Свободный полет
Если человек не боится жизни, проявляет искренний интерес ко всему, он становится гармонично развитой личностью.
Артем Хазов, директор по продажам компании Aflex software – официального представительства западных разработчиков программных решений на территории России и СНГ. Окончил МИФИ в 2003 году. В компании Aflex software работает с момента её основания, начинал с должности менеджера по работе с партнёрами.
Мне жизнь Артема Хазова, директора по продажам компании «Афлекс софтвер», видится как долгое путешествие воздушным транспортом. Аэропорты, яркое синее небо, низкая облачность, взлеты и посадки. Воспоминания всплывают и отходят в прошлое, как пейзажи под крылом самолета. А прелесть полета – в необыкновенном чувстве свободы.
Родное гнездо
…Пролетая над Уральскими горами, Артем Хазов не спутает их ни с какими другими. С любой высоты разглядит. Ведь здесь, на стыке Европы и Азии, лежит родной город с красивым именем Златоуст. Даже произносить приятно. Пусть климат не ахти – резко континентальный (зима продолжается до бесконечности, а лето прохладное), пусть экология хромает, зато природа – красота! Артем объясняет:
– Город наш находится прямо в горах. Выходишь на улицу, едешь на трамвайчике, а кругом горы, горы, горы. Кстати, я занимался в свое время альпинизмом, спелеологией. Лазить по пещерам и по горам там просто наслаждение. Уральские горы, конечно, не очень высокие, старые, но все же. Поскольку Златоуст находится в низине, а вокруг него горы, все тучи, которые проходят над ним, частенько зависают. Сыро, как в Лондоне. А природа замечательная. Выходишь из родительского дома – сразу лес начинается. В детстве, конечно, часто в походы ходил.
Родители Артема поженились сразу после возвращения отца из армии. Через годик, когда родился сынок, папа с мамой уже учились на вечернем отделении в институте и работали на заводе. Первое время воспитывали мальчика бабушка с дедушкой. Отучились – стало полегче.
– Обычные инженеры, – улыбается Артем. Уточняет:
– Инженеры-технологи. Помню, дома постоянно чертежи были, родители спорили часто на производственные темы. Мама, например, всю жизнь отработала на одном заводе, практически чуть ли не в одном отделе.
Атмосфера дома была как в хорошем советском фильме, где родители всегда воспитывали своих детей собственным примером. В наше время такому можно только по-доброму, искренне позавидовать.
Прохлаждаться без дела мама с папой не любили, и сыну не давали. Детство у Артема было весьма насыщенное, о чем он не жалеет. Вспоминает о тех годах как о сплошном полете: «Скорее, скорее, успеть, не опоздать!»
– Весной того года, когда я должен был пойти в школу, у меня родился младший братишка. И я очень быстро повзрослел, потому что было много забот. Помню, днем возвращаюсь из школы, благо она была недалеко от дома, а мама уже в окошке меня выглядывает: «Артем, на «молочку»!». С банками-склянками бегу через дорогу на молочную кухню, возвращаюсь, отдаю: «Кушай, братишка!». Хватаю сумку со спортивным обмундированием и бегу на фигурное катание. А еще я плаванием занимался. Плюс музыкальная школа. Времени свободного не было абсолютно. Яркое воспоминание – возвращаемся с отцом с тренировки, зимний вечер, уже темно. Иду через двор, коньки висят на плече, а друзья в хоккей играют. Кричат: «Артем, выходи!». – «Не могу, я еще уроки не сделал...». Было обидно? Да нет, в общем-то, мне такая жизнь нравилась, она насыщенная была. Очень важно, что мама никогда не заставляла меня чем-то заниматься насильно. Приводила в секцию или в музыкалку и оставляла, только если мне нравилось.
В музыкальной школе Артем посвятил пять лет игре на аккордеоне, даже на областное телевидение в Челябинск как-то возили в компании с другими одаренными детьми. Но планы поменялись, а музыкальное образование осталось.
Теперь Артем очень благодарен родителям, что именно таким было его детство. Ведь его сверстники нынче не только высокие посты занимают, среди них есть и опустившиеся люди, наркоманы. Не хватило закалки. А у Артема она была и есть.
– Чтобы вырастить способного человека, ему надо давать свободу действий. Немножко контролировать, однако не запрещать ему ничего. Он должен сам выбирать. И слава богу, что у меня была такая свобода выбора. Мама, видимо, наблюдала, что во мне есть, и давала возможность правильно развиваться. А на глупости всякие времени не оставляла.
Блистающий мир
…Полет продолжается, но самолет повернул, и теперь летит встречать восход. Небо алеет. Прекрасно наблюдать из иллюминатора, как встает солнышко. Мир выглядит, наверное, так, как в первый день творения…
В старших классах Артем решил, что будет творить себя уже как технаря. Он перевелся в школу №10, где был физико-математический класс. Параллельно занимался в заочной физико-технической школе при Московском физико-техническом институте. Добросовестно делал задания, которые ему присылали по почте, и отправлял в столицу.
Жизнь, как всегда, немного подкорректировала намерения и желания – наградила искушением. Дело в том, что в новой школе был интереснейший клуб самодеятельной песни «Гринландия». Вот так и пишется, через «и», это не опечатка. Потому что вдохновил его создателей знаменитый писатель-романтик Александр Грин, автор «Алых парусов» и «Бегущей по волнам». Клуб был создан в 80-м году, тогда же и первую награду получил, на городском юношеском фестивале. Так и шло – пели бардовские песни, сочиняли свои, выступали, становились лауреатами городских, областных, всероссийских фестивалей, даже знаменитого Грушинского. Ставили спектакли, только особые, с музыкой, с песнями. И какие спектакли! «Тень» по Шварцу, «Король-олень» по Гоцци, «Снежная королева» по Андерсену. Как было устоять Артему, когда приглашают в такой коллектив. Он был парень скованный, замкнутый (в это сегодня трудно поверить!), но пошел с удовольствием.
Наверное, во многом благодаря учителю, ведь все в конечном итоге решает личность. Филолог, заслуженный учитель России, почетный гражданин Златоуста Наталья Анатольевна Галавтина, которая много лет руководила «Гринландией», была не только городской поэтессой, но и математиком по образованию. Можно сказать, мистическое совпадение: и у Артема в судьбе объединились физика и лирика.
Свою единственную, но значимую роль в спектакле по пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен» Хазов помнит до сих пор. Он играл героя-любовника, адвоката Рамкопфа. Эту роль в одноименном фильме исполняет Александр Абдулов. Помните, в сцене развода он в качестве защитника баронессы заявляет, осуждая Мюнхгаузена: «Господа! Всякий муж, возвращаясь домой после недельного отсутствия, пытается обмануть жену, но не всякий додумается до того, чтобы утверждать, что он был на Луне!» С этим спектаклем, кстати, ребята стали лауреатами Всероссийского юношеского фестиваля в Димитровограде в 1996 году.
Конечно, и роль, и песни, и вся атмосфера КСП наложили отпечаток на старшеклассника Артема Хазова. Он хотел одно время поступать в театральный, даже после того, как стал студентом совсем другого вуза. Не решился. Но, во всяком случае, вкус к хорошей музыке, поэзии остался на всю жизнь. И любовь к творчеству. И гимн «Гринландии», который написала Наталья Анатольевна:
Отвергая сказки и мечтания,
Жизнь проходит взрослая моя,
Но порой опять страна Гринландия
Позовет в нездешние края.
На сайте школы есть страничка, посвященная легендарному КСП, и если заглянуть в список «гринландцев», в нем легко можно отыскать и Артема Хазова.
Зона турбулентности
…Школа осталась позади. Нет, самолет не вошел в штопор. В таких случаях командир корабля объявляет по громкой связи: «Мы входим в зону турбулентности». Еще бы, сменить пусть насыщенную, но провинциальную жизнь на ритмы столицы – это серьезная перемена. Потряхивает…
Хазов летел в Москву как на крыльях. Он студент Московского инженерно-физического института! Раньше, когда гостил в столице, гулял, сдавал экзамены, все радовало, притягивало. Казалось, даже запахи здесь другие, привлекательные, особые. Хотелось наконец почувствовать себя частью огромного города. Была еще одна причина, по которой выбрал МИФИ, а не уральский вуз.
– У меня был пример – мой старший брат. Двоюродный, но он мне как родной. Я ему в детстве подражал. Он тоже окончил московский вуз, причем сходного профиля, МФТИ.
В музыкалку, как я, ходил и на аккордеоне играет. Он для меня всегда был кумиром.
– Какое было ощущение, когда вы приехали в Москву?
– Когда я поселился в общежитии, вкусил все прелести Москвы, стало мне не по себе. Все чужое. Первые полгода я рвался обратно. В Златоусте остались друзья, любимая девушка, дом, все привычное. Что делать? Общежитие – маленькая комната, еще три соседа там живут и кот... А сейчас приезжаю к родителям и мне не хватает этого драйва, ритма. День я еще могу посидеть, в лесочек сходить, родственников обойти. Но на второй день мне уже надо куда-то бежать. Начинаю думать: «Мне в Москву надо, у меня дела срочные. Почему мне не звонят? Где мой ноутбук?».
Тогда, в студенческие годы, все постепенно вошло в свою колею. Общага, лекции, экзамены. Физикой Артем увлекался с детства, поэтому ему было интересно учиться.
– Я считаю, что на физику не надо смотреть как на набор формул. Это предмет, который объясняет жизнь, существование всего в нашем мире. Мне, слава богу, в жизни повезло. В вузе общался с одаренными и умными людьми. Например, зав. кафедрой квантовой электроники был Николай Басов, тот самый, который в 1964 году вместе с Александром Прохоровым и Чарлзом Таунсом получил Нобелевскую премию по физике за «фундаментальную работу в области квантовой электроники». В конце 50-х годов они сделали первый лазер. Я общался с их сокурсниками, с подобными людьми. И знаете, они гораздо больше, чем физики, у них огромный жизненный опыт, очень многому можно научиться, не только науке.
– Физика – это ведь не только расчеты, она лишь использует математику как инструмент?
– У нас есть такие задачи, которые без формул решаются. Нужно просто понять тот или иной процесс, как это происходит. Мне профессор на вступительном экзамене задал задачку. Есть два стакана, до краев наполненных водой, и есть листок бумаги. Как с помощью листка поставить стакан на стакан и чтобы один не провалился в другой? Тут никакие формулы не помогут. Задача на соображение.
– И какой ответ?
– Все очень просто. Нужно сложить бумажку гармошкой, ребра жесткости появляются. Положить на один стакан, а сверху поставить второй, он будет держаться. Это моя любимая задачка. Нужно просто немножко подумать.
Может быть, это закономерность такая – если человек летит по жизни, не прячется от ее сложностей, проявляет искренний интерес ко всему вокруг, он и становится тем, что называется «гармонично развитая личность»? А может быть, дело в физике? Ведь известно, что многие успешные физики были творческими личностями, литераторами и стихотворцами. Хотя и немногословных лабораторных затворников среди них немало. Наверное, все-таки многое зависит от конкретной личности. В ней – тайна.
Безоблачное небо
…Ведал или нет Артем, что «зона турбулентности» в его судьбе продлится и после окончания вуза, неизвестно. Но он стойко выдержал все напасти судьбы, несмотря на трудные 90-е годы, первый дефолт, кризис. Учился многому на практике, пробовал себя в разных видах бизнеса. Искал свое дело...
– Сначала не так гладко все было. Приходил на собеседования в разные компании, там смотрели на стаж, а нормального, официального стажа у меня не было, несмотря на то, что подрабатываю с первого курса. Я долго искал занятие по душе. Даже на американской фондовой бирже пытался работать по вечерам в Интернете. Было интересно, но по деньгам выходило не очень, поскольку работал на «дядю».
– Вам важно, чтобы работа была интересной? Но ради денег-то можно потерпеть и скучное дело?
– Не могу долго заниматься тем, что мне не нравится. Необходимость, конечно, некоторая существует, чтобы заработать денег, чтобы на хлеб с маслом хватало, но постоянно… не выдержу. После фондовой биржи трудился в новосибирской компании «Топ-книга». Они в Москве открыли сеть магазинов. Должность у меня была – менеджер отдела развития, я открывал книжные магазины, сейчас по Москве их много, у них разные лейблы, есть гипермаркеты «Лас-Книгас», например. Это мое детище (улыбается). А в 2006 году меня пригласили в «Афлекс», его как раз организовали. «Афлекс» – это сейловое продажное подразделение нескольких вендеров. Сейчас планируется из «Афлекса» сделать самую лучшую продающую компанию в России. Мне кажется, правильно, когда ставятся такие высокие задачи, это стимулирует.
– Чем вас заинтересовала эта компания?
– Если честно, изначально я не понимал, куда и на что меня приглашают. Позвали менеджером по продажам – я пошел. Получится – не получится. Получилось. Я так понимаю, что ведение бизнеса, прогнозирование продаж и так далее – это важно, но если человек не умеет общаться с людьми, находить контакты, ничего не выйдет. Главное в моей работе – умение общаться с абсолютно разными людьми. С кем-то можно сразу найти общий язык, с кем-то наоборот. Но достучаться нужно до каждого. Я пытаюсь до сотрудников, менеджеров своих донести, что очень важно неформальное общение с людьми. Мы часто ездим на семинары, рассказываем о продукте. Самое сложное – подойти к человеку после семинара, начать с ним общаться. И запомниться ему не только тем, что ты хорошо знаешь свои продукты, но и тем, что можешь поговорить на любую тему, проявить искренний интерес к собеседнику. Чтобы с тобой человеку было приятно выпить чашку кофе.
– А если человек не хочет общаться?
– Надо прислушиваться к своей интуиции. И быть готовым к тому, что встреча не оправдает твои ожидания. Готовишься к одному, а получается все совершенно по-другому. Надо пообщаться с человеком, посмотреть ему в глаза, понять, какой он, и почувствовать, что с ним в данный момент происходит. Может быть, он просто себя сегодня плохо чувствует, зуб болит. Поговорить с ним. Достаточно нескольких фраз, чтобы более или менее понять, что ему интересно, и на эту тему начать с ним разговор.
– Вы изучаете психологию, читаете специальную литературу?
– Нет. Много полезного нахожу у наших классиков. Абсолютно все у них там написано между строк. Перечитываешь того же Довлатова, Пастернака (это мой самый любимый поэт и писатель), Достоевского, Гоголя. Кстати, Николая Васильевича в школе последний раз читал. И тут вдруг начал перечитывать «Мертвые души», и все совершенно по-другому стал воспринимать.
Книги, театры (самый любимый – Ленком), шашлыки с друзьями, общение с одноклассниками, многие из которых тоже перебрались в столицу, – это все редкие свободные минуты, сейчас их все меньше и меньше. Времена не те – надо выживать, держать фирму на плаву. Но все равно, даже кризис не может отменить ощущение счастья, которое не покидает Артема Хазова.
– Я долго искал, очень мучался и переживал, почему у меня нет той работы, от которой бы я получал удовольствие. А сейчас я это даже работой не могу назвать, это часть моей жизни. Утром просыпаюсь с мыслью о ней и засыпаю с этим. Постоянные семинары, выезды, общение – что называется, «в кайф». А я с детства привык: если делаешь то, что приносит удовольствие, то делаешь это хорошо.
Похоже, в жизни ничего не бывает просто так. Пролетая мысленно по воспоминаниям детства, ранней юности, можно многое о себе понять. Может, не было бы сейчас успешного директора по продажам компании «Афлекс софтвер» Артема Хазова, если бы когда-то мама не отдала его на фигурное катание, где волшебным образом соединяются тренировки до седьмого пота и искусство, если бы не учился он математике и физике, если бы не играл в школьном театре. Оказалось, все это нужно было, чтобы сегодня почувствовать себя счастливым человеком. Человеком, который любит летать.
– Когда долго нет поездок, я смотрю в небо и думаю: «Когда же я полечу?». Мне прямо не хватает чего-то. Причем для кого-то долгие перелеты на Дальний Восток – это кошмар, а мне нравится. Однажды летели из Хабаровска в Москву, практически всю Россию пролетели, на небе не было ни облачка, видны все речки, леса, города – вся земля, очень красиво! Я сидел, прилипнув к иллюминатору. Но когда подлетали к Москве, конечно, появился смог...
Ничего, смог – это ненадолго. Обязательно будет новая командировка и новый полет, который опять подарит это удивительное чувство свободы.
Оксана Родионова
Справка «СА»
ООО «Афлекс софтвер» – официальный представитель ведущих мировых разработчиков программного обеспечения. Компания тесно сотрудничает с зарубежными производителями программного обеспечения, представляя полный комплекс услуг по продвижению программных продуктов и представлению их интересов на территории Российской Федерации и стран СНГ. Сейчас партнерская сеть Aflex software насчитывает 300 компаний в регионах России и стран СНГ. Стратегическая цель Aflex software – развитие как бизнеса вендоров на российском рынке, так и всего рынка программного обеспечения в целом, через продвижение наиболее востребованных решений, ориентированных на частных пользователей и корпоративных клиентов.