Какова процедура изъятия компьютеров на экспертизу? Могут ли, скажем, забрать сервер, если проверяющий не уверен в моём праве использовать FreeBSD без лицензионного соглашения с печатью, голографической наклейкой и документов, подтверждающих покупку?
Да, в случае, если у проверяющих правоохранительных органов возникнут сомнения в законности используемого вами программного обеспечения. Системные блоки и серверы, на которых оно используется, могут быть изъяты. Изъятие может быть оформлено протоколом осмотра места происшествия в рамках уголовно-процессуального закона или отдельным актом, который составляется со ссылками на закон «О милиции» или «Об оперативно-розыскной деятельности».
Значит ли это, что данная процедура на столько не прописана в законе, что достаточно лишь сомнений?
Данная процедура прописана. Разница в применяемом законодательстве зависит от того к какой ответственности вас привлекают. Если к уголовной – действия будут осуществляться по уголовно-процессуальному законодательству, при административной – в соответствии с законом «О милиции».
Какую ответственность несут сотрудники прокуратуры в случае принятия ошибочного решения?
В отношении работников прокуратуры предусмотрена дисциплинарная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Думаю, более полезно будет остановиться на возмещении вреда в связи с незаконными действиями правоохранительных органов. Вред причиненный необоснованным привлечением к уголовной или административной ответственности подлежит возмещению в порядке предусмотренном ст.ст. 1069-1070 ГК РФ, гл. 18 УПК РФ, а также «Инструкцией по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда» (с изм. от 05.04.2004) (утв. Минюстом СССР, Прокуратурой СССР, Минфином СССР 02.03.1982).
Лицо, которое было необоснованно привлечено к уголовной ответственности имеет право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда, а также восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Кроме того, возмещению в полном объеме подлежит вред, причиненный юридическим лицам незаконными действиями (бездействием) и решениями суда, прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания. Такой вред возмещается государством в порядке и сроки, установленные уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Как обеспечивается сохранность оборудования и как определяется процедура его возврата?
Хранение изъятого оборудования будет осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 г. N 34/15, ст.ст. 81-81 УПК РФ, п. 21 ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. N 1026-I.
Хранение вещественных доказательств осуществляется: органом, принявшим решение об их изъятии (далее – уполномоченный орган), либо Российским фондом федерального имущества (далее – Фонд), либо юридическим или физическим лицом, которое в состоянии обеспечить необходимые условия для хранения вещественных доказательств, отобранным уполномоченным органом (далее – хранитель).
Основанием для принятия на хранение вещественных доказательств Фондом или хранителем является договор, заключенный с уполномоченным органом.
Лица, осуществляющие хранение вещественных доказательств обязаны принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности переданных им на хранение вещественных доказательств. За повреждение или утрату вещественных доказательств указанные выше лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения сохранности вещественных доказательств, возмещения убытков в случае их утраты или недостачи уполномоченный орган, Фонд или хранитель могут заключать договоры имущественного страхования вещественных доказательств со страховыми организациями, отобранными на конкурсной основе. Вещественные доказательства, передаваемые на хранение или реализацию, подлежат обязательному учету и оценке.
В случае прекращения уголовного дела изъятое имущество должно быть возвращено владельцу в течение месяца с момента его обращения. В случае невозможности возврата имущества возмещается его стоимость.
Если оборудование было застраховано, как решается вопрос с возмещением убытка?
В данном случае необходимо руководствоваться положениями договора о страховании имущества, поскольку, если в нем не предусмотрено иное, страховая организация освобождается от выплаты страхового возмещения за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения имущества по распоряжению государственных органов (п.2 ст. 964 ГК РФ).
Рубрику ведет юрист Юлия Штокало