Рубрика:
Карьера/Образование /
Ретроспектива
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ВЛАДИМИР ГАКОВ, журналист, писатель-фантаст, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. преподает в Академии народного хозяйства. Автор 8 книг и более 1000 публикаций
Хотите «сделать красиво»? Пользуйтесь «фотошопом»!
Сегодня «фотошопом» лихо пользуются даже те, кто имеет весьма скромные познания в компьютерной технике, – фотографы-любители, люди творческих профессий и все, кто работает на компьютере с «картинками»
А ровно 30 лет назад создатели самого популярного и распространенного графического редактора, тогда еще сотрудники компании Xerox PARC Чарльз Гешке и Джон Уорнок безуспешно пытались заинтересовать свое руководство коммерческими перспективами созданного ими языка InterPress, без которого не было бы и Photoshop. И, отчаявшись, в том же 1982 году организовали собственную компанию – Adobe Systems, ставшую благодаря «знанию языка» одним из мировых лидеров на рынке софта.
О вреде незнания языков
Все началось с обычного разочарования – собственной невостребованности и тупой невосприимчивости начальства к предложениям, сулящим золотые горы. Именно это состояние три десятилетия назад овладело двумя сотрудниками Xerox PARC.
|
Чарльз Гешке (слева) и Джон Уорнок |
Компании, кстати, совсем не ретроградной, даже наоборот – всегда державшей нос по ветру и не боявшейся заглянуть за границу сегодняшнего дня! Но и на старуху бывает проруха, и тогдашнее руководство новаторской фирмы «в упор» не увидело этих самых «золотых гор» в разработке своих специалистов. Потом в Xerox PARC, наверное, локти кусали c досады – это ж каких «золотых рыбок» упустили!
И ведь речь шла не о «завиральных идеях», которыми полны головы молодых специалистов. Авторам отвергнутых разработок тогда было уже за 40, и за их плечами имелся солидный профессиональный опыт.
Компьютерный специалист Чарльз Гешке (который и сегодня, разменяв восьмой десяток, без обид откликается на фамильярное Чак), обладатель докторской степени по информатике (computer science), возглавлял в компании им же созданную лабораторию, где занимались тем, что сегодня умещается в одно емкое английское слово «maging» (хранение, обработка и передача визуальной информации).
А его подчиненный Джон Уорнок, включенный в 1999 году в список «10 революционеров компьютерной эры» (Ten Revolutionaries of Computing), также «остепененный» специалист – с магистерской степенью по математике и докторской по инженерному делу, – успел поработать в IBM и нескольких других серьезных компаниях.
Забегая вперед, можно сказать, что именно он изобрел так называемый алгоритм Уорнока («алгоритм невидимых поверхностей для генерируемых компьютером полутоновых изображений»), широко применяемый в компьютерной графике. Его же именем назван и один из популярных typeface (стиль символов – жирный, курсив и т.д.) в системе Adobe Publishing.
Разработка же, из за которой возник конфликт с начальством, называлась InterPress, а затем была преобразована в более мощную технологию PostScript. С ее помощью можно было выводить текст и изображение на лазерные принтеры. Казалось бы, работа – «прикладнее» некуда, коммерческие перспективы – вот они, только стриги купоны! Ан нет – топ-менеджерам компании идея «не показалась».
«Мы были убеждены, что создаем великолепную вещь, и не видели ни малейшего шанса на то, что она попадет в руки к людям, которые смогли бы ее использовать по назначению», – вспоминал позже Уорнок.
Убедившись еще раз в справедливости поговорки насчет пророка и его отечества (в данном случае – компании), друзья покинули компанию Xerox PARC. И в том же году – там же, в калифорнийском Пало-Альто, в самом сердце Силиконовой долины – быстренько основали свою компанию, назвав ее Adobe Systems. Имя было выбрано случайно – по названию ручья (Эдоуб), протекавшего вблизи дома Уорнока.
Собственно, по замыслу создателей Adobe, компания была «заточена» исключительно на продажу усовершенствованной технологии PostScript. Впрочем, та стоила того, чтобы под нее одну создавать целую компанию. Став самым надежным «мостиком» от компьютера к печатающему устройству, она совершила настоящую революцию в индустрии электронных медиа и компьютеризации издательского дела.
Искусство «делать красиво»
Оба соучредителя были отличными специалистами в компьютерной сфере, но быстро убедились, что являются также и прирожденными бизнесменами, о чем раньше не подозревали.
Гешке и Уорнок быстро достали необходимые для старта компании инвестиции в размере $2,5 млн. Но если бы кто-нибудь тогда, 30 лет назад, сказал им, что их компания станет второй по величине на рынке софта – не в Америке, в мире! – уступая одной лишь Microsoft… В ответ на такое беспардонное прожектерство оба, вероятно, иронически ухмыльнулись бы и выразительно покрутили пальцами у виска.
Однако первый успех пришел на удивление быстро. Гешке и Уорноку удалось уломать не абы какую компанию, а «саму» Apple Computers на использование PostScript в «яблочных» принтерах LaserWriter.
Первые модели, научившиеся «читать» PostScript, поступили в продажу в 1985 году, а уже в следующем PostScript стала использоваться в IBM-совместимых «персоналках» компании Texas Instruments. И пошло-поехало…
В том же 1986-м Adobe провела акционирование, прибавив к своему названию лаконичную добавку Inc. (Incorporated – корпорация). Кстати, в рамках контракта с Apple – первой для Adobe крупной сделки – компания Джобса и Возняка приобрела 19% акций компании Гешке и Уорнока.
Принтерный бизнес тогда переживал бум, и Adobe могла бы существовать и развиваться на одни только лицензионные отчисления от производителей принтеров и совместимого с ними софта.
В конце 1980-х годов оборот компании, еще не справившей своего десятилетия, ежегодно более чем удваивался ($16 млн – в 1986-м, $39 млн – в 1987-м, $80 млн – в 1988-м).
В свое третье десятилетие компания Гешке и Уорнока вступила, преодолев символическую планку оборота в $1 млрд. К тому времени Adobe уверенно занимала почетное третье место среди крупнейших американских компаний – производителей софта.
|
Штаб-квартира компании Adobe System в Пало-Альто |
Главным образом благодаря Photoshop
До этой программы в 1987 году специалисты компании разработали свой первый аутентичный «потребительский» продукт – программу Adobe Illustrator (на базе той же технологии PostScript), позволявшую работать с векторной графикой. А уже затем наступил черед Photoshop, первоначально «заточенной» исключительно под «яблочные» Mac. Создали программу, кстати, не штатные сотрудники Adobe Systems, а работавшие по договору программисты-фрилансеры – братья Томас и Джон Ноллы.
Результат превзошел все ожидания. Обладая широким набором функций и редкой по тем временам устойчивостью, программа сразу же завоевала сердца – и, что немаловажно, кошельки – многочисленных пользователей. В скором времени Photoshop стал своего рода промышленным стандартом для всего софта, связанного с обработкой пиксельных изображений.
Это сегодня в портфеле Adobe Systems – более семи десятков продуктов. А тогда был, по сути, один Photoshop. Но программа стоила десятков, если не сотен других. И даже сегодня, по истечении трех десятилетий (за которые чего только не напридумывали «на новеньких»!), этим графическим редактором пользуются более 90% людей творческих профессий во всем мире.
По мнению специалистов, конкурентов у Photoshop – если оценивать по функциональности, совместимости с различными платформами и стабильности работы – нет и сегодня.
Хотя альтернативы предлагались – взять те же «бесплатные» программы с открытым кодом (например, GIMP, Paint.NET)… Но профи всех мастей по-прежнему предпочитают пользоваться испытанной «палочкой-выручалочкой» от Adobe.
Погоня за «Кварком»
Речь пойдет не об интеллектуальных потугах физиков-теоретиков на «постройку» законченной, внутренне непротиворечивой и, по мнению творцов, «красивой» картины мироздания, а о событиях более приземленных. Хотя и не менее драматичных.
В начале 1990-х годов Adobe Systems начала новое наступление на мировой рынок софта. Обеспечивало его на сей раз не столько наращивание «огневой мощи» (в виде новых программных продуктов, хотя и таковые имели место, например, всем известная Adobe Acrobat), а скорее искусное маневрирование, выразившееся в многочисленных «окружениях» и «поглощениях» более слабых игроков на рынке.
Началось все с покупки сразу трех заметных софтверных компаний – BluePoint Technologies, Nonlinear Technologies и OCR Systems. А затем руководство Adobe начало плотоядно приглядываться к ведущим игрокам на том сегменте рынка, где компания Гешке и Уорнока явно уступала конкурентам. Речь шла о рынке настольных издательских систем – desktop publishing (DTP). Тогда на нем был один бесспорный лидер – компания Quark со своей «козырной» программой QuarkXPress. В спину лидеру дышала компания Aldus – создательница не менее популярной программы PageMaker.
С ними двоими и попыталась «разобраться» Adobe Systems. Используя классические, неоднократно апробированные стратегии из мира политики типа «разделяй и властвуй», «бей в слабое звено» и тому подобные.
В 1994 году жертвой экспансионистской политики Adobe System пала более слабая компания Aldus. Гешке и Уорнок без особого труда поглотили эту компанию и тут же перевыпустили PageMaker, но уже под своим брендом. Благо программа работала на той же лицензионной PostScript! Но появление вместо привычного конкурента нового игрока – и помощнее прежнего – Quark не смутило: к концу десятилетия рыночная доля этой компании доходила до 90%.
Более того, вскоре защищаться от «съедения» пришлось уже самой Adobe. В 1998 году волны азиатского финансового кризиса докатились до берегов Америки. Среди тех компаний, которые чуть не затопило, была и Adobe – спад продаж, болезненное сокращение штатов, прогнозируемые убытки… Акции Гешке и Уорнока покатились вниз, и этим моментом попыталась воспользоваться компания-конкурентка.
|
|
Джон Уорнок, Стив Джобс и Чарльз Гешке |
Чарльз Гешке (слева), Джон Уорнок и Барак Абама |
Теперь уже совету директоров Adobe System от руководства Quark поступило предложение, «от которого нельзя отказаться». И это притом, что компания Quark по капитализации, оборотам, активам и прочим финансовым показателям (которые компания, будучи частной, не обязана была разглашать) скорее всего «весила» меньше, чем Adobe. И даже, по мнению ряда экспертов, не обладала достаточными финансовыми ресурсами для поглощения компании Гешке и Уорнока! Серьезные аналитики вообще считали Quark если не ширмой в деле покупки Adobe System (за ширмой могли прятаться действительно серьезные покупатели – такие корпорации, как IBM, Hewlett-Packard или Eastman Kodak), то, во всяком случае, отвлекающим маневром.
Однако Adobe выстояла, а Гешке даже в это тревожное время продолжал излучать оптимизм, обещая некий сюрприз в 1999-м. (Этот оптимизм не поколебал даже чуть было не закончившийся трагедией криминальный эпизод с самим Гешке, которого в мае 1992 года похитили, угрожая оружием, и продержали в заточении четверо суток, пока главу Adobe не освободили агенты ФБР. Такие вот страсти в Силиконовой долине!) А обещанным сюрпризом оказалось долгожданное ПО для профессиональных дизайнеров – пакет Creative Suite (CS), единственный на тот момент набор инструментов для работы со всеми медиа – печатными и «интернетными».
Первой ласточкой стала программа InDesign, выпущенная на рынок вместо устаревшей PageMaker (ее компания вообще исключила из каталога). Новинка сразу же создала серьезную конкуренцию QuarkPress, поскольку достоинствами обладала примерно теми же, но зато заметно выигрывала в цене. Начиная с 2003 года InDesign вместе с неувядающей Photoshop поставляется в составе пакета Creative Suite.
«Бой тяжеловесов» продолжается поныне – и с переменным успехом. Во всяком случае для Adobe дела обстоят совсем неплохо – интеграция разных программ в единый пакет уже позволила значительно повысить общие продажи ПО.
А отставание компании в сфере веб-дизайна уменьшилось после покупки в 2005 году за $3,4 млрд компании Macromedia, разработавшей технологию Flash и другие «веб-строительные» инструменты и технику.
И совсем недавно Adobe купила компанию Scene7 – разработчика решений для серверной обработки изображений (что позволило посетителям интернет-магазинов и каталогов знакомиться с товаром «лицом к лицу»).
Новое – это хорошо усовершенствованное старое
Adobe верна себе, продолжая исповедовать принцип «покупай все, что может пригодиться». При этом руководство компании всячески открещивается от обвинений в «акульей политике» на рынке, утверждая, что за всю свою историю скупало другие компании только в целях приобретения их наработок и новых технологий, а вовсе не для устранения конкурентов.
Кроме своего «мягкого экспансионизма», детище Гешке и Уорнока известно и своими масштабными инвестициями в новые технологии. Еще на заре развития Гешке сформулировал эту политику в виде афоризма: «Если вы хотите подстрелить утку, нужно стрелять туда, где утка будет спустя мгновение, а не туда, где она находится в настоящий момент. То же самое относится и к запуску новых технологий».
И, наконец, опыт продвижения первых сверхуспешных продуктов – таких, как Photoshop, подсказывает руководителям Adobe, что деньги прекрасно можно делать и на собственном «старье». Нужно лишь вовремя, постоянно и должным образом подновлять его. Поэтому и сегодня львиную долю доходов Adobe обеспечивают регулярно выбрасываемые на рынок апдейты проверенных «золотоносных кур».
Так, третья версия пакета Creative Suite – CS3, выпущенная в апреле 2007 года, в октябре следующего была «исправлена» на CS4. И существенно исправлена – достаточно назвать включенную во все компоненты пакета новую функцию Share My Screen, позволяющую пригласить на совместную рабочую сессию (с демонстрацией «своего» экрана и передачей управления программой) одного или двух удаленных пользователей.
Главный «креативщик» Adobe Майкл Нинес считает, что постоянный и не прекращающийся «тотальный апдейт» старых наработок – это тот конек, который вывезет компанию в нынешние сложные кризисные времена: «Мы не просто выпускаем новые версии, а отвечаем на конкретные запросы и ожидания потребителей. В полиграфической отрасли перемены происходят не так быстро, зато интернет-технологии развиваютюся стремительно. И мы постоянно получаем отзывы пользователей: «Нам нужна такая-то возможность, вы должны устранить вот эту проблему». Иногда клиенты просто рассказывают о том, как они выполняют те или иные операции, и мы на основании этой информации добавляем в наши продукты новые функции или даже создаем новые продукты».
В качестве примера Нинес приводит недавно созданный инструмент для профессиональных фотографов – Lightroom. Было вовремя замечено, что безотказный Photoshop не совсем удобен для «профи», работающих с большими массивами визуальной цифровой информации – часто с сотнями снимков, каждый из которых сам по себе «весит» немало. Подобным пользователям был явно необходим отдельный, только им нужный продукт. Чтобы окончательно «просчитать», какой именно, компания выпустила пять предварительных тестовых версий будущей программы, замечания и дополнения к которым вносили фотографы-профессионалы, выступавшие в роли экспертов. И только потом, с учетом их замечаний, на рынке появилась версия Lightroom 1.0.
А для «противоположной» группы пользователей – фотографов-любителей – совсем недавно был выпущен бесплатный сервис Photoshop Express, позволяющий редактировать изображения в режиме он-лайн. Этот продукт намного «легче» «большого» Photoshop, но для значительного числа пользователей все функции последнего не нужны, более того, даже обременительны. А с простенькими, но востребованными в массовых масштабах – такими, как корректировка яркости, контраста, оттенков и насыщенности цветов, применение фильтров, – легко и быстро можно управиться и в «экспресс-версии».
И хотя не все так безоблачно на горизонте Adobe (помнится, и на страницах «СА» писали о том, что продукты компании являются едва ли не самыми уязвимыми для вирусных атак), к своему юбилею детище Гешке и Уорнока подходит на волне сдержанного оптимизма.
Оба отца-основателя, кстати, совсем недавно покинули свои руководящие посты – возраст, однако! – но продолжают заседать в совете директоров. Уверенные, что все будет хорошо. Во всяком случае, пока кто-то из конкурентов не придумает достойной альтернативы Photoshop. А пока – куда ж без него!
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|