Цель – стать лучшими разработчиками ПО
в сегменте туристического бизнеса
«Я очень не люблю субординацию. У нас нет начальников. Авторитет и знания отдельных людей делают их безусловными лидерами без должностей».
Хочешь не хочешь, а детство, воспитание, дворовые друзья оказывают влияние на судьбу. Казалось бы, что на жизни сказывается всё, но наш герой думает, что наибольшее влияние на формирование его взглядов и жизненной позиции оказали люди, общением с которыми и их отношением к нему он очень дорожил и дорожит.
Я не могу с ним не согласиться, так как случается, что в плохих условиях вырастают очень талантливые люди, а когда «всё есть», бывает и наоборот. Одно дело, когда ты рассуждаешь о воспитании абстрактно, другое – когда это касается твоих детей. Как добиться того, чтобы они не попали в плохую компанию и не набрались плохого? Наиболее правильно рассказать детям, что есть хорошо и что есть плохо, научить отличать одно от другого и предоставить самостоятельный выбор.
Мне кажется, что с Антоном Васильевичем Россихиным так и случилось в жизни, он сделал правильный выбор своей профессии, поэтому сейчас не только доволен своей жизнью, но и приносит пользу обществу.
Неужели в жизни не было ошибок? Есть ли что-то, о чём вы сожалеете, что поступили не так?
Ошибок громадное количество. Меня пугают люди, которые ни о чём не жалеют.
Антон Васильевич, где вы родились? Где вы росли?
Родился я в городе Жуковском – центре отечественной авиации. Хорошо рос. Ну, в том смысле, что всё было в свое время.
Какие были мечты в детстве, сбылись ли они? Наверняка вы мечтали стать лётчиком или космонавтом, может, у вас сейчас есть частный самолёт?
Сказать, что живя в Жуковском, во дворе, где жили лётчики-испытатели и в который захаживал Юрий Гагарин, я не хотел неба – значит слукавить. Хотел в разные времена быть путешественником, дипломатом, военным. Самолёта нет, но летать путешествуя или по работе люблю.
C детством понятно, обычные мечты советского мальчишки. А где вы учились, как шли к целям? Или они возникли лишь в институте или после?
Окончил школу с углублённым изучением английского языка. Поступил в МАДИ на экономический факультет. С четвёртого курса работал на кафедре прикладной математики, туда же и распределился, но проработал всего неделю.
Почему неделю, что случилось?
Долго объяснять, мой научный руководитель ушел с кафедры ровно когда я туда распределился, и именно он потом забрал меня в ГУИ Совмина.
А ещё, я и в армии служил лейтенантом, после двух лет работы на автокомбинате. Не думаю, что это всё будет интересно читателям, хотя это тоже часть моего прошлого.
Хорошо, а как случилось, что возникла мысль начать своё дело? Как получилось, что образовалась фирма?
Мои старшие товарищи доверили мне ещё в 1991 году стать руководителем «САМО-Софт». Это был очень щедрый аванс. Оглядываясь назад, понимаю, насколько наивными были мои взгляды и действия.
Изначально мы не хотели менять тематику, которой занимались, и попытались продвигать наши разработки в области прогнозирования землетрясений и их последствий. Но в девяностых эта тема не была востребована. Зато приватизация шла во всю, и мы создали программное обеспечение для ведения реестров акционеров. Мы выиграли тендер ЕБРР, и, пожалуй, половина владельцев ваучеров России учитывались на нашем софте. Первый чековый, Первый ваучерный, Программа приватизации, РАО ЕЭС России... иных уж нет, а те... Но справедливости ради надо сказать, что ещё и в этом году звонили пользователи того ПО – значит, работает! До сих пор! Тема была выбрана верно, и мы долгие годы занимали в ней лидирующие позиции. Но, слава богу, период ваучерной приватизации в России оказался не таким долгим, и появилась необходимость в новой теме.
Как-то на дне рождения одного из многочисленных родственников разговорился с владельцем небольшой туроператорской компании, который жаловался на сложности управления, учёта и анализа в туризме. Первичную задачу учёта и составления списков можно было легко решить, трансформировав нашу программу ведения реестра акционеров, и уже на следующий день, придя на работу, я дал первое задание по новой задаче. Было это в августе, а уже в январе следующего года на выставке в Сочи мы заключили первый договор на внедрение в крупнейшей на тот момент турецкой туроператорской компании.
Оказалось, что на рынке ПО для туристических компаний в 1995 году почти не было конкуренции. Естественно, от той первичной и наивной постановки задачи, которая была в 1994 году, через пару лет не осталось и следа, и пришло понимание ёмкости стоящих задач.
Сегодня из того простенького проекта выросло ещё как минимум 7: это и софт принимающего туроператора, и системы online-бронирования, и поисковые системы, и агентский софт. Надо сказать, что ещё как минимум столько же задач уже почти сложились и ждут своего часа.
Внедряют наши решения наши партнёры в Киеве, Екатеринбурге, Петербурге, Анталье. Надеюсь, список этот будет расти.
Нельзя ли подробнее, например, немного статистики про вашу фирму?
В компании 25 человек, направление деятельности – разработка прикладного ПО для туристического бизнеса, цель – быть лучшими в своём сегменте.
Является ли фирма частью вашей жизни?
Как работа может не быть частью жизни – загадка. Если человек проводит на работе большую часть жизни в лучшем своём возрасте и считает, что это не часть его жизни – это катастрофа!
Если работа – это жизнь, то, может, вспомните интересные случаи из жизни?
Трудно выделить что-то. Вся жизнь удивительно интересная штука. Чем дольше живу, тем больше удивляюсь.
Читателям наверняка будет интересно не только мнение о вашей фирме и её перспективах, но и прогнозы о рынке программного обеспечения, ваше отношение к Open Source и взгляды на будущее. Сейчас, я понимаю, все продукты «САМО-Софт» являются закрытыми.
Компании давно пора выходить на международные рынки более агрессивно. Но здесь надо признать недостаточность собственного образования. Значит, нужны люди с соответствующим опытом и образованием. То, что наше ПО работает в Турции, Египте, Черногории, Греции, Албании, Чехии, Грузии, ОАЭ, Тунисе, Таиланде и т. д., говорит о том, что мы можем реально расширить своё присутствие на зарубежных рынках, так как поставки в вышеперечисленные страны произошли без каких-либо маркетинговых усилий. Что касается Open Source, кризис и системные администраторы всё активнее двигают нас навстречу открытому коду.
А ваша личная жизнь? Увлечения, хобби и прочее?
Хобби у меня нет. Я много путешествую, только в этом году я был в Германии, в Швейцарии, Италии, на Украине и в Киргизии и, самое главное, с коллегами в горном Алтае на Телецком озере. Теперь, когда дети выросли, чаще всего путешествуем вдвоём с женой. Сын изучает японский в МГУ. Вот у него хобби на всю семью. И музыка (скрипка, гитара, ударные), и фотографирование, и бадминтон... Дочь в этом году окончила университет и пошла работать в школу учителем английского языка. Очень светлый человечек. Но, понятно, у них, у детей, уже очень много своего. Хотелось бы оставаться интересным для них.
Как-то всё очень красиво получается, интересно, как у вас складываются отношения с коллегами, партнёрами и с конкурентами?
Коллеги – это большей частью близкие мне люди, ведь со многими из них мы вместе более 10 лет, с немногими – более 15. Я очень не люблю субординацию. У нас нет начальников. Авторитет и знания отдельных людей делают их безусловными лидерами без должностей. Хотя я отдаю себе отчёт, что дальнейший рост компании лишит её приятности «семейных» отношений. К партнёрам отношение уважительное. Наша работа сродни работе врача: наши партнёры должны быть здоровы, мы должны знать средства профилактики, и, конечно, «не навреди» и врачебная тайна. Конкуренты у нас замечательные. Дай бог им здоровья.
Наверное, есть достижения в жизни или то, чем хотелось бы (или можно) гордиться?
Да, я горжусь своими детьми. Я горжусь, что «САМО-Софт» существует 17 лет и что, приходя на работу, я вижу умные, красивые лица.
Считается, что программирование больше мужская профессия, требующая логического мышления. Но программирование еще и творческая работа, отнимающая много времени, а у вас работает много девушек, не мешает ли их профессия семейной жизни?
Долгие годы я принципиально ограничивал количество женщин в коллективе, но теперь понимаю, что это была ошибка. Возможно, хотя и не всегда это так, изящные решения и нестандартные подходы свойственны мужчинам. Но любая работа в конечном итоге требует методичности, аккуратности и должна быть доведена до логического конца. И вот тут женщины незаменимы абсолютно. «Гении мужчины», найдя решение, иногда утрачивают интерес к конечному результату – и так все ясно! Природное умение женщин доводить процесс до логического завершения оказывается не менее важной составляющей нашей работы, чем само решение. Опять же эстетическая составляющая. Огромное значение имеет и образование. У нас многолетний договор о подготовке для нас сотрудников с МГТУ им. Баумана. Так вот, две красавицы и умницы, которых нам подготовил МГТУ за прошедшие три года, стоят многих программистов мужского пола. Конечно, барышни неизбежно выходят замуж и рожают детей. Вот и в этом году двое замуж вышли. Одна из них скоро уходит в декрет. Согласитесь, не менее важное дело, чем программы писать.
То, что жизнь и работа у вас переплетены, понятно, но как происходит разделение времени? Как всё успеваете, как расставляете приоритеты, фирма развивается, и у вас крепкая дружная семья, каков секрет?
Работа у меня приятная и интересная, но это, слава богу, лишь часть моей жизни. Успеваю я, увы, далеко не всё, что планирую. Время разделяется само. Бывают периоды, когда много работы и есть ясные цели и все время подчинено достижению этих целей. А бывает, что созданные механизмы работают и появляется время на книги, театры и путешествия, благо жена моя большая умница и большой в этом деле специалист. А ещё она специалист в области кулинарии – как известно, путь к сердцу... он известно через что лежит. Готовит прекрасно и умеет оценить кухни разных народов, особенно любит японскую, ну и я против японцев ничего не имею. А ещё могу с уверенностью сказать, что столько, сколько сделала моя жена для наших детей, сделали и делают очень немногие матери. И это при том, что в своей профессиональной области (доктор) она специалист высшего класса.
А если уж совсем серьезно, то у людей всегда есть конфликты и поводов разбежаться всегда достаточно, было бы желание. Так вот, наверное, «САМО-Софт» до сих пор здравствует потому, что для достижения целей компании люди, принимающие решения, готовы к компромиссам, готовы иногда уступить и принять чужую точку зрения. Разумеется, всё, всегда и во всём имеет определённый предел. И в профессиональной, и в личной жизни очень важно быть с партнёрами-единомышленниками. Мне с этим повезло.
Антон Васильевич, большое вам спасибо за интервью, очень рада нашему с вами знакомству, но мне пора уходить. В заключение два коротких вопроса: читают ли журнал «Системный администратор» ваши сотрудники и как вы планируете встретить Новый год?
После ряда известных публикаций – да. Новый год – это семейный праздник. Вот уже 23 года встречаю с семьёй, думаю, что этот год не станет исключением. Желаю вам и читателям журнала счастливого Нового года!
Текст: Наталия Тарасенко,
фото из архива Антона Россихина