Рубрика:
БИТ. Бизнес & Информационные технологии /
Облачные технологии
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ТИМОФЕЙ ТОЛПЕЖНИКОВ, начальник отдела развития продуктов и услуг, ОАО «ВымпелКом»
Облачное решение Microsoft Office 365 Это удобство работы, комфортная цена, качество связи
«Офис 365» предназначен для организаций любого размера – от частных предпринимателей до небольших, средних и крупных компаний, от правительственных органов до образовательных учреждений, вне зависимости от количества пользователей в организации, начиная с одного сотрудника
Как и для чего появилось облако
Наращивание информационных потоков и бурное развитие технологий привели к тому, что мэйнфрем-система предоставления доступа к вычислительным мощностям с терминалов не только возродилась, но и начала активно внедряться в жизнь на качественно новом уровне. Технология, получившая название облачной (также ее называют облачными вычислениями), основана на предоставлении пользователям ресурсов множества ЭВМ.
Словосочетание «облачные вычисления» (англ. Cloud Computing) произошло от стандартного обозначения выхода в Интернет в виде рисунка облачка. Согласно новой технологии «все основное» располагается в Интернете, то есть на площадках провайдеров, в дата-центрах и т.п. А в офисах/квартирах остается самый минимум оборудования, например, нетбуки и оборудование для выхода в Сеть.
Предпосылкой к этому процессу стало бурное развитие аппаратного обеспечения: наращивание мощностей процессоров, развитие многоядерной архитектуры, а также объемов жестких дисков и расширение интернет-каналов.
Под облаком подразумевается не сам Интернет, а весь тот набор аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает обработку и исполнение клиентских заявок. Кстати, даже такое простое действие, как запрос страницы сайта, представляет собой пример облачного вычисления. К слову, и сам Интернет возник для того, чтобы предоставить удаленный доступ к различным вычислительным ресурсам.
Облачные вычисления – это разные услуги, которые предоставляются компаниям посредством Интернета. Это технические решения, системные процессы, программное обеспечение, которые функционируют не непосредственно на компьютерах, ноутбуках или мобильных устройствах, а виртуально – из Интернета. Иными словами, собственную «физическую» информационную инфраструктуру компании, или конкретную программно-аппаратную платформу, или программное обеспечение, необходимое для компании, «замещают» интернет-аналоги.
По сути, за термином «облачные вычисления» стоит решение задачи по аутсорсингу и повышению надежности работы корпоративных систем управления бизнесом. Клиент переносит всю свою телекоммуникационную инфраструктуру на сторону оператора, который заведомо обладает большей экспертизой, большей надежностью, большими возможностями для развития этих сервисов.
На сегодня можно назвать три наиболее развитых облачных направления:
- «инфраструктура как услуга» (Infrastructure as a Service, IaaS);
- «платформа как услуга» (Platform as a Service, PaaS);
- «программное обеспечение как услуга» (Software as a service, SaaS).
В первом случае это означает, что пользователю предоставляются «бланк» виртуального сервера с уникальным IP-адресом или набором адресов и часть системы хранения данных.
Во втором пользователь становится обладателем готовой виртуальной платформы из одного или нескольких виртуальных серверов с установленными операционными системами и специализированными приложениями.
Под SaaS подразумевается программное обеспечение, которое принадлежит, управляется и доставляется дистанционно одним или несколькими провайдерами услуг. Потребители используют это ПО по подписке или по контракту, оплачивая услуги по мере потребления.
Аналитики предсказывают стремительное развитие рынка облачных вычислений. Так, например, по данным Forrester Research, в 2020 году объем рынка составит $241 млрд, что на $200 млрд больше, чем в 2011-м, а в 2010-м этот показатель составлял $40,7 млрд, т.е. за десятилетие он вырастет в шесть раз.
Наиболее сильный и устойчивый рост продемонстрируют SaaS-разработки, спрос на которые будет зафиксирован со стороны компаний различных размеров. По оценкам Forrester Research, к 2016 году объем рынка SaaS увеличится троекратно и достигнет $92,8 млрд.
Эксперты объясняют рост популярности такой модели доступа к приложениям, как SaaS, тем, что сокращение бюджетов вынуждает предприятия искать более дешевые способы использования ПО, услуги SaaS становятся более зрелыми, а облачные технологии вызывают все больший интерес. В связи с развитием услуг SaaS и их широким распространением исчезают первоначальные опасения по поводу безопасности, времени реагирования и доступности сервиса. Вендоры расширяют сети партнеров по предоставлению таких услуг, усиливается отраслевая специализация сервисов, укрепляются сообщества партнеров и потребителей.
В свою очередь, аналитическая компания Gartner считает SaaS основным индикатором успеха концепции облачных вычислений и полагает, что сейчас примерно 75% объема услуг SaaS можно считать облачными услугами, а к 2015-му этот показатель достигнет 90%, так как модель SaaS станет более зрелой и сольется с облачной моделью.
«Билайн» Бизнес предлагает
Яркий пример технологии SaaS – это пакет Microsoft «Офис 365». Сами разработчики называют «Офис 365» предложением по бизнес-продуктивности. В него входят офисные программы для работы с различными типами документов (Word, Exel, Power Point), удобный почтовый клиент (Microsoft Exchange), привязанный к домену фирмы, корпоративный сайт (на базе Microsoft Sharepoint), внешний веб-сайт и возможность работать со всеми документами через браузер и Office Web Apps-приложение. Помимо стандартного пакета, можно заказать расширенный, с включением One Note, Access, Publisher, Info Path, Communicator. Теоретически в пакет может быть также включен Microsoft Lync – аналог Skype.
Покупая услугу, клиент заметно повышает продуктивность своего бизнеса: «Офис 365» позволяет работать где угодно, например, дома или в интернет-кафе, и получать интегрированные друг с другом сервисы и предоставляет богатые возможности совместной работы.
Фактически любой пользователь «Офиса 365» остается на связи и может полноценно функционировать вне офиса, главное – иметь доступ в Интернет. К тому же в отличие от обычного офиса у облачного есть ряд положительных преимуществ: гибкость и независимость элементов управления инфраструктурой, режим «ресурсы по запросу», оплата использованных услуг по факту. При этом всегда можно будет отключить неиспользуемую подписку: сотрудник уволился – и вместе с ним клиент отключает рабочее место. Кроме того, используя Microsoft «Oфис 365», клиенты могут быть уверены в безопасности своих данных и бесперебойности работы сервиса.
«Билайн» Бизнес предлагает клиентам Microsoft «Офис 365» вместе со своими существующими услугами. Таким образом, клиент может выбирать функционал и сервисы, действительно ему необходимые, и объединять их с услугами связи, которыми он будет пользоваться в офисе или дома.
От такого комплексного предложения клиент выиграет по многим параметрам – как по цене, так и по удобству работы. Он будет иметь качественную связь, самый популярный офисный пакет с преимуществами облака, единый счет и много других плюсов.
«Офис 365» предназначен для организаций любого размера – от частных предпринимателей до небольших, средних и крупных компаний, от правительственных органов до образовательных учреждений, вне зависимости от количества пользователей в организации, начиная с одного сотрудника. Вполне вероятно, что предложение найдет отклик и среди разработчиков программных решений – их не нужно образовывать и убеждать в пользе нового продукта.
Как мы уже говорили, пользователь облачных технологий оплачивает услугу только тогда, когда она ему необходима, не говоря уже об экономии непосредственно в процессе приобретения (к тому же поддержка, модернизация ПО и оборудования осуществляются за счет обладателя технологий, то есть «Билайн» Бизнес). Работать можно из любой точки планеты. Можно пользоваться последними технологическими разработками, при этом не оплачивая их реальную стоимость. Повышается эффективность использования ресурсов за счет целенаправленного выделения серверных мощностей и отсутствия простоя систем.
Однако все равно многие бизнесмены пока еще сомневаются. Крупные компании считают, что это технология для мелких компаний, а мелкие уверены, что им это «еще рано». Внутренняя ИТ-среда тоже может сопротивляться нововведениям: зачем они нужны, если все и так работает? Но, если отбросить подобные сомнения, все встанет на свои места.
Если компании все же несколько не уверены в эффективности внедрения облачных технологий на постоянной основе, то есть смысл мигрировать в облако поэтапно.
Вначале переводятся маленькие офисы с небольшим числом сотрудников или офисы, где численность сотрудников зависит от сезонного фактора (к примеру, дополнительные офисы туристических фирм).
А потом уже по мере накопления опыта использования имеет смысл переводить и остальные подразделения (следует отдавать себе отчет в том, что такие подразделения наверняка так и останутся на схеме онсайт).
Это будет отличной демонстрацией работы нового сервиса, при этом сохраняются все преимущества – экономия на единовременных затратах, универсальность, возможность дать сотрудникам шанс работать из любой точки России.
Если же у малого и среднего бизнеса такой возможности нет, то всегда останется услуга льготного демопользования, которое позволит понять, удобно это фирме или нет.
***
Так или иначе, к облачным технологиям имеет смысл присматриваться. Не обязательно принимать сиюминутное решение о переходе на них, но суть остается прежней: за облачными технологиями будущее. Уже сегодня в России 42% работающих людей проводят в офисе только половину рабочего дня, а более 10% либо не работают в офисе вообще, либо постоянно в разъездах. Это прямая целевая аудитория облаков. Уже совсем скоро корпоративные клиенты «Билайн» Бизнес смогут оценить и заполнить «небо» своего бизнеса облаками, именно поэтому стоит вникать в суть вопроса уже сейчас.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|