Окно в электронный мир: история развития графического пользовательского интерфейса Часть вторая::Журнал СА 12.2007
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Архив номеров
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Электронный документооборот  

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Область применения технологий электронной подписи с каждым годом расширяется. Все больше задач

 Читать далее...

Рынок труда  

Системные администраторы по-прежнему востребованы и незаменимы

Системные администраторы, практически, есть везде. Порой их не видно и не слышно,

 Читать далее...

Учебные центры  

Карьерные мечты нужно воплощать! А мы поможем

Школа Bell Integrator открывает свои двери для всех, кто хочет освоить перспективную

 Читать далее...

Гость номера  

Дмитрий Галов: «Нельзя сказать, что люди становятся доверчивее, скорее эволюционирует ландшафт киберугроз»

Использование мобильных устройств растет. А вместе с ними быстро растет количество мобильных

 Читать далее...

Прошу слова  

Твердая рука в бархатной перчатке: принципы soft skills

Лауреат Нобелевской премии, специалист по рынку труда, профессор Лондонской школы экономики Кристофер

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9937
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8149
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8254
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5225
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5909
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Окно в электронный мир: история развития графического пользовательского интерфейса Часть вторая

Архив номеров / 2007 / Выпуск №12 (61) / Окно в электронный мир: история развития графического пользовательского интерфейса Часть вторая

Рубрика: Карьера/Образование /  Ретроспектива

Дмитрий Мороз

Окно в электронный мир: история развития графического пользовательского интерфейса
Часть вторая

Графический пользовательский интерфейс, вышедший из стен исследовательского центра Xerox PARC, в 80-е годы прошлого столетия стал движущей силой для быстрого распространения персональных компьютеров по всему миру. Отныне не инженеры-одиночки да исследовательские организации, а десятки крупных компаний развивали идеи первых GUI в собственных проектах.

Судьбоносная экскурсия

Впервые Джеф Раскин (Jef Raskin) познакомился с основателями компании Apple Стивом Джобсом (Steve Jobs) и Стивом Возняком (Steve Wozniak) в 1976 году, когда они в гараже корпели над компьютером Apple I. Тогда же Раскин и рассказал друзьям об интересных и перспективных разработках, творящихся в недрах PARC. Однако занятые своим новым изобретением, Джобс и Возняк не обратили внимания на слова Джефа.

Следующая встреча Раскина с создателями Apple состоялась в 1977 году, когда на выставке West Coast Computer Faire они представили миру своё новое детище – компьютер Apple II. Спустя короткое время, в январе 1978 года, Джеф стал тридцать первым сотрудником Apple.

Работая на протяжении 1970-74 годов в качестве ассистента профессора в Калифорнийском университете Сан-Диего, Раскин периодически писал статьи в различные журналы, освещавшие компьютерные технологии, например, в Dr. Dobb’s Journal. Приобретённый опыт позволил Джефу занять в Apple пост менеджера публикаций, в обязанности которого входило написание инструкций к программному обеспечению, поставлявшемуся с Apple II.

Стремительно увеличиваясь, компания продолжала вербовать всё новых сотрудников. Бывшие инженеры PARC, приходившие в Apple на работу, приносили с собой инновационные идеи, и Джобс, вспомнив слова Раскина трёхлетней давности, наконец заинтересовался разработками исследовательского центра Xerox. В декабре 1979 года «яблочная» компания заключила с Xerox сделку, согласно которой за 100 тысяч акций Apple для её инженеров была организована экскурсия по центру PARC. По словам Возняка: «Стив Джобс без утайки заявил руководству Xerox, что они обладают отличными технологиями, а Apple знает, как принести их в массы.

В завершение экскурсии по PARC Ларри Тесслер (Larry Tessler) продемонстрировал сотрудникам Apple всю мощь среды разработки Smalltalk. Кроме того, инженерам Джобса было разрешено поработать за одним из компьютеров Alto, на котором была установлена Smalltalk. В общей сложности Джобс и компания провели за Alto полтора часа, однако этого времени Стиву было достаточно, чтобы осознать важность графического пользовательского интерфейса для персонального компьютера и его перспективы в будущем. Всю полученную в результате экскурсии информацию Джобс решил сразу же воплотить в новом компьютере. Проект «Lisa» стартовал.

Среда Smalltalk, работавшая на Xerox Alto

Среда Smalltalk, работавшая на Xerox Alto

Изначально проект должен был стать очередным компьютером с текстовым интерфейсом, предназначенным для офисных нужд малого и среднего бизнеса. Однако под влиянием PARC Джобсом было принято решение отказаться от командной строки и заменить её GUI. Инженерам Apple, побывавшим вместе с ним в стенах исследовательского центра Xerox, идея пришлась по душе. «Мы были в восторге от интерфейса Smalltalk», – вспоминает Брюс Дэниелс (Bruce Daniels) один из первых разработчиков Lisa. «В тот момент он казался нам настоящим прорывом. Вся наша команда была единогласна во мнении: графический интерфейс – как раз то, что нам необходимо сделать».

Спустя шесть месяцев после экскурсии PARC Apple переманила к себе Ларри Тесслера, который отныне отвечал за разработку графического интерфейса LisaOS.

Один из ранних прототипов графического интерфейса LisaOS

Один из ранних прототипов графического интерфейса LisaOS

Как и компьютеры Alto и STAR, Lisa использовала мышь для навигации по GUI. Однако вместо двух- и трёхкнопочных манипуляторов инженеры Apple использовали устройство с одной кнопкой, что должно было облегчить пользователю жизнь при освоении компьютера. Первоначально Тесслер сильно возмущался по поводу однокнопочной мыши, однако Раскин заявил, что с одной кнопкой можно проделывать все операции, что и с тремя, подтвердив свои слова собственноручно написанным документом, в котором были изложены его размышления на этот счёт. Например, впервые механизм «двойного нажатия» кнопки мыши был описан именно в нём. Впоследствии данный текст был использован для разработки графического интерфейса LisaOS.

Проектирование внешнего вида GUI Lisa проводилось на компьютерах Apple II. Большинство первых «прототипов» представляли собой файловые браузеры с различным количеством колонок для отображения информации. Впоследствии, спустя девять месяцев после выхода Xerox STAR, они были заменены на интерфейс, основанный на иконках. В отличие от STAROS, позволявшей создавать иконки лишь для ограниченного количества типов файлов, LisaOS снимала это ограничение. Ещё одно новшество, появившееся в LisaOS, – возможность присваивания любому файлу программы, которая будет открывать данный документ.

Новая операционная система стала первой ОС, в которой появилась «Корзина» – специальная папка, посредством которой пользователь удалял ненужные ему файлы. Эту операцию он мог осуществить, просто выделив один, либо несколько файлов, и, удерживая клавишу мыши, «перетащив» их на иконку Корзины. Данный метод, впервые применённый в LisaOS, получил ныне всем известное название «перетащи и брось» (Drag & Drop).

Одним из главных нововведений инженеров Apple стала панель выпадающих меню, находившаяся в верхней части «Рабочего стола». Она хранила большинство команд операционной системы и ПО, причём изменяла меню и состав команд в них в зависимости от работы той или иной программы.

Тогда как в STAROS количество иконок, а также их местоположение были строго заданными, в LisaOS эти ограничения были сняты. В довершение этого пользователь мог при помощи мыши перемещать иконки в любое место «Рабочего стола».

Для облегчения пользователю общения с компьютером инженеры Apple внедрили «диалоговые окна». Когда LisaOS была необходима дополнительная информация от пользователя для дальнейшего выполнения какого-либо действия, операционная система выводила на экран окно с текстом вопроса и несколькими кнопками с возможными «ответами». Всё, что требовалось от человека, – нажатие той или иной кнопки. Подобный шаг значительно облегчал участь пользователя в работе с компьютером, поскольку, единожды столкнувшись с диалоговым окном, в дальнейшем он мог быть спокоен – абсолютно все «вопросы» ОС будут формироваться в такой же форме.

Кроме разработки дружелюбного интерфейса в обязанности программистов Apple входило обеспечение как можно более стабильной работы всех программ, которые должны были стать частью пакета ПО Lisa. В него, кроме непосредственно самой операционной системы, также входили: текстовый редактор LisaWrite, редактор электронных таблиц LisaCalc, редактор графиков и диаграмм LisaGraph, графический редактор LisaDraw и т. д. Буфер обмена LisaOS позволял пользователю переносить данные между всеми приложениями, установленными в компьютере, причём это могла быть не только текстовая информация, но и графические объекты: диаграммы, графики, рисунки и т. д.

Эти и многие другие инновационные решения, воплощённые в Lisa, не смогли не сказаться на сроке превращения «идеи в реальность»: на разработку компьютера Apple потратила, в общей сложности, более 200 человеко-лет, что почти в три раза больше Xerox с её STAR.

На момент своего выхода в мае 1983 года компьютер обладал передовыми характеристиками и очень дружелюбным графическим интерфейсом. «В отличие от ручного набора команд пользователь Lisa мог выполнять множество функций простым указанием курсора мыши на соответствующую картинку» – так известный журнал Time отзывался о новинке Apple. Однако опоздание с появлением на прилавках (первоначально систему планировалось вывести на рынок ещё в 1981 году), а также цена в почти 10 тыс. долларов стали непреодолимой преградой на пути коммерческого успеха Lisa.

LisaOS в 1983 году

LisaOS в 1983 году

Дружелюбное яблоко

Ещё во время своей работы на посту менеджера публикаций, а затем и начальника этого отдела Джеф Раскин мечтал о разработке собственного компьютера. В свободное от работы время он писал небольшие заметки, в которых описывал характеристики системы, её возможности и преимущества над аналогами того времени. По мнению Раскина, новый компьютер, названный им Macintosh, должен был обладать большинством возможностей Lisa и при этом стоить не более 1000 долларов.

В 1981 году, когда усилия инженеров Apple были сосредоточены на разработке Lisa, Джеф Раскин перешёл к более активному развитию собственного проекта. Из Калифорнийского университета он переманил в Apple своего бывшего студента, Била Аткинсона (Bill Atkinson). Позднее к Раскину присоединилась часть инженеров, работавших над Lisa.

Стив Джобс, осознававший, что проект Lisa из-за постоянно отодвигающихся сроков выхода, а также увеличивающейся себестоимости, уже давно вышел за установленные рамки, решил взять в свои руки руководство проектом Macintosh. Постепенно его давление на Раскина, являвшегося идеологом команды, перешло все границы, и не выдержавший выпадов со стороны своего начальника Джеф в 1982 году покинул компанию, оставив все свои идеи и наработки Apple.

По части графического интерфейса новая операционная система MacOS (ранее называвшаяся System) мало чем отличалась от своей предшественницы. Поскольку Macintosh был нацелен на неподготовленных пользователей, его ОС была максимально упрощена.

MacOS 1.х

MacOS 1.х

Первой программой, с которой сталкивался человек после загрузки MacOS, был Finder. Он представлял собой файловый менеджер, посредством которого пользователь работал с документами, дисковыми накопителями, сетевыми томами, а также запускал программы. Можно сказать, что Finder был «графической командной строкой» MacOS. Дабы не запутывать пользователя сложной иерархией каталогов в файловой системе этой ОС, в первых версиях Finder отсутствовала возможность создания новых папок внутри уже существующих.

Для более лёгкой настройки компьютера и операционной системы все параметры содержались в одной панели, причём их количество было максимально сокращено. Громкость встроенного динамика, скорость передвижения курсора мыши, фоновое изображение, время и дата, да ещё пара мелочей – вот и все настройки, доступные пользователю.

Специально для MacOS был разработан «Справочный тур по Macintosh», в увлекательной форме рассказывавший новичку о принципах работы с операционной системой и графическим интерфейсом в частности.

В качестве демонстрации возможностей нового компьютера для него были разработаны очень простые в освоении текстовый редактор MacWrite и графический редактор MacPaint. Эти программы устанавливались заранее ещё при производстве Macintosh, поэтому сразу после включения компьютера пользователь мог начать работать с ними.

Пристальное внимание к деталям проекта (от устранения малейших ошибок в аппаратном и программном обеспечении до разработки корпуса, документации и упаковки компьютера), а также грамотно проведённая рекламная кампания, позволили Macintosh стать настоящей сенсацией на рынке и гигантским толчком ко всеобщей компьютеризации.

Apple была не единственной компанией, вдохновлённой разработками графических интерфейсов в PARC. Середина 80-х годов прошлого столетия ознаменовалась появлением других игроков, решивших попробовать свои силы в новой области. Правда, их продукция была ориентирована на другой сегмент рынка, набирающего стремительную популярность, – IBM PC-совместимые компьютеры.

Графический интерфейс покоряет ПК

В то время как пользователи компьютеров Apple не могли нарадоваться легкому и непринуждённому общению со своими электронными «товарищами», обладателям ПК приходилось иметь дело с безликой командной строкой операционной системы DOS.

Первой компанией, решившей осчастливить владельцев IBM PC, стала VisiCorp, разработчик редактора электронных таблиц VisiCalc. Её «графическая среда» VisiOn была выпущена в октябре 1983 года.

VisiOn

VisiOn

По сравнению с MacOS, интерфейс VisiOn был гораздо менее функционален. Вместо отсутствовавших иконок пользователю для работы с программами и документами необходимо было нажимать на текстовые метки. В нижней части экрана VisiOn располагалась строка с восемью командами управления.

Изменение размеров окна «на лету» отсутствовало, пользователю приходилось менять этот параметр при помощи многократного нажатия команд «увеличить» и «уменьшить». Даже для того чтобы закрыть окно, необходимо было нажать текстовую метку внизу экрана. Сами окна представляли собой безликие одноцветные квадраты (VisiOn работала в монохромном графическом режиме CGA) без чётко выраженных границ. Отсутствовавшие полосы прокрутки заменяла правая кнопка мыши.

В отличие от Alto, STAR, Lisa и Macintosh, поддерживавших различные типы и размеры шрифтов, в VisiOn все символы были одинакового размера. Даже ставший стандартным курсор в виде направленной диагонально вверх стрелочки был заменён на тонкую вертикальную образца 60-х.

За свой продукт VisiCorp просила почти полторы тысячи долларов. Однако прежде чем заплатить эту сумму, пользователь ещё должен был обзавестись компьютером PC-XT с жёстким диском, 512 Кб оперативной памяти и мышью, иначе VisiOn отказывалась запускаться. Эти факторы, а также отсутствие желания у разработчиков программного обеспечения выпускать ПО под новую операционную систему, не позволили первому GUI для персональных компьютеров достичь популярности.

Гораздо больше повезло последовавшей за VisiCorp компании Digital Research, которая в 1985 году выпустила продукт под названием GEM (Graphical Environment Manager – Менеджер графической среды). GEM представлял собой графический интерфейс, предназначенный для работы под управлением операционной системы DOS.

Корни GUI Digital Research уходят опять-таки в PARC. Один из бывших разработчиков графического интерфейса STAROS, Ли Джей Лорензен (Lee Jay Lorenzen), был приглашён в Digital Research для работы над новым GUI, который он хотел назвать Crystal. Однако поскольку это имя уже было зарегистрировано, графический интерфейс пришлось переименовать в GEM.

Несмотря на большой багаж знаний, полученных в PARC, в своей работе Лорензен в первую очередь ориентировался на GUI MacOS. В результате первая версия GEM была практически неотличима от операционной системы Apple. Digital Research скопировала не только внешний вид «Рабочего стола» и иконки MacOS, но и панель выпадающих меню, а также «Корзину».

Позднее столь полное заимствование элементов интерфейса MacOS в собственной графической оболочке аукнулось Digital Research, когда в 1986 году Apple подала на компанию в суд, выдвинув обвинение в незаконном копировании её интеллектуальной собственности. Дабы прекратить процесс, Digital Research пришлось значительно переработать внешний вид своей разработки. В результате новая версия GEM 2.0 лишилась интерактивного «Рабочего стола» с иконками, вместо которых перед пользователем отныне были постоянно открыты два горизонтально расположенных файловых окна. Пользователю также возбранялось перемещать их, изменять размер, а также открывать другие окна.

За всё время существования GEM для IBM PC-совместимых компьютеров Digital Research продала несколько сотен тысяч копий своего продукта, что позволяет назвать его первым массовым графическим интерфейсом для ПК.

GEM 1.x

GEM 1.x

Microsoft открывает «Окна»

Разработка Microsoft своего GUI была начата в сентябре 1981 года. Сама того не ведая, Apple собственноручно помогла компании Билла Гейтса (Bill Gates) в разработке графического интерфейса, который должен был работать под управлением её же операционной системы MS-DOS. Ещё на раннем этапе создания Macintosh Стив Джобс лично продемонстрировал прототип компьютера руководству Microsoft с целью создания компанией программ для новой разработки Apple.

Впоследствии на протяжении 1981-1984 годов программисты Джобса получали доступ к конфиденциальной информации разработчиков компьютера (исходным текстам программ, интерфейсам программирования приложений и т. д.). Apple шла на подобный шаг для того, чтобы программное обеспечение Microsoft работало под MacOS как можно более стабильно, и было готово к продаже одновременно с выпуском компьютера.

Изначально новый графический интерфейс назывался Interface Manager (Менеджер интерфейса), однако на первой публичной презентации проекта в ноябре 1983 года Microsoft сменила название на ныне привычное Windows.

Первая версия Windows была очень похожа на MacOS, поэтому, чтобы избежать судебных разбирательств со стороны Apple, инженерам Microsoft пришлось лишить свой продукт некоторых преимуществ.

Например, хотя изначально Windows 1.x поддерживала возможность окон перекрывать друг друга, эта опция была заблокирована. В результате работать с большим количеством одновременно работающих программ было очень сложно. И лишь диалоговые окна могли появляться поверх других. Кроме того, изменять размеры окон можно было лишь в одну сторону при помощи их нижнего правого угла. Рабочий стол Windows не поддерживал иконки.

Windows 1.x

Windows 1.x

С самого начала Windows была ориентирована на многозадачность (но не вытесняющую), хотя эта возможность была доступна лишь для родных программ, написанных под этот GUI. В отличие от MacOS, в Windows 1.x не было единого меню – каждая программа имела свою собственную панель меню, расположенную в верхней части окна.

Выпуск Windows 1.x в 1985 году остался практически незамеченным. По своим возможностям новый графический интерфейс однозначно проигрывал продуктам от VisiCorp и Digital Research, да и рынок IBM PC-совместимых компьютеров, привыкший к командной строке DOS, ещё не был готов к обширному внедрению GUI в операционных системах.

Исправить ситуацию должна была новая версия Windows, работа над которой завершилась в декабре 1987 года.

В Windows 2.0 графический интерфейс значительно больше походил на MacOS. Отныне окна могли перекрывать друг друга, да и их размеры пользователь был волен изменять в любом направлении. Кроме того, в верхнем правом углу каждого окна появились две кнопки, нажатие которых «сворачивало» его, либо же «растягивало» на весь экран. Появились в новой версии и иконки, для расположения которых существовала специальная панель, находившаяся в нижней части экрана.

Windows 2.x

Windows 2.x

Сходство Windows 2.0 и MacOS в марте 1988 года вылилось в судебный процесс, в котором «яблочная» компания обвиняла Microsoft в незаконном копировании элементов графического интерфейса её операционной системы. Однако из-за подписанного в ноябре 1985 года рокового соглашения между обеими фирмами, согласно которому Apple, сама того не ведая, собственноручно наделила компанию Гейтса правами на заимствование элементов GUI MacOS, Microsoft выиграла процесс, закончившийся в 1993 году.

В мае 1990 года, пока шло судебное разбирательство, мир увидела Windows 3.0, наконец-то сделавшую Microsoft главным игроком на рынке GUI для персональных компьютеров. Хотя Windows 3.0 всё ещё оставалась графической надстройкой над MS-DOS, значительно переработанный пользовательский интерфейс был призван сократить общение пользователя с командной строкой.

Главным его нововведением стало появление Менеджера программ (Program Manager) и Файлового менеджера (File Manager). Менеджер программ содержал иконки для запуска приложений, которые пользователь был волен добавлять самостоятельно. В свою очередь Файловый менеджер, как следует из названия, представлял собой менеджер файлов с древовидной структурой каталогов, поддерживавший операции с файлами методом Drag & Drop.

Windows 3.0 содержала полностью переработанную панель управления, как и Менеджер программ, использовавшую иконки для отображения своего содержимого. В третьей версии также появилась новая справочная система на основе гипертекстовых ссылок, внешне походившая на веб-браузер. Наконец, для пущей красоты в Windows 3.0 была добавлена возможность установки «обоев», а кнопки сделаны выпуклыми.

Windows 3.x

Windows 3.x

Новая платформа, новая ОС, новый графический интерфейс

К середине 80-х годов компания Atari вышла на финальную стадию завершения разработки нового компьютера ST. Дабы не остаться в стороне от индустрии быстро набирающих популярность графических интерфейсов, Atari начала сотрудничать с Digital Research, дабы её графическая оболочка GEM была перенесена на новую платформу. Проект под кодовым названием «Джейсон» (JASON) завершился появлением в сентябре 1985 года операционной системы Atari TOS.

ОС для Atari ST состояла из двух основных компонентов – непосредственно самой операционной системы TOS, являвшейся разновидностью CP/M, а также графической оболочки GEM 1.x, практически ничем не отличавшейся от своего аналога DOS. Пожалуй, разница между ними заключалась лишь во внешнем виде иконок дисководов.

Atari TOS

Atari TOS

Судебное разбирательство между Apple и Digital Research никак не повлияло на дальнейшую судьбу GEM в версии для Atari TOS. Следующие версии её графического интерфейса всё также содержали панель меню вверху экрана, иконки и корзину, а также способность окон перекрывать друг друга.

Главный конкурент Atari, компания Commodore, не сидела, сложа руки, и также готовила новую линейку компьютеров с графическим интерфейсом. Выход первого представителя семейства, Amiga A1000, состоялся в июле 1985 года. Его операционная система AmigaOS обладала очень продвинутыми техническими характеристиками: вытесняющей многозадачностью, разделяемыми библиотеками, встроенным редактором сценариев (скриптов) на основе языка Rexx и т. д.

Что же касается графической оболочки системы, получившей название Workbench, она обладала некоторыми нововведениями по сравнению с другими GUI. Например, пользователь мог работать с окном (копировать данные, прокручивать содержимое), расположенным под другим окном, без необходимости его перемещения наверх. Размер иконок не был фиксированным: графический интерфейс AmigaOS позволял для каждого документа или программы задать собственную иконку произвольного размера. Несмотря на использование в интерфейсе Workbench всего четырёх цветов, пользователь был волен собственноручно настроить каждый из них, выбрав нужный из цветной палитры. Интересной особенностью GUI AmigaOS была возможность создания собственных курсоров. Операционная система и большинство программного обеспечения для неё поддерживали всплывающие меню, доступные при нажатии правой кнопки мыши. Наконец, нельзя не отметить одну из наиболее интересных возможностей компьютеров Amiga – способность одновременного отображения на экране окон с различным разрешением и глубиной цвета.

AmigaOS 1.x

AmigaOS 1.x

В интерфейс AmigaOS 2.0 были внесены некоторые изменения. Например, окна обзавелись кнопками для мгновенной прокрутки документа от начала до конца и наоборот, а настройки операционной системы, в AmigaOS 1.x, как и в MacOS, содержавшиеся в одной панели, в новой ОС были разделены на отдельные подкатегории.

AmigaOS 2.x

AmigaOS 2.x

1990 год ознаменовался выпуском Commodore третьей версии AmigaOS. В ней появилась возможность установки фоновых изображений (обоев), причём не только на Рабочий стол, но и в качестве фона для любого из окон системы. Кроме того, пользователь мог самостоятельно изменять цвет различных элементов GUI. Ну а для пущей красоты программисты Commodore снабдили AmigaOS 2.0 различными псевдотрёхмерными эффектами, которые позже взяли на вооружение и другие разработчики ОС.

Третьим заметным игроком на рынке домашних компьютеров того времени была Acorn. Разработанные компанией системы на базе только появившегося процессора ARM потребовали новой ОС, которой и стала RISC OS.

Первоначально операционная система называлась Arthur. Её графический интерфейс был очень примитивным, однако усердный труд программистов Acorn сделал своё дело, и уже следующая версия, получившая название RISC OS, была полноценной графической системой с некоторыми очень интересными особенностями, отличавшими её от себе подобных.

Как и большинство других компаний, Acorn хотела, чтобы её операционная система была как можно более дружелюбной к пользователю. Поэтому фирма старалась разработать общую концепцию внешнего вида интерфейса самой ОС и программ для неё. Для этого Acorn распространяла среди производителей ПО специальный документ под названием Style Guide, который на своих 130 страницах описывал принципы работы графического интерфейса RISC OS. В результате знакомство с новой программой для пользователя не составляло особого труда.

Интересной особенностью графического интерфейса RISC OS можно назвать отсутствие общей панели всплывающих меню. Вместо неё как операционная система, так и приложения для неё использовали контекстно-зависимые меню, появлявшиеся при нажатии средней кнопки трёхкнопочной мыши. Следующая особенность GUI: встроенные в меню диалоговые окна. Например, чтобы изменить размер шрифта, пользователю не было необходимости открывать дополнительное окно, достаточно было вызвать соответствующее подменю. Ещё одно не менее интересное нововведение – специальная панель под названием Iconbar, размещённая в низу экрана. Она содержала ярлыки для быстрого запуска программ, иконки свёрнутых окон, а также различных накопителей.

RISC OS стала первой операционной системой, сглаживавшей экранные шрифты (anti-aliasing) в режиме реального времени. В результате любой шрифт в ОС был читабельным даже на дисплеях с малым разрешением дисплея и 16-цветной палитрой. В довершение этого, специальный режим позволял сглаживать шрифты, находившиеся на цветном фоне.

Наконец, ещё одна операционная система, на которой стоит заострить внимание – NeXTSTEP. Разработанная компанией NeXT, которую Стив Джобс основал после своего ухода из Apple в 1985 году, она появилась четыре года спустя.

Пожалуй, главным свойством NeXTSTEP стало включение в оконный менеджер Workspace Manager интерпретатора Display PostScript, основанного на языке описания страниц PostScript. Благодаря этому пользователь всегда мог быть уверен, что информация, которую печатает принтер, будет в точности соответствовать выводимой на экран.

RISC OS 2.x

RISC OS 2.x

Как и в RISC OS, в NeXTSTEP для хранения ярлыков запуска программ была использована специальная панель, названная Dock. Однако в отличие от операционной системы Acorn, пользователь NeXTSTEP мог создать несколько панелей Dock и помещать на неё любые ярлыки. Кроме того, Dock не была привязана к одному месту, и разрешала своё размещение в любом углу операционной системы.

Нельзя не сказать пару слов и про навигацию в файловом менеджере NeXTSTEP. Содержимое пунктов нижней части его окна было представлено в виде колонок, количество которых, а также их размер пользователь изменял самостоятельно. Каждая колонка являла собой поддиректорию, открывавшуюся в правую сторону и сдвигавшую колонки более высокого уровня в левую. Благодаря такому подходу отпадала необходимость в пролистывании целых «деревьев», появлявшихся при желании зайти, например, в папку восьмого уровня. Верхняя же часть окна файлового менеджера представляла пользователю содержимое папок в виде иконок. Десятилетие спустя подобный механизм навигации появится в MacOS X, прародительницей которой и является NeXTSTEP.

NeXTSTEP

NeXTSTEP

Наконец, данная операционная система стала первой ОС, графический интерфейс которой при перетаскивании окна не заменял его рамкой, а прорисовывал полностью.

UNIX и графический интерфейс

Операционная система UNIX и командная строка – вещи неразделимые. Однако и среди пользователей этой ОС находились люди, желавшие работать с графическим интерфейсом. Ими в 1984 году и была разработана оконная система X Window System, обеспечивающая стандартные инструменты и протоколы для построения графических интерфейсов пользователя. Версия X Window под номером 11 (называемая сокращённо Х11), являющаяся стандартом на сегодняшний день, появилась на свет в 1987 году.

В обязанности X Window входит обеспечение базовых функций графической среды: отрисовку и перемещение окон на экране, взаимодействие с мышью и клавиатурой.

Однако данная оконная система не определяет деталей интерфейса пользователя. Эта задача возложена на оконные менеджеры. В восьмидесятые годы прошлого века наиболее распространёнными из них являлись OPEN LOOK и его конкурент – Motif.

OPEN LOOK был разработан компаниями Sun Microsystems и AT&T при поддержке Xerox PARC и появился в апреле 1988 года. Данный GUI примечателен использованием овальных кнопок, треугольных глифов для отображения всплывающих меню, а также «булавок», позволявших пользователю «прикреплять» диалоговые окна, дабы они оставались видимыми. Общая концепция OPEN LOOK заключалась в предоставлении радующего глаз и простого в использовании GUI, благодаря которому пользователь мог сфокусировать своё внимание на программе, нежели на интерфейсе. Напоследок стоит отметить, что оригинальный дизайн этого оконного менеджера был чёрно-белым, а цвет, различные псевдотрёхмерные эффекты и тени были добавлены для удерживания конкурентоспособности на фоне Motif.

OPEN LOOK

OPEN LOOK

Оконный менеджер Motif был разработан организацией Open Software Foundation, в результате чего его иногда называют OSF/Motif. Во внешнем виде этого оконного менеджера «правили бал» трёхмерные эффекты для различных элементов интерфейса – меню, кнопок, текстовых полей и т. д. Принцип работы с Motif был очень похож на Windows 3.x, что неудивительно, поскольку Microsoft сыграла важную роль в его разработке.

Motif

Motif

Также нельзя не отметить, что Motif являлся не только оконным менеджером, но и предоставлял необходимый инструментарий для построения графических приложений, удовлетворяющих спецификациям X Window.

В результате войны между двумя оконными менеджерами победу одержал Motif, ставший основой для Common Desktop Environment (CDE). Появившийся в 1993 году, этот интерфейс стал стандартом де-факто в качестве GUI различных версий UNIX вплоть до начала нового века.

«Голубой гигант» вступает в игру

Разработчик первого персонального компьютера, корпорация IBM, прекрасно понимала преимущества графического интерфейса. В то время как «обладавшие душой» дружелюбные компьютеры Macintosh стремительно завоёвывали всё новых и новых пользователей, персональные компьютеры с безликой командной строкой DOS оседали, в основном, на офисных столах различных компаний.

Дабы вызвать у потенциальных покупателей интерес к IBM PC, а также облегчить жизнь уже существующим пользователям, компания приняла решение взяться за разработку собственного графического интерфейса. К себе в помощники она призвала Microsoft, с которой в августе 1985 года был подписан договор о сотрудничестве. Новая операционная система с GUI под названием OS/2 должна была стать наследницей не только MS-DOS, но и Windows.

Для IBM перспективы партнёрства с Microsoft были очевидны, поскольку эта компания являлась производителем главной ОС для её компьютеров, да к тому же уже успела «нюхнуть пороху» при разработке графических интерфейсов. Однако «Голубой гигант» даже не предполагал, что собственные амбиции разработчика Windows приведут в скором времени к краху их партнёрского соглашения. Произойдёт это лишь в начале завершающего десятилетия ХХ века, ну а в 1985 году в недрах IBM ещё ничто не «предвещало бури».

  1. http://www.wikipedia.org.
  2. http://www.arstechnica.com.
  3. http://www.sitepoint.com.
  4. http://toastytech.com.
  5. http://www.mprove.de.
  6. http://www.guidebookgallery.org.

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru