Рубрика:
Гость номера /
Интервью
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Капитан корабля
Наброски к документальному фильму о директоре Softline Игоре Боровикове.
Помните, какие красивые документальные фильмы об ученых делали в советские времена? После демонстрации такого шедевра хотелось немедленно идти в науку, делать открытия, ночами просиживая над химическими ретортами или за письменным столом, выводя сложнейшую математическую теорему… Родись Игорь Боровиков в другую эпоху, фильм бы сложили и о нем. Потому что наверняка бы он стал ученым с мировым именем, академиком. Но, получив диплом на легендарном факультете ВМиК МГУ имени М.В. Ломоносова, проучившись в аспирантуре и проработав несколько лет в системе РАН, заработав, между прочим, степень кандидата физико-математических наук, Игорь Павлович стал генеральным директором компании Softline. И все говорит о том, что человек на своем месте, что снимать о нем нужно совсем другой фильм, в другом стиле… Так делают видеоклипы поп-групп: мчится по городу красивая машина, в ней человек не расстается с сотовым и одновременно что-то набирает на клавиатуре суперсовременного КПК… Он успевает быть везде, и время отступает перед ним.
Но я бы все-таки рискнула снять об Игоре Боровикове кино в старых традициях. И вот вам наброски к этому «опусу».
Следующая станция – «Академическая»
Недавно в воспоминаниях Натальи Кончаловской я прочитала рассказ о том, как она переводила на русский язык поэму «Мирей» французского поэта: «Пять лет ушло у меня на перевод Мистраля, из них два полных года – на переделку первого варианта». Так вдумчиво и неспешно и работают обычно писатели, исследователи, нобелевские лауреаты.
Сменив профессию ученого на профессию, связанную с бизнесом, Игорь Боровиков немного ностальгирует по своему академическому прошлому. Это проявляется в том, что Softline располагается на улице Губкина, что близ столичной станции метро «Академическая», в окружении научно-исследовательских институтов, и в том, что компания сразу после рождения занялась программным обеспечением, связанным с научными исследованиями (сайт для профессиональных пользователей Matlab (www.matlab.ru) и математический портал для студентов (www.exponenta.ru)).
Но о чем Боровиков точно не жалеет – о смене жизненного ритма. И вот почему:
– Ученый тратит сто процентов времени на решение одной задачи, думает об одном. В бизнесе, наоборот, все время тратится на решение ста разных задач, и часто возникает необходимость переключаться.
– Вам этот ритм по душе?
– Мне этот ритм подходит, потому что я внутренне активный человек, мне нравится подвижность в жизни, нравится, когда драйв присутствует.
Кстати, активность Игорь Павлович считает главным качеством, необходимым руководителю успешной компании:
– Надо хотеть, надо быть активным человеком. Что-то пытаться делать, не сидеть на месте. Ходить по улице, открывать новые «двери», заглядывать в новые отрасли. Быть внутренне подвижным человеком, не статичным.
Сама компания возникла потому что Игорь Боровиков достойно ответил на вызов времени.
– Государство заявило фактически: «Мы не очень интересуемся, как будут существовать научные работники, на какую зарплату». Часть ученых пошла торговать на рынок, другая стала продавать «железо». Мне, так как я до этого занимался абстрактной наукой, захотелось заниматься программным обеспечением, потому что в этом тоже была абстракция. Шел 1993 год, мало кто верил, что можно продавать лицензионное ПО в этой стране. Это сейчас понятно, что рынок существует и он достаточно большой… Если бы мы, как большинство в то время, начали продавать, перепродавать компьютеры, то проиграли бы. Сейчас почти никого из бизнесменов, которые «гремели» в начале 90-х, не осталось на рынке. Кто помнит фирму «Микродин», которая была крупнейшим поставщиком всего «железа» в России? Оказывается, заниматься понятным бизнесом не всегда выгодно, а рискнув вложиться в «непонятный», можно получить дивиденды.
И все-таки ностальгия по прошлому есть, не пропадает… Вот и программа Softline IT Graduate возникла не просто так. Компания Игоря Боровикова взялась быть посредником между студентами и выпускниками технических специальностей и крупнейшими русскими, зарубежными компаниями. Студенты получают место в штате престижной IT-фирмы – временное или даже постоянное, а компании решают кадровую проблему. Фактически Softline заменяет собой государство, которое давно отказалось от принципа распределения после окончания вуза. Игорь объясняет:
– Хотелось бы делать полезные вещи для страны в целом. Мы хотим, чтобы студент, который выходит из вуза, обладал не только фундаментальными знаниями, но имел и практический опыт работы с тем или иным программным обеспечением.
– Компании соглашаются их брать?
– Соглашаются. Заинтересованность есть.
– Что их привлекает?
– Гораздо лучше взять студента, который хорошо учился, имеет сертификат Microsoft или другой компании, но не имеет опыта, чем взять «опытного» человека, но без сертификата.
– Кто интереснее компаниям – выпускник или студент?
– Студент последнего или предпоследнего курса. В свободное от учебы время он уже может работать в компании, там же молодые люди проходят практику.
– На что обращает внимание руководство крупной компании?
– Наиболее объективные показатели – успехи в учебе. Никто не хочет брать студента с тройками. Большое внимание компании обращают на наличие того или иного сертификата производителя. Еще 4-5 лет назад молодой специалист чувствовал себя брошенным, сейчас на него большой спрос. Есть случаи, когда четверокурсник выбирает между вакансиями с зарплатой тысяча и две тысячи долларов. Выпускник технического вуза попадает под плотную опеку компаний. Если молодой специалист себя правильно позиционировал, выбрал востребованную профессию, перспективы у него очень хорошие.
Куда приводят мечты
Руководить успешной IT-компанией можно по-разному: тихонечко, шаг за шагом, отстаивая каждый сантиметр рынка у конкурентов, или наводя страх на коллег по цеху громкими акциями.
Стратегия Игоря Боровикова такова: «Развиваться и постоянно делать что-то новое. Создать компанию, которая работает в Москве и просто зарабатывает деньги, – это не очень интересно. Если я что-то делаю – стараюсь делать это лучше всех, занимать лидирующие позиции». Характер Боровикова-человека оказался востребованным у Боровикова-директора. А что это за характер? 50% прагматизма, 50% романтизма, щепотка авантюризма, жгучая приправа – стремление к успеху, здоровый патриотизм и большая ложка здравого смысла. Может быть, рецепт не полон, но так мне видится… Вас удивляет, почему я считаю Игоря Боровикова романтиком? Он сам признается:
– Нельзя быть хорошим прагматиком без доли романтизма. Планы, которые человек ставит перед собой, на первых порах – просто мечты…
Куда приводят мечты? В случае с Игорем Боровиковым к солидному факту – 24 офиса компании в России и странах ближнего зарубежья, один в дальнем зарубежье – в Монголии. Причем развитие происходит не случайно, не анархично, а «планово» и последовательно.
Боровиков точно знает, что делает и зачем:
– Географическое расширение для нас очень важно. Сейчас IT-услуги, в частности, программное обеспечение – не экзотика. Пользователи из Таджикистана, Владивостока не готовы ехать в Москву, чтобы купить ПО, как раньше ездили за хорошими товарами. Наш клиент, покупатель хочет получать наши услуги, пользоваться сервисами рядом со своим домом. И поэтому мы присутствуем во многих российских городах, практически во всех странах ближнего зарубежья.
Географическая экспансия – это еще не все. Игорь Боровиков не боится увеличивать направления деятельности своей компании. Но делает он это разумно, логично, не разбрасываясь по мелочам.
– Сейчас у Softline три основных направления бизнеса. Первое – продажа программного обеспечения и лицензирование, второе – обучение и третье – консалтинг. Почему возникло два дополнительных направления? Софт – продукт, который освоить самостоятельно достаточно сложно. Нашим клиентам удобно, если в той же компании, где они покупают софт, можно и обучение пройти: как правильно установить Windows, как правильно построить систему информационной безопасности в компании и так далее.
– А вам какое направление ближе? О чем волнуетесь как руководитель?
– Я больше беспокоюсь о наших отношениях с клиентами, партнерами, поставщиками. Для меня это первично. Мне хотелось бы, чтобы клиенты воспринимали компанию Softline как честного консультанта. Если мы что-то умеем делать, то делаем это хорошо, если Softline чего-то не умеет, мы честно об этом скажем.
– А если случается «прокол»?
– Я всегда готов занять сторону клиента. Если мы чувствуем, что в чем-то виноваты, что-то сделали не так, вернем деньги клиенту, заплатим штраф, полностью все финансовые риски возьмем на себя.
– Вы так настраиваете своих сотрудников?
– Да. Свои принципы я пытаюсь донести до уровня топ-менеджеров компании, а они уже в той или иной форме доносят ниже.
– Вы можете определить ваш стиль руководства?
– Наверное, он основан на нравственных принципах. Мы, как компания, стремимся быть справедливыми и честными по отношению и к сотрудникам, и к нашим клиентам.
– А что такое «справедливость»?
Игорь улыбается:
– Можно определить справедливость как отсутствие несправедливости. От противного.
Этот пассаж, признаться, снимает напряжение, которое у меня было возникло. Уж слишком идеальный образ Боровикова-руководителя получился. А когда все гладко, кажется, что компания создает воздушные замки, строит нереальные планы. Однако все как нельзя более реально… Ведь не придуман же оборот 97,7 млн. долларов за 2006 год! И планы тоже почему-то не воспринимаются как головокружение от успехов – к 2010 году быть представленными в 50 российских городах и в 20 городах СНГ, довести оборот до 450-500 млн. долларов…
Возникает только один вопрос – как вся эта благодать достигается, в чем секрет, где, как говорят, «собака зарыта»? Вытянуть эти секреты из Игоря Боровикова непросто, он вообще не склонен слова бросать на ветер, хотя если формулирует мысль, получается красиво.
– Компании все время нужно решать насущные задачи. Это ваше решение или корпоративное?
– На стратегическом уровне – мое. На уровне капитана корабля. Я решаю, что мы плывем, условно говоря, в Америку. А вот как мы будем кидать уголь в топку, как будем поднимать паруса – это уровень директора по продажам, директора по персоналу, по маркетингу. Они и решают.
Сила примера
Есть какая-то педагогическая нотка в этом распределении обязанностей… И неудивительно, ведь Боровиков – отец троих детей. Дочка еще малышка, ей 4 года, среднему сыну 11 лет, а вот старший уже совсем взрослый парень – 22 года, закончил институт и занимается консалтингом. Вот такое воспитание… Только не подумайте, что Боровиков стремился, чтобы старший наследник непременно отправился по его стопам. Как ему после школы родители не навязывали свой выбор, отпустили, что называется, в свободное плавание, так и он своим детям не указывает, как жить:
– Я пытаюсь их научить своему стилю жизни, который не передается словами, а впитывается, когда человек находится рядом. Скорее воспитывает общая атмосфера в семье, чем какие-то конкретные задачи, которые я ставлю перед детьми. Жизненный опыт нельзя передать в форме нравоучений. Невозможно прочитать лекцию и научить ребенка любить, ненавидеть… Только собственным примером.
Сила примера – классическое понятие, но не устаревшее. И неудивительно такое признание Игоря Павловича:
– Если бы была возможность детей учить в провинции, с удовольствием отправил бы их туда. Обучение требует сосредоточенности на чем-то одном, а в Москве это сложно сделать. Вокруг тебя проносятся, как метеориты, новые идеи, цели. Суета жизни захватывает.
Конечно, будничным, ежедневным воспитанием занимается супруга Игоря, бизнес съедает львиную часть времени.
Зато на отдых Боровиковы традиционно ездят всей семьей. Зимой – в горы, летом – к морю. Только на отдыхе Игорь Павлович и успевает читать, заниматься спортом – сноубордом, виндсерфингом.
– Что вы читаете?
– Авторов, которые не очень известны широкой публике. Шведа Августа Стриндберга, современного российского автора Юрия Мамлеева. Это наблюдения за жизнью, поведением людей, зарисовки. Реальность, возведенная до уровня искусства.
– Владеете скорочтением? – пытаюсь пошутить я.
– Умею быстро говорить, – шутит в ответ Боровиков. – Читаю с обычной скоростью. И память обычная. Не хотел бы забивать свою память IT-технологиями, версиями Windows, ценами.
– Тогда у вас наверняка аналитические способности.
– Да, умею просеивать, анализировать информацию. 90% информации, которая на нас сваливается, на самом деле не нужна. Основная задача – выбрать 10%.
С интересом я узнала, что самая сложная аналитика для Игоря Боровикова – это познание самого себя, самосовершенствование. Как хотите, не похож он на бизнесмена. И между тем – успешный деловой человек… Чудеса.
– Что вам помогает совершенствоваться?
– Человек меняется во время общения с другими людьми. Я стараюсь общаться с людьми, которые находятся в разных социальных группах, на разных уровнях творческого развития. Мне хотелось бы менять вещи не только вокруг, но и внутри себя. Человек закостеневает, приобретает имидж, вырабатывает для себя определенные правила игры. Это сложно преодолеть.
– С какими творческими людьми вы общаетесь, если не секрет?
– Хожу в театры. Есть режиссеры, которые мне нравятся. Например, Владимир Мирзоев. Очень нравятся выпускные спектакли, которые проходят в театральных вузах – Щепкинском, Щукинском училищах. Советую вам, сходите на выпускные спектакли, это интересно. Там вы увидите настоящий театр. Даже если актер играет самую незаметную роль, он настолько выкладывается! Они меня заражают этой энергией. А от старого театра пахнет нафталином...
– У меня еще один, совсем странный вопрос. У вас есть мечта?
Долгая пауза. Но интервью не прерывается. Игорь Боровиков честен и на этот раз:
– Не хотел бы на него отвечать. Если кому-то говоришь о своей мечте, она перестает ею быть. Человек живет внутренней жизнью. Могу сказать точно, у меня нет мечты заработать еще миллион, еще двадцать миллионов. Это все равно, что мечтать купить себе новые ботинки.
И хотя журналисту хочется получить ответы на все-все свои вопросы, не могу не согласиться с директором Softline. Капитан корабля должен держать мечты в секрете, до поры до времени. Ну а когда задуманное сбудется, появится повод опять поговорить…
Текст: Оксана Родионова, фото: Владимир Лукин
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|