Рубрика:
Веб /
Веб-технологии
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
СЕРГЕЙ ЩЕРБИНА, заместитель генерального директора Esri CIS
ГИС в Интернете Новые возможности геопорталов
Мир геоинформационных систем становится шире и разнообразнее. Расширяются сферы их применения, меняются подходы и концепции, лежащие в основе технологии, становятся более доступными и качественными пространственные данные, карты, сопутствующая информация
Возможно, главная трансформация, произошедшая в последние годы в мире геоинформационных систем (ГИС), в том, что они перестали восприниматься как электронные карты, а являются полноценным инструментом решения большого числа прикладных задач мониторинга, анализа, управления и принятия решений.
ГИС – это мощный аналитический инструмент, который позволяет преобразовывать данные в информацию для выявления скрытых закономерностей, просчитывания сценариев развития ситуации и принятия решений. И в этом качестве ГИС обладает огромным потенциалом дальнейшего развития.
Интернет дает для такого развития множество возможностей и вместе с тем требует от разработчиков и ГИС-интеграторов нового взгляда на место и роль этой технологии. ГИС, вышедшая в глобальную сеть, должна быть достаточно простой и понятной для пользователей, а следовательно, больше внимания теперь уделяется проработке сценариев использования, интерфейсам, созданию удобных он-лайн-инструментов, механизмов совместной работы. Особое внимание – архитектуре системы, производительности в распределенной среде и при большом числе пользователей.
Также крайне значимым является процесс интеграции ГИС и веб-технологий, переноса функциональности ГИС в пространство Интернета. Эта интеграция обеспечила принципиально новые способы и формы использования таких систем, расширила круг пользователей, создала целый ряд новых приложений. На основе ГИС-порталов и сайтов, содержащих ГИС-сервисы, стали образовываться сообщества пользователей, которые получили новые возможности для работы с геоинформацией.
Веб-ГИС для корпоративного сектора
Веб представляет собой новую парадигму применения геоинформационных систем и приложений, кардинально расширяя круг их пользователей. Правительственные органы могут публиковать информацию о распространении инфекционных заболеваний, карты стихийных бедствий (вспомните лесные пожары лета 2010 года – карты пожаров публиковались, правда, не правительством, а гражданами – это был пример краудсорсинга, о котором будет сказано ниже).
Отличным примером того, как государство может взаимодействовать с гражданами с помощью ГИС в Интернете является портал Росреестра (portal.rosreestr.ru).
Возможности же использования веб-ГИС в бизнесе поистине неограничены. Перенос ГИС в Интернет открывает путь для новых моделей ведения бизнеса и меняет уже существующие, помимо простых функций, таких как карта расположения точек продаж или филиалов компании. пользователей.
Помимо донесения до покупателя информации, зависящей от географического контекста, ГИС открывает новые возможности и для бизнес-анализа. Например, благодаря таким инструментам, как Esri Business Analyst Online, можно проводить углубленный анализ потребителей по различным параметрам.
Esri Business Analyst Online – это веб-приложение, которое объединяет ГИС-технологию с различными демографическими данными, информацией о конкурентах, особенностями потребительского поведения в конкретном географическом районе. Этот инструмент помогает принимать правильные решения об инвестициях, например, в строительство нового магазина, основных его параметрах (площади, ассортименте, уровне цен) и пр. А поскольку это веб-приложение, компаниям уже не нужно разворачивать у себя собственную инфраструктуру ГИС – можно использовать этот инструмент, например, на условиях аренды.
Пожалуй, наиболее важно, что благодаря ГИС-приложениям, работающим в веб, даже небольшие компании из самых разных секторов экономики, не имеющие собственных специализированных отделов или специалистов в области ГИС, могут использовать возможности и преимущества географического подхода. ГИС перестал быть узкоспециализированной технологией для крупных корпораций и государственных органов.
Геопорталы
Геопортал – это географический информационный узел инфраструктуры пространственных данных (ИПД). ИПД, в свою очередь, является системой для обмена геоинформационными ресурсами (картами, наборами данных, веб-сервисами и др.) в сети Интернет.
В качестве примеров действующих геопорталов, находящихся в открытом доступе, можно привести веб-сайты:
Они относятся к государственным ИПД. Большинство из корпоративных геопорталов закрыто для всеобщего доступа.
К основным функциям геопорталов относятся:
- Предоставление каталога метаданных для поиска геоинформационных ресурсов по ключевым словам, тематике, расположению и другим критериям.
- Анализ найденных ресурсов через просмотр опи-саний.
- Доступ к данным через пути, указанные в описаниях.
- Картографическая визуализация.
- Внесение пользователями в каталог собственных метаданных.
- Автоматизированный обмен метаданными с другими геопорталами.
- Предоставление программного интерфейса для встраивания элементов геопортала во внешние сайты.
- Интеграция с ГИС-пакетами программного обеспечения.
Наиболее активно развиваются различные ИПД (и соответственно геопорталы) в странах Европы, где принята директива INSPIRE (Infrastructure for Spatial Informationin the European Community) – единые стандарты и механизмы взаимодействия между различными субъектами при построении геоинформационных систем и работы с пространственными данными.
Существует ряд мировых и национальных стандартов, применяемых при создании ИПД и геопорталов, – среди них стандарты метаданных, веб-сервисов и форматов пространственных данных. В наибольшей степени здесь преуспела Esri, в ArcGIS имеется поддержка стандартов ISO, FGDC, INSPIRE, DublinCore, OGC и других. Возможна поддержка ГОСТ.
По опыту ESRICIS наиболее востребованы корпоративные геопорталы в нефтегазовой отрасли, где необходима обработка больших объемов пространственных данных и всеобщая стандартизация этих рабочих процессов. В разработку корпоративного геопортала обычно входят формирование ГИС-сервера, построение многопользовательской серверной базы геоданных, разработка корпоративного стандарта (профиля) метаданных и информационное наполнение системы.
В отношении crowd-sourcing можно сказать, что такие источники картографических данных актуальны прежде всего для формирования базовых карт в системах, не предназначенных для поддержки принятия решений, т.к. достоверность таких данных никем не гарантирована.
Краудсорсинг – путь к геоинформационному обществу
Краудсорсинг – это предоставление напрямую информации и сведений различного рода от частных пользователей, рядовых граждан, добровольцев. То есть такие данные, как правило, поступают из неофициальных источников, что предполагает особый порядок работы с ними, их анализа, систематизации, занесения в базы данных и публикации.
ГИС помогает обеспечить географическую привязку такой информации, что позволяет быстрее реагировать на поступающие от граждан сообщения. С помощью ГИС, развернутого на сайте, гражданин может сообщить о какой-то аварии (например, об обрыве провода, прорыве трубы, ДТП и т.д.). Используя мобильное устройство с функцией GPS, фото- и видеокамерой, пользователь может не только отправить сообщение о событии, но и сразу предоставить точные координаты и изображение непосредственно с места действия. Таким образом, устанавливается непосредственная обратная связь граждан как с компаниями, так и с государством.
Пользователи также принимают активное участие в сборе и уточнении данных при составлении карт. Сейчас существует несколько успешных он-лайн-проектов такого рода, например, OpenStreetMap (www.openstreetmap.org). В случае использования краудсорсинга в корпоративных проектах, задача специалистов заключается в том, чтобы убедиться в применимости, полезности и достоверности поступающих от пользователей данных и преобразовать их в полезную геоинформацию.
Рисунок 1. Краудсорсинг – новый источник информации
Современная ГИС, работающая в веб, должна поддерживать краудсорсинг и предлагать дополнительные возможности по сбору и анализу данных от пользователей. В том числе новые функции, появившиеся в ArcGIS 10, дают пользователям возможность изменять географическую информацию через любое картографическое веб-приложение. Благодаря этому интернет-сообщество становится активным участником увлекательного пополнения баз геоданных.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|