пополнения (не забывайте, что будет 200 тысяч приезжих айтишников) запихивание фальшивых пятитысячных банкнот в банкомат гражданами Узбекистана покажется детским лепетом [13].

И еще один нюанс. Если у России вдруг испортятся отношения с южными соседями, например, на почве торговли наркотиками или исламского терроризма, то Россия автоматически получит несколько десятков тысяч потенциальных инсайдеров, задействовать которые – уже «дело техники».

Что на самом деле необходимо?

Вместо того чтобы гоняться за призрачными ИТ-гастарбайтерами, может быть, стоит сделать что-то такое, чтобы сохранить численность своих специалистов и впоследствии приумножить? Есть хорошо известные способы – не столь быстрые, но эффективные.

Повысить уровень образования. Если общий уровень образования в стране падает, то сколько специалистов не привози, толку все равно не будет. Во-первых, миграционная политика – эта как донорская кровь: всю жизнь на ней не проживешь. Во-вторых, уровень образования со временем нивелируется, на фоне менее подготовленных местных специалистов приезжие «профи» постепенно теряют квалификацию. Ну и, конечно, не стоит забывать, что ИТ-отрасль постоянно развивается и требует от своих адептов неустанного совершенствования профессиональных навыков.

Выпускать хорошие книги по вычислительной технике и продавать их недорого. Более-менее приличное пособие стоит сегодня около тысячи рублей, а хорошая книга – и полторы, и две тысячи. Получается, что любой ИТ-специалист вынужден платить высокую торговую наценку. Неужели нельзя вместо того, чтобы тратить деньги на сомнительные программы вроде поиска ИТ-гастарбайтеров, просто выпускать недорогие книги по ИТ-тематике и продавать их по себестоимости российским специалистам и студентам технических вузов?

Снизить стоимость ИТ-оборудования. Начиная от планшетных компьютеров и заканчивая тяжелым оборудованием вроде HP Superdome. Просто глупо увеличивать число специалистов, которым банально не на чем работать, так как аппаратное и программное обеспечение стоит баснословных денег. На чем, например, российский программист из глубинки научится разрабатывать приложения для iOS, если он не может себе позволить приобрести даже самую простую версию iPad?

Для минимизации цен подойдут любые меры – от ликвидации таможенных пошлин до ограничения торговой наценки. Задирая цены на вычислительную технику сейчас и тем самым ограничивая ее использование, спекулянты банально крадут будущее наших детей. И никакие ИТ-гастарбайтеры не спасут Россию-матушку, если не будет создана необходимая ИТ-инфраструктура из-за сумасшедших «накруток».

  1. «Известия»: Минсвязи хочет пригласить 200 тысяч новых мигрантов – http://izvestia.ru/news/559431.
  2. «Newsland»: В России появится «национальная операционная система» – http://newsland.com/news/detail/id/530803.
  3. «Digit»: Минкомсвязь усомнилась в необходимости национальной ОС – http://digit.ru/state/20120531/392199213.html.
  4. «Cnews»: Свободное ПО в школах: результаты-2012 – http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2012/articles/articles17.shtml.
  5. В России вступил в действие национальный стандарт открытых офисных приложений OpenDocument (ODF) – http://minsvyaz.ru/ru/monitoring/index.php?id_4=42493.
  6. «Cnews»: Сенатор Гаттаров – министру Никифорову-2: «Внедрение СПО в госорганах сорвано» – http://www.cnews.ru/top/2012/12/06/senator_gattarov__ministru_nikiforovu2_vnedrenie_spo_v_gosorganah_sorvano_511929.
  7. «GotoRoad»: Таблица уровня жизни стран мира 2012 – http://gotoroad.ru/best/indexlife.
  8. «The Guardian» (Великобритания): Кризис российской глубинки: отчаяние и водка собирают дань – http://inosmi.ru/social/20110424/168732573.html.
  9. «РИА-Новости»: В Госдуме обеспокоены сокращением расходов на образование – http://ria.ru/society/20130913/962940115.html.
  10. «Независимая газета»: Госдума одобрила бюджет, предусматривающий существенное сокращение расходов на образование, медицину и ЖКХ – http://www.ng.ru/news/447596.html.
  11. «RB-News»: Уровень восприятия коррупции в 180 странах мира – исследование Transparency International – http://www.rb.ru/inform/95437.html.
  12. «BBC»: Доклад ООН: США и Россия – лидеры по числу мигрантов – http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/09/130912_un_migration_statistics.shtml.
  13. «Газета.Ру»: Принтер на службе у творческих узбеков – http://www.gazeta.ru/business/2013/10/14/5706877.shtml.

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru