Рубрика:
Администрирование /
Архитектура
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧЕВ, более 15 лет проработал программистом в системе Госстандарта. Предпочтения – UNIX и Java
Через тернии… Опыт построения информационной системы предприятия
Тема, которая затрагивается в этой статье, касается практически каждого предприятия, решающего задачи получения прибыли на рынке или выполняющего другие функции в современном обществе
«Все у вас через... тернии... к звездам!»
Фраза из жизни – комментарий руководства к отчету о проделанной отделом ИТ работе
Информационные технологии (ИТ) настолько глубоко проникли в нашу жизнь, что сегодня работу какого-то завода, учреждения и даже торговой точки без вычислительной техники сложно себе даже представить. Что же является центром (ядром) ИТ современного предприятия/организации, из чего складывается эффективность работы ИТ и, как следствие, предприятия в целом?
Если спросить у наших коллег по работе, пусть даже и не из числа айтишников, то скорее всего мы получим на эти важные вопросы приблизительно такие ответы:
наличие мощных серверов/рабочих станций в локальной сети, обновление системного и иного ПО, продуманная система безопасности.
максимально быстрый поиск информации о клиенте, удобство работы оператора, автоматизация бухгалтерского учета или иных экономических/статистических расчетов.
сокращение расходов на обеспечение бесперебойной работы оборудования, продвижение продукции/услуг фирмы в сети Интернет и электронных СМИ, анализ работы подразделений и/или работников.
И, наверное, с каждым из этих утверждений придется согласиться.
И все-таки, если посмотреть на устоявшийся термин «информационные технологии», ключевым в нем является слово «информация». Именно информацией наполнены базы данных (БД) организации, именно ее черпает каждый из нас, заходя на сайт в Интернете, и, наконец, чем бы мы ни занимались, каждый из нас должен предоставить в налоговые и другие контролирующие органы некоторую часть информации, касающуюся нашей деятельности и деятельности предприятия в целом.
Если разобраться, почти все данные (информация), которые мы применяем в повседневной работе, как-то взаимосвязаны между собой и тем, кто их использует, и образуют определенную систему.
С этой точки зрения для специалиста ИТ интересен стандарт ISO/IEC 2382-1 Международной организации по стандартизации [1], который определяет: «Информационная система – система обработки информации, работающая совместно с организационными ресурсами, такими как люди, технические средства и финансовые ресурсы, которые обеспечивают и распределяют информацию».
Несомненно, такое определение дает основание сказать, что информационная система (ИС) – важная часть в структуре любой современной фирмы.
Занятия ИТ в одном из государственных учреждений в течение 15 лет (с конца 90-х) дали определенный опыт создания ИС предприятия, которым и хотелось бы поделиться на страницах «СА». Конечно, нельзя сказать, что все было придумано и сделано безупречно.
Однако практика – это в основном и есть удел читателей нашего журнала. Обмениваясь практическими знаниями, каждый из нас получает возможность приобрести новое, что-то переосмыслить, сравнить различные пути построения ИС и, как следствие, улучшить качество своей работы, добиться уважения сослуживцев, финансового вознаграждения, наконец.
Необходимо также сказать, что на современном предприятии обычно одновременно работают несколько основных программ, выполняющих функционально различные задачи. Такое распределение функций еще называют «лоскутной» автоматизацией. Именно о процессе построения ИС, состоящей из нескольких программных продуктов, и о взаимодействии различных ее частей между собой и хотелось бы сегодня поговорить.
Еще одно вводное замечание. В работе по созданию описываемой ИС отсутствовал какой-либо этап планирования. Вместо разработки плана присутствовал процесс, который скорее можно назвать «осмыслением» того, что можно сделать для выхода из той или иной ситуации при продолжении работы предприятия. Подход (который проще можно назвать «латанием дыр»), думается, знаком многим российским айтишникам.
Отсутствие у руководства желания вникать в проблемы отдела ИТ и, как следствие, административное давление на работников этого отдела, которым не остается ничего другого, как «сделать все по-быстрому и чтобы все работало», встречается в наше время повсеместно, и эти проблемы не раз обсуждались на страницах «Системного администратора».
Конечно, здесь нельзя сбрасывать со счетов и отсутствие опыта в построении ИС, и собственную безынициативность «нашего брата» – руководства отделов ИТ, системных администраторов и программистов.
Однако, возвращаясь к теме статьи, хочется показать, что создание ИС даже небольшого предприятия – процесс не совсем скорый, достаточно творческий и очень интересный. И если вам нужно узнать, как и на чем построена одна из реально работающих информационных систем, тогда, как говорится: «Добро пожаловать!»
... ... ...
И последнее, что хотелось бы сказать. К делу создания ИС всегда приходится относиться творчески. Готовое решение для одного предприятия в силу различных причин может не подойти для другого, даже работающего в той же отрасли. Надеюсь, что опыт создания ИС нашего предприятия, описанный в статье, кому-то поможет в создании своей информационной системы. И хотя понятно, что в современных условиях структура и детали создания ИС являются одним из главных производственных секретов, хочется спросить: «А как работает информационная система в вашей организации?»
Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №9 за 2013 г. на страницах 28-31.
сергей ильичев
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|