Рубрика:
Карьера/Образование /
Ретроспектива
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ВЛАДИМИР ГАКОВ, журналист, писатель-фантаст, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. преподает в Академии народного хозяйства. Автор 8 книг и более 1000 публикаций
Бизнес у подножия Фудзи
Компания Fujitsu – сегодня такой же символ Японии, как и Фудзияма. На ее предприятиях трудятся свыше 170 тысяч человек, а продукты и сервисы доступны в более чем 70 странах мира
Для своего названия компания Fujitsu – один из мировых лидеров в производстве компьютеров, телекоммуникационного оборудования и ИТ – использовала имя боготворимой японцами горы, известной даже тем, кто никогда в жизни не бывал в Стране восходящего солнца. Только в отличие от чуда природного, существовавшего сотни тысяч лет, Fujitsu – одна из составляющих рукотворного «японского чуда», совсем недавно справившего полвека.
Японо-германский пакт
Сегодня транснациональный гигант Fujitsu является третьим по обороту провайдером ИТ-услуг в мире – после IBM и Hewlett-Packard. И этого Fujitsu смогла достичь за каких-то семь десятков лет «с хвостиком»!
Формально датой рождения компании принято считать 1935 год. Но еще за восемь лет до того, в 1923-м, в результате только что заключенного альянса между японской Furukawa Electric Company и немецким концерном Siemens AG, на свет появилась «дочка» – Fuji Electric Company.
К созданию альянса с европейцами японцев подвигли совсем не сентиментальные чувства и не «преклонение перед Западом» (японцы и тогда считали и сейчас считают всех иностранцев варварами), а суровая необходимость. В результате разрушительного Токийского землетрясения 1923 года практически перестала существовать столичная телефонная связь. И в министерстве коммуникаций и транспорта решили не восстанавливать ее, а создать заново, с чистого листа – на базе новейших европейских технологий. Кроме телефонных аппаратов и автоматических систем коммутации, новорожденная Fuji Electric Company получала эксклюзивное право продавать в Японии импортные генераторы и электромоторы, также производимые Siemens.
Но уже в 1931-м Fuji Electric выпустила первые «родные» автокоммутаторы и спустя три года получила статус эксклюзивного производителя таких систем в Японии. И еще через год, в 1935-м, из компании выделилась самостоятельное телекоммуникационное подразделение со штатом 700 человек, получившее название Fuji Tsushinki Seizo Corporation (корпорация «Производство телекоммуникационного оборудования Fuji»). Капитализация новорожденной компании – предшественницы нынешней Fujitsu оценивалась в 3 млн йен, сумму по тем временам немалую.
Через три года Fuji Tsushinki Seizo завершила строительство нового завода в Кавасаки. А еще спустя год Япония вступила в войну на стороне нацистской Германии и фашистской Италии.
В военное время практически весь японский бизнес был переведен на оборонные заказы. А новая телекоммуникационная компания с изворотливостью борца карате или другого восточного единоборства ухитрилась совершить невозможное – ограничиться производством товаров преимущественно гражданского назначения! Телефоны и коммутаторы, ясное дело, использовала и армия, но у оккупировавших в 1945 году Японию американцев серьезных вопросов конкретно к Fuji Tsushinki Seizo не возникло. Даже несмотря на ее давнишние тесные связи с индустриальным кланом (дзайбацу) Furukawa, а через него – с «вражьей» Siemens!
|
|
|
Хидеки Юкава, первый японец – лауреат Нобелевской премии |
Первый электронный компьютер компании FACOM100 |
Презентация FACOM100 |
Более того, именно компания – предшественница Fujitsu при поддержке «оккупантов» восстанавливала телефонную связь в лежавшей в руинах Японии и в 1949 году акционировалась, зарегистрировавшись на только что возрожденной Токийской фондовой бирже. А еще три года спустя возобновила деловое сотрудничество со старым партнером – немецкой компанией Siemens.
Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось для Fuji Tsushinki Seizo освоением нового направления, ставшего для компании магистральным, – компьютерного. Первый электронный компьютер в будущей компьютерной сверхдержаве родился в 1954 году и не где-нибудь, а в лабораториях будущей Fujitsu.
Это была модель FACOM100, в которой роль реле играли «фирменные» коммутаторы с телефонных линий. В создании пионерского японского «электронного чуда» принимали участие местные самородки – инженер компании Тошио Икеда, прозванный мистером Компьютером, и ученый-физик Хидеки Юкава – первый японец – лауреат Нобелевской премии.
В 1958-м компания открыла первый в стране компьютерный салон в центре Токио – неподалеку от введенной в эксплуатацию в том же году новой телебашни, а спустя три года выпустила на рынок первый компьютер на транзисторах – модель FACOM222.
Параллельно Fuji Tsushinki Seizo продолжала наращивать обороты на рынке теле-коммуникационного оборудования, последовательно освоив производство транзисторных радиоприемников и транзисторных же телефонных коммутаторов (первая такая система была установлена в 1958 году на исследовательском полярном судне Soya).
Японский для начинающих компьютеров
В следующем десятилетии компания официально сменила название на нынешнее – Fujitsu (полное название – Fujitsu Kabushiki Kaisha, последние два слова означают Limited, или хорошо известную нам аббревиатуру OOO). Изменен был и корпоративный слоган – при тогдашнем президенте Канджиро Окада, заступившем на свой пост в 1959-м, девизом Fujitsu стали иероглифы, которые можно было прочитать и как «Бесконечный рост», и как «Бесконечное развитие». Надо сказать, японская компания оправдала оба «обещания» – она неудержимо росла и развивалась.
Окада пророчески предусмотрел слияние в обозримом будущем двух стратегических направлений развития – производства телекоммуникационного оборудования и компьютерного.
В канун 1962 года президент компании в своем новогоднем обращении к сотрудникам объявил, что руководство окончательно решило сделать ставку на компьютеры и с этой целью проведет масштабную реорганизацию.
В условиях, когда компьютерное производство составляло едва ли десятую часть в инфраструктуре будущей Fujitsu, это заявление нужно было признать чрезвычайно смелым. Но Окада знал, что говорил, потому что уже тогда наметил, откуда взять необходимую финансовую «подушку» для развития и наращивания компьютерного направления. На заре грядущей компьютерной эры никто не отменял «старые» системы связи – телефонную, радио и телевизионную. А в производстве соответствующего оборудования компания, пользующаяся господдержкой, у себя на родине не знала равных.
В «бурные шестидесятые» новоиспеченная компания Fujitsu вывела на рынок первый национальный компьютерный «бестселлер» – революционную модель FACOM230-60 (1000 заказов на первые пять лет для «больших машин» – в то время успех значительный) – и разработала для нее собственную ОС. Для массового производства компьютеров был построен специальный завод в Нагано. В эти же годы специалисты Fujitsu создали первую в мире мультипроцессорную систему (на двух CPU) и первые национальные системы – банковских депозитов в режиме онлайн и «электронных тотализаторов», а также наладили производство полупроводников и успешную продажу их не только в стране, но и за рубежом.
В результате ударного выполнения планов «десятилетки», намеченных Окадой, к началу 1970-х Fujitsu вышла в национальные лидеры в сфере компьютерного производства. И «запустила щупальца» на заповедный прежде американский рынок бытовой электроники – в США была основана дочерняя компания Fujitsu California Incorporated.
Следующее десятилетие прошло под знаком глобальной стандартизации всего и вся в этой самой бытовой электронике. Начало процессу положила IBM с ее «открытой архитектурой» для персональных компьютеров. И японский компьютерный бизнес, чтобы остаться на плаву, вынужден был приспосабливаться к этой первой волне «глобализации».
Для перехода к перепрофилированию собственного компьютерного производство в «IMB-совместимое» Fujitsu вступила в стратегический альянс с другим бурно растущим гигантом – Hitachi, Ltd. А также инвестировала значительные средства в создание Японо-американского института управления (Japan America Institute of Management Science – JAIMS) на Гавайях и в новую заокеанскую компанию – Amdahl Corporation. Последнюю основал в Калифорнии один из создателей легендарной «360-й серии» Джин Амдаль после того, как покинул IBM и занялся собственным бизнесом. Спустя два десятилетия Amdahl Corporation, поставлявшая свою продукцию NASA, перейдет под полный контроль Fujitsu.
Среди прочих достижений Fujitsu этого десятилетия можно отметить одно на первый взгляд частное, но в перспективе оказавшееся поистине глобальным.
В 1979 году японская компания объявила о создании так называемого JEF (Japanese Processing Extended Features) кода, позволявшего писать на экране компьютера иероглифами без специальной клавиатуры! Каковая, как легко догадаться, принципиально невозможна – при наличии десятковто тысяч иероглифов…
Автор этих строк должен признаться, что сам долгое время не мог взять в толк, как это японцы, китайцы, корейцы умудряются печатать на экранах своих компьютеров иероглифы. В Японии мне объяснили, как. И решение оказалось изящным и «минималистским», как совершенный в своей простоте белоснежный конус Фудзи.
Оказалось, что на самом деле носители «иероглифической письменности» печатают вовсе не японские, китайские, корейские слова и словосочетания, а их произношение, транскрипцию, с помощью обычной латиницы на стандартной клавиатуре. После чего специальная программа сопоставляет значки, обозначающие звуки, с соответствующими иероглифами, «вытаскивая» их из памяти и выводя на экран.
То есть буквально. Набираешь на клавиатуре sisadmin, а на дисплее высыпают иероглифы, которые и обозначают, как это пишется по-японски…
Восходящее солнце японского бизнеса
В Fujitsu оперативно отреагировали на изменения, в 1980-е годы оказавшие огромное влияние не только на компьютерную сферу, но и на нашу повседневную жизнь: компьютер из громоздкого агрегата для специалистов на глазах превращался в бытовой прибор. Удобный в использовании даже для тех, кто в электронике и информатике, как говорится, ни в зуб ногой.
Свою первую «персоналку» японская компания выпустила еще в 1981-м – до появления модели IBM 5055 Personal Computer, название которой быстро стало именем нарицательным. Однако первая японская ласточка – FM-8 – оказалась неконкурентоспособной, поскольку не была «IBM?совместимой». (Забегая вперед, можно отметить, что такие японские машины, совместимые с тогдашней серией IBM PC/AT, появились лишь в 1993 году.)
Восьмидесятые годы ознаменовались появлением и других революционных новинок от Fujitsu. Среди них первые японские корпоративная информационная сеть (COINS) и текст-процессор OASYS100.
И первая в мире цифровая сеть с интеграцией служб (ISDN) (была заказана сингапурской телефонной сетью) и особая технология построения электронных схем (CMOS – complementary-symmetry/metal-oxide semiconductor) EPROM. В те же годы Fujitsu начала выпуск автомобильных радиотелефонов и запустила самый быстродействующий на тот момент ultra-large general-purpose computer семейства FACOM.
|
|
|
Компьютер FACOM230-60 |
Cуперкомпьютер Fujitsu K |
Водозащитные гаджеты Fujitsu |
А в последующие десятилетия в мир стремительно вошли сети, мультимедиа и Интернет. И лидер японской компьютерной индустрии поневоле был вынужден следовать за новыми веяниями, постепенно сокращая выпуск «железа» и переходя к «производству» сетевых решений и сервисов. Изменение бизнес-стратегии проходило под лозунгом «Все – в Интернете».
В июне 1992 года на рынке появился новый продукт от Fujitsu – сервисный пакет для информационных и телекоммуникационных систем PROPOSE (PROfessional Total SupPOrt Service).
Впервые потребитель получал отдельно «железо» и отдельно же сервисное обслуживание. Отдельно – в смысле оплаты: до того в японской торговой практике плата за сервис обычно включалась в цену «железа». Вскоре примеру Fujitsu последовали все крупнейшие hi-tech-компании страны, а сама компания-новатор была награждена премией министерства международной торговли и промышленности (ныне министерство экономики, торговли и промышленности).
Весомый вклад внесла Fujitsu и в бурно прогрессировавшую индустрию мультимедиа, выпустив в том же 1992-м первый в мире полноцветный плазменный дисплей с диагональю 21 дюйм, а чуть позже первый же с диагональю уже 42 дюйма.
Наконец, новости ждали потребителей от возобновленного союза японцев с немецкой Siemens. С появлением на рынке первых компьютеров под маркой Fujitsu Siemens совместное японско-германское предприятие стало пятым по величине производителем компьютерной техники в мире. Однако совсем недавно прошла информация о том, что совместное предприятие перестало быть таковым – японский партнер за примерно полмиллиарда евро выкупил у немцев их долю…
Фудзи в облаках
Новый век и тысячелетие японский гигант встретил очередной реструктуризацией.
В настоящее время в состав Fujitsu Group входят четыре главных подразделения.
Fujitsu Laboratories со штатом 1300 человек занимается главным образом перспективными исследованиями. Среди объявленных последних разработок – новая технология, которая позволит получать 3D-изображения на обычные мобильные телефоны.
Fujitsu Consulting, как следует из названия, занимается консалтингом и сервисом в сфере информационных технологий. Любопытно, что это подразделение японской компании первоначально было создано и работало как независимая компания, но только канадская! Основанная в 1973 году в Монреале DMR почти три десятилетия оставалась канадской, пока в 2002-м не была куплена японцами.
А другое подразделение, Fujitsu General, – на сей раз вопреки названию – занимается не «общими вопросами», а самым что ни на есть конкретным. И даже не вопросами, а одним-единственным – выпускает разнообразные кондиционеры и приборы контроля влажности.
И наконец, подразделение Fujitsu Technology Solutions (бывшее Fujitsu Siemens Computers) продолжает разработку и глобальную дистрибуцию всех произведенных в компании серверов, жестких дисков и прочих «хранилищ» информации, а также линий ноутбуков Lifebook и планшетов Amilo. Особое место занимает производство микропроцессоров к суперкомпьютерам, включая знаменитый «родной» суперкомпьютер K, произведенный в Fujitsu и до нынешнего лета считавшийся самой быстродействующей машиной в мире (в июне японский K уступил «майку лидера» еще более скоростному IBM Sequoia).
В недрах этого же подразделения родился по-японски изящный ответ на новые вызовы и требования, которые предъявляет к производителям стремительно меняющаяся мировая экономика. Речь идет о так называемой стратегии динамичной инфраструктуры (Dynamic Infrastructure Strategy), представляющей собой широкий спектр ИТ-продуктов, решений и сервисов, «заточенных» таким образом, что их можно оперативно видоизменять, откликаясь на новые требования рынка.
Другой стратегией на злобу дня, разработанной в Fujitsu совсем недавно, является стратегия глобальной облачной платформы (Global Cloud Platform). С помощью нее из корпоративных центров хранения данных, размещенных в Японии, Австралии, Сингапуре, США, Великобритании и Германии, потребителям предоставляется так называемая IaaS (Infrastructure as a Service) – виртуальная «компьютерная инфраструктура как услуга» (на основе концепции облачных вычислений).
Для непосвященных рядовых пользователей все это уже сферы поистине «заоблачные». То самое Будущее, о котором мы прежде читали лишь в фантастических романах, но которое компания Fujitsu – среди прочих – реально формирует на наших глазах, следуя своему же нынешнему корпоративному слогану: «Создавая образ завтра вместе с вами» (Shaping tomorrow with you).
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|