Disaster Recovery Plan, или В ожидании катастрофы::Журнал СА 10.2013
www.samag.ru
Журнал «БИТ. Бизнес&Информационные технологии»      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Мобильные приложения  

Искусственный интеллект в мобильных приложениях: возможности и перспективы

Обзор современных применений ИИ в мобильных приложениях, анализ перспектив развития этой технологии,

 Читать далее...

ИТ-образование  

Как сделать ИТ-образование эффективным?

Эксперты ИТ-отрасли отвечают на вопросы «СА». Обсуждаем ключевые аспекты для улучшения образовательных

 Читать далее...

Work-life balance  

Как айтишнику найти баланс между работой и личной жизнью?

Обсуждаем инструменты для эффективного управления временем, снижения уровня стресса и достижения гармонии. На

 Читать далее...

Книжная полка  

Всё самое нужное – под одной обложкой

Отличительная черта книжных новинок, выпущенных недавно издательством «БХВ» – это их универсальность. Не просто

 Читать далее...

ИТ-инфраструктура  

Системы мониторинга ИТ-инфраструктуры-2025

Без мониторинга ИТ-инфраструктуры не обходится ни одна компания, хотя бы потому, что

 Читать далее...

Открытое ПО  

Безопасность Open Source: рискуем или контролируем?

Компания «Кросс технолоджис» изучила, как используется ПО с открытым кодом в компаниях

 Читать далее...

Работа с нейросетью  

Скажи, есть ли у тебя AI, и я скажу, кто ты

Недавно сервис по поиску работы SuperJob выяснил, что каждый второй россиянин уже

 Читать далее...

Опрос  

Защита личных и клиентских данных: как мошенники используют ИИ и как защититься?

По данным RED Security, общее число кибератак на российские компании в 2024

 Читать далее...

Опрос  

Облачные инструменты для разработчиков

Эксперты ИТ-отрасли отвечают на вопросы «Системного администратора» > Как с помощью облака сделать

 Читать далее...

Опрос  

Рынок мобильных приложений: что будет актуальным в 2025 году?

Эксперты ИТ-отрасли отвечают на вопросы «Системного администратора» > Ваши прогнозы: чего ожидать от

 Читать далее...

Рынок труда  

Как успешно пройти все этапы собеседования на ИТ-должность?

По оценкам государства, дефицит ИТ-специалистов составляет от 740 тысяч до 1 миллиона

 Читать далее...

Исследование  

Как искусственный интеллект меняет банковское обслуживание: от чат-ботов до автоматического одобрения кредитов

Искусственный интеллект (AI) всё глубже проникает в банковский сектор, меняя способы обслуживания

 Читать далее...

Спецпроект «Базальт СПО». Развитие Open Source в России  

Алексей Смирнов: «Сейчас трудно найти программный продукт, в котором нет свободного кода»

Какое будущее ждет свободное ПО? Влияет ли свободная или несвободная разработка на

 Читать далее...

Спецпроект «Базальт СПО». Развитие Open Source в России  

Николай Костригин: «Мы создали Hantis, конвейер автоматизации. Проекты, исследуемые разными инструментами, переходят от одного исполнителя к другому, развиваются, возвращаются к автору, и так по кругу»

О том, как идет работа по повышению безопасности отечественного программного обеспечения, рассказывает

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 7980
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 8241
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5583
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3526
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4325
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 4325
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6873
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3680
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3949
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7851
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 11197
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12931
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 14694
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9630
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7591
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5882
Комментарии: 4
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 5065
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3915
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3601
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3836
Комментарии: 1
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Disaster Recovery Plan, или В ожидании катастрофы

Архив номеров / 2013 / Выпуск №10 (131) / Disaster Recovery Plan, или В ожидании катастрофы

Рубрика: Безопасность /  Планирование

Сергей Барамба СЕРГЕЙ БАРАМБА, начальник отдела системных решений ООО «БФТ». Опыт работы с компьютерами более 12 лет. Специализация Exchange Server, линейка Windows, виртуализация. Тренер Microsoft и ITIL

Disaster Recovery Plan,
или В ожидании катастрофы

«Всякое неприятное событие неожиданно, даже если к нему готовились». Что необходимо учесть, чтобы простой и потери были сведены к минимуму?

Глоссарий

  • RPO (Recovery Рoint Оbjective – целевая точка восстановления) – максимальный объем данных, которые могут быть потеряны по итогам восстановления услуги. Выражается в «отрезке времени» до сбоя. Например, целевая точка восстановления в «один день» обеспечивается ежедневным резервным копированием, при этом допустима потеря данных не более чем за 24 часа. Для каждой ИТ-услуги RPO должна быть обсуждена, согласована и задокументирована, после чего используется как требование для проектирования ИТ-услуг и плана обеспечения их непрерывности.
  • RTO (Recovery Тime Оbjective – целевое время восстановления) – максимальное время, отведенное для восстановления ИТ-услуги после ее прерывания. Предоставляемое при этом качество может быть ниже нормальных значений целевых показателей. Проще говоря, мы предоставляем доступ к серверам и службам, но, возможно, не в полном объеме (его определяет PRO). Например, как часто делается в Exchange Server 2010/2013, пользователей переключают на работу с резервным сервером, на котором создают пустую базу данных. Продолжается получение и отправка почты, но архив недоступен, так как восстанавливается из резервной копии, а это может занять несколько часов. Затем «временный» и «старый» почтовые ящики сливаются вместе, и наступает момент полного восстановления сервиса.
  • Interruption Window (окно недоступности сервиса) – ожидаемое время от начала происшествия до восстановления доступа к сервису и его предоставления.
  • SDO (Service Delivery Objective – цели предоставления услуг) – уровень предоставления сервиса, который может быть достигнут на альтернативном оборудовании до возврата на основное.

А что, если...

Вот наступил момент, когда мы настроили новый сервер. Протестировали его работу под нагрузкой, установили службы и запустили в промышленную эксплуатацию. Разослали всем ответственным лицам письмо о том, как получить доступ к новым возможностям, которые должны облегчать жизнь и помогать экономить время и деньги. Вроде все хорошо, но не покидает чувство, что что-то не учли или забыли. В погоне за скорым завершением проекта мы не подумали, что будет, если наступит «тот самый день», когда произойдет авария.

Итак, надо продумать процесс восстановления уровня сервиса в полном объеме. Многие системные администраторы ассоциируют этот план со списком резервного копирования, но это только крупица в огромном списке мыслительной работы. И первый же сбой покажет, что бэкап полезен, но без дополнительных манипуляций это всего лишь занятое место на диске.

В терминологии ITIL и ИТ-менеджменте укоренился следующий термин DRP – Disaster Recovery Plan, свод документов и заранее подготовленных процессов, помогающих в минимально возможные сроки восстановить работу ИТ-сервисов.

Из этого документа должно быть ясно, в какой последовательности необходимо приступать к восстановлению систем, какие из них имеют решающее значение для бизнеса, и какие условия требуются для их скорейшего восстановления.

В ITIL описывается специальный процесс управления непрерывностью ИТ-услуг (IT Service Continuity Management (ITSCM), предназначенный для профилактики случаев чрезвычайных обстоятельств и восстановления всех необходимых бизнесу сервисов.

В ITSCM учтены разработка, тестирование и поддержка плана восстановления ИТ-услуги с достаточным уровнем детализации, который призван помочь пережить чрезвычайную ситуацию и вернуть нормальную работу в заданный промежуток времени. Даже в небольшой компании выкладки и принципы, используемые при его создании, могут оказаться полезными в повседневной работе.

В любом случае все наши действия, направленные на поиск способов устранения последствий сбоев, – это попытки угадать будущие неопределенные события, которые могут меняться от случая к случаю. Если система работает четко, тонеобходимо иметь живой опыт организации работы во время сбоев и аварий.

Самым простым и дешевым способом остаются эмуляция и учения. Сначала на бумаге (штабные учения), потом в тестовой лаборатории в условиях, «максимально приближенных к боевым».

С точки зрения рисков и угроз необходимо предусматривать покрытие следующих больших групп:

  • ошибки и действия пользователей (от 70 до 90% сбоев приходится на эту группу, необходимо очень внимательно подходить к тому, чтобы отладить их устранение максимально эффективно);
  • сбои ПО и аппаратуры;
  • аварии инженерных систем (это не только кабельные сети или электричество, но и кондиционирование, которое для серверных помещений имеет ключевое значение);
  • катастрофы (техногенные и природные).

Мы все прекрасно понимаем, что нарушение работы информационных сервисов или невозможность подключиться к ним ведут к финансовым потерям, ущербу для репутации и, возможно, даже к закрытию бизнеса. Сам по себе документ сназванием «План восстановления» является просто листами бумаги. Требуется, чтобы все без исключения ответственные лица знали, что он существует, и каждый понимал, как действовать и какие средства связи нужно использовать.

Если этого нет, то не будет и слаженного и четкого выполнения действий, описанных в плане. Значит, проблемы будут серьезными.

Давайте рассмотрим сценарий, в котором задействуется Microsoft Exchange Server. Несколько серверов с разными ролями почтового сервера, контроллер домена, система резервного копирования. Аппаратные или виртуальные серверы будут расположены в центре обработки данных. Почта – один из критически необходимых сервисов и элемент репутации компании. Теперь составим список рисков с точки зрения возможных потерь начиная с отсутствия подключения к ЦОД. Всвязи с участившимися стихийными бедствиями и «блэкаутами» вполне возможный сценарий.

Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №10 за 2013 г. на страницах 32-35.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru