Рубрика:
Карьера/Образование /
Человек-легенда
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Том Дженнингс: «Не бойтесь жить и стремитесь к лучшему»
|
Том Дженнингс, американский программист и анархист, основатель любительской сети FidoNet, в качестве субподрядчика работал на компанию Apple Computer и множество других крупных фирм. Создал один из первых вариантов BIOS, что определило будущую специализацию компании Phoenix Software. Первый веб-мастер культового журнала Wired. Удачливый бизнесмен – создатель крупного регионального интернет-провайдера. Является почитателем Алана Тьюринга, считая его жизнь и взгляды во многом схожими со своими. |
На вопросы «Системного администратора» о судьбе известной международной любительской компьютерной сети FidoNet, современном программировании и жизненных ценностях отвечает создатель сети
– В чем причина заката эпохи FidoNet с вашей точки зрения?
– Давайте отметим вот что: любая технология – это просто реакция общества, адаптация социума (или его отдельных участников) к текущей ситуации. FidoNet – это техническое решение, которое было полностью завязано на телефонные сети и топологию межрегиональной связи. В то время FTN было очень органичным, востребованным и отлично приспособленным вариантом для быстрого и простого развертывания сетей.
Еще раз: это стоило копейки и развертывалось буквально за пару дней, именно потому дало такой бурный рост. Никаких лицензий, никаких сложностей типа прокладки отдельного кабеля, никаких ограничений в плане внешнего контроля над проводимыми в сети дискуссиями…
Я хочу лишь сказать, что не надо концентрироваться на каких-то технических деталях именно FTN, нужно просто понять, что в то время, при тех обстоятельствах была определенная свободная ниша, и FidoNet успешно ее заняла.
С тех пор многое изменилось, мир вокруг нас изменился, и многие решения FidoNet смотрятся сегодня уже не так адекватно и разумно, поэтому неизбежно на смену FidoNet должно было прийти что-то иное, и вот теперь многие из нас завязаны на Интернет. Несмотря на это, я знаю, что есть много мест в мире, где технологии, лежащие в основе FidoNet, востребованы до сих пор.
– В России выходом из этой тупиковой ситуации многие видели переход на IP-протокол в качестве транспорта, эволюции FidoNet в сторону «fido-over-IP», вплоть до создания «гипертекстовых фидонетов». Как вы относитесь к этому тренду?
– Очень интересно, и почему же нужно обязательно интегрировать FidoNet с Интернетом? Может, у IP-протокола есть какие-то существенные для Fido преимущества? Тогда я явно что-то пропустил. Все эти шлюзы с Интернетом, «гипертекстовые фидонеты»… Какое место во всем этом занимает FidoNet? Тогда уж лучше пользоваться Интернетом в оригинале, чем так. Прошу прощения.
– Понимаете, FidoNet по «своему дизайну» была предназначена для телефонной связи, в ней изначально заложены достаточно ограниченные возможности и схема маршрутизации. Она намеренно задумывалась как параллельная и независимая от коммерческих каналов связи, любительская и бесплатная в своей основе и поэтому по-настоящему свободная, открытая для всех и каждого, «местная сеть из знакомых и единомышленников». Это и есть FidoNet, в этом ее суть и, если хотите, дух. Впрочем, тогда многое так и не было реализовано до конца, как изначально задумывалось.
– А что задумывалось интересного из нереализованного?
– Например, nodelist и его сегменты должны были распространяться через механизм эхопочты. Все должно было работать на уровне автоматических запросов и ответов, очень похоже на современный DNS. Это должны были быть инкрементальные обновления, которые динамически обрабатывались и уточнялись бы почтовыми роботами хабов на всех уровнях сети.
Функция ведения и добавления новых узлов FidoNet впоследствии была во многом узурпирована зональными и региональными координаторами, которые, кстати, вообще часто занимались совсем не тем, чем им следовало заниматься изначально.
– Кстати, прокомментируйте ваш уход из FidoNet. Как говорят, его причиной был именно конфликт с зональным координатором (ZC) первой зоны?
– Прошло уже много времени с тех пор, я не помню уже всех аргументов.
Давайте считать, что я просто устал. Я сделал все, что мог на тот момент. Я не хотел быть разводящим во множестве чужих конфликтов, но все считали, что только я и способен их решить. Кроме того, я запустил тогда новый для себя проект регионального интернет-провайдера (The Little Garden).
– Хорошо, можно спросить по-другому: что вам не нравилось в FidoNet, из которой вы ушли?
– Моя наивность привела к тому, что я создал систему, где отдельные личности получили широкие права и возможность самостоятельно определять политику и навязывать ее другим. Хуже всего работал уровень региональных координаторов – часто они принимали решения за всех, величали себя как RC – Regional Сzar. Как следствие, управление FidoNet по всему миру стало очень разнородным – там, где одно было категорически запрещено, в другом регионе проходило без всяких проблем, и так далее. Все это порождало конфликты, много человеческих конфликтов… Эгоистичность отдельных людей, их специфические личностные свойства – все это стало влиять на сеть в целом. Это то, что я хотел получить в результате меньше всего.
Помню, мой друг Том Хендерсон назвал FidoNet того времени Fight-O-Net, и он был недалек от истины.
– Разве устав – FidoNet Policy – не регулирует все это достаточно четко и прозрачно?
– Все до единого «policy», что я видел, были ужасны, включая даже те, в разработке которых участвовал я сам. Все начиналось с безобидного и короткого набора правил, а в результате пришло к сложным и витиеватым талмудам из бесчисленных пунктов, подпунктов и даже глав, которые весьма ограниченные умом люди засовывают нам в глотки всю жизнь под видом бесконечных правил и поучений. Вы можете процитировать меня, что все это отвратительно.
– Очень заметно, что вы убежденный анархист по своей природе…
– Идеология для меня лежит скорее в моей ответственности, но не в декларативных отличиях от других. Иначе говоря, я действительно в это верю и стараюсь жить в соответствии с этим, отсюда моя принципиальность.
– Том, кроме FidoNet, ваше основное занятие по жизни – программирование. Я знаю, у вас отчасти необычные представления о методологиях программирования, кроме того, вы успели поработать программистом в крупных мировых компаниях. Можете ли вы рассказать о своих собственных предпочтениях в этой сфере?
– Моим первый высокоуровневый язык программирования – FORTRAN4, и я стал на нем программировать где-то в районе 1975 года. Он учит программиста в любом случае писать хорошо структурированные программы. Это была моя первая и основополагающая школа. Что же я узнал с тех пор, перепробовав больше десятка разных языков?
Я понял, что вы либо программируете хорошо (это значит без ошибок), либо программируете плохо (с ошибками, и подчас просто трагическими) – никакие попытки оправдания использованными при этом самыми новомодными и сложными методологиями не засчитываются. Отсутствие ошибок – для меня важнейший критерий оценки работы программиста.
Обязательно напишите, что я использую операторы goto в Си, и мне все равно, что об этом думают. Лично я предпочитаю их аккуратно расставлять в конструкциях типа switch – часто подобные решения получаются очень наглядными, компактными и непротиворечивыми. Надеюсь, это не слишком заденет эстетические чувства ваших читателей.
– Вы писали на множестве языков, какие именно языки нравятся вам?
– Ох, в этом плане считайте меня наемником. Я готов выучить любой новый (или вспомнить старый) язык, в зависимости от того, что требуется от меня на текущей работе. Прошу сразу заметить – я очень не люблю «религиозных войн» между сторонниками разных языков, мне кажется, что подобные битвы возникают просто от недостатка опыта. Пожалуй, наиболее хорошо я знаю Perl, но сейчас я пишу на Java для очень крупного банковского проекта (национальная процессинговая система расчетов). У меня нет никаких идей, на чем я буду писать завтра.
– А что такое программирование для вас?
– В современном мире много сложных процессов для понимания обычного человека. Не будем сейчас касаться вопроса, хорошо ли это или плохо, – такой мир построили сами люди. Фундаментальное назначение программирования – это обратная связь. Мы получаем данные на входе, как-то обрабатываем данные в наших программах, в итоге получаем решение-ответ-реакцию-помощь на выходе.
Итак, программирование – это способ эффективно разрабатывать и поддерживать гибкие обратные связи, и суть этой «прослойки» упаковывается в алгоритмы. Для меня алгоритм – это своего рода поэзия, связанные с ним математика и технология программирования заставляют меня искать, думать, получать удовлетворение от найденных решений – это то, что развивает меня и проявляет лучшие черты моей личности. Именно из-за этого гипертрофированного почтения к красоте абстрактной идеи я отношусь более прохладно к конкретным языкам программирования, потому что точно знаю: только сильные алгоритмы делают наши программы по-настоящему ценными и полезными. Остальное для меня хоть и имеет значение, но второстепенно.
Кстати говоря, есть и второй тип программистов – ремесленники. Они не считают программирование искусством, но технологией: следуй определенному паттерну, и у тебя все получится. Здесь территория творчества тщательно огорожена красными флажками – «правильными концепциями». Они днями напролет любуются своими отполированными до блеска инструментами, постоянно сверяя их возможности с инструментами конкурентов, чтобы всегда казаться лучшими. Это поле для «религиозных» столкновений и пустословия. Если говорить более обще, эти два типа программистов – классический пример острейшего конфликта формы и содержания, который имеет место в постмодернизме нашего века.
– Чем увлекается сейчас Том Дженнингс, кроме работы и алгоритмов, какие ресурсы в Интернете посещает, что пришло взамен былой FidoNet?
– Общее правило – компьютеры и связь должны работать на меня, а не наоборот (что встречается в жизни сплошь и рядом). А так… я пользуюсь Facebook – это, кстати говоря, довольно забавная система. Но при этом я никогда не забываю, что она собой представляет на самом деле. Вы, наверное, наслышаны про слежку и всякие странные вещи с cookie, которые порой случаются в Facebook, а также про разные побочные эффекты даже на посторонних сайтах, с заботливо установленными там кнопками LIKE, – но я написал свой собственный браузер, специально для таких случаев, поэтому проблемы подобного рода не касаются меня лично.
Я не пользуюсь Твиттером, стараюсь как можно меньше использовать e-mail и не люблю вообще никаких чатов – хватит с меня десятков лет, проведенных в FidoNet/BBS. Зато я очень люблю YouTube, зависаю там часами напролет. Там я обычно смотрю/слушаю последнюю музыку и клипы в стиле psychedelic trance и, кстати говоря, туда же загружаю и свою видеомузыку, которую создаю в свободное время. Я не пользуюсь Google+, потому что считаю, что этой компании и так слишком много в моей жизни, и, похоже, они не собираются останавливаться на количестве порожденных ими сервисов, так и хочется пожелать им: хватит одного поиска, ребята.
И, наконец, я очень люблю 4chan.org, считаю это критически важным ресурсом в моей жизни. Несмотря на то что там часто встречаются какие-то нацистские и расистские обсуждения, в целом нельзя отрицать того, что количество оригинального материала там перевешивает по своей плотности любой другой ресурс для общения из тех, что я видел в своей жизни. Более того, я даже написал свое собственное исследование по структуре и словарю сообщества 4chan, попытавшись выделить основные группы, его населяющие, а также тренды и закономерности их развития и поведения.
– Были ли вы в России? Здесь FidoNet получила особенно широкое распространение и признание в свое время. Что вы можете пожелать нашим читателям?
– К сожалению, я не был в России, и мне грустно из-за этого. Когда FidoNet стала набирать у вас обороты, я уже «вышел из этой игры».
Но с Россией у меня ассоциируется яркий и эмоциональный эпизод из юношества. Я учился в Woods Hole Oceanographic Institute в 70-х в Массачусетсе, и однажды в его доки прибыл тогда еще советский корабль. Это было настоящее событие для обыденной и размеренной жизни порта! Причал был оцеплен полицией, идоступ туда был закрыт. Конечно, нам было очень интересно посмотреть на настоящих русских, и я помню, как нам рассказывали взрослые что-то про «хитрых и коварных коммунистов», про то, как это ужасно «попасть в их кровожадные руки». Но мы были смелые ребята, и разработали и осуществили весьма рискованную операцию, чтобы все-таки попасть за оцепление.
И вот наконец, подойдя к диковинному кораблю с развивающимся красным флагом, стали осторожно общаться с матросами. Они не знали английского, а мы не знали русского, но они были очень настойчивы и чрезвычайно терпеливы, потратив, наверное, час своего времени на нас. С помощью жестов мы наконец поняли, что они хотели от нас… чтобы мы пронесли за оцепление алкоголь.
Поймите наше сильнейшее разочарование: мы так рисковали и ожидали как минимум чего-то связанного с взрывчаткой или похищением людей. Один из парней в нашей компании даже предусмотрительно записал номер телефона местного ФБР. Еще час отчаянной жестикуляции мы потратили на то, чтобы объяснить им, что в нашем возрасте нам его не продадут (судя по выражениям их лиц, они были разочарованы не меньше нашего, так что здесь мы сыграли вничью). У меня на всю жизнь остался в памяти этот эпизод как пример сильного контраста между тем, что с чужих слов до предела опасное и плохое, и тем, что это может оказаться до ужаса банальным и обычным.
Помню в ту самую ночь я радикально изменил свое мнение о русских в лучшую сторону, хотя был в эпицентре самого разгара пропаганды «холодной войны». И вот мораль – всегда нужно жить своим умом и полагаться по возможности только на свой личный опыт. Это касается как обыденной жизни, взаимоотношений между людьми, так и программирования в том числе. Вы можете не знать, кто сейчас президент в вашей стране, или даже забыть, где кнопка включения на вашем телевизоре, зато взамен вы получите возможность прожить свою собственную жизнь, что по мне не так уж и плохо. Поэтому хочу пожелать не бояться жить и пробовать что-то новое, поменьше держаться за старое, но всегда стремиться, искать и мечтать о еще более лучшем.
Беседовал Игорь Савчук
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|