Рубрика:
Информбюро /
Репортаж
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Дмитрий Мороз
Предвестник бури, или История первого персонального компьютера
Наилучший путь предугадать будущее –
изобрести его
Алан Кей
Кремниевая долина ещё в середине прошлого века превратилась в «кузницу передовых идей» в области информационных технологий. Яркий тому пример: исследовательский центр Xerox PARC, в котором, наряду с ксероксом и лазерным принтером, в 1973-м году был создан первый в мире персональный компьютер.
Создавая «архитектуру информации»
Название этому разделу было дано неспроста. Как раз Architecture of Information являлась целью, стоявшей перед первыми учёными исследовательского центра Xerox Palo Alto Research Center (Xerox PARC). За свою почти 36-летнюю историю он принёс миру множество открытий в области волоконно-оптической и лазерной физики, интегральной микросхемотехники, систем автоматизированного проектирования, а также искусственного интеллекта.
Один из корпусов Xerox PARC
Не остались в стороне и компьютерные технологии. В недрах центра работали над языками программирования, системами и сетями передачи информации, операционными системами, графическими пользовательскими интерфейсами, издательскими системами и т. д.
Своим появлением на свет Xerox PARC обязана одному-единственному исследователю, чьё имя, к сожалению, осталось неизвестным. Этот человек, нанятый высшим руководством Xerox для планирования дальнейшей стратегии её развития, порекомендовал компании создать технологический центр для проведения исследований в области цифровых технологий. По его словам, аналоговые разработки в будущем станут морально и технически устаревшими, и для всей индустрии копировальной техники, которой «кормилась» Xerox, может наступить кризис. Единственный правильный выход состоял в объединении копира и цифровых технологий с интегрированными офисными системами. Идея была принята «на ура», и 1 июля 1970 года состоялось открытие нового исследовательского центра.
Сразу после этого Xerox PARC начала набирать «рекрутов». В основном это были молодые учёные – выпускники высших учебных заведений. Среди них стоит отметить группу бывших студентов Стэндфордского Исследовательского Института (Stanford Research Institute, SRI) во главе с Дугласом Энгельбартом (Douglas Engelbart).
На протяжении 1960-х годов Энгельбарт со своими коллегами создали так называемую «Диалоговую Систему» (On-Line System, NLS). Она была разработана на основе технологии, позднее названной «гипертекстом» (Hypertext). NLS – интерактивная система для работы с текстовой и графической информацией – предоставляла следующие возможности: телеконференции, электронную почту, редактор по обработке текстов, гипертекстовые ссылки, а также конфигурирование пользователем своего рабочего места. Инновационные возможности Диалоговой Системы потребовали создания для неё новых инструментов. Среди них были манипулятор «мышь», многооконная система ввода/вывода данных, система помощи в режиме on-line, а также органичность и простота всего пользовательского интерфейса.
Ещё один человек, имя которого стоит упомянуть – Алан Кей (Alan Kay). До своего появления в Xerox PARC он занимался разработкой SmallTalk – первого в мире объектно-ориентированного языка программирования. Кроме того, «перу» Кея принадлежит концепт первого портативного компьютера Dynabook.
Приглашённого в новый исследовательский центр Кея сразу же определили в команду, ответственную за NLS. Для облегчения их работы Xerox в 1971 году лицензировала у SRI манипулятор «мышь».
Со временем концепт Диалоговой Системы приобрел более или менее законченный и целостный вид, в результате чего встал вопрос о воплощении этих идей в едином аппаратно-программном комплексе.
Начав работать в Xerox PARC, Кей не забыл о своей разработке – компьютере Dynabook. Первоначально его просьба создать несколько десятков подобных машин, которые бы служили подспорьем в его исследованиях, была отклонена. Однако сама идея портативного компьютера понравилась Батлеру Лампсону (Butler Lampson), одному из главных учёных и менеджеров Xerox PARC. В декабре 1972 года в очередной из своих памяток он написал для руководства Xerox «манифест», в котором попросил выделить денежные средства на разработку и производство «персональных компьютеров» под названием Alto, за основу которых была бы взята разработка Алана Кея под названием Dynabook. Персональный компьютер в предыдущем предложении был написан в кавычках неспроста, ведь исторически памятка Лампсона – первое упоминание термина.
Однако концепция портативного компьютера, являвшегося, по замыслу Кея, хранилищем всей необходимой его владельцу информацией и средством для её обработки, была заменена более практичной настольной системой. Её разработкой первоначально занимался Чак Такер (Chuck Thacker), на помощь которому со временем пришли ещё несколько человек.
Что касается технической стороны Alto, основные его характеристики были описаны ещё в памятке Лампсона.
Первый в мире
Персональный компьютер Xerox Alto, представленный в 1973 году, состоял из четырёх основных частей: системного блока, растрового дисплея, клавиатуры и трёхкнопочного манипулятора «мышь». Согласитесь, это те же составляющие, которыми может «похвастаться» любой ПК.
Xerox Alto
Система обладала 128 Кб ОЗУ (расширяемыми до 256 Кб), а также съёмными жёсткими дисками объёмом 2,5 Мб (дисковод магнитных дисков, созданный IBM в 1971 году, во время проектирования Alto ещё не был доступен). В качестве устройства отображения информации был использован 12,8-дюймовый растровый чёрно-белый дисплей с разрешением 606x808 точек, в отличие от всех современных «ландшафтных» экранов, имевший «портретную» ориентацию. В завершение компьютер имел «на борту» встроенный сетевой адаптер стандарта Ethernet, разработка которого велась в недрах центра параллельно с работами над Alto.
Инновационной разработкой инженеров PARC стал 16-битный микропроцессор Alto, использовавший отдельные микропрограммы для выполнения большинства функций ввода/вывода вместо их аппаратной реализации. Ядро процессора могло одновременно выполнять до 16 различных задач, одной из которых являлась непосредственно обработка основного набора инструкций МП. Остальные задачи процессора отвечали за функции работы с системой: вывод информации на экран, обновление содержимого оперативной памяти, работу с дисковыми накопителями, сетевой подсистемой и другим функциями ввода/вывода. Несмотря на такую «многозадачность», пользователь мог управлять всего одной задачей, причём она всегда имела наименьший приоритет. Такой подход позволял, в случае надобности, моментально выделить дополнительную процессорную мощность для управления другими задачами. Производительность МП Alto составляла около 0,4 MIPS (миллионов инструкций в секунду).
Ещё одно новшество первого ПК – использование в качестве контроллера растрового экрана «буфера кадра» (frame buffer), хранящего в себе информацию, выводимую на экран. Созданный инженером Диком Шаупом (Dick Shoup), буфер кадра Alto представлял собой простой 16-разрядный регистр сдвига, управлявшийся одной из микропрограмм центрального процессора системы. ЦП в этом случае использовался для выборки обновлённых данных, которые необходимо вывести на дисплей из оперативной памяти в этот регистр. Специально для хранения видеоданных в ОЗУ было зарезервировано 50 Кб адресного пространства. Использование буфера кадра позволило значительно ускорить вывод графической информации на экран Alto. Кстати, десять лет спустя, в 1983 году, Шауп был награждён премией Эмми (Emmy) за своё изобретение. Несмотря на то что первооткрывателем в этой области является лаборатория Bell Labs, создавшая 3-битный буфер кадра в 1969 году, разработка Дика Шаупа считается первой, нашедшей практическое применение в компьютерных системах.
Воплощение Диалоговой Системы
Операционная система AltoOS была написана на языке программирования BCPL, очень похожем на язык Си. Поскольку адресное пространство компьютера было ограниченным, программисты Xerox PARC разработали специальный метод, названный «Junta». Он использовался для запрещения доступа программам, написанным на BCPL, к загрузке в ОЗУ не используемых в данный момент компонент операционной системы. Если же в будущем в них возникала потребность, они могли быть активированы с помощью метода «Counterjunta».
Программа, выполнявшаяся поверх операционной системы, называлась Alto Executive. Она являлась многооконным файловым менеджером и позволяла пользователю производить различные манипуляции с файлами, а также запускать программы.
Alto имела очень гибкую файловую систему. Файлы могли иметь названия длиной вплоть до 31 символа (1973 год!). Кроме того, после набора имени сохранялся регистр букв. В дальнейшем, при необходимости найти файл с названием, скажем, «РабочийГрафик» поисковый механизм AltoOS не обращал внимания на регистр, в результате чего ему было всё равно, как именно пользователь наберёт искомое имя файла: «РабочийГрафик», «РАБОЧИЙГРАФИК», или «рабочийграфик».
Все файлы, хранившиеся на жёстком диске Alto, были разделены на страницы. Каждая из них содержала: маленький заголовок, описывавший текущую страницу; путь к файлу, которому она принадлежала; а также места расположения предыдущих и следующих страниц этого же файла. В результате такой структуры файловая система первого в мире ПК была практически неразрушима. Встроенная в AltoOS утилита Scavenger могла автоматически восстанавливать повреждённую файловую систему.
За работу AltoOS с локальной сетью отвечали две программы: NetExecutive и FTP (не путать с одноимённым протоколом). Первая программа была очень похожа на Alto Executive и отвечала за загрузку программ не с жёсткого диска компьютера, а из сети. В результате большие по объёму программы могли храниться на файловом сервере, откуда их мог запускать любой пользователь Alto, причём лишь тогда, когда они ему понадобятся. Скорость передачи данных по сети в данном случае составляла приблизительно 800 Кбит/с. FTP не могла запускать программы с других компьютеров и была предназначена для выполнения операций с файлами в сети.
Первоначально всё программное обеспечение для AltoOS было написано на BCPL, однако позже вместо него стал использоваться похожий на Pascal объектно-ориентированный язык Mesa.
После своей разработки Alto стала основным «полигоном» для дальнейшего совершенствования языка SmallTalk. Кстати, первоначально предполагалось, что операционная система Alto будет написана именно на нём. Ещё один язык программирования, получивший распространение на этом ПК – Lisp, использовавшийся для решения задач в области искусственного интеллекта.
Специально для Alto программистами Xerox PARC Чарльзом Симонием (Charles Simonyi) и Батлером Лампсоном был разработан текстовый редактор под названием Bravo, использовавший принцип WYSIWYG («What You See Is What You Get»). Суть его заключается в том, что отображаемая на экране страница будет в точности соответствовать своему распечатанному аналогу. Bravo поддерживал изменение размера текста, а также его начертания (жирный, курсив, подчёркнутый). В распоряжении пользователя имелось несколько сотен различных шрифтов. Кроме того, Bravo был наделён функцией отмены предыдущей команды (Undo), которая могла быть выполнена неограниченное количество раз вплоть до возврата содержимого текстового документа в исходное состояние.
Для рисования имелась отдельная программа под названием Draw. Внешне она напоминала современные графические профессиональные пакеты: интерфейс Draw состоял из нескольких окон, каждое из которых было предназначено для команд определённой группы. Окно, расположенное слева, содержало различные виды кистей, верхнее окно было предназначено для ввода дополнительных текстовых команд, а также вывода системных сообщений программы. В центре располагалось основное окно – непосредственно «холст». Пользователь мог рисовать линии произвольной длины и ширины. Кривая создавалась путём указания нескольких точек, по которым Draw вычисляла траекторию отрезков и рисовала её, либо же удержанием мышкой точки на прямой и «перетягиванием» её в сторону искривления линии. Нарисованный в результате объект мог быть продублирован, развёрнут в необходимую сторону, растянут или сжат. Причём все эти операции выполнялись либо движением мыши, либо набором легко запоминающихся команд.
И ещё чуть-чуть о первом ПК
Специально для работы с Alto в недрах Xerox PARC было создано несколько дополнительных устройств: телевизионная камера, символьный принтер типа «ромашка», а также адаптер параллельного порта. Кроме того, к этому ПК могли быть подключены дополнительные съёмные жёсткие диски, превращавшие компьютер в файловый сервер. Кстати, несколько Alto в локальной сети исследовательского центра Xerox выполняли именно эту функцию.
Всего в Xerox PARC была изготовлена тысяча компьютеров Alto, которые, будучи объединёнными в единую сеть, использовались инженерами лабораторий центра. Ещё 500 систем нашли своё пристанище в университетских кампусах и правительственных офисах. До коммерческой реализации этого компьютера дело, однако, не дошло. Зацикленная на своём основном бизнесе по производству копировальной и офисной техники, Xerox не хотела рисковать большими сумами и вкладывать их в популяризацию персональных ЭВМ.
Впрочем, с появлением первых массовых компьютеров, таких как Altair 8800 и Apple II, а также возникшим интересом к ним со стороны обычных покупателей, компания осознала о своем промахе. В результате средства от продаж разработок в области персональных компьютеров Xerox собралась получать при помощи новой модели ПК – рабочей станции Xerox 8010 (позже получившей название Xerox STAR), выпущенной 27 апреля 1981 года.
«Звёздный» компьютер
Проектирование Xerox STAR велось с 1974 года. Именно этот компьютер должен был воплотить все идеи Диалоговой Системы, разработанные Энгельбартом со товарищи. Поэтому его аппаратная часть создавалась лишь после окончания работ над программой, которая и диктовала свои «условия».
Xerox STAR
Кстати, Xerox STAR не являлся разработкой, созданной в недрах PARC. Специально для продвижения «офисных систем» (к которым руководство компании относило персональные компьютеры) было создано отдельное подразделение, получившее название Systems Development Department (SDD). SDD имела два филиала: один располагался на территории PARC в Пало Альто (занимался операционной системой и языками программирования), а другой – в городке Эль Сегундо, находившемся неподалёку от Лос-Анджелеса (разработка аппаратной части STAR, а также пользовательских программ). Для того чтобы оба офиса имели постоянную связь друг с другом, между ними была организована «локальная» сеть, в результате чего сотрудники смогли общаться между собой посредством электронной почты, а также обмениваться файлами.
Широкой общественности Xerox STAR был представлен спустя целых семь лет разработки – в апреле 1981 года. Спецификации компьютера были следующими: 512 Кб ОЗУ (из которых 100 Кб отводилось для хранения данных буфера кадра), жёсткий диск объёмом 10, 29 или 40 Мб, 8-дюймовый дисковод, 17-дюймовый монитор с традиционной «ландшафтной» ориентацией и разрешением 1024x808, а также новый сетевой адаптер с повышенной до 10 Мбит/с (у предшественника – 3 Мбит/с) скоростью передачи информации. Мышь для нового компьютера была уже двухкнопочной.
Старый центральный процессор Alto в STAR работать не мог из-за возросших требований нового программного обеспечения к производительности компьютера. Кроме того, теперь он должен был понимать язык Mesa, на котором было написано подавляющее большинство программ для нового ПК. Поэтому инженерами Xerox PARC был разработан новый чип, работавший в три раза быстрее своего предшественника, установленного в Alto.
Программные наработки
Новая операционная система STAROS была написана на Mesa и значительно отличалась от своей предшественницы. Основу ОС составлял «Рабочий стол» (Desktop; вот откуда пошло это словосочетание), разделённый на 1-дюймовые квадраты. На рабочем столе размещались иконки, представлявшие собой ярлыки для запуска различных программ, а также «прямые ссылки» на директории с файлами, размещённые на жёстком диске. Иконки могли находиться в любой части «Рабочего стола». Всего их могло быть 154 штуки, причём пользователь был волен создавать свои собственные.
Интерфейс Xerox STAR
Встроенный файловый менеджер мог отображать данные различными способами – от простого списка документов до многоуровневой иерархии каталогов со своими подкаталогами. Пользователь мог простым нажатием и удержанием мыши (всем известная концепция «Перетащи и Брось» – Drag & Drop) переместить объект с «Рабочего стола» в какую-нибудь папку, записать на дискету, распечатать его или же переслать по электронной почте.
На рабочем столе STAROS одновременно могло быть открыто до шести окон, причём, в отличие от AltoOS, они не перекрывали друг друга, а также «Рабочий стол». Окна можно было располагать на нём различными способами.
STAROS имела определённый набор основных команд, которые использовались в операционной системе: переместить, копировать, удалить, показать свойства, скопировать свойства, повторить и т. д. В разных случаях (например, программах) эти команды выполняли одни и те же функции, благодаря чему пользователь обучался работе на STAR значительно быстрее.
Остаётся отметить, что в STAROS была реализована некая форма многозадачности, благодаря которой пользователь, например, мог набрать текстовый документ, а затем сразу же, не закрывая редактор, переслать его по сети с помощью клиента электронной почты.
Одним словом, в STAROS были заложены практически все базовые функции и возможности операционных систем, которыми мы пользуемся по сегодняшний день.
Теперь кратко рассмотрим новые программы, поставлявшиеся вместе со STAR в комплекте. Все они являлись результатами разработок, проводившихся на Alto. Многие были написаны с использованием языка SmallTalk, хотя основным всё же являлся Mesa.
Дальнейшее развитие получил текстовый редактор Bravo в новой версии, названной BravoX. Отныне пользователь мог набирать и распечатывать тексты на любом языке мира. Двухбайтовая кодировка символов, использовавшаяся в STAROS, позже была доработана и превратилась в Unicode. Пользователь мог писать математические формулы с помощью встроенного редактора и затем вставлять их в текст. Спустя некоторое время разработчики BravoX покинули Xerox PARC и ушли в другие компании, которые затем выпустили свои собственные текстовые редакторы – Word (Microsoft) и LisaWrite (Apple).
Что касается программ для работы с графикой, кроме Draw со STAR поставлялся редактор Sil. Для работы с растровой графикой использовались программы Markup и Flyer. Специально для печати документов со STAR на лазерном принтере (впервые разработанном в PARC в 1973-76 годах) был предназначен язык описания страниц под названием Press (позже переименованный в InterPress). Со временем некоторые его разработчики ушли из исследовательского центра и основали собственную фирму, названную Adobe. Как не трудно догадаться, InterPress лёг в основу их языка Postscript.
Скриншот текстового редактора BravoX
Поражение
Несмотря на передовые аппаратные и программные разработки, заложенные в Xerox STAR, этот компьютер не сумел «найти своего покупателя», проиграв войну PC корпорации IBM и Macintosh от Apple. Причин здесь несколько, причём кроются они как раз в его «уникальности»:
Аппаратные недостатки. Программное обеспечение STAR, разработанное для людей, не знакомых с компьютерной грамотой, было очень требовательным к аппаратному обеспечению. В результате скорость работы Xerox STAR была приемлемой, но не более того. Инженеры центра были настолько одержимы идеей разработать идеальную систему, что в результате количество новшеств в ней оказалось гораздо больше необходимого на то время. Как и в случае с Apple, инженеров PARC никто не ограничивал и не диктовал свои условия. В результате Xerox STAR для использования всех её возможностей требовалось наличие локальной сети с подключенными к ней другими аналогичными компьютерами, лазерные принтеры, а также комнаты, забитые различной электроникой. IBM PC, наоборот, был «компьютером в себе»: отлично работал в одиночку, да к тому же не «брезговал» более дешёвыми матричными и струйными принтерами. Инженеры Xerox STAR считали, что разработанное ими программное обеспечение будет единственно нужным простому пользователю, поэтому этот ПК превратился в «закрытую» систему, подробное описание аппаратной части которой публично не оглашалось.
Программные недостатки. Изначально STAR позиционировался как компьютер для менеджеров и руководителей, однако инженеры, разрабатывавшие систему, были предоставлены сами себе и не учли всех потребностей потенциальных пользователей. Хотя BravoX, как текстовый редактор, по своим возможностям был вне конкуренции, тот же редактор электронных таблиц на STAR отсутствовал, в результате чего о выполнении всего спектра офисных задач речи быть не могло. Поскольку Xerox STAR был компьютером с «закрытой» архитектурой, никакая другая компания не могла написать или перенести свои программы на него. Ещё один недостаток заключался в опережении компьютером «своего времени»: мало кто понимал весь потенциал программного обеспечения, поставлявшегося с этим ПК.
Организационные промахи. Главный же недостаток был не техническим, а организационным. Xerox создала продукт, который не могла продать. Отдел продаж SDD не имел никакого опыта реализации компьютерных систем, поскольку единственными, с чем они имели дело всё это время, были принтеры и копиры. К тому же цена Xerox STAR (16 595 долларов) была приблизительно в пять раз выше стоимости ПК конкурентов. И последнее: менеджерам компании не объяснили, каким образом использование ПК от Xerox может улучшить производительность труда потенциальных покупателей. Семинар, посвящённый STAR, позже доказал, что ни отдел продаж SDD, ни даже некоторые разработчики до конца не могли оценить всех преимуществ выполнения офисных задач на этом компьютере.
В результате SDD смогла продать всего несколько десятков тысяч Xerox STAR. В дальнейшем был разработан его преемник, Xerox 6085 (называвшийся также ViewPoint). Однако кроме 19-дюймового монитора, 40 Мб жёсткого диска и обновлённого программного обеспечения похвастаться какими-либо кардинальными изменениями он не мог. Количество проданных ViewPoint было ещё меньше и составило около пяти тысяч систем.
Пример для остальных
Историю с посещением Стивом Джобсом лабораторий Xerox PARC, думаю, знают все. Одному из основателей Apple хватило, по его словам, всего 10 минут, чтобы оценить весь скрытый потенциал STAR. Если выход в свет компьютера Lisa ещё не был событием из ряда вон выходящим вследствие его сверхвысокой цены, то появление легендарного Macintosh в 1984 году спровоцировало эффект «разорвавшейся бомбы». На тяжёлых трудах инженеров Xerox PARC инвесторы Apple заработали сотни миллионов долларов.
Что же касается разработчиков Alto и STAR – им досталась лишь «скромная» премия ACM Software Systems Award, присуждённая PARC в 1984 году за вклад в развитие вычислительной техники. А мир тем временем во всю приспосабливался к появлению и всё более широкому распространению компьютеров IBM PC и Apple Macintosh, коренным образом изменивших его и сделавших смешной и нелепый в прошлом веке лозунг «Персональный компьютер в каждый дом!» реальностью.
Приложения
Преждевременно почивший Altogether
В своё время программист Эрик Смит (Eric Smith) взялся за написание эмулятора Xerox Alto под названием Altogether. К сожалению, до стабильно работающей версии дело не дошло: по состоянию на 26 октября 2003 года (дата последнего обновления странички эмулятора) детище Смита эмулировало процессор компьютера, а также видеоподсистему. Незаконченными остались дисковая и сетевая подсистемы, без которых Altogether был бесполезным. Исходные тексты программы можно найти на сайте Altogether: http://altogether.brouhaha.com.
Делу время, потехе час
Несмотря на то что Alto была создана в качестве компьютера, нацеленного на решение серьёзных задач, хитрые программисты не преминули использовать ПК для собственных развлечений. В результате специально для AltoOS были написаны две игры: Pinball и Trek. Первая, как не трудно догадаться, представляла собой «пинбол», а вторая – многопользовательскую разновидность игры Space Invenders с кораблями, внешний вид которых был позаимствован из вселенной «Звёздный путь» (Star Trek).
Кроме того, на Alto была перенесена ещё одна игра – Maze War, являющаяся первой в мире многопользовательской игрой с видом «от первого лица» и псевдо трёхмерной графикой. Суть её заключалась в блуждании по лабиринту и отстреливании «колобков», управлявшихся другими пользователями.
Распечатанный скриншот игры Maze War
Уникальная особенность Trek и Maze War заключалась в том, что игрок мог присоединяться к игре, а также выйти из неё в любую минуту. Поскольку все Alto могли одновременно «читать» один и тот же пакет (блок информации в Ethernet), игра никогда не работала на каком-либо одном, координирующем остальные, компьютере. Вместо этого она запускалась независимо на каждом ПК, что позволяло играть в неё одновременно десяткам пользователей.
Единственный наследник
Несмотря на коммерческий провал STAR, его графический интерфейс настолько понравился руководству Xerox, что было принято решение развивать идею дальше. Созданая специально для этого компания Elixir Technologies занялась переносом графической оболочки Xerox STAR на IBM PC. Специалист по компьютерным пользовательским интерфейсам Xerox Эд Риган (Ed Regan) помог руководителю группы Elixir Брюсу Дэмеру (Bruce Damer) и его команде перенести все элементы внешнего вида STAROS в новую графическую оболочку под названием Elixir Desktop, работавшую в качестве «надстройки» над MS-DOS.
В основу Elixir Desktop, написанной с использованием компилятора Turbo C фирмы Borland, был положен графический менеджер GEM компании Digital Research (которую, кстати, также основали выходцы из PARC). Новая оболочка работала на обычных компьютерах IBM PC AT, правда, требовала мониторы компании Sigma Designs с SVGA-разрешением.
Elixir Desktop превращала простой персональный компьютер в графическую станцию, которая могла быть использована для создания и подготовки документов к последующей их распечатке на комплексах печати Xerox и других производителей. Кроме того, именно Elixir Desktop считается первой полноценной графической оболочкой для архитектуры х86, вышедшей на год раньше Windows 3.0.
Во многих крупных компаниях Elixir Desktop используется по сей день.
- http://www.parc.com.
- http://www.guidebookgallery.org.
- http://www.digibarn.com.
- http://members.tripod.com.
- http://www.wikipedia.org.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|