Disaster Recovery Plan, или В ожидании катастрофы::Журнал СА 10.2013
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Дата-центры  

Дата-центры: есть ли опасность утечки данных?

Российские компании уже несколько лет испытывают дефицит вычислительных мощностей. Рост числа проектов,

 Читать далее...

Книжная полка  

Защиты много не бывает

Среди книжных новинок издательства «БХВ» есть несколько изданий, посвященных методам социальной инженерии

 Читать далее...

Событие  

В банке рассола ждет сисадмина с полей фрактал-кукумбер

Читайте впечатления о слете ДСА 2024, рассказанные волонтером и участником слета

 Читать далее...

Организация бесперебойной работы  

Бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в режиме 24/7 Как обеспечить ее в нынешних условиях?

Год назад ИТ-компания «Крок» провела исследование «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Результаты

 Читать далее...

Книжная полка  

Читайте и познавайте мир технологий!

Издательство «БХВ» продолжает радовать выпуском интересных и полезных, к тому же прекрасно

 Читать далее...

СУБД PostgreSQL  

СУБД Postgres Pro

Сертификация по новым требованиям ФСТЭК и роль администратора без доступа к данным

 Читать далее...

Критическая инфраструктура  

КИИ для оператора связи. Готовы ли компании к повышению уровня кибербезопасности?

Похоже, что провайдеры и операторы связи начали забывать о требованиях законодательства

 Читать далее...

Архитектура ПО  

Архитектурные метрики. Качество архитектуры и способность системы к эволюционированию

Обычно соответствие программного продукта требованиям мы проверяем через скоуп вполне себе понятных

 Читать далее...

Как хорошо вы это знаете  

Что вам известно о разработках компании ARinteg?

Компания ARinteg (ООО «АРинтег») – системный интегратор на российском рынке ИБ –

 Читать далее...

Графические редакторы  

Рисование абстрактных гор в стиле Paper Cut

Векторный графический редактор Inkscape – яркий представитель той прослойки open source, с

 Читать далее...

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6413
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 7117
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4395
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3086
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3882
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3897
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6385
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3233
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3529
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7364
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10726
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12445
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 14096
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9192
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7141
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5446
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4683
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3495
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3212
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3449
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 3090
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Disaster Recovery Plan, или В ожидании катастрофы

Архив номеров / 2013 / Выпуск №10 (131) / Disaster Recovery Plan, или В ожидании катастрофы

Рубрика: Безопасность /  Планирование

Сергей Барамба СЕРГЕЙ БАРАМБА, начальник отдела системных решений ООО «БФТ». Опыт работы с компьютерами более 12 лет. Специализация Exchange Server, линейка Windows, виртуализация. Тренер Microsoft и ITIL

Disaster Recovery Plan,
или В ожидании катастрофы

«Всякое неприятное событие неожиданно, даже если к нему готовились». Что необходимо учесть, чтобы простой и потери были сведены к минимуму?

Глоссарий

  • RPO (Recovery Рoint Оbjective – целевая точка восстановления) – максимальный объем данных, которые могут быть потеряны по итогам восстановления услуги. Выражается в «отрезке времени» до сбоя. Например, целевая точка восстановления в «один день» обеспечивается ежедневным резервным копированием, при этом допустима потеря данных не более чем за 24 часа. Для каждой ИТ-услуги RPO должна быть обсуждена, согласована и задокументирована, после чего используется как требование для проектирования ИТ-услуг и плана обеспечения их непрерывности.
  • RTO (Recovery Тime Оbjective – целевое время восстановления) – максимальное время, отведенное для восстановления ИТ-услуги после ее прерывания. Предоставляемое при этом качество может быть ниже нормальных значений целевых показателей. Проще говоря, мы предоставляем доступ к серверам и службам, но, возможно, не в полном объеме (его определяет PRO). Например, как часто делается в Exchange Server 2010/2013, пользователей переключают на работу с резервным сервером, на котором создают пустую базу данных. Продолжается получение и отправка почты, но архив недоступен, так как восстанавливается из резервной копии, а это может занять несколько часов. Затем «временный» и «старый» почтовые ящики сливаются вместе, и наступает момент полного восстановления сервиса.
  • Interruption Window (окно недоступности сервиса) – ожидаемое время от начала происшествия до восстановления доступа к сервису и его предоставления.
  • SDO (Service Delivery Objective – цели предоставления услуг) – уровень предоставления сервиса, который может быть достигнут на альтернативном оборудовании до возврата на основное.

А что, если...

Вот наступил момент, когда мы настроили новый сервер. Протестировали его работу под нагрузкой, установили службы и запустили в промышленную эксплуатацию. Разослали всем ответственным лицам письмо о том, как получить доступ к новым возможностям, которые должны облегчать жизнь и помогать экономить время и деньги. Вроде все хорошо, но не покидает чувство, что что-то не учли или забыли. В погоне за скорым завершением проекта мы не подумали, что будет, если наступит «тот самый день», когда произойдет авария.

Итак, надо продумать процесс восстановления уровня сервиса в полном объеме. Многие системные администраторы ассоциируют этот план со списком резервного копирования, но это только крупица в огромном списке мыслительной работы. И первый же сбой покажет, что бэкап полезен, но без дополнительных манипуляций это всего лишь занятое место на диске.

В терминологии ITIL и ИТ-менеджменте укоренился следующий термин DRP – Disaster Recovery Plan, свод документов и заранее подготовленных процессов, помогающих в минимально возможные сроки восстановить работу ИТ-сервисов.

Из этого документа должно быть ясно, в какой последовательности необходимо приступать к восстановлению систем, какие из них имеют решающее значение для бизнеса, и какие условия требуются для их скорейшего восстановления.

В ITIL описывается специальный процесс управления непрерывностью ИТ-услуг (IT Service Continuity Management (ITSCM), предназначенный для профилактики случаев чрезвычайных обстоятельств и восстановления всех необходимых бизнесу сервисов.

В ITSCM учтены разработка, тестирование и поддержка плана восстановления ИТ-услуги с достаточным уровнем детализации, который призван помочь пережить чрезвычайную ситуацию и вернуть нормальную работу в заданный промежуток времени. Даже в небольшой компании выкладки и принципы, используемые при его создании, могут оказаться полезными в повседневной работе.

В любом случае все наши действия, направленные на поиск способов устранения последствий сбоев, – это попытки угадать будущие неопределенные события, которые могут меняться от случая к случаю. Если система работает четко, тонеобходимо иметь живой опыт организации работы во время сбоев и аварий.

Самым простым и дешевым способом остаются эмуляция и учения. Сначала на бумаге (штабные учения), потом в тестовой лаборатории в условиях, «максимально приближенных к боевым».

С точки зрения рисков и угроз необходимо предусматривать покрытие следующих больших групп:

  • ошибки и действия пользователей (от 70 до 90% сбоев приходится на эту группу, необходимо очень внимательно подходить к тому, чтобы отладить их устранение максимально эффективно);
  • сбои ПО и аппаратуры;
  • аварии инженерных систем (это не только кабельные сети или электричество, но и кондиционирование, которое для серверных помещений имеет ключевое значение);
  • катастрофы (техногенные и природные).

Мы все прекрасно понимаем, что нарушение работы информационных сервисов или невозможность подключиться к ним ведут к финансовым потерям, ущербу для репутации и, возможно, даже к закрытию бизнеса. Сам по себе документ сназванием «План восстановления» является просто листами бумаги. Требуется, чтобы все без исключения ответственные лица знали, что он существует, и каждый понимал, как действовать и какие средства связи нужно использовать.

Если этого нет, то не будет и слаженного и четкого выполнения действий, описанных в плане. Значит, проблемы будут серьезными.

Давайте рассмотрим сценарий, в котором задействуется Microsoft Exchange Server. Несколько серверов с разными ролями почтового сервера, контроллер домена, система резервного копирования. Аппаратные или виртуальные серверы будут расположены в центре обработки данных. Почта – один из критически необходимых сервисов и элемент репутации компании. Теперь составим список рисков с точки зрения возможных потерь начиная с отсутствия подключения к ЦОД. Всвязи с участившимися стихийными бедствиями и «блэкаутами» вполне возможный сценарий.

Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №10 за 2013 г. на страницах 32-35.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru