Рубрика:
Карьера/Образование /
Пятая пара
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ДЕНИС СИЛАКОВ, к. ф.-м. н., член рабочей группы LSB, старший архитектор ЗАО «РОСА», занимается автоматизацией разработки ОС «РОСА»
Участие в открытых проектах как начало профессиональной карьеры
Интересные вакансии требуют опыта, который можно получить, лишь поработав на аналогичном месте… Узнайте, как свободное и открытое ПО помогает разорвать этот порочный круг!
При отборе кандидатов на ту или иную вакансию производится оценка способности человека к выполнению соответствующих обязанностей. Комплекты навыков, которыми должен обладать человек для решения определенного класса профессиональных задач, часто называют компетенциями.
Каждая компания имеет свои задачи, свои требования к кандидатам и собственную модель компетенций. Однако в пределах одного сектора экономики эти модели достаточно сильно пересекаются. В частности, можно сказать, что ИТ-профессионал должен обладать компетенциями трех видов:
- техническими (например, владеть различными методами и техниками разработки программ, их отладки, настройки и использования);
- когнитивными (включающими понимание требований и ограничений в рамках предметной области, умение отделять существенное от несущественного для конкретной задачи, упорядочивание задач по их приоритетности, построение решений на основе неполной информации);
- социальными (подразумевается эффективное общение с другими людьми, умение работать в команде и координировать свою работу с нуждами ее членов, аргументация точки зрения, адекватное восприятие критики и так далее).
Основной упор при обучении студентов ИТ-специальностей зачастую делается на первый вид компетенций – изучаются различные языки программирования, технологии, фреймворки, интегрированные среды разработки и тому подобное. Безусловно, все эти навыки настоящему профессионалу необходимы.
Однако сами по себе они могут дать хорошего программиста-кодера, но еще не человека, готового играть ключевые роли в крупных и серьезных проектах. К тому же многие студенты практикуются на учебных задачах, не всегда дающих полное представление о промышленной разработке. Для получения более полных знаний необходимо участие в реальных проектах.
Когнитивные и социальные навыки имеют гораздо меньшее отношение к непосредственному созданию кода. Более того, такие компетенции актуальны и для многих профессий, далеких от программирования, но подразумевающих коллективную работу (хотя при этом всегда имеются нюансы, специфические для конкретной области деятельности).
Полноценное обучение подобным навыкам в рамках лекций, семинаров и практических занятий в университете вряд ли возможно. Ведь обычно они приобретаются с опытом, а опыт выполнения реальных коллективных проектов дает, как правило, гораздо больше, чем решение учебных задач (даже если последние подразумевают совместную работу нескольких студентов).
Итак, чтобы стать профессионалом в сфере ИТ, необходимо участвовать в выполнении реальных проектов – одних учебных курсов недостаточно. Как мы отмечали в предыдущей статье [1], наличие подобных проектов в портфолио студента – это существенный плюс при приеме на работу. Но где же найти такие проекты, к выполнению которых допустят людей практически без опыта? На самом деле таковых – сотни тысяч. И имя им – мир свободного и открытого ПО.
... ... ...
Наконец, внося результативный вклад в открытый проект, вы фактически участвуете в развитии «технологической копилки» всего человечества и помогаете как людям, использующим вашу программу, так и разработчикам, анализирующим, повторно использующим и улучшающим ваши решения. Надеюсь, что для многих студентов этот фактор – ничуть не меньший повод для участия в открытой разработке, чем плюс в резюме.
Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №9 за 2013 г. на страницах 82-86.
53A558
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|