Рубрика:
Гость номера /
Человек номера
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Общение как стиль жизни
Если ты умеешь вести диалог с другом, то сможешь говорить с миллионами. Дмитрий Гришин делает это с помощью Mail.ru
Чистый, не обремененный безделушками и тяжелыми папками стол в кабинете генерального директора национальной почтовой службы Mail.ru сразу притягивает взгляд. Я не могу оценить увиденное с точки зрения психологии – не специалист, я не знаю, каковы правила создания бизнес-имиджа компании. Может, так теперь модно? Я расцениваю этот факт с иной точки зрения. Бумаги на столе Дмитрию Гришину не нужны. Нужен ли ему стол, тоже не уверена. Я бы на его месте превратила рабочий кабинет в гостиную или обосновалась бы в уютном садике… Насколько я поняла, человека, крепко держащего в руках крупнейший в России интернет-портал, главное в его жизни – общение. А для общения нужен собеседник, пара чашек кофе… вот, пожалуй, и все.
Тазики и ботаники
Есть такой стереотип: если человек занимается наукой, то он обязательно кабинетный ученый, одиночка с мрачным блеском в глазах. Вступление на научную стезю, которое началось для Димы Гришина, обычного саратовского школьника, с перехода в физико-математическую гимназию №4, вовсе не означало вступления в монашеский орден. Совсем наоборот. Талантливому подростку понравилось, что «вокруг много умных ребят, лучшие друзья у меня появились именно там». Вторым плюсом стало наличие в гимназии компьютерного класса. Третьим, трепещите, школьные учителя русского языка и литературы, – уменьшение удельного веса гуманитарных предметов в программе спецшколы. Замечу, что сегодняшний Дмитрий Гришин сожалеет о былом перекосе и нелюбви к филологии. В новом звании гимназиста были и минусы:
– До седьмого класса у меня было классическое детство – игры, проделки, футбол … Я очень много занимался самбо и дзюдо – в лагеря ездил, в соревнованиях участвовал. А с поступлением в физико-математическую гимназию на это совсем времени перестало хватать. И еще. Если до своей обычной школы я шел пять минут, то теперь только десять минут добирался до автобусной остановки и минут сорок ехал до гимназии…
Однако школа ли, гимназия, но детство, как метко характеризует его сам Гришин, – это «состояние расслабления и отсутствие точек выбора». В Московском государственном техническом университете имени Баумана, куда Дмитрий поступил после 11 класса, от детства не осталось и следа. Родители далеко, пришлось самому научиться готовить, вокруг большой чужой город, на повестке дня – нелегкая учеба и финансовые проблемы.
– Начал ценить деньги, – вспоминает Дмитрий.
Оценил он и вуз, в котором пришлось учиться.
– Когда я попал в Бауманку, здесь еще были преподаватели старой закалки. В тот момент ломалась экономика, и многих профессоров было трудно удержать, они уходили из высшей школы, уезжали из страны. Но мне повезло поучиться у «зубров». Главное, чему они меня научили – умению самостоятельно добывать знания. Плюс жизнь в общежитии дала мне ценное качество – умение в короткие сроки сосредоточиться перед сессией. Причем если в других вузах, я знаю, студенты могут весь семестр не учиться и в конце полугодия за две недели попытаться все наверстать, в Бауманском это было невозможно. Круглый год у нас были лабораторные работы, контрольные, зачеты. Такие ключевые «точки», которые обязательно надо пройти. Эта система ко многому обязывает.
Как бы ни было тяжело в общежитии, Дмитрию нравилось, что здесь он встретил множество интересного народа. Люди приезжали учиться из других городов и стран. Кто-то вел бурную студенческую жизнь, и надо было хоть немного поучаствовать в ней. Чего стоят знаменитые «дипломные тазики» – бауманская традиция спускать студента, защитившего диплом, с верхнего этажа до самого нижнего в тазу, подложив под седалище диплом. Чем диплом толще, тем скатываться комфортнее…
Дмитрий ярко помнит первоапрельские шутки:
– Две двери напротив друг друга открываются вовнутрь, их связывали друг с другом… Или, например, в общежитиях умывальники находятся на этаже. Утром человек просыпается, выходит чистить зубы и… видит перед собой кирпичную стену. Представляете, что при этом думает полусонный студент? Крыша «поехала». А это его недремлющие товарищи встали часиков в пять утра, взяли обои «под кирпич» и оклеили дверь. Было весело. Только не подумайте, что у нас там веселились с утра и до вечера… Изредка. Остальное время – это суровые будни, довольно тяжелые. Просто человек так устроен, что негативные моменты редко вспоминает.
А что вспоминается?... Конечно, общение! В общежитии, как известно, есть не только веселые соседи, которые учебой пренебрегают. Есть «партия», которая старается учиться, хотя бы в моменты тех самых «ключевых точек». Вот к этой «партии» Дмитрий Гришин и примкнул:
– Если честно, общежитие стимулирует учебу. Если у тебя есть желание учиться, легко найти людей, с которыми можно посоветоваться, как решать трудную задачу, обсудить проблему, задать вопрос, которые, в конце концов, разбудят утром, чтобы на лекцию не опоздать! Это такой своеобразный барометр. Если заходишь в комнату, и все сидят, «ботанят», это сигнал – серьезное дело, надо заниматься, зачет или экзамен предстоит.
Пейджер – чудо техники
Еще учась в Бауманке, Дмитрий Гришин стал все глубже и глубже «тонуть» в информационных технологиях. Правда, этому «мешала» учеба и работа. Студент Гришин вкалывал сразу в четырех местах. Это были проектные организации, где чертили от руки, где покупали один компьютер и не знали, что с ним делать. Конечно, звали студентов – молодых, дерзких и «продвинутых».
– Я уже в то время программировал. В основном нас брали на неполный рабочий день, плюс, как студентам дневного отделения, делали скидку – разрешали брать работу на дом. Зарплаты были небольшие, тем не менее на одну из первых я умудрился купить пейджер. Это было время, когда пейджер был модным технологическим устройством. Появилась оперативная связь с родителями… В чем еще для меня был интерес: можно было, зайдя в Интернет, послать себе сообщение. Как вы знаете, пейджеры у нас в России просуществовали недолго. Года два, наверное.
Выяснилось, что общение – это не только болтовня и научные споры, помощь другу перед экзаменом, но еще и способ найти хорошо оплачиваемую работу. Через университетского преподавателя Дмитрий вышел на американскую компанию Axiom Int., головной офис которой располагается в США, штат Флорида. Начал выполнять заказы, а потом и работать на постоянной основе программистом, затем руководителем группы, не покидая при этом ни Россию, ни родную общагу, не встречаясь ни разу лицом к лицу с заокеанским руководством.
Оказалось, что с американцами общаться полезно, можно кое-чему научиться:
– Там другой менталитет, другой подход к работе. Например, американцы считали, что начальство среднего, высокого уровня – это только местные, американцы, и они должны сидеть в офисе. Мы сейчас делаем похожую систему. Можно использовать удаленные ресурсы, но менеджеры обязательно должны сидеть в офисе. С точки зрения управления и взаимодействия с другими подразделениями, это реально повышает эффективность компании.
И на Mail.ru Дмитрий Гришин, по сути дела, попал по знакомству. Вернее, тогда, в 2001 году, такого портала еще не было. Друг по общежитию позвал в компанию «netBridge Servises» программистом.
– Я решил: схожу посмотрю, что и как. Устроился на полный рабочий день. Параллельно продолжал работать на американцев по вечерам и учился на дневном.
Видя ужас на моем лице, Дмитрий уточняет:
– Все было не так страшно. У меня был лояльный начальник, отпускал, когда надо было, на учебу. Уже хватало денег на такси, мы с товарищем вместе ездили из общежития на работу, скидывались. В такси или поздно вечером на работе читал ксерокопированные лекции. Да и курс уже был пятый, началась специализация, у меня какой-то вес на кафедре появился. Экзамены по предметам, связанным с информационными технологиями, я мог сдавать экстерном, так хорошо их знал на практике. Тем не менее объем работы на американцев я постепенно стал сокращать – интереснее было трудиться в «netBridge Servises». Почему? Первое – мне уже тогда был интересен Интернет. Второе – хотелось заниматься программированием. Третье – мне было любопытно понять, как функционируют российские компании. И главное – работать удаленно надоело. Нужно было общение. Мне хотелось расти, развиваться дальше.
Так что, если бы не общение, неизвестно, стал бы Дмитрий Гришин топ-менеджером крупнейшей российской компании. И, кстати, неизвестно, была бы жива сама компания Mail.ru…
– Когда Mail.ru только начинался, было понятно, к чему это приведет, что проект станет таким масштабным?
– Нет, не было понятно. К тому же Mail.ru возник до интернет-кризиса, когда было много денег, людей, но при этом четкого понимания, на чем зарабатывать деньги, не существовало. Следовали американским тенденциям. И когда лопнул «интернет-пузырь», все обрушилось. Наша компания «netBridge Servises» объединилась с «Port.ru». На момент объединения в обеих компаниях работало где-то 400 человек, а после осталось около 40. Как раз в это время я стал руководителем рабочей группы, потом сервис-центра, потом техническим директором, затем генеральным. Я попал к рулю компании в 2003 году, когда на уме было одно – выжить. В этот момент обанкротилось огромное количество интернет-компаний, 80% закрылось. Непонятно, что делать, где брать деньги. Западные средства улетучились, в Америке ведь то же самое происходило. Я сосредоточился на том, чтобы сократить всевозможные издержки, выжить. Потом, когда пошла прибыль, вздохнули облегченно. Стали развиваться. И сейчас превратились в крупную компанию.
– Вы придумали способ выжить или заимствовали?
– Все вместе. Любой бизнес – это изучение чужого опыта, плюс собственная энергия, энтузиазм. Экономически и финансово ситуация была очень сложная. Во многом мы выехали за счет энтузиазма, сотрудники были искреннее уверены, что Mail.ru – это классная компания. Формула нашего успеха: горящие глаза, вера в то, что все получится, плюс навыки в области технологии и Интернета.
Двуликий Янус
Теперь, когда с настоящим у Mail.ru и ее генерального директора все даже очень неплохо и перспективы перестали быть туманными, будущее Интернета кажется Дмитрию Гришину вполне оптимистичным
– У Mail.ru 30 миллионов пользователей в месяц, это две Москвы по населению. Мы уже некоторые телевизионные каналы второго эшелона обгоняем по популярности. Cтараемся делать технологии проще. Нам помогает то, что сейчас бурными темпами народ подключается в Интернету, все больше квартир в Москве, сдавая в эксплуатацию, сразу подсоединяют к Сети. И простые, не продвинутые пользователи без проблем выходят в Интернет. А продвинутые уже там… Начинается приход массового пользователя. Интернет нынче как мобильник. Никто не знает, как устроен внутри мобильный телефон, но как звонить и делать какие-то базовые операции, люди понимают.
В этом самом светлом будущем «общение» – ключевое слово. Причем я, как человек традиционного склада, поинтересовалась у Дмитрия, не боится ли он, что виртуальное общение скоро вытеснит реальное и что это не пойдет на пользу человечеству. Дмитрий не разделяет моих опасений, более того, у него есть убеждение, почти научная теория, согласно которой современное общение – это двуликий Янус. Разговор с другом в «Агенте» легко перетекает в дружескую вечеринку, где можно поздороваться за руку с приятелем и вспомнить, какого цвета у знакомой девушки глаза. А наутро после вечеринки вся компания дружно рассматривает фотографии, выложенные на Mail.ru, не выходя из дома, и в блоге живо комментирует увиденное, планируя новую встречу в реальности, выбирая место по карте столицы…
– Люди стали больше общаться с помощью Интернета. Но с другой стороны, Интернет, электронная почта дают возможность говорить с теми, с кем нельзя пообщаться живьем. Или человек далеко живет, или из-за жуткой занятости ему некогда вырваться на встречу с друзьями, или нужно очень быстро обменяться новостями, а режим работы не позволяет отъехать из офиса в течение дня. При этом, мне кажется, количество офф-лайновых встреч не сокращается. Например, я не считаю, что стал реже встречаться со своими друзьями.
– Для вас лично каково соотношение живого и интернет-общения?
– У меня очень много интернет-общения, при этом количество неинтернет-общения не сократилось. То есть у меня нет зависимости от Интернета. Выходные стараюсь больше уделять друзьям, семье и так далее.
– Как проводите свободное время в реальном пространстве?
– У меня его очень мало, – вздыхает Дмитрий. – Но если есть, это кино, теннис, шашлыки. Люблю на машине погонять. Хожу на гонки. Плюс пытаюсь отдыхать от Интернета. У меня он вообще везде – дома, в машине, на работе, в телефоне…
Большая семья, в которой сегодня живет Дмитрий, – мама, папа, старший брат, гражданская жена – изредка пытается «вытащить» его из Интернета, но обычно эти попытки выливаются в оживленную дискуссию. И заканчиваются в тот момент, когда генеральный директор Mail.ru видит, что у него в почте очередное сообщение и нажимает на кнопку… Что делать, пришлось родителям Дмитрия самим оказаться в Сети, изучить возможности интернет-коммуникаций.
– У меня постоянное интернет-общение с родителями. В этом плане особенно папа продвинутый. Маме тяжелее. Но все равно потихоньку движемся.
– А вы сами пользуетесь сервисами, которые предлагает Mail.ru?
– Я один из главных пользователей. Разве что раздел Леди.Mail.ru не для меня, – улыбается Гришин. – Другими сервисами я пользуюсь, только если изучаю конкурентов. Стараюсь смотреть, чем пользуются мои друзья, знакомые, окружение, чтобы понимать, анализировать, чего им не хватает, что нужно, что мешает. Мы создаем массовый продукт, очень важно делать не то, что тебе нравится, а понимать, что нравится миллионам людей. Это очень сложно, потому что массы иногда мыслят совершенно по-другому.
– А после путешествий фотографии на портале выкладываете?
– Да, выкладываю. Практически все мои друзья в Mail.ru.Агенте, и я выкладываю, чтобы они могли посмотреть.
– Кстати, какая из последних поездок запомнилась? Вы ездили отдыхать летом?
– У меня практически все путешествия связаны с работой. Отпуска очень давно не было. Обычно только на Новый год стараюсь уехать куда-нибудь. Хотя прошлый год встречал в Москве, захотелось елочку, выступление президента… Из последних командировок самая впечатляющая – ЮАР. Было очень много впечатлений. Я был в Кейптауне, Йоханнесбурге. Нас возили в саванну. Страшно жарко. Вы садитесь в джип вместе с вооруженными людьми и совсем близко разглядываете диких животных. Там безумно красивое небо, ночью все в звездах.
– Успеваете и дела сделать, и достопримечательности посмотреть в деловых поездках?
– Не всегда… В принципе я продвинутый турист. Если приезжаю в какой-то город, просто ходить по нему мне скучно. Я стараюсь действовать в режиме Бауманского университета – находить «ключевые точки». Приезжаешь в город, обходишь самые интересные места, о которых узнал заранее, фотографируешь. Если ты не фанат искусства, не ходишь по музеям, три-четыре дня на любой европейский город достаточно. Мне важно «почувствовать» город. А для этого надо подготовиться и попасть в нужный район, на нужную улицу. Ведь оказавшись в Москве, можно очутиться в Строгино… А можно в правильных местах – на Поклонке, Красной площади, Воробьевых горах. Мне интересны уникальные вещи, то, чем этот город отличается от других.
– Что было самого уникального в ЮАР?
– Много уникального. Там два океана сливаются вместе. Есть полуостров, с одной стороны теплый океан, с другой уже холодный.
Недавно был в Пекине, посмотрел заброшенный город, где император жил со своими наложницами. Шанхай понравился. А вот Нью-Йорк не очень. Урбанистический город. Манхеттен – это стриты, и поперек авеню. Единственная улица, которая выбивается из общего порядка, идет наискосок – Бродвей. Все остальное идет ровно. Ощущение бетона, хотя красиво, интересно. Очень понравился Сан-Франциско, тоже высотный город, но при этом не настолько небоскребный, тяжелый. Там набережная очень красивая. Он мне больше всего понравился из всех виденных американских городов.
Я не прошу Дмитрия поделиться планами, как принято в финале интервью. Спрашиваю о философии развития Mail.ru. Хотя и так понятно, что ключевым останется общение, как в личной жизни, так и в бизнесе, который возглавляет Гришин.
– Хочется сделать общение максимально удобным, простым. И самое главное, сделать так, чтобы человек мог все, что у него есть в офф-лайновом мире, перенести в Интернет и без хлопот пользоваться. Чтобы наш портал был максимально удобной и близкой обычному человеку средой для общения.
В этой среде пока обитает больше молодых, но возрастная планка повышается. И есть такой фокус: попав в Интернет, человек начинает чувствовать себя моложе, словно приняв живительный эликсир. Может быть, секрет в том, что Интернет – среда для общения, именно оно омолаживает? Наверное… Во всяком случае когда я спросила Дмитрия, правда ли, что ему в будущем году стукнет тридцать, он как-то искренне удивился и посчитал в уме…
– Ощущаете себя на 30 лет?
– Наверное, нет. На 25 плюс, наверное.
Вот такое получается средство Макрополуса…
Текст: Оксана Родионова, фото: Владимир Лукин
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|