Как закалялись «Хард» и «Софт». История персонального компьютера::Журнал СА 12.2011
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Событие  

В банке рассола ждет сисадмина с полей фрактал-кукумбер

Читайте впечатления о слете ДСА 2024, рассказанные волонтером и участником слета

 Читать далее...

Организация бесперебойной работы  

Бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в режиме 24/7 Как обеспечить ее в нынешних условиях?

Год назад ИТ-компания «Крок» провела исследование «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Результаты

 Читать далее...

Книжная полка  

Читайте и познавайте мир технологий!

Издательство «БХВ» продолжает радовать выпуском интересных и полезных, к тому же прекрасно

 Читать далее...

СУБД PostgreSQL  

СУБД Postgres Pro

Сертификация по новым требованиям ФСТЭК и роль администратора без доступа к данным

 Читать далее...

Критическая инфраструктура  

КИИ для оператора связи. Готовы ли компании к повышению уровня кибербезопасности?

Похоже, что провайдеры и операторы связи начали забывать о требованиях законодательства

 Читать далее...

Архитектура ПО  

Архитектурные метрики. Качество архитектуры и способность системы к эволюционированию

Обычно соответствие программного продукта требованиям мы проверяем через скоуп вполне себе понятных

 Читать далее...

Как хорошо вы это знаете  

Что вам известно о разработках компании ARinteg?

Компания ARinteg (ООО «АРинтег») – системный интегратор на российском рынке ИБ –

 Читать далее...

Графические редакторы  

Рисование абстрактных гор в стиле Paper Cut

Векторный графический редактор Inkscape – яркий представитель той прослойки open source, с

 Читать далее...

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

Разбор полетов  

Ошибок опыт трудный

Как часто мы легко повторяем, что не надо бояться совершать ошибки, мол,

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6195
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6903
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4188
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 2989
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3795
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3805
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6299
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3152
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3446
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7263
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10628
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12352
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 13983
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9110
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7064
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5375
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4604
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3414
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3145
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3392
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 3013
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Как закалялись «Хард» и «Софт». История персонального компьютера

Архив номеров / 2011 / Выпуск №12 (109) / Как закалялись «Хард» и «Софт». История персонального компьютера

Рубрика: Карьера/Образование /  Ретроспектива

Владимир Гаков ВЛАДИМИР ГАКОВ, журналист, писатель-фантаст, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. преподает в Академии народного хозяйства. Автор 8 книг и более 1000 публикаций

Как закалялись «Хард» и «Софт»
История персонального компьютера

Altair стал первым массовым компьютером, что не могло не привести к появлению первых групп фанатов – энтузиастов новой технологической игрушки

В первой части статьи (№11/2011) речь шла об истоках того, что сегодня мы называем интерактивным компьютером. Закончил я эту увлекательную историю на главном претенденте на звание «первой персоналки» – созданной в американском мозговом центре MIT машине Whirlwind. А также на ее приложениях – военном (системе раннего оповещения SAGE) и сугубо гражданском (первой в мире автоматической системе бронирования авиабилетов).

Все «железо» под рукой

Впрочем, наивно было бы думать, что потом история персонального компьютера двигалась по прямой – от системы SAGE до ставших легендарными моделей Altair, Apple II и IBM PC. Скорее дальнейшую эволюцию компьютеров нагляднее представить в виде двух параллельных ветвей, выделившихся из общего ствола. Одна из них представляла собой эволюцию самого «ящика» («железа»), другая же – эволюцию взглядов и подходов к тому, что, собственно, ожидает пользователь от этого эволюционирующего «железа».

Другими словами, дальше придется наблюдать за развитием двух тенденций. С одной стороны, развитие компьютерной техники, постепенное уменьшение ее в размерах с одновременным ростом быстродействия и расширением диапазона решаемых ею задач. И, с другой, развитие интерактивности, создание того симбиоза человека и машины, о котором мечтали отцы кибернетики и первой ласточкой которого стал нынешний PC, а второй – Интернет.

На первой ветви компьютерной эволюции – неудержимой миниатюризации компьютеров с одновременным ростом их быстродействия и диапазона решаемых задач – человечество тоже не сразу пришло к привычной ныне конструкции десктопа: монитор и клавиатура на столе, «башня» под столом. Короче, все под рукой – работай, не хочу. Для достижения этой идиллии, которую мы сегодня даже не замечаем, относясь к ней как к чему-то само собой разумеющемуся, потребовалось почти двадцать лет.

Старт гонке миниатюризации и «компактизации» вычислительной техники дал тот же проект Whirlwind. В нем, напомню, сотрудники MIT впервые общались с машиной непрерывно – сменяя друг друга после 15-минутных сессий. До этого общение с ЭВМ представляло собой сложную цепочку: формулировка задачи – написание программы – занесение ее на перфокарты – ввод в машину – ожидание результата – расшифровка. Кстати, двое из этой первой в истории команды пользователей, Кеннет Олсен и Харлан Андерсон, позже решили создать собственную фирму для продвижения на рынок интерактивных машин – Digital Equipment Corporation (DEC), о чем я также рассказывал в одной из предыдущих статей («СА», №10/2010).

В ту пору компьютерный рынок еще не созрел для массовых продаж: в 1960 году удалось продать лишь 49 моделей PDP-1. Но зато новинку DEC по достоинству оценили те, кому она и предназначалась: ученые и инженеры. За 120 000 долларов (ни о каких «персоналках» речи тогда не шло – ЭВМ приобретали исключительно фирмы, госучреждения и университеты) предлагался полностью интерактивный и весьма компактный компьютер со встроенным жидкокристаллическим дисплеем и солидными по тем временам ресурсами памяти и быстродействием. Еще более соблазнительной была «открытость» PDP-1: все детали «харда» были публично описаны, так что любой смекалистый в технике пользователь мог достраивать и модифицировать купленную модель, как ему заблагорассудится.

Уже к 1964 году компания была готова к новому рывку – созданию в полном смысле настольного компьютера, предназначенного для небольших групп исследователей и даже отдельных индивидов. За основу была принята модель экспериментального лабораторного компьютера LINC, созданного в Лаборатории Линкольна Олсеном и бывшим коллегой Андерсона – Уэсли Кларком. В то время бурно развились технологии, связанные с созданием полупроводников и способами хранения информации. Кроме того, новая отрасль – производство компьютеров – смогла наконец перейти от ручной сборки к полноценному конвейеру.

Так в апреле 1975 года на свет явился уникум – невероятно легкая, дешевая и малогабаритная модель PDP-8. Как гласила реклама, устройство ценой 18 000 долларов и весом чуть более 100 кг спокойно умещалось на заднем сиденье открытой модели фольксвагеновского «Жука». Но главное было даже не в размерах и цене – работа на PDP-8 не требовала специального технического образования!

Радикализм компьютерной моды: от мини к микро

Фактически это был первый в истории мини-компьютер, буквально вызвавший лавину подобных проектов – после успеха DEC только ленивый не попытался выйти на рынок с аналогичной машиной. Кстати, сам термин «мини-компьютер» родился в лондонском офисе той же компании – по аналогии с перевернувшими мир моды мини-юбками.

Компьютеры из огромных шкафов, заполнявших целые комнаты и таким образом «отчужденных» от потребителя, на глазах превращались в простой и допускающий «достройку» прибор, на котором можно было работать не только в лаборатории и в офисе, но и дома.

В частности, именно для домашних умельцев предназначалась сенсационная модель персонального компьютера Altair 8800, которую проанонсировал журнал Popular Electronics в своем январском номере за 1975 год. Всего за 397 долларов фирма MITS из города Албукерке в штате Нью-Мексико предлагала покупателям набор типа «сделай сам», высылаемый наложенным платежом. Каждый сам мог собрать дома компьютер на базе микропроцессора Intel 8080, позволявшего уместить CPU на одном-единственном чипе. Именно наличие последнего превратило мини-компьютер Altair в первый в истории микрокомпьютер.

И еще это был первый компьютер для любителей, «чайников», вчерашних школьников, «ушибленных» на электронике, которые запросто могли управляться с ним дома, в школе, в захламленном отцовском гараже. Altair стал первым массовым компьютером (всего было продано 10 тысяч штук), что не могло не привести к появлению первых групп фанатов – энтузиастов новой технологической игрушки.

Персональный компьютер Altair 8800
Персональный компьютер Altair 8800

Одним из первых компьютерных сообществ был легендарный Homebrew Compute Club, члены которого с марта 1975-го регулярно собирались в просторном гараже в известнейшем пригороде Сан-Франциско – Пало-Алто. Если кто позабыл – в будущем ядре того, что сегодня называется Силиконовой долиной.

Появление модели Altair вызвало еще одно приметное событие, отмеченное в анналах компьютерной истории. Весной того же 1975 года два молодых жителя Сиэтла – гарвардский студент-старшекурсник Билл Гейтс и его друг-однокашник Пол Аллен, работавший программистом в Бостоне, на пару написали для Altair удачную и легкую в обращении программу на языке BASIC. И, вдохновленные ее успехом среди пользователей, приятели бросили: один – университет, а другой – работу. Они перебрались в Албукерке (поближе к компании MITS) и основали там небольшую фирму для продвижения своих программ на рынке. Отгадайте, как она называлась, с одного раза! Вот и неправильно: первоначально ее название писалось в два слова – Micro Soft.

Однако прогресс не стоял на месте, и вскоре производители персональных компьютеров осознали, что настало время предлагать покупателям не сборную модель, а уже собранную. Иначе говоря, машину, которая начинала работать сразу же после того, как покупатель втыкал штепсель в розетку.

Быстрее и эффективнее других с этой задачей справилась еще одна легендарная пара из упомянутых выше – члены клуба Homebrew и основатели компании Apple Computer Стив Джобс и Стив Возняк. Историческое событие снова имело место в гараже, на сей раз расположенном в одной из будущих «столиц» будущей Кремниевой долины, городке Купертино. Именно там была собрана легендарная модель Apple II, появление которой на рынке в апреле 1977 года произвело новую сенсацию. Стоил компьютер, правда, недешево – 1195 долларов (без цены монитора), но зато на нем можно было играть в первые компьютерные игры!

Машина, а тоже жаждет общения

Все последовавшие за тем события, как говорится, уже история. Хотя вряд ли она оказалась бы столь яркой и впечатляющей, если бы не развивавшаяся – параллельно «железной» – вторая ветвь эволюции.

Именно эта ветвь – создание рабочего симбиоза человека и машины, их в полном смысле слова общение, – оказала даже большее влияние на процесс превращения компьютера для ученых в компьютер для всех, чем первая («железная»). По крайней мере так считает автор книги «Машина-мечта» Митчелл Уолдроп. Любопытно, что и эта ветвь отпочковалась от того же самого ствола – проекта Whirlwind и системы SAGE.

Среди тех, кто разрабатывал по заказу Пентагона первую национальную систему ПРО, были не только инженеры-электронщики, но, как оказалось, еще и психологи. Один из них, Джеймс Ликлайдер, вместе с другими проектировал конструкцию радарных консолей для операторов. Поскольку с самого начала предполагалось постоянное и непрерывное общение последних с «бездушной железякой», кто-то сообразил, что необходимо учесть и такой параметр компьютерной системы, как ее «дружелюбие» по отношению к человеку, находящемуся с ней на прямой связи. Это сегодня мы равнодушно пропускаем взглядом стандартную рекламную фразу «human-friendly design» в описании покупаемой бытовой техники. В середине 1950-х додуматься до такого тоже было своего рода прорывом.

А Ликлайдер пошел еще дальше. В сугубо секретной и донельзя прикладной системе ПРО он разглядел прообраз будущей революции – не только технологической, но и социальной, философской, переворачивающей весь ход развития цивилизации.

Это не громкие слова. Представьте себе: 1957 год, мир потрясен (а часть его сильно испугана) запуском первого советского спутника. А американец Ликлайдер задумался о том, что первоначально определил как «истинный смысл системы SAGE». Смысл, по мнению ученого-психолога, лежал совсем не в сфере национальной безопасности, а целиком в сфере науки, в беспрецедентном расширении возможностей разума. Вместо 23 центров радарного слежения Ликлайдер представил себе сеть «мозговых центров», покрывающих всю территорию страны и благодаря связанным между собой компьютерам обеспечивающих одновременный доступ множества специалистов к поистине необъятному массиву научной информации, а вместо радарных консолей – множество интерактивных терминалов, с помощью которых можно передавать на экраны тексты, уравнения, картинки и диаграммы. Ликлайдер увидел в подобной сети долгожданный симбиоз человека и компьютера, который позволил бы взаимно умножить то, что составляло сильные стороны каждого из «партнеров» – механическое быстродействие машины, основанное на алгоритмах, и творческую «эвристику» человека, основанную на интуиции.

Эти революционные идеи ученый изложил в классической статье «Симбиоз человека и компьютера», опубликованной в 1960-м. Ее прочли как раз те, кому и нужно было. И уже спустя два года Ликлайдер был приглашен на работу в специальное исследовательское подразделение Пентагона – ARPA (Advanced Research Project Agency – буквально «Агентство перспективных исследовательских проектов»). В недрах коего, как известно, и зародился нынешний Интернет.

На деньги военного ведомства Ликлайдер смог развить и модифицировать проект MAC, разработанный им и коллегами еще в бытность работы в Массачусетском технологическом институте. Это был первый в истории крупномасштабный эксперимент в сфере персональных компьютеров, когда даже понятия такого не существовало. В ту пору ни один ученый не мог позволить себе «личный» компьютер, стоимость которых исчислялась шестизначными цифрами. Однако уже тогда организаторы проекта попытались использовать новомодную технологию раздельного выполнения машиной нескольких задач (time-sharing) – в целях организации «индивидуального» общения с центральной машиной каждого из десятков исследователей, чьи терминалы были разбросаны по всей территории университета.

Или хотя бы создания видимости такого общения. На самом деле, конечно, центральный компьютер «общался» с каждым из пользователей последовательно, разбивая решение каждой конкретной задачи на подпункты и чередуя их от пользователя к пользователю. Однако все это происходило столь быстро, что у сидящего за терминалом создавалось ощущение, что машина «разговаривает» только с ним, причем в режиме реального времени.

Уже в середине 1960-х годов под руководством Ликлайдера проект MAC превратился в первое в мире «онлайновое» сообщество, в котором существовали прообразы «чатов», «электронной почты», «форумов», «свободного обмена софтом». Даже хакеров – их, если читатель помнит, тоже «изобрели» в MIT!

Долина родила мышь

Другим «открытием» ученого-психолога стал никому до той поры не известный инженер по имени Дуглас Энгелбарт, работавший в крупной консалтинговой компании SRI International, расположенной в городке Менло-Парк – еще одном центре все той же Силиконовой долины. Энгелбарт успел основательно достать свое начальство разного рода завиральными идеями вроде «усиления интеллекта» и тому подобных. Зато Ликлайдер, прослышав о них, тотчас понял, что обрел идейного соратника, и быстро организовал финансирование его работ из бюджета ARPA (с привлечением фондов также ВВС и НАСА).

Поддержка сделала свое дело, и доклад Энгелбарта на ежегодной Объединенной компьютерной конференции в декабре 1968 года в Сан-Франциско завершился сенсацией. Тогдашнее продвинутое компьютерное сообщество восторженно наблюдало, как молодой человек с тихим вкрадчивым голосом, подобно цирковому иллюзионисту, вытаскивал из своего цилиндра одного кролика за другим. Первую компьютерную мышь, знакомые нам всем сегодня окна на дисплее, гипертекст и все такое прочее.

Что касается Джеймса Ликлайдера, то он подобно садовнику продолжал холить и лелеять ростки будущей интернет-идеологии. Он высаживал семена на будущее, и они взошли, когда сам Ликлайдер в 1964-м покинул ARPA, перейдя на работу в компанию IBM. За год до этого энтузиаст «машинного общения» разослал по разраставшейся благодаря его усилиям Сети памятную записку, адресованную «всем членам и аффилированным структурам Межгалактической компьютерной сети», которая содержала основные принципы, структуру и задачи будущей сети Интернет.

Было это 25 апреля 1963 года. До создания Интернета оставалось еще почти четверть века...

И чертова дюжина лет до исторического решения двух упомянутых членов клуба Homebrew Стива Джобса и Стива Возняка – создать собственную компанию под названием Apple Computer. Год спустя, после относительно неудачной модели Apple I, на рынок был выброшен по тогдашним меркам настоящий шедевр – Apple II. В нем уже было все для полноценного общения человека с машиной, о котором мечтал Ликлайдер: встроенный дисплей, удобная клавиатура, игровой порт и, самое главное, невиданная цветная графика.

А еще спустя три года компания-конкурент Apple – IBM – презентовала свой «асимметричный ответ». Благодаря титаническим усилиям Уильяма Лоуи и его команды за год с небольшим на свет явился еще один компьютер, допускавший непосредственное общение с пользователем. На сей раз с помощью черно-белого монитора, того же (что и у Altair) процессора Intel 8088, выносной клавиатуры и удобной программы MS-DOS, написанной известно кем.

Эта модель формально называлась IBM 5150 Personal Computer. Но очень скоро повсеместно прижилось сокращенное название IBM PC, которое со временем превратилось в имя нарицательно. Отныне оно писалось со строчных букв и вошло во все словари мира как новый термин – «персональный компьютер».


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru