Японские бизнес-фокусы::Журнал СА 3.2012
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

  Опросы
1001 и 1 книга  
12.02.2021г.
Просмотров: 8881
Комментарии: 2
Коротко о корпусе. Как выбрать системный блок под конкретные задачи

 Читать далее...

11.02.2021г.
Просмотров: 9220
Комментарии: 5
Василий Севостьянов: «Как безболезненно перейти с одного продукта на другой»

 Читать далее...

20.12.2019г.
Просмотров: 16376
Комментарии: 0
Dr.Web: всё под контролем

 Читать далее...

04.12.2019г.
Просмотров: 15430
Комментарии: 13
Особенности сертификаций по этичному хакингу

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 16468
Комментарии: 6
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Японские бизнес-фокусы

Архив номеров / 2012 / Выпуск №3 (112) / Японские бизнес-фокусы

Рубрика: Карьера/Образование /  Ретроспектива

Владимир Гаков ВЛАДИМИР ГАКОВ, журналист, писатель-фантаст, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. преподает в Академии народного хозяйства. Автор 8 книг и более 1000 публикаций

Японские бизнес-фокусы

В 1873 году предприниматель Суигура Рокусабуро открыл эру японского фотобизнеса. Спустя десятилетия знаменитая компания Konica Minolta, уйдя с рынка фотокамер и фототоваров, продолжает оставаться мировым лидером на других рынках

Сегодня японский промышленный гигант Konica Minolta занимается всем, чем угодно, кроме производства собственно фототехники. Хотя воспоминания об одном из ведущих японских производителей последней в памяти рядового потребителя сохранится еще надолго. Во всяком случае, до тех пор, пока будут верно служить миллионы купленных цифровых фотокамер с этим логотипом на корпусе.

А до них мир успели заполонить – и три четверти века так же безотказно служили – камеры обычные, «пленочные», которые первой в Японии начала производить компания-предшественница Konica Minolta.

Народные средства лечения «фотозависимости»

Вместо некогда «фирменной» фототехники нынешняя Konica Minolta предлагает потребителю весь спектр решений для поддержки и совершенствования «офисной среды». То есть всего, что позволяет обрабатывать и пересылать документы в соответствии с возрастающими требованиями современного документооборота – к цветовой гамме, оцифровке, скорости обработки и передачи, сетевым возможностям. Иначе говоря, лазерные принтеры, копиры, факсы, объединяющие все перечисленное (и многое другое) многофункциональные периферийные устройства (МФУ), системы микрофильмирования.

А еще Konica Minolta производит высокотехнологичную оптику, копировальную технику, а также медицинскую, полиграфическую, измерительную, программное обеспечение… Многим читателям «СА», вероятно, будет приятно узнать, что одно из подразделений корпорации – Konica Minolta Business Technologies – является членом некоммерческого фонда The Linux Foundation, созданного для развития и продвижения известно чего…

Но до этого главной специализацией и главной, как сейчас говорят, «фишкой» компании была фототехника. Только это была другая компания. Точнее, две, слившиеся сравнительно недавно – в 2004-м.

За три четверти века до появления на рынке первой из них о японской фототехнике никто и понятия не имел – за отсутствием таковой. Фотографию изобрели, как известно, на Западе, и в Стране восходящего солнца к началу прошлого века покупали технику импортную – в основном немецкую. Покупали, надо сказать, неплохо. И все же затею местного предпринимателя Суигуры Рокусабуро, решившего в 1873 году открыть в крупнейшем токийском фармацевтическом магазине «Конишайя Рокубе» продажу фототоваров, коллеги бизнесмена посчитали рискованной причудой. Потому что до этого Рокусабуро занимался делом престижным и понятным – он был старшим сыном в процветавшем «аптекарском» семейном клане.

Тут два слова, ключевые для понимания специфики японского бизнеса: «старший сын» и «семейный клан». На подобных семейных фирмах – и более крупных конгломератах (дзайбацу) – традиционная японская экономика держалась вплоть до середины прошлого века. В частности, семейство Рокусабуро производило и торговало товаром также традиционным, проверенным за века и тысячелетия, – средствами народной медицины. Тем удивительнее выглядела «выходка» основоположника японского фотобизнеса, совсем не характерная для национального менталитета. Это ж надо – продавать дурно пахнувшие (во всех смыслах) фотореактивы! «Дьявольские штучки иноземцев-чужаков» – с точки зрения подданных островной империи, на века закрывшейся от внешнего мира.

При этом новатор-«отщепенец» даже не подозревал, что занялся новым видом бизнеса на восемь лет раньше своего легендарного американского коллеги Джорджа Истмена – создателя первой фотопленки и основателя компании Kodak. Если кто забыл или вообще не в курсе – до «цифры» была пленка, но и до ее появления люди фотографировали. Запечатлевали первые «остановившиеся мгновения Истории» на особых стеклянных пластинках, на которые наносилась специальная фотоэмульсия. Потом снимки высушивались, проявлялись, фиксировались, переносились на фотобумагу… В общем, морока та еще – первые фотолюбители были, конечно же, подвижниками, но одновременно и мучениками своего хобби.

Спустя пять лет после открытия отдела фототоваров в токийском магазине к Рокусабуро перешло по наследству семейное дело, и в соответствии с теми же традициями глава фирмы получил новое имя-титул – Рокуэмон VI. К тому времени он уже год как сменил амплуа. Торговать лекарствами ему стало неинтересно, поэтому он передал семейный магазин младшему брату, а сам открыл новый – первый в стране специализированный магазин фототоваров «Кониши Шотен». А затем, не прерывая торговли, стал одновременно и «отечественным товаропроизводителем». А именно – первым на родине начал выпускать «родные» фототовары. Сначала это были реактивы, фотобумага, осветительная техника и прочие аксессуары. И наконец, фотокамеры.

Первой японской камерой, рассчитанной на обычного фотолюбителя, стала выпущенная в 1902 году модель, название которой переводится с японского как «портативная вишенка» (по-английски – Cherry Portable Camera). Сама компания при этом сменила название на «Конишироку Шотен» (производное от Кониши и Рокуэмон). Вскоре название писалось уже и на латинице, поскольку продукцию фирмы охотно покупали и иностранцы, постоянно проживавшие или посещавшие по делам Японию.

Портативная фотокамера Konica Cherry

Фотокамера Konica Auto-reflex

Портативная фотокамера Konica Cherry

Фотокамера Konica Auto-reflex

Есть данные о том, что среди этих «понаехавших» был и легендарный советский разведчик Рихард Зорге. Хотя с профессиональной точки зрения – для поддержания собственной легенды – «немецкому журналисту и убежденному нацисту» следовало бы, конечно, пользоваться родной немецкой Leica.

Первая камера под всем ныне известным брендом – Konica I – была выпущена уже после Второй мировой войны, в 1948 году. Успех этого семейства фотокамер на протяжении последующих четырех десятилетий привел к тому, что в 1987-м популярным именем-брендом была названа и сама компания-производитель.

Выход на орбиту второго «спутника фотолюбителя»

Впрочем, к тому времени у компании, поменявшей название на имя своего популярного бренда, хватало серьезных конкурентов – и на внешних рынках, и на внутреннем. Одним из главных соперников стала компания – производитель фотокамер и фотопринадлежностей (а также копировальной техники, принтеров, факсов) Minolta Co., Ltd., созданная бизнесменом Казуо Таджимой.

Как и его старший коллега Рокусабуро, Таджима тоже начинал с торговли импортным товаром, основав в 1928 году в Осаке «Японо-германский магазин фотокамер» («Ниши-Доку Шашинки Шотен»). Но путь от торговца до товаропроизводителя прошел не в пример быстрее – спустя всего год выпустил на рынок собственную фотокамеру Nifcalette. А в  1933-м модель Plaubel Makina стали называть просто Minolta. Звучало, конечно, не совсем по-японски (как известно, в местном языке отсутствует звук «эль»), но зато короче.

До начала Второй мировой войны Minolta успела порадовать японских фотолюбителей и профессионалов первой в стране двухлинзовой зеркальной камерой и первой же «родной» цветной фотопленкой. Назвали ее, конечно же, Sakura Natural Color – кто бы сомневался.

Первое послевоенное десятилетие явило миру знаменитое «японское чудо» – расцвет и триумфальное шествие по планете японских высоких технологий. Можно назвать это своего рода мирным реваншем побежденных победителям в недавно закончившейся войне. Среди «реваншистов» заметное место занимала и компания Таджимы.

Уже в 1956-м она закрепила свое присутствие на американском рынке, создав первую – но далеко не последнюю – дочернюю компанию в Филадельфии. Спустя два года появилась модель Minolta SR-2 – первая из семейства SLR-камер (интегрированных однолинзовых зеркальных 35-мм камер с автофокусировкой), прославивших японскую компанию. Эти камеры не знали себе равных на протяжении последующих десятилетий – вплоть до прихода на рынок цифровой фототехники.

В 1962 году Minolta вышла на новую орбиту – на сей раз в буквальном смысле слова. «Роман» компании с космосом начался несколькими годами раньше, когда с помощью ее оптики был оборудован первый в Японии планетарий. А затем прошла сенсационная и пока не превзойденная в истории Minolta «рекламная кампания», ставшая для детища Таджимы «подарком небес» – тоже буквально! Потому что Джон Гленн – первый американский астронавт, облетевший планету, взял с собой в космический полет… правильно, камеру от Minolta (модифицированную Hi-Matic)!

Как и в случае с Konica, «бренд сделал свое дело», но в отличие от шекспировского мавра не ушел, а, наоборот, прочно закрепился в названии компании-производителя. В год первого полета американца в космос японская фирма сменила свое невыговариваемое для европейцев и американцев название на более простое и уже всем известное Minolta Camera Company, Ltd.

Следующее десятилетие ознаменовалось для компании выпуском первой в мире SLR-камеры со встроенной вспышкой и 35-мм камеры-компакта с автофокусировкой, не говоря о других, не менее успешных новинках. А 1980-е годы стали десятилетием триумфа модели Minolta Maxxum 7000, также первой в мире коммерчески успешной SLR-камеры с автофокусировкой. Настолько успешной, что почин быстро подхватили другие производители, «наклепавшие» аналогичные собственные камеры. Дело дошло до того, что американская компания Honeywell в 1985 году обвинила Minolta в… присвоении ее, Honeywell, технологии автофокусировки! И суд принял сторону истца, оценив нанесенный ущерб в $127 млн.

Имело ли место, мягко сказать, «заимствование» запатентованной технологии или произошло обычное в условиях жесткой конкуренции и временной гонки совпадение (обе компании в секрете друг от друга создавали одно и то же «технологическое чудо») – дело темное (в контексте данной статьи – несфокусированное) и за давностью лет закрытое. Потому что еще в последнем десятилетии прошлого века Minolta и Honeywell уладили споры «по-доброму» – в досудебном порядке.

отокамера Konica Hexar

Фотокамера Konica Minolta 35 C

Фотокамера Konica Hexar

Фотокамера Konica Minolta 35 C

Фокус со слиянием

Начиная с 1970-х годов компания, созданная Таджимой, постоянно расширяла свое присутствие и на других направлениях, не ограничиваясь фотографическим. Так, Minolta выпустила первый высокопроизводительный копир U-Bix480, работавший на обычной фотобумаге, и первый же копир с функцией zoom, а также создала общенациональную систему печати водительских прав, назвав последнюю… Догадайтесь с одного раза! Точно – Sakura. Кроме того, было налажено производство медицинской лазерной техники.

Эта экспансия привела к тому, что в 1994-м из названия компании пропало слово «камера». Но последние новоиспеченная Minolta Company, Ltd. продолжала выпускать по-прежнему. С той лишь разницей, что со временем пришлось переходить на «цифру».

Хотя нужно сказать, что с кардинальной перестройкой, обусловленной вхождением человечества в «цифровую» эру, Minolta слегка припоздала. Продолжая по традиции штамповать свои «пленочные» SRL (правда, совершенствуя их от модели к модели) и столь же беспроигрышные принтеры с копирами, компания к приходу Миллениума пропустила вперед сразу нескольких конкурентов – амери-канскую Kodak и «родных» Fuji, Casio, Ricoh, Canon и Nikon. И, признав свое поражение, она, без малого век не знавшая равных на рынке фототехники, в 2006 году объявила об окончательном уходе с этого рынка, передав все свое «фотохозяйство» другим, в частности, производство фотокамер – компании Sony, с которой незадолго до того создала совместное предприятие.

Только передавала это «хозяйство» партнеру уже не Mi-nolta Company, а другая компания, имевшая к тому времени иное название и иные перспективы.

Первые очертания альянса двух гигантов – Minolta и Konica – наметились за шесть лет до того: в 2000 году обе компании создали совместное производство полимерных тонеров для копировальной техники. Их деловой «роман» развивался стремительно, и в 2003-м бренд Minolta завершил свое «холостое» существование. После того как на рынке появилась последняя камера от Minolta (цифровая DiMAGE A1), обе фирмы объявили о грядущем слиянии. И начало нового 2004 года встретили, объединившись в корпорацию Konica Minolta Holdings.

За логотип приняли слегка измененный логотип прежней Minolta. Как было разъяснено на корпоративном сайте компании, суть его следующая. Стилизованное изображение земного шара выражает глобалистские амбиции компании, но не только территориальные, а и в плане «тотального» удовлетворения постоянно возрастающих запросов покупателей во всем мире. А почему земной шар рассекают именно пять горизонтальных линий, не меньше и не больше, – об этом чуть ниже.

У бывшей Minolta был позаимствован и корпоративный слоган: «The essentials of imaging». На русский язык его чаще всего переводят буквально – «В основе изображений». Хотя оба существительных в оригинале имеют целый спектр значений, упускать которые не следует. Essentials – это и «сущности, неотъемлемые части», и «основы», и «предметы первой необходимости». А неологизм imaging, обозначающий всю сферу получения, обработки и передачи изображений, вообще не переводят – пишут без затей «имиджинг». Сам же слоган на указанном корпоративном сайте объясняется следующим образом: «Мы хотим, чтобы нас рассматривали как основную компанию, предлагающую потребителям основные продукты, сервисы и решения в сфере имиджинга».

Как говорится, почувствуйте разницу.

Пленка закончилась

Уйдя с рынка фотокамер и соответствующих фототоваров, обновленная Konica Minolta продолжает оставаться мировым лидером на других рынках – новых, открывшихся сравнительно недавно.

Прежде всего это рынок, появлением которого мир обязан как раз японской компании. Она первой начала производить упоминавшиеся выше многофункциональные периферийные устройства (МФУ), или bizhubs. «Бизхаб» (от business и hub – втулка, ступица колеса, в переносном смысле – центр, средоточие) – это прибор, объединяющий функции лазерного принтера, цветного копира, сканера, факса, средства для рассылки и приема электронной почты. Короче, всего того, без чего сегодня немыслимо нормальное функционирование бизнеса, на глазах становящегося все более скоростным, мобильным и «сетевым». Причем спектр периферии не ограничен уже перечисленными устройствами и системами – bizhubs от Konica Minolta принципиально совместимы со всем, что ожидается – или только прогнозируется – на рынке периферии.

Годом рождения первого bizhub стал год появления самой Konica Minolta – 2004-й. За первой моделью C350 последовали не менее успешная C450 и две модели для «профи» – bizhub PRO 1050 и bizhub PRO C6500.

Bizhub PRESS C8000

Bizhub PRESS C8000

Кроме того, в ассортименте Konica Minolta сегодня представлены дигитайзеры (в том числе и первые в мире трехмерные и бесконтактные), уникальная медицинская аппаратура (например, для маммографии), специальные пленки для жидкокристаллических экранов. В альянсе с американской General Electric японская компания разрабатывает новые поколения органических светоизлучающих диодов. Не забыт и давний «роман с космосом» – крупнейший и самый технологически «навороченный» в стране планетарий Sunshine Starlight Dome «Manten» также оснащен аппаратурой от Konica Minolta.

Сегодня многопрофильный холдинг объединяет пять независимых компаний – в соответствии с теми пятью световыми лучами, что рассекают земной шар на корпоративной эмблеме («эти пять лучей света выражают наш профессиональный опыт в сфере получения и обработки изображений»).

Две из них, Multi-Functional Peripherals (MFPs) и Konica Minolta Printing Solutions, объединены в корпорации Konica Minolta Business Technologies, Inc. со штаб-квартирой в Токио и штатом около 20 тысяч человек. Именно последняя предлагает весь спектр решений для поддержки и совершенствования «офисной среды», о чем говорилось в начале статьи.

Третья компания, Konica Minolta Opto, Inc., производит различные оптические приборы – как отдельные компоненты и узлы, так и целые системы, используемые во многих сферах науки и промышленности.

Четвертая, Konica Minolta Medical & Graphic, Inc., занята производством, продажей и постпродажным сервисом техники и материалов для различных видов имиджинга в области медицины и полиграфии.

Наконец, пятая, Konica Minolta Sensing, Inc., специализируется на выпуске разнообразных измерительных приборов и программного обеспечения для промышленности и той же медицины. Это трехмерные дигитайзеры, электронный редактор изображений Polygon Editing Tool (PET), спектрофотометры, колориметры, измерители освещенности и светимости, спектрорадиометры и прочее.

Пленка давно кончилась, а в мире, становящемся день от дня все более «визуальным», еще столько всего нужно снять на «цифру», чтобы потом соответствующим образом обработать и разослать по всему миру! И не японцам, возведшим созерцание красоты в культ, отступать перед затопившим их страну и весь мир океаном визуальной информации.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru