Что есть тайна. Экспресс-анализ правового поля ИБ в России::Приложение к журналу СА №2(2010)
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

Разбор полетов  

Ошибок опыт трудный

Как часто мы легко повторяем, что не надо бояться совершать ошибки, мол,

 Читать далее...

Принципы проектирования  

Dependency Inversion Principle. Принцип инверсии зависимостей в разработке

Мы подошли к последнему принципу проектирования приложений из серии SOLID – Dependency

 Читать далее...

Рынок труда  

Вакансия: Администратор 1С

Администратор 1С – это специалист, который необходим любой организации, где установлены программы

 Читать далее...

Книжная полка  

Книги для профессионалов, студентов и пользователей

Книги издательства «БХВ» вышли книги для тех, кто хочет овладеть самыми востребованными

 Читать далее...

Принципы проектирования  

Interface Segregation Principle. Принцип разделения интерфейсов в проектировании приложений

Эта статья из серии «SOLID» посвящена четвертому принципу проектирования приложений – Interface

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 10795
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 9041
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 9088
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5734
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6429
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3735
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 2731
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3530
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3520
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6016
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Что есть тайна. Экспресс-анализ правового поля ИБ в России

Архив номеров / 2010 / Выпуск №2 (2) / Что есть тайна. Экспресс-анализ правового поля ИБ в России

Рубрика: Безопасность /  Закон есть закон

Николай Конопкин НИКОЛАЙ КОНОПКИН, заместитель директора департамента внедрения и консалтинга LETA IT-company

Что есть тайна
Экспресс-анализ правового поля ИБ в России

Предлагаю рассмотреть подробнее те из документов верхнего уровня, к которым часто приходится обращаться специалистам в области защиты информации

Основу законодательства Российской Федерации в области информационной безопасности составляет Конституция Российской Федерации, федеральные законы, а также ряд нормативно-правовых актов Президента и Правительства, устанавливающие национальные доктрины Российской Федерации в области безопасности и определяющие политику государства в данной сфере. Практические аспекты деятельности, связанной с использованием информации ограниченного распространения, регулируются целым комплексом руководящих, нормативных и методических документов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять регулирование в данной сфере в соответствии с предоставленными им полномочиями.

В контексте федерального законодательства широко употребляются следующие понятия для различного рода сведений, доступ к которым может быть ограничен в соответствии с российскими законами:

  • Государственная тайна.
  • Служебная тайна.
  • Коммерческая тайна.
  • Профессиональная тайна.
  • Тайна связи.
  • Тайна переписки.
  • Тайна телефонных переговоров.
  • Тайна почтовых отправлений.
  • Тайна телеграфных или иных сообщений.
  • Врачебная тайна.
  • Медицинская тайна.
  • Тайна завещания.
  • Тайна исповеди.
  • Нотариальная тайна.
  • Адвокатская тайна.
  • Тайна следствия и судопроизводства.
  • Неопубликованные сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца.
  • Банковская тайна.
  • Тайна кредитной истории.
  • Налоговая тайна.
  • Тайна страхования.
  • Аудиторская тайна.
  • Персональные данные.
  • Личная тайна.
  • Семейная тайна.
  • Тайна усыновления ребенка.

Комплекс федерального законодательства, подзаконных актов и государственных стандартов в области защиты информации составляют правовое поле информационной безопасности Российской Федерации, в границах которого в настоящее время действуют, по разным оценкам, от трех до семи миллионов юридических лиц Российской Федерации. Постоянными пользователями системы документов правового поля информационной безопасности являются органы представительной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации, субъектов Федерации, предприятия и их объединения, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее именуются – предприятия), которые по роду своей деятельности обладают информацией, подлежащей защите.

Насчитывается несколько сотен федеральных законов, открытых и закрытых нормативно-правовых актов федерального, местного и отраслевого уровня, в той или иной мере затрагивающие вопросы информационной безопасности, и перечислять все их здесь не имеет смысла. Предлагаю рассмотреть немного подробнее те из документов верхнего уровня (см. таблицу), к которым довольно часто приходится обращаться специалистам в области защиты информации и которые представляются наиболее важными с точки зрения формирования фундаментального подхода к проблемам информационной безопасности. Знание этих правовых актов необходимо не только каждому специалисту в данной области, но будет полезно и руководству компаний, и техническому персоналу.

Основные документы правового поля информационной безопасности

№ п.п. Наименование правового акта Тип, дата
и номер документа
Содержание, краткая характеристика документа
1 Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 г.
Конституция налагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность. В соответствии со статьей 23 Конституции каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В то же время, согласно статье 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина, в том числе на доступ к информации, могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральные законы (законы Российской Федерации)
2 «О государственной тайне» Закон Российской Федерации
от 21 июля 1993 г.
№ 5485-1 (в ред. 1 декабря 2007 г.)
Наряду с другими актами законодательства регулирует вопросы использования информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, допуска организаций и должностных лиц к таким сведениям, накладываемых в связи с этим допуском ограничений, лицензирования деятельности, связанной с использованием персональных данных и другие. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. И при регистрации Устава предприятия, планирующего получать допуск к работам со сведениями, составляющими государственную тайну, этот вид деятельности указывается в числе прочих в обязательном порядке.
3 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ В соответствии со статьей 5 Закона, информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию ограниченного доступа, доступ к которой ограничен федеральными законами. При этом доступ к отдельным категориям сведений не может быть ограничен ни при каких условиях. Это следует учитывать при построении систем защиты информации в информационных системах, предназначенных для обработки информации различных категорий доступа, с тем чтобы при ограничении доступа к конфиденциальной информации не допустить ограничения доступа к информации, подлежащей опубликованию (информации о состоянии окружающей среды, о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и др.).
4 «О безопасности» Закон Российской Федерации
от 5 марта 1992 г. № 2446-1
Закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Службы обеспечения безопасности средств связи и информации отнесены законом наряду с другими правоохранительными органами к силам обеспечения безопасности Российской Федерации.
5 «О государственной тайне» Закон Российской Федерации от 21 июня 1993 г. № 5485-I Регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
6 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации.
7 «О техническом регулировании» Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ) Регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия. Имеет важнейшее значение для определения порядка оценки соответствия средств защиты установленным требованиям. Однако с учетом того, что оценка соответствия может проводиться только согласно техническим регламентам, а в области защиты информации ни одного технического регламента нет, устанавливает, что оценка соответствия средств защиты информации проводится в соответствии с требованиями органов, уполномоченных осуществлять регулирование в области сертификации средств защиты информации – ФСБ России и ФСТЭК России.
8 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ Регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Законом устанавливаются критерии определения и полный перечень лицензируемых видов деятельности, включая виды деятельности, связанные с защитой информации, лицензирование которых осуществляют ФСБ России и ФСТЭК России.
9 «О персональных данных» Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ Регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных операторами персональных данных. Имеет важнейшее значение практически для каждого юридического и физического лица, использующего или обрабатывающего персональные данные своих сотрудников, клиентов, партнеров и прочих субъектов. Находится в центре уникальной области правового поля информационной безопасности – правового поля персональных данных. Нацелен на защиту конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни и защиту от ущерба, наносимого компрометацией личных персональных данных. Ставит операторов в жесткие рамки закона, налагает на них ответственность за защиту используемых персональных данных и наделяет уполномоченный орган – Роскомнадзор – законодательно закрепленными правами контроля над деятельностью миллионов операторов персональных данных.
10 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях От 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ Статьи 5.1, 5.13, 5.39, 5.53, 5.54, 5.55, 13.11, 13.12, 13.13, 13.14, 19.7 определяют меры административной ответственности за нарушения прав и свобод личности в информационной сфере, порядка обращения с информацией ограниченного распространения и правил защиты информации, а также непредоставление информации в установленных законодательством случаях.
11 Уголовный кодекс Российской Федерации От 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ Статьи 137, 140, 171, 272 устанавливают уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, отказ в предоставлении гражданину информации, незаконное предпринимательство (например, с нарушением лицензионных требований или условий), а также за неправомерный доступ к компьютерной информации.
12 «Об электронной цифровой подписи» Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ (в ред. от 08.11.2007 № 258-ФЗ) Обеспечивает правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Планируются отмена данного закона и внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с рассмотрением в Государственной Думе проекта федерального закона N 305592-5 «Об электронной подписи» (принят в первом чтении 22 января 2010 г.).
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
13 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации Утверждена Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 Доктрина формулирует национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение, включающее в себя в том числе защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем. Дает характеристику различных видов угроз информационной безопасности Российской Федерации и их источников. Описывает состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению, а также общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни (экономической, внешнеполитической, научно-технической, духовной, информационно-телекоммуникационной, оборонной, правоохранительной и судебной), а также в условиях чрезвычайных ситуаций. Определяет основные направления международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности. Устанавливает основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации. Создает организационную основу Системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; приводится описание функций и основных элементов Системы.
14 Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 (в ред. от 06.09.2008 № 1316) Утвержденный указом президента Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями. В примечаниях к Перечню содержатся правила толкования конструкций с применением союзов «и», «или», «а также», которые требуется адекватно применять при разработке и толковании любых перечней сведений конфиденциального характера: >   при перечислении сведений через союз «и» … к государственной тайне относятся все сведения в совокупности; >   при перечислении сведений через запятую или союз «или» к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности; >   сведения, перечисленные после союза «а также», являются новыми, отличными от предыдущих сведениями, которые в отдельности относятся к государственной тайне.
15 Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 Утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, включающий в себя шесть групп сведений, в том числе составляющих служебную тайну, коммерческую тайну, тайну следствия и судопроизводства, сведения, связанные с профессиональной деятельностью (в других документах объединяемые понятием «профессиональная тайна»), сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца (так называемые ноу-хау), а также персональные данные.
Постановления Правительства Российской Федерации
16 Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации Решение Гостехкомиссии России и ФАПСИ России от 27 апреля 1994 г. № 10 (с дополнениями от 24.06.1997 № 60) Данное Положение – один из первых документов в области сертификации средств защиты информации, в котором использованы такие понятия, как лицензирование в области защиты информации, аттестование объекта в защищенном исполнении и другие. Определяет систему государственного лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации как составную часть государственной системы защиты информации. Разделяет виды деятельности в области защиты информации на подлежащие лицензированию Гостехкомиссией России и подлежащие лицензированию ФАПСИ России. Несмотря на то что в связи с принятием ряда других правовых актов в области лицензирования данное Положение устарело, оно до сих пор используется в ФСТЭК России как действующий документ (http://www.fstec.ru/_razd/_isp0o.htm).
17 О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 333 (в ред. от 22.05.2008 № 384) Утвержденное настоящим Постановлением Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны. Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, по соответствующим их полномочиям направлениям деятельности, являются ФСБ России, СВР России, Минобороны России и ФСТЭК России. Положением установлены состав документов, представляемых соискателем лицензии, порядок и сроки рассмотрения заявлений, лицензионные требования к соискателям лицензий, а также обязательные условия осуществления лицензируемых видов деятельности. К числу обязательных условий отнесены проведение специальной экспертизы предприятия – соискателя лицензии и государственная аттестация руководителя.
18 Об утверждении Положения о сертификации средств защиты информации Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 608 (в ред. от 17.12.2004 № 808) Утвержденное настоящим Постановлением Положение устанавливает порядок сертификации в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом средств защиты информации, к каковым отнесены технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Федеральными органами по сертификации, уполномоченными создавать соответствующие системы сертификации, определены те же ФСТЭК России, ФСБ России, СВР России и Минобороны России. Срок действия сертификата установлен не более 5 лет.
19 Положение о сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации Утверждено приказом председателя Гостехкомиссии России от 27 октября 1995 г. № 199 Устанавливает организационную структуру Системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации Гостехкомиссии России (зарегистрирована в Госстандарте за номером РОСС RU.0001.01БИ00), функции субъектов сертификации, порядок сертификации, государственного контроля и надзора, инспекционного контроля за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированными средствами защиты информации, общие требования к нормативным и методическим документам по сертификации средств защиты информации. В приложениях к Положению приведены перечень средств защиты информации, подлежащих сертификации в системе сертификации, формы заявок на проведение сертификации и др.
20 Об организации лицензирования отдельных видов деятельности Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 (в ред. от 27.01.2009 № 50) В дополнение к перечню лицензируемых видов деятельности, введенному федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», данным постановлением утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, с перечислением лицензируемых ими видов деятельности, а также Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.
21 О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. № 504 Утвержденное данным постановлением Положение определяет порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Под такой деятельностью понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней, что фактически означает необходимость получения лицензии не только предприятиями, оказывающими услуги в данной области, но и осуществляющими мероприятия по технической защите конфиденциальной информации исключительно во внутренних целях.
22 О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 532 Утвержденное данным постановлением Положение определяет порядок лицензирования деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Определяет ФСТЭК России как орган, компетентный осуществлять лицензирование в данной области, за исключением производства средств защиты, которые устанавливаются на объектах исключительной сферы компетенции ФСБ России. В пункте 2 Положения дан перечень этих объектов.
23 Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 957 Постановлением выделены четыре группы видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами, и утверждены соответствующие Положения: >   о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств; >   о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств; >   о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации; >   о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникацио нных систем.

 Отметим, что в таблицу не включены такие важнейшие для аналитиков и технических специалистов группы документов, как государственные и международные стандарты в области защиты информации, руководящие документы по защите информации от несанкционированного доступа (Гостехкомиссия России, 1992-1999 гг.), Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К, 2002 г.) с временными методиками контроля, методические документы по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных и многие другие, рассмотрение которых выходит далеко за рамки данной статьи.

В ограниченном объеме небольшого исследования невозможно провести сколько-нибудь значимый анализ каждого из документов правового поля. Здесь дан лишь небольшой пример такого экспресс-анализа.

Автор и издатели надеются на то, что заинтересованный читатель сумеет воспользоваться с большой пользой для себя материалом статьи в своей самостоятельной работе по изучению документов правового поля информационной безопасности.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru