www.samag.ru
Журнал «БИТ. Бизнес&Информационные технологии»      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Интеграция Open Source-решений  

Open Source в облачной среде

Облачные решения становятся всё более популярными в мире. Компании стремятся использовать их для

 Читать далее...

Автоматизация  

Нейросеть вам в руки! Как использовать ИИ для автоматизации задач

Использование ИИ для автоматизации задач помогает компании получить конкурентное преимущество, поскольку объединение

 Читать далее...

Рынок труда  

Специалист по этическому ИИ, инженер по квантовым вычислениям или аналитик по метавселенной?

Новые тенденции в развитии ИТ могут привести к возникновению новых специальностей в

 Читать далее...

Книжная полка  

Учитесь убеждать и побеждать

Издательство «БХВ», как всегда, порадовало своих читателей хорошими книжными новинками. Кроме популярных

 Читать далее...

Сетевая инфраструктура  

Как удаленная работа меняет подход к сетевой инфраструктуре?

С увеличением числа сотрудников, работающих из дома, организации сталкиваются с необходимостью создания

 Читать далее...

Мониторинг  

Какой мониторинг нужен сегодня?

По мнению экспертов ГК InfoWatch, действия сотрудников – самая распространенная причина инцидентов

 Читать далее...

Книжная полка  

Руководство для тех, кто увлечен ИИ, программированием. И дизайном

Накануне лета издательство «БХВ» выпустило книжные новинки, от которых любителям чтения будет

 Читать далее...

Мобильные приложения  

Искусственный интеллект в мобильных приложениях: возможности и перспективы

Обзор современных применений ИИ в мобильных приложениях, анализ перспектив развития этой технологии,

 Читать далее...

ИТ-образование  

Как сделать ИТ-образование эффективным?

Эксперты ИТ-отрасли отвечают на вопросы «СА». Обсуждаем ключевые аспекты для улучшения образовательных

 Читать далее...

Work-life balance  

Как айтишнику найти баланс между работой и личной жизнью?

Обсуждаем инструменты для эффективного управления временем, снижения уровня стресса и достижения гармонии. На

 Читать далее...

Книжная полка  

Всё самое нужное – под одной обложкой

Отличительная черта книжных новинок, выпущенных недавно издательством «БХВ» – это их универсальность. Не просто

 Читать далее...

ИТ-инфраструктура  

Системы мониторинга ИТ-инфраструктуры-2025

Без мониторинга ИТ-инфраструктуры не обходится ни одна компания, хотя бы потому, что

 Читать далее...

Открытое ПО  

Безопасность Open Source: рискуем или контролируем?

Компания «Кросс технолоджис» изучила, как используется ПО с открытым кодом в компаниях

 Читать далее...

Работа с нейросетью  

Скажи, есть ли у тебя AI, и я скажу, кто ты

Недавно сервис по поиску работы SuperJob выяснил, что каждый второй россиянин уже

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9480
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 9706
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 7126
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4448
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5245
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 5240
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 7910
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 4604
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 4858
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 8867
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 12302
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 13872
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 15640
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 10501
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 8525
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 6754
Комментарии: 4
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 5899
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4775
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 4470
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 4689
Комментарии: 1
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Disaster Recovery Plan, или В ожидании катастрофы

Архив номеров / 2013 / Выпуск №10 (131) / Disaster Recovery Plan, или В ожидании катастрофы

Рубрика: Безопасность /  Планирование

Сергей Барамба СЕРГЕЙ БАРАМБА, начальник отдела системных решений ООО «БФТ». Опыт работы с компьютерами более 12 лет. Специализация Exchange Server, линейка Windows, виртуализация. Тренер Microsoft и ITIL

Disaster Recovery Plan,
или В ожидании катастрофы

«Всякое неприятное событие неожиданно, даже если к нему готовились». Что необходимо учесть, чтобы простой и потери были сведены к минимуму?

Глоссарий

  • RPO (Recovery Рoint Оbjective – целевая точка восстановления) – максимальный объем данных, которые могут быть потеряны по итогам восстановления услуги. Выражается в «отрезке времени» до сбоя. Например, целевая точка восстановления в «один день» обеспечивается ежедневным резервным копированием, при этом допустима потеря данных не более чем за 24 часа. Для каждой ИТ-услуги RPO должна быть обсуждена, согласована и задокументирована, после чего используется как требование для проектирования ИТ-услуг и плана обеспечения их непрерывности.
  • RTO (Recovery Тime Оbjective – целевое время восстановления) – максимальное время, отведенное для восстановления ИТ-услуги после ее прерывания. Предоставляемое при этом качество может быть ниже нормальных значений целевых показателей. Проще говоря, мы предоставляем доступ к серверам и службам, но, возможно, не в полном объеме (его определяет PRO). Например, как часто делается в Exchange Server 2010/2013, пользователей переключают на работу с резервным сервером, на котором создают пустую базу данных. Продолжается получение и отправка почты, но архив недоступен, так как восстанавливается из резервной копии, а это может занять несколько часов. Затем «временный» и «старый» почтовые ящики сливаются вместе, и наступает момент полного восстановления сервиса.
  • Interruption Window (окно недоступности сервиса) – ожидаемое время от начала происшествия до восстановления доступа к сервису и его предоставления.
  • SDO (Service Delivery Objective – цели предоставления услуг) – уровень предоставления сервиса, который может быть достигнут на альтернативном оборудовании до возврата на основное.

А что, если...

Вот наступил момент, когда мы настроили новый сервер. Протестировали его работу под нагрузкой, установили службы и запустили в промышленную эксплуатацию. Разослали всем ответственным лицам письмо о том, как получить доступ к новым возможностям, которые должны облегчать жизнь и помогать экономить время и деньги. Вроде все хорошо, но не покидает чувство, что что-то не учли или забыли. В погоне за скорым завершением проекта мы не подумали, что будет, если наступит «тот самый день», когда произойдет авария.

Итак, надо продумать процесс восстановления уровня сервиса в полном объеме. Многие системные администраторы ассоциируют этот план со списком резервного копирования, но это только крупица в огромном списке мыслительной работы. И первый же сбой покажет, что бэкап полезен, но без дополнительных манипуляций это всего лишь занятое место на диске.

В терминологии ITIL и ИТ-менеджменте укоренился следующий термин DRP – Disaster Recovery Plan, свод документов и заранее подготовленных процессов, помогающих в минимально возможные сроки восстановить работу ИТ-сервисов.

Из этого документа должно быть ясно, в какой последовательности необходимо приступать к восстановлению систем, какие из них имеют решающее значение для бизнеса, и какие условия требуются для их скорейшего восстановления.

В ITIL описывается специальный процесс управления непрерывностью ИТ-услуг (IT Service Continuity Management (ITSCM), предназначенный для профилактики случаев чрезвычайных обстоятельств и восстановления всех необходимых бизнесу сервисов.

В ITSCM учтены разработка, тестирование и поддержка плана восстановления ИТ-услуги с достаточным уровнем детализации, который призван помочь пережить чрезвычайную ситуацию и вернуть нормальную работу в заданный промежуток времени. Даже в небольшой компании выкладки и принципы, используемые при его создании, могут оказаться полезными в повседневной работе.

В любом случае все наши действия, направленные на поиск способов устранения последствий сбоев, – это попытки угадать будущие неопределенные события, которые могут меняться от случая к случаю. Если система работает четко, тонеобходимо иметь живой опыт организации работы во время сбоев и аварий.

Самым простым и дешевым способом остаются эмуляция и учения. Сначала на бумаге (штабные учения), потом в тестовой лаборатории в условиях, «максимально приближенных к боевым».

С точки зрения рисков и угроз необходимо предусматривать покрытие следующих больших групп:

  • ошибки и действия пользователей (от 70 до 90% сбоев приходится на эту группу, необходимо очень внимательно подходить к тому, чтобы отладить их устранение максимально эффективно);
  • сбои ПО и аппаратуры;
  • аварии инженерных систем (это не только кабельные сети или электричество, но и кондиционирование, которое для серверных помещений имеет ключевое значение);
  • катастрофы (техногенные и природные).

Мы все прекрасно понимаем, что нарушение работы информационных сервисов или невозможность подключиться к ним ведут к финансовым потерям, ущербу для репутации и, возможно, даже к закрытию бизнеса. Сам по себе документ сназванием «План восстановления» является просто листами бумаги. Требуется, чтобы все без исключения ответственные лица знали, что он существует, и каждый понимал, как действовать и какие средства связи нужно использовать.

Если этого нет, то не будет и слаженного и четкого выполнения действий, описанных в плане. Значит, проблемы будут серьезными.

Давайте рассмотрим сценарий, в котором задействуется Microsoft Exchange Server. Несколько серверов с разными ролями почтового сервера, контроллер домена, система резервного копирования. Аппаратные или виртуальные серверы будут расположены в центре обработки данных. Почта – один из критически необходимых сервисов и элемент репутации компании. Теперь составим список рисков с точки зрения возможных потерь начиная с отсутствия подключения к ЦОД. Всвязи с участившимися стихийными бедствиями и «блэкаутами» вполне возможный сценарий.

Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №10 за 2013 г. на страницах 32-35.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru