Это Sony!::Журнал СА 6.2011
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Архив номеров
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Электронный документооборот  

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Область применения технологий электронной подписи с каждым годом расширяется. Все больше задач

 Читать далее...

Рынок труда  

Системные администраторы по-прежнему востребованы и незаменимы

Системные администраторы, практически, есть везде. Порой их не видно и не слышно,

 Читать далее...

Учебные центры  

Карьерные мечты нужно воплощать! А мы поможем

Школа Bell Integrator открывает свои двери для всех, кто хочет освоить перспективную

 Читать далее...

Гость номера  

Дмитрий Галов: «Нельзя сказать, что люди становятся доверчивее, скорее эволюционирует ландшафт киберугроз»

Использование мобильных устройств растет. А вместе с ними быстро растет количество мобильных

 Читать далее...

Прошу слова  

Твердая рука в бархатной перчатке: принципы soft skills

Лауреат Нобелевской премии, специалист по рынку труда, профессор Лондонской школы экономики Кристофер

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9956
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8163
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8264
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5232
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5919
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Это Sony!

Архив номеров / 2011 / Выпуск №6 (103) / Это Sony!

Рубрика: Карьера/Образование /  Ретроспектива

Владимир Гаков ВЛАДИМИР ГАКОВ, журналист, писатель-фантаст, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. преподает в Академии народного хозяйства. Автор 8 книг и более 1000 публикаций

Это Sony!

Основатели компании – два «упертых» трудоголика и реформатора бизнеса – 65 лет назад дали толчок послевоенному «японскому чуду», заставившему мир с уважением относиться ко всему, что имеет этикетку «Made in Japan»

Именно так – «Made in Japan» – назвал свою автобиографию один из отцов-основателей Sony Акио Морита. Будущий электронный магнат родился 21 января 1921 года в Нагое, в семье потомственных винокуров. До его появления на свет пятнадцать поколений семейства Морита варили традиционный японский алкогольный напиток – саке. У нас его часто ошибочно называют рисовой водкой, хотя на самом деле саке если и имеет дальних «родственников», то не в водочном и даже не в винном кланах, а в пивном!.. Вдобавок к «рисовому пиву» семейная фирма производила столь же традиционные «закуски» – пасту мисо (основу популярного японского супа) и соевый соус, которым в японской кухне сдабривается любое блюдо, кроме разве что десертов.

Акио Морито – один из отцов-основателей компании Sony
Акио Морито – один из отцов-
основателей компании Sony

Первенцу Кьюзаэмона Морита родители готовили ту же участь, однако сын с детства увлекся точными науками и поступил на естественный факультет Императорского университета в Осаке. Окончив его в 1944 году, дипломированный физик пошел отдавать долг родине – шла война, и знания, полученные в университете, очень пригодились лейтенанту Морите, направленному в Исследовательский центр императорского военно-морского флота. Там же, в секретной лаборатории, Морита познакомился со старшим коллегой и своим будущим деловым партнером – физиком Масару Ибукой. Второй сооснователь Sony родился в 1908 году и закончил токийский университет Васэда, еще в студенческие годы заслужив от сокурсников уважительное прозвище «гений-изобретатель». Еще до начала войны Ибука начал работать в «Компании точных инструментов Японии». Туда к своему армейскому другу после демобилизации устроился работать Морита.

И тут же… лишился работы! Как и его работодатель, занимавший там пост генерального директора. Война закончилась, поверженной Японии победители-союзники запретили военное производство, и компания, выполнявшая преимущественно армейские заказы, была вынуждена уволить почти весь свой штат. Ибука открыл скромную радиомастерскую в Токио, а Морита устроился преподавателем в университет. И вот ведь незадача – опять лишился работы: по закону офицеры не могли преподавать в вузе.

Оставалось только одно – затеять собственный бизнес. Что друзья-партнеры и сделали, 7 мая 1946 года основав «Токийскую телекоммуникационно-инженерную корпорацию» («Токио Цусин Когио Кабусики Кайса»). Штат ее составляли 20 человек – все бывшие сотрудники Ибуки, а уставной  – 190 000 йен (тогда это равнялось, по разным оценкам, от 375 до 500 долларов). Часть денег инвестировали в дело сына родители Мориты, и, как показало время, не прогадали.

Офис компании, служивший одновременно лабораторией и складом готовой продукции, ютился в небольшом служебном помещении полуразрушенного токийского универмага. Впрочем, и результаты деятельности новоиспеченных бизнесменов в сфере high-tech поначалу не впечатляли. Нужно было просто выживать, и для этого годилось все – производство вольтметров и прочих бытовых электроприборов, а также кухонных жаровен – «рисоварок».

Акио Морито и Масару Ибука в офисе компании Sony в 1960 году
Акио Морито и Масару Ибука в офисе компании Sony в 1960 году

А в свободное от работы время Морита еще и жарил на обычных сковородах какую-то вонючую черную пасту, которой затем обмазывал длинные узкие полоски полиэтиленовой клеенки. Именно так в 1949-м родилась первая японская магнитная лента, а годом позже за ней последовал первый же отечественный катушечный магнитофон – Type-G. «Серийная» модель (если можно назвать серией 20 штук!) весила 35 кг и стоила жуткие по тем временам деньги – почти тысячу долларов. Продать такие махины оказалось труднее, чем их создать. Но помог открывшийся в одночасье предпринимательский дар Мориты, «пробившего» продажу всей партии в школы и Верховный суд (что позволило администрации последнего сэкономить на стенографистках). Спустя два года появилась портативная модель магнитофона весом 13 кг.

А затем проявил свой предпринимательский талант партнер Мориты, одним из первых в Японии узнавший о заокеанской новинке – транзисторах. В начале 1950-х Ибука застолбил на японском рынке это важнейшее средство будущей миниатюризации электроники, за $25 000 купив лицензию у американцев. Более того, компания Мориты и Ибуки стала, вероятно, первой в мире, в которой транзисторы начали изготавливать «в мирных целях». И, безусловно, первой, чья бытовая электроника на транзисторах стала коммерчески успешной.

Бизнес-код бусидо

Когда говорят о триумфальном взлете Sony, чаще всего вспоминают Мориту, что не совсем справедливо. Его друг и партнер был президентом компании в период с 1950 по 1971 год, а затем еще шесть лет, прежде чем покинул ее, занимал пост председателя совета директоров. Занимавшийся все время технологическими разработками, Ибука оказался в тени Мориты, который отвечал за менеджмент и поэтому постоянно «светился» на деловых мероприятиях и в СМИ.

Между тем именно Ибука (он умер в 1997-м) составил первый устав компании, известной своими организационными принципами, которые многие на родине сравнивали со знаменитым кодексом самурая – бусидо. В этом уставе, в частности, декларировалось, что компания «никогда не будет получать доход нечестным путем», что она предоставит полную независимость тем предприятиям, которые будут с ней сотрудничать, что критерием приема на работу новых сотрудников станут лишь их способности и личные качества, а не родственные связи и не возрастная иерархия, как до того было принято в специфическом японском бизнесе. Будущая Sony стала одной из первых японских корпораций, отменившей «теплые места» для достигших определенного возраста начальников. Уволить их, по неписаным японским корпоративным правилам, могли только старшие по возрасту. А ежели таковых не находилось, стариков отправляли на заслуженный покой, но не на пенсию, а на созданные для такого случая высокооплачиваемые «синекуры» внутри той же компании.

А сделал эту революцию в мире японского бизнеса Акио Морита. Он, в частности, ввел при приеме на работу конкурсную систему, отказавшись рассматривать отметки в вузовских дипломах претендентов, тем более родственные связи. Морита знакомился с претендентами лишь на этапе собеседования, лично участвуя в формировании штата компании. Он же ввел единый дресс-код, по сути, униформу, которую носили все – от президента до мелкого клерка, и постановил, что зарплата топ-менеджеров не должна превышать зарплату работника низшего звена более чем в семь раз. Так «феодальному», семейственному и авторитарному японскому бизнесу прививался пришедший из-за океана «командный дух».

Коллегами по бизнесу эти чуждые веяния поначалу были приняты в штыки. Но затем одна за другой японские фирмы начали внедрять у себя те же принципы – успехи Sony (к тому времени компания обрела новое имя) говорили сами за себя. В 1955 году там был выпущен первый японский серийный транзисторный приемник TR-55, а появившаяся вскоре модель TR-72 успешно продавалась не только на родине, но и в Канаде, Австралии, Нидерландах и ФРГ, сохранив статус «бестселлера» до начала 1960-х. В 1957-м появился самый маленький в мире приемник TR-63, успех которого был уже поистине всемирный. Но в нагрудный карман мужской сорочки он все равно не влезал, и тогда Морита заставил весь персонал компании обзавестись рубашками с более вместительными карманами, соответствующими рекламному образу «карманного радио».

Даже извечные конкуренты – американцы – вынуждены были признать, что японская компания выпустила если и не первый в мире транзисторный приемник, то, во всяком случае, первый коммерчески успешный, и что завоевание американского рынка продукцией Мориты и Ибуки – достойный реванш за недавнюю оккупацию Японии. Потому что миллионы американских подростков носили в кармане изделие «Мade in Japan», а ежегодный выпуск этих изделий за десятилетие вырос на порядок – со 100 тысяч в 1955 году до пяти миллионов в 1968-м.

За транзисторным радиоприемником быстро последовали первые в мире транзисторный телевизор (в 1960-м) и комнатный видеомагнитофон Betamax (в 1975-м – за год до появления первого «видика» конкурирующей системы VHS). В 1979-м был создан первый в мире портативный аудиоплеер – Sony Walkman, а спустя пять лет он был приспособлен под компакт-диски, впервые тоже разработанные Sony (в партнерстве с Philips). Развитию генерального наступления компании на рынке бытовой электроники способствовало и появление в штате нового сотрудника – будущего изобретателя туннельного диода и Нобелевского лауреата Рейона (Лео) Эйсаку.

Крестный отец японского чуда

Между тем перед началом «завоевательного похода» японские стратеги всерьез задумались над новым именем компании. Сначала партнеры решили оставить в названии только записанные латиницей инициалы – TTK, но это оказалось созвучно аббревиатуре Токийской железнодорожной компании (TKK). А другой вариант, звучавший вполне «по-западному», – Tokyo Teletech – был отвергнут по причине наличия такого корпоративного имени на американском рынке.

И тогда родилось короткое и легко запоминающееся Sony. Sonny-boys – так на сленге называют не в меру прытких парней (что-то вроде нашего «молодой, да ранний»), а кроме того, в переводе с латыни sonus – звук. Но по правилам японского произношения это должно было бы звучать, как «сон-ни», что буквально означало… «терять деньги»! Морита без колебаний отсек лишнее «н». И осталось Sony. Первым товаром, вышедшим под этим брендом, стал японский транзисторный радиоприемник, хотя официальное переименование произошло только тремя годами позже – в январе 1958-го.

Уже в 1960 году японская фирма обзавелась собственной «дочкой» за океаном – была основана Sony Corporation of America. Спустя три года Sony стала первой японской компанией, разместившей акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Тогда же Акио Морита вместе с семьей перебирается в Штаты – поближе, так сказать, к месту решающих боев за перекройку мирового рынка бытовой электроники. Именно в американской «дочке» под руководством Мориты был создан первый культовый «гаджет», под знаком которого выросло целое поколение, – Sony Walkman, а затем и первый CD. Морита сам был меломаном, хотя для поп-музыки считал себя староватым, предпочитая классику. Поэтому объем первого компакт-диска равнялся 640 Мб – именно столько было нужно для 74 минут воспроизведения музыки, а любимая Моритой бетховенская Девятая симфония длилась 73 минуты 30 секунд.

Позже, в конце 1980-х, Sony купила крупнейшую компанию звукозаписи CBS Records Incorporated, переименовав ее в Sony Music Entertainment, а спустя год – одного из голливудских «монстров», кинокомпанию Columbia Pictures. Еще за десятилетие до того чванливые американцы и в страшном сне не могли увидеть, как недавние «косоглазые» берут под контроль один из неприступных бастионов американского духа и образа жизни – Голливуд!

Между прочим, в последние десятилетия жизни Акио Морита состоял в американо-японской Группе по экономическому взаимодействию двух держав, негласно называемую Советом мудрецов. И в книге «Япония, которая в состоянии сказать «нет», написанной им в соавторстве с политиком Синтаро Исихарой, резко критиковал нравы американского бизнеса, призывая свою страну вести более независимую экономическую политику.

Первая модель знаменитых аудиоплееров Walkman
Первая модель знаменитых
аудиоплееров Walkman

Книга вышла в 1991-м – за три года до смерти Мориты. Будучи уже в преклонном возрасте, глава корпорации Sony на здоровье не жаловался. Наоборот, поражал окружающих своей энергией и неистребимой жаждой нового. В возрасте 55 лет он научился играть в теннис, спустя пять лет впервые в жизни встал на горные лыжи и еще через четыре года – на водные. Большую часть жизни он продолжал проводить в самолетах, колеся по миру и встречаясь с нужными людьми.

Но в 1993-м на теннисном корте 72-летний игрок получил удар мячом в висок, вызвавший инсульт. В следующем году Морита оставил бразды правления своей корпорацией. А 3 октября 1999 года ее основатель и бессменный глава, обладатель множества почетных званий и наград (первый японец, возведенный английской королевой в рыцарское достоинство, офицер французского ордена Почетного легиона, кавалер японского ордена Священного сокровища и прочая и прочая…) скончался от пневмонии.

Любопытно, что место Мориты на посту председателя совета директоров Sony досталось 69-летнему Норио Ога. К тому времени он уже занимал посты президента и исполнительного директора (CEO), хотя начинал карьеру как оперный баритон и дирижер. Морита и Ибука пригласили его в корпорацию внештатным консультантом после того, как он написал первому письмо с критикой качества выпускавшихся тогда компанией первых магнитофонов.

Мир, отформатированный Sony

Два последних десятилетия прошли для Sony под знаком «лавины новинок»: разработка формата DVD, создание технологии Blu-Ray, новые семейства телевизоров Bravia, ноутбуков Sony Vaio, сверхпопулярных игровых приставок Play Station, цифровых фотоаппаратов Cyber-Shot, видеокамер и камкордеров, мобильных телефонов (совместно с компанией Ericsson), карты памяти Memory Stick, батареи для ноутбуков, мониторы… Перечислять можно долго.

При этом японская компания за последние полвека неоднократно и весьма решительно задавала промышленности новые стандарты записи и хранения информации. Хотя началось это безудержное «форматирование» всего и вся с неудачи, наверное, самой громкой за всю историю компании. В начале 1980-х Sony шумно разрекламировала Betamax – первую в мире систему записи и воспроизведения для домашних видеомагнитофонов. Но весь мир принял появившуюся чуть позже альтернативную VHS, разработанную конкурентами из компании JVC. После непродолжительной «войны стандартов» Sony вынуждена была признать поражение и перейти на «вражескую» систему (хотя профессионалы по сей день используют усовершенствованный видеоформат Betacam).

Но, пожалуй, это была единственная черная запись в длинном списке побед. В 1983 году мир триумфально завоевали разработанные в Sony 90-миллиметровые (точнее, 3,5-дюймовые) микродискеты, пришедшие на смену 5,25-дюймовым флоппи-дискам. Годом позже, как уже говорилось, появилась и будущая смена дискетам – компакт-диски (совместная разработка с Phi-lips). Далее, с интервалом в год-два, последовали: семейство портативных CD-плееров Discman, ручные видеокамеры Handycam с новым форматом Video8 (чуть позже – Hi8), четырехмиллиметровые ленты для цифровой аудиозаписи DAT, оптические диски для одноразовой записи Write-Once (WO), формат Mini-Disc. А также целая вереница форматов (магнито-оптические диски на 125 Mб, мультимедийные MMCD и Super Density CD), приведшие в результате совместных усилий Sony, Philips и Toshiba к появлению формата DVD. Отныне единого и неделимого, хотя добавлять привычное «…и вовеки», как показало время, было бы ошибкой.

Новые топ-менеджеры компании Sony
Новые топ-менеджеры компании Sony

Кроме того, в 1993 году Sony бросила вызов непререкаемому законодателю моды по части студийной и домашней акустики – самой компании Dolby, выпустив собственный формат аудиозаписи фильмов Sony Dynamic Digital Sound (SDDS), на то время даже превосходящий конкурента по качеству (восемь аудиоканалов вместо шести у Dolby Digital 5.1).

А из новинок последнего десятилетия можно отметить усовершенствованный формат MiniDisc – Hi-MD, а также новый формат оптических носителей Blu-Ray. Последний был разработан Sony вместе со специалистами компании Panasonic и фактически вытеснил с рынка соперника – формат HD DVD, созданный в Toshiba. Первый проигрыватель на основе нового формата – BDP-S1 – Sony выпустила в декабре 2006 года по цене $999.95 и ныне является главным производителем и «промоутером» Blu-Ray.

В общем, надо признать, что сменявшие друг друга на протяжении последних десятилетий три рекламных слогана компании – «Это Sony» («It’s a Sony»), «как.никто.другой» («like.no.other») и «заставь.себя.поверить» («make.believe») – были выбраны на редкость удачно. Все три в полной мере отражали те эмоции и первые впечатления, которые приходили на ум покупателю, когда он знакомился с новинками бытовой электроники с заветным логотипом из четырех букв.

Конечно, за более чем полувековую историю компанию Мориты и Ибуки временами «потряхивало», как и их многострадальную родину, которой судьба навеки определила быть в зоне повышенной сейсмической опасности. То конкуренты обвиняли компанию в «плагиате» (как в случае с отдельными узлами сверхпопулярной PlayStation, вторая версия которой стала самой продаваемой игровой видеоприставкой в истории), и суд признавал правоту истца, что влекло за собой солидные штрафы. То приходилось платить штрафы поменьше, но испытывать не сравнимый с ними моральный (репутационный) ущерб, как это было в 2006 году, когда в родной Японии неожиданно взорвались батареи для ноутбука, вызвав пожар. А годом раньше были обнаружены технические проблемы сразу у восьми моделей популярного семейства цифровых фотокамер DSC. Ну и, как положено, постоянно тревожат компанию своими претензиями всевозможные «зеленые».

В общем, нынешнему главе корпорации – Говарду Стрингеру (кстати, первому иностранцу, возглавившему крупную японскую компанию!), пришедшему на этот пост в 2005 году, досталось в наследство хотя и процветающее, но одновременно беспокойное хозяйство. Компания, занимающая пятое место в мире среди медиагигантов (с капитализацией $77 млрд), на долю которой приходится более половины всей бытовой электроники, производимой в Японии, работает на едва ли не самом изменчивом и оттого рискованном сегменте рынка, где буквально каждый день сулит неожиданности, заставляющие вспомнить древнее проклятие соседей-китайцев: «Чтоб вам жить в эпоху перемен!»

А тут еще разразившийся кризис, начавшийся для Sony сокращением восемь тысяч рабочих мест и закрытием десятой части производств. И недавнее очередное трагическое землетрясение, потрясшее всю японскую экономику. И совсем свежие – апрельские – хакерские атаки на компьютерные системы Sony Comuter Entertainment (подразделение, «отвечающее» за приставки PlayStation). В результате последнего DDOS-цунами злоумышленники получили доступ к данным 77 миллионов владельцев аккаунтов, а капитализация Sony упала на 15%.

Впрочем, корпорация, возглавляемая первым «чужаком», за прошедшие полвека не раз демонстрировала завидную «сейсмоустойчивость». Ее руководство и в нынешних непростых условиях сохраняет самурайское спокойствие. Потому что «это Sony»!


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru