www.samag.ru
Журнал «БИТ. Бизнес&Информационные технологии»      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Интеграция Open Source-решений  

Open Source в облачной среде

Облачные решения становятся всё более популярными в мире. Компании стремятся использовать их для

 Читать далее...

Автоматизация  

Нейросеть вам в руки! Как использовать ИИ для автоматизации задач

Использование ИИ для автоматизации задач помогает компании получить конкурентное преимущество, поскольку объединение

 Читать далее...

Рынок труда  

Специалист по этическому ИИ, инженер по квантовым вычислениям или аналитик по метавселенной?

Новые тенденции в развитии ИТ могут привести к возникновению новых специальностей в

 Читать далее...

Книжная полка  

Учитесь убеждать и побеждать

Издательство «БХВ», как всегда, порадовало своих читателей хорошими книжными новинками. Кроме популярных

 Читать далее...

Сетевая инфраструктура  

Как удаленная работа меняет подход к сетевой инфраструктуре?

С увеличением числа сотрудников, работающих из дома, организации сталкиваются с необходимостью создания

 Читать далее...

Мониторинг  

Какой мониторинг нужен сегодня?

По мнению экспертов ГК InfoWatch, действия сотрудников – самая распространенная причина инцидентов

 Читать далее...

Книжная полка  

Руководство для тех, кто увлечен ИИ, программированием. И дизайном

Накануне лета издательство «БХВ» выпустило книжные новинки, от которых любителям чтения будет

 Читать далее...

Мобильные приложения  

Искусственный интеллект в мобильных приложениях: возможности и перспективы

Обзор современных применений ИИ в мобильных приложениях, анализ перспектив развития этой технологии,

 Читать далее...

ИТ-образование  

Как сделать ИТ-образование эффективным?

Эксперты ИТ-отрасли отвечают на вопросы «СА». Обсуждаем ключевые аспекты для улучшения образовательных

 Читать далее...

Work-life balance  

Как айтишнику найти баланс между работой и личной жизнью?

Обсуждаем инструменты для эффективного управления временем, снижения уровня стресса и достижения гармонии. На

 Читать далее...

Книжная полка  

Всё самое нужное – под одной обложкой

Отличительная черта книжных новинок, выпущенных недавно издательством «БХВ» – это их универсальность. Не просто

 Читать далее...

ИТ-инфраструктура  

Системы мониторинга ИТ-инфраструктуры-2025

Без мониторинга ИТ-инфраструктуры не обходится ни одна компания, хотя бы потому, что

 Читать далее...

Открытое ПО  

Безопасность Open Source: рискуем или контролируем?

Компания «Кросс технолоджис» изучила, как используется ПО с открытым кодом в компаниях

 Читать далее...

Работа с нейросетью  

Скажи, есть ли у тебя AI, и я скажу, кто ты

Недавно сервис по поиску работы SuperJob выяснил, что каждый второй россиянин уже

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9638
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 9801
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 7221
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4498
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5301
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 5308
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 7981
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 4666
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 4913
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 8949
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 12388
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 13927
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 15699
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 10573
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 8599
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 6809
Комментарии: 4
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 5952
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4866
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 4529
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 4749
Комментарии: 1
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Критические заметки о Свободном ПО

Архив номеров / 2011 / Выпуск №5 (102) / Критические заметки о Свободном ПО

Рубрика: Острый угол /  Острый угол

Игорь Штомпель ИГОРЬ ШТОМПЕЛЬ, инженер, системный администратор. Сфера профессиональных интересов – свободное программное обеспечение

Критические заметки о Свободном ПО

Согласно классификации, данной Фондом Свободного ПО, есть два вида ПО: свободное и проприетарное. Создание и использование первого – единственный «верный путь», а тоже применительно к проприетарному – сродни преступлению. Думаю, стоит взглянуть на эту позицию критически

Ночная птица соловей поет – слышат все,
а певца не видно. И если и увидишь при свете,
то что прибавит к песне вид серенькой птички?

М.М. Пришвин

Далее вместо введения приведу притчу, получившую название «Чашка чая»:

«Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.

Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и наконец не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!»

«Так же, как эта чашка, – сказал Нан-ин, – вы полны ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать вам Дзен, если вы сначала не опустошили вашу чашу?»

О какой свободе речь?

Понятие свободы – абстрактное понятие. В разных культурах, на разных исторических этапах, в разных философских школах в него вкладывается свое понимание. И оно не постоянно и не абсолютно, а динамично и изменяется со временем. Недостаточно сказать: в X свобода, и потому X лучше, а в Y нет свободы – он хуже. Это будет примитивно и уведет от сути проблемы.

Почему понимание свободы нам важно в рамках поставленной задачи? Все дело в том, что Ричард Столлман, главный идеолог Свободного ПО, не дает четкое определение того, что он понимает под свободой. Мы имеем дело только с ясным определением: СПО – это программное обеспечение, которое удовлетворяет четырем принципам. Для удобства приведу их здесь:

  • Свобода запускать программу в любых целях (свобода 0).
  • Свобода изучения работы программы и адаптация ее к вашим нуждам (свобода 1). Доступ к исходным текстам является необходимым условием.
  • Свобода распространять копии, так что вы можете помочь вашему товарищу (свобода 2).
  • Свобода улучшать программу и публиковать ваши улучшения, так что все общество выиграет от этого (свобода 3). Доступ к исходным текстам является необходимым условием.

Но само понимание свободы Ричардом Столлманом не расшифровывается, таким образом, она становится «неизмеримой» в отличие от Свободного ПО (основанного на четких принципах).

Но так или иначе, Ричард Столлман утверждает, что СПО является необходимым условием для достижения свободы. Глава FSF утверждает, что центральное направление работы – формирование системы ценностей (sitizen values), которая будет заставлять пользователей думать о «внутреннем» – о влиянии ПО на их личную свободу, а не только о «внешнем» – удобстве программы, ее цене, функциональности [2]. В другой статье «Почему программам не стоит иметь владельца» Ричард Столлман утверждает еще категоричнее: «Общество также нуждается в свободе. Когда у программы есть собственник, пользователи теряют свободу контролировать часть своей собственной жизни» [3].

Но о какой свободе речь? Как известно, творческий продукт – это продукт брожения мысли. Давайте попытаемся выяснить, на каких «интеллектуальных дрожжах» замешано представление о свободе главного идеолога Фонда свободного ПО и проекта GNU.

Рисунок 1. Категории свободных и несвободных программ на сайте проекта GNU

Рисунок 1. Категории свободных и несвободных программ на сайте проекта GNU

Поскольку вопрос о свободе занимает центральное место во всей концепции СПО, думаю, стоит коснуться его отдельно. Известный российский специалист, занимающийся в том числе проблемами системного анализа, С.Г. Кара-Мурза в одной из своих работ уделил пристальное внимание свободе [4]. Согласно автору свобода – это учет ограничений (несвобод – наложение рамок и ограничений на дикость) и адекватное понимание свободы в наших условиях. В общем, если мы хотим реализовать те или иные составляющие в нашем понимании свободы, мы должны убедиться, нет ли каких-либо несвобод, к которым это может привести. Например, разрешим водителям садиться за руль в любом состоянии и управлять транспортным средством, как им заблагорассудится (хотят подчиняться знакам и светофором – пусть, не хотят – не обязательно).

Второй важный аспект, чтобы составляющие свободы соответствовали культурным представлениям и историческим условиям, а также были вписаны во время и пространство.

Получить полное представление о том, какую свободу имеют в виду Столлман и его соратники, мы не сможем, но косвенно понять, думаю, получится. Так, Кристиан Имхорст в работе «Анархия и исходный код. Что есть движение за свободное программное обеспечение и как оно соотносится с анархизмом?» упоминает о том, что Ричард Столлман в интервью «Spiegel Online» в 1996 году сказал следующее: «Я склоняюсь к левому крылу анархистской идеи, которой мы достигли бы добровольно и сообща, и думаю, каким образом мы можем постараться для всех посредством кооперации» [5]. Кстати, на сайте Кристиана Имхорста вы найдете и другие интересные материалы по рассматриваемой теме – например, книгу «Анархия хакеров» на немецком языке, которая доступна для свободной загрузки [6].

Таким образом, Ричард Столлман преследует свои политические цели, а Свободное ПО – это один из инструментов их реализации. Близкие настроения разделяют и некоторые соратники Ричарда Столлмана. Вот, например, Эбен Моглен (профессор права Колумбийского университета, участвовавший в разработке GNU GPLv3) в свое работе «Триумф анархизма: Свободное ПО и смерть копирайта» писал: «...в сетевом обществе, анархизм (или, точнее, «анти-притяжательный» индивидуализм) является жизнеспособной политической философией» [7]. Таким образом, анархистские настроения достаточно сильны, по крайней мере, у ряда идеологов Свободного ПО.

Почему так происходит? Судить об этом сложно, но давайте предпримем попытку разобраться. На мой взгляд, причины этого прекрасно показаны в уже упоминавшейся работе С.Г. Кара-Мурзы. Позволю себе еще раз сослаться на его труд: «...у фон Хайека... «для всех великих философов индивидуализма власть – абсолютное зло» ...призывы фон Хайека не бояться идти ради свободы на жертвы и презирать защищенность. Он советовал: «И надо вновь вспомнить слова Бенджамина Франклина, выражающие кредо англосаксонских стран: «Те, кто в главном отказывается от свободы во имя временной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности». ...Ведь это кредо сытого человека. Это у него главное – свобода, это для него государство – абсолютное зло. А если у тебя ребенок плачет без хлеба? А если на тебя прет немец, обещавший вообще стереть твой народ с лица земли?» Перефразируя автора можно сказать, что такое представление о свободе возникает в обществах, которые частично или полностью лишились исторической памяти о бедствиях, которые могут происходить.

Как видим, представление о свободе (в рамках анархизма – отказ от государственного принуждения или власти), которое, как мы могли убедиться, близко Ричарду Столлману, на мой взгляд, не отвечает второму аспекту свободы, приведенному С.Г. Кара-Мурзой. Идеи анархизма как фундаментальные никогда не были сильно близки нашему обществу. В этом ключе, принять идеологические постулаты лидера FSF и проекта GNU не представляется возможным (например, о том, что СПО – это единственный правильный «путь» развития ПО) [8].

О философии и идеологии Свободного ПО

С пониманием свободы, которая лежит в основе Свободного ПО, мы разобрались. Теперь поговорим о некоторых мифах официальной идеологии и философии Фонда Свободного ПО.

Любое программное обеспечение – это инструмент, который хорош для решения тех или иных задач. В какой обертке и с какой функциональностью он будет – не всегда важно. Главное, чтобы инструмент был адекватен решаемой задаче. Так, может, не совсем корректный пример, но все-таки: какая разница – отвертка с синей ручкой или красной, если надо закрутить шуруп? При решении задач приходится абстрагироваться от многих свойств инструментов, а сосредоточить свое внимание только на тех, которые позволяют решить задачу. Да, и, думаю, в этом контексте глупо спорить, какая из отверток лучше.

Важно другое, и то на глобальном уровне, – какой из инструментов адекватен нашей техносфере, основанной на наших культурных представлениях. Но проблема в том, что мы как общество еще не договорились о том, какой в будущем видим нашу техносферу.

Любое ПО имеет свои риски и угрозы, важно понимать их и адекватно перекрывать при построении своей техносферы. Возможно, создание нашей техносферы будет идти путем переваривания западных технологий. Но пока признаки этого в программной индустрии слабы. Удельный вес наших, отечественных разработок в общемировом рынке невелик [9].

Кроме того, под программное обеспечение подводят ту или иную идеологию (философию), приняв которую мы попадаем в рабство к авторам и теряем способность составить представление, адекватное нашей реальности или нашей отечественной техносфере (а поскольку мы не определились, какой хотим ее видеть, это вдвойне опасно).

Призывы остановиться и задуматься раздаются уже сейчас. Вот, например, Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства при Правительстве РФ задается вопросом:

«...Является ли авторское право фундаментальной ценностью, и следует ли эту ценность защищать исходя из неких высших целей?.. Объективно в мире присутствует группа очень влиятельных стран, оказывающих политическое давление на остальных участников международного сообщества, принуждая их принять выгодные для себя правила игры в отношении регулирования авторского права... Навязанный странами-экспортерами мировой порядок не отвечает в полном объеме ни интересам самих авторов, ни интересам развивающихся стран» [10]. Отечественные сторонники Свободного ПО редко задаются вопросом: насколько представления о свободе идеологов СПО соответствуют отечественным техническим представлениям и традициям?

В последнее время все сводится к экономической составляющей (экономия при переходе на СПО) и вопросам зависимости от одного поставщика (не будет зависимости от одного поставщика) и другим подобным вопросам. Но нигде не прозвучали вопросы о традиционных подходах к решению подобных проблем, адекватных нашей технической традиции. Ладно бы было озвучено, что это временный шаг на пути к построению отечественной техносферы – нет такого. Мы приняли без апелляций терминологию и постановку вопросов представителей западной техносферы (они во главе индустрии). Но дело в том, что вопрос о ПО не сводится только к экономии (шире – экономике) и борьбе с монополизмом того или иного поставщика. Он гораздо шире – вопрос стоит так: ПО как составляющая часть отечественной техносферы.

Рисунок 2. Информация о «патронах» FSF на официальном сайте проекта

Рисунок 2. Информация о «патронах» FSF на официальном сайте проекта

А раз так, то важно разобраться во всех философских построениях вокруг ПО вообще и Свободного ПО в частности. Приведу некоторые примеры, которые, на мой взгляд, свидетельствуют о противоречивости философии и политики FSF.

В статье «Определение свободной программы» на сайте проекта GNU говорится: «Мы убеждены, что авторским левом лучше пользоваться, но, если ваша программа – свободная программа без авторского лева, она в основном этична... (выделено и подчеркнуто мной – И.Ш.)» [11]. В другой статье Ричард Столлман пишет: «Проекты, которые утверждают практические цели или ориентируют людей использовать несвободное программное обеспечение, обычно избегают предполагать то, что проприетарное ПО неэтично (выделено мной – И.Ш.)» [12].

Проблема в том, что программа не может быть этична или неэтична. Кроме того, ничего не говорится о представлениях об этике. В категориях этики может измеряться отношение человека к ПО и/или применению программного обеспечения, но никак само ПО [13]. В основе этики – поведение человека и его оценка с точки зрения морали. Таким образом, необходимы теория морали и ее обоснование. Поэтому без четкой постановки вопроса о последних в аргументации представителей FSF есть провал.

Думаю, вернее было бы говорить «использование несвободной программы неэтично», а несвободная программа без авторского лева «в основном этична». Или шире – использование свободных программ (в терминологии Фонда Свободного ПО) этично, а несвободных программ нет. Очевидно, что мы имеем дело с попыткой создания локальной этики на основе отношения к свободному ПО. На мой взгляд, это ошибочная постановка вопроса.

Кроме того, такая локальная этика нередко будет входить/входит в противоречие с общей или объединяющей общество этикой. Например, необходимо оказать экстренную медицинскую помощь, а аппаратура работает на проприетарном ПО. Напомню, использование проприетарного неэтично. Но Столлман идет дальше и считает, что «создавать несвободное ПО преступно (выделено и подчеркнуто мной – И.Ш.), и это можно делать только под дулом пистолета. Ведь пользователя нужно обеспечить тремя свободами – изучения, изменения и распространения программных продуктов» [14].

Вот и получается, что использовать проприетарное ПО неэтично, а создавать – преступно.

Насчет этики. Спонсоры FSF – это компании, которые создают проприетарное ПО и зарабатывают на этом деньги. Если принять высказывания Столлмана, то это деньги, заработанные «на преступной деятельности». Тогда как фонд может принимать эти средства от подобных компаний («патронов»)? Среди «патронов» FSF: Google, Oracle, IBM, HP, Intel, Nokia, NEC и другие (см. рис. 2.) [15].

В связи с этим (расхождения идеологии с практикой) сразу вспоминается одно из радикальных воплощений идеологических представлений на практике – так называемый бойкот Novell. Фактически это движение возникло стихийно в ответ на соглашение Novell с Microsoft в 2006 году. Причем страдала не только компания Novell, но и, например, журнал Linux Format: «Досталось даже Linux Format – после каждой публикации обзора SUSE или учебника по его программам (скажем, Tomboy) на нас обрушивался шквал электронных писем от читателей, осуждающих поддержку отщепенцев». А что в итоге? Оказалось, что «в SUSE ничуть не больше патентных ограничений, чем в любом другом крупном дистрибутиве, он по-прежнему использует то же ПО, что и прочие, и продолжает публиковать свои приложения под свободными лицензиями. Люди не то что «простили» Novell, но склонны дать SUSE шанс...» [16]. Но тогда, если бойкот Novell, логически должен следовать бойкот и разработкам Novell, а это вклад и в ядро, и в Evolution, и в OpenOffice.org, и теперь LibreOffice, а также в дистрибутивы Novell.

В общем, если бы FSF позиционировало СПО как подход к созданию ПО и его инфраструктуры, это бы выглядело более адекватно, нежели претензии на единственно правильную всеобщность их этического взгляда.

Вам какой?

Считаю, что если «очистить» СПО от излишнего идеологического налета, то можно говорить о нем более предметно. Где-то оно незаменимо, а где-то не подходит. Думаю, необходимо учитывать то, откуда берут свое начало его идеологические корни, и учитывать это в соответствующих ситуациях. Например, домашнему пользователю, как правило, это неинтересно. А вот если говорить о государственном уровне, то это может быть важно при формировании желаемого будущего отечественной техносферы.

На мой взгляд, если относиться к Свободному ПО как к инструменту, то можно выделить следующие основные его преимущества:

  • доступно свободно и свободно для использования и распространения (в терминологии FSF) – на практике, как правило, возможность бесплатной загрузки из Интернета, возможность копирования, неограниченное число установок на различные компьютеры и т.д.;
  • отсутствие лицензионных отчислений;
  • в большинстве случаев – альтернативные решения проприетарному ПО;
  • возможность адаптации.

И когда это уместно, почему не воспользоваться данными преимуществами?

Кроме того, ведь модель СПО еще не показала свою жизнеспособность в чистом виде на том же Западе – многие разработчики работают на компании, которые выпускают несвободное ПО.

По мнению Столлмана, писать несвободные программы преступно. Но, приняв этот тезис и воплощая его в жизнь, мы сразу столкнемся с большим количеством проблем. В том числе и с тем, что вакансий по разработке СПО в нашей стране достаточно мало, уж тем более не в глубинке. А что делать разработчику, который впервые услышал о FSF, в такой ситуации? Следуя философии Фонда Свободного ПО, отказаться от работы по созданию несвободных программ. Но тогда он уподобится Дон Кихоту, который воевал с ветряными мельницами. На что кормить семью? Чем оплачивать курсы детей? Квартиру в конце концов? Приняв на вооружение идеологию FSF, мы начинаем во многих аспектах игнорировать сложившуюся ситуацию. Возможность гибкого реагирования на внешние обстоятельства теряется, а уровень свободы (в понимании, указанном выше) понижается.

Поэтому в целом, думаю, стоит перенести идеологический акцент с моделей разработки на действия, которые осуществляются с помощью программного обеспечения. Например, как известно, свободные веб-серверы Apache тоже могут вести логи о посетителях.

***

В философии есть такое утверждение: «Мир един в своем многообразии». Поэтому, принимая какую-то часть мира (например, свободное ПО) и отвергая другие (например, проприетарное ПО и открытое ПО), мы попадаем в ситуацию, которая напоминает притчу о слепцах и слоне. Притча рассказывает о том, как мудрые слепцы стали исследовать слона. Один из них коснулся ноги слона и сказал: «Слон похож на столб», другой коснулся хобота и сказал: «Слон похож на толстую дубину», третий коснулся живота слона и сказал: «Слон похож на огромную бочку», следующий коснулся ушей и сказал: «Слон похож на большую корзину». И так далее. Потом же мудрецы затеяли спор о слоне – какой он на самом деле.

Следовательно, на мой взгляд, не стоит уподобляться этим мудрецам в силу идеологии того или иного ПО. Еще раз отмечу, нет неэтичного ПО – есть неэтичные поступки людей. Поэтому можно и нужно исследовать и реализовывать различные подходы к созданию, распространению программного обеспечения, но главное, чтобы эти действия оставались в этических пределах. В этом мы можем найти поддержку в нашей культуре. С.Г. Кара-Мурза, опираясь на взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, писал: «Свобода, лишенная оков «иррациональной» этики… в представлении мыслителей традиционного общества – это свобода бесов».

В целом вопрос о свободе человека не сводится к использованию Свободного ПО, а тем более последнее не является неотъемлемым условием для ее достижения.

  1. Статья «Категории свободных и несвободных программ» на сайте проекта GNU – http://www.gnu.org/philosophy/categories.ru.html.
  2. Статья Ричарда Столлмана, посвященная 25-летнему юбилею проекта GNU – http://www.gnu.org/philosophy/compromise.html; Основные тезисы статьи на OpenNET – http://opennet.ru/opennews/art.shtml?num=18128.
  3. Оригинальный вариант статьи «Why Software Should Not Have Owners» – http://www.gnu.org/philosophy/why-free.html; Перевод статьи на русский язык – http://www.gnu.org/philosophy/why-free.ru.html.
  4. Официальный сайт С. Г. Кара-Мурзы – http://www.kara-murza.ru/index.htm; С. Г. Кара-Мурза о свободе в книге «Советская цивилизация» – http://www.kara-murza.ru/books/sc_b/sc_b120.htm#hdr_158.
  5. Официальный перевод работы «Анархия и исходный код. Что есть движение за свободное программное обеспечение и как оно соотносится с анархизмом?» на русский язык, осуществленный Дмитрием Скоробогатовым – http://xbb.uz/anarchy_and_sourcecode.html; Английская версия этой работы на официальном сайте – http://www.datenteiler.de/translations/anarchy-and-source-code.
  6. Страница, посвященная книге «Анархия хакеров» – http://texte.datenteiler.de/die-anarchie-der-hacker-ebook.
  7. Работа «Триумф анархизма: Свободное ПО и смерть копирайта» на официальном сайте дистрибутива BLAG – http://www.blagblagblag.org/anarchism/index.html.
  8. Статья Ричарда Столлмана «Почему программы должны быть свободны» – http://www.gnu.org/philosophy/shouldbefree.ru.html.
  9. Смотри лекцию д.т.н. профессора Позднеева Б.М., действительного члена Академии проблем качества и Международной академии информатизации, посвященную стандартизации и сертификациии программного обеспечения – http://www.intuit.ru/department/se/standcertsoft/1.
  10. Статья «Зачем нам авторское право?», опубликованная в Computerworld Россия, №1, 2011 г. – http://www.osp.ru/cw/2011/01/13006463.
  11. Статья «Определение свободной программы» – http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.ru.html.
  12. Статья Ричарда Столлмана, посвященная 25-летнему юбилею проекта GNU – http://opennet.ru/opennews/art.shtml?num=18128.
  13. Этика в Новейшем философском словаре Yandex.ru – http://slovari.yandex.ru/~книги/Философский.
  14. Россию посетил родоначальник Свободного ПО. //Linux Format, №4, 2008 г. – С. 6.
  15. «Патроны» Фонда Свободного ПО – http://www.fsf.org/patrons.
  16. О бойкоте Novell в Linux Format – http://wiki.linuxformat.ru/index.php/LXF109:SUSE.

Комментарии
 
  14.05.2011 - 05:17 |  Alex

Такое впечателние, что автор просто-напросто испытывает личную неприязнь к г-ну Столлману.
В сухом остатке смысл статьи сводится к сердитому возгласу: "Ах какой глупый и нехороший человек этот Ричард Столлман и как ему не стыдно".
При этом для "доказательства" используется набор выдернутых из общего контекста фраз, преподнесенных с "нужной" подоплекой.

На самом деле на сегодняшний момент никому и в голову не придет полностью отказаться от проприориетарного ПО.

Ваш. Капитан Очевидность :-)

  21.05.2011 - 03:26 |  Сергей

Ну, столлмэн слишком давно одиозная фигура, чтобы не быть полностью купленным майкрософтом. Через его посягательства на присвоение себе линукс и движения опен-сорс вообще, МС стремится к полному и окончательному монополизму в области системного ПО и, что хуже, АйТи-технологий. И явно сквозит мысль, что автор этих "изысканий" просто готовит почву для следующей мысли -- программы со свободными лицензиями тоже необходимо покупать (у посредников, получивших на то благословение государства), чтобы... не быть ворами с точки зрения действующего законодательства. Пример -- компания Инфра-Ресурс, распространяющая свою, качественно адаптированную версию Опен-Офиса.

  23.05.2011 - 02:35 |  Гость

>> И явно сквозит мысль, что автор этих "изысканий" просто готовит почву для следующей мысли -- программы со свободными лицензиями тоже необходимо покупать (у посредников, получивших на то благословение государства), чтобы... не быть ворами с точки зрения действующего законодательства.

А вот тому подтверждение:
http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=30627

Цитата:
"На заседании, прошедшем в помещении Торгово-промышленной палаты РФ, была рассмотрена возможность внесения изменений в Гражданский кодекс, которые позволят решить проблему с применением свободных лицензий в российских условиях. Вместо обеспечения возможности по использованию уже существующих открытых лицензий, таких как Creative Commons, на заседании было предложено ввести принципиально новый механизм «самоограничения права», который позволит правообладателю в одностороннем порядке отказаться от части интеллектуальных прав.

При этом для отказа от части прав, в соответствии с предложенной концепцией, правообладатель обязан зарегистрировать своё намерение в специальном едином государственном реестре, только после этого произведение можно будет безвозмездно использовать. Таким образом, метод "самоограничения права" несовместим с существующими свободными лицензиями, не учитывает специфики процесса разработки открытого ПО и не позволяет легализовать использование существующего открытого ПО без специальных действий со стороны владельцев интеллектуальных прав на это ПО. " --- конец цитаты

  04.06.2011 - 11:33 |  Дмитрий Шурупов

«Считаю, что если «очистить» СПО от излишнего идеологического налета, то можно говорить о нем более предметно.»
— примерно по этим причинам в 1998 году появилась Open Source Initiative, которая стала активно продвигать более «практичный» термин «Open Source» и соответствующую ему «практичную» (ориентированную на реальный современный бизнес) идеологию. Только Open Source именно в понимании Open Source Definition, а то стало появляться слишком много хитростей в некорректном обыгрывании этого термина для своего блага.

  08.06.2011 - 08:21 |  keepercoder

--- Такое впечателние, что автор просто-напросто испытывает личную неприязнь к г-ну Столлману. ---

Нет, не испытываю. Очень ценю его вклад в дело развития СПО.

--- В сухом остатке смысл статьи сводится к сердитому возгласу: "Ах какой глупый и нехороший человек этот Ричард Столлман и как ему не стыдно". ---

Смысл статьи совсем не в этом.

--- При этом для "доказательства" используется набор выдернутых из общего контекста фраз, преподнесенных с "нужной" подоплекой. ---

В качестве доказательств используются утверждения, а не "набор выдернутых из общего контекста фраз".

--- На самом деле на сегодняшний момент никому и в голову не придет полностью отказаться от проприориетарного ПО. ---

По крайне мере, я к этому и не призываю.

--- Ваш. Капитан Очевидность :-) ---

:-)

  08.06.2011 - 08:24 |  keepercoder

--- И явно сквозит мысль, что автор этих "изысканий" просто готовит почву для следующей мысли -- программы со свободными лицензиями тоже необходимо покупать (у посредников, получивших на то благословение государства), чтобы... не быть ворами с точки зрения действующего законодательства. ---

Нет, такой мысли у меня не было. А насчет "покупать", согласен с Павлом Фроловым:

«Рынок СПО в России: успехи и перспективы» - http://www.nixp.ru/conf/2011/video

  08.06.2011 - 08:25 |  keepercoder

--- А вот тому подтверждение:
http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=30627 ---

Это уж точно, с моими выводами никак не связано :-)

  08.06.2011 - 08:30 |  keepercoder

--- — примерно по этим причинам в 1998 году появилась Open Source Initiative, которая стала активно продвигать более «практичный» термин «Open Source» и соответствующую ему «практичную» (ориентированную на реальный современный бизнес) идеологию. Только Open Source именно в понимании Open Source Definition, а то стало появляться слишком много хитростей в некорректном обыгрывании этого термина для своего блага. ---

В целом согласен.

  02.03.2012 - 05:12 |  dimqua

Если принять высказывания Столлмана, то это деньги, заработанные «на преступной деятельности». Тогда как фонд может принимать эти средства от подобных компаний («патронов»)?


Это вполне этично - брать деньги у преступников и направлять их на борьбу с преступностью.

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru