Системы Service Desk. Правила ленивого сисадмина::Журнал СА 12.2010
www.samag.ru
Льготная подписка для студентов      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

Jobsora


  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
28.05.2019г.
Просмотров: 2306
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 2298
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1839
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1362
Комментарии: 0
Введение в анализ алгоритмов

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 1879
Комментарии: 1
Arduino Uno и Raspberry Pi 3: от схемотехники к интернету вещей

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Системы Service Desk. Правила ленивого сисадмина

Архив номеров / 2010 / Выпуск №12 (97) / Системы Service Desk. Правила ленивого сисадмина

Рубрика: БИТ. Бизнес & Информационные технологии /  Продукты и решения

Анастасия Крючкова АНАСТАСИЯ КРЮЧКОВА, зам.директора ООО «ИнфраМенеджер», окончила мехмат МГУ им. Ломоносова, с  1999 года работает в области ИТ. Занимается проектами по ITSM-системе «ИнфраМенеджер»

Системы Service Desk
Правила ленивого сисадмина

Сегодня самым распространенным направлением автоматизации деятельности ИТ-специалистов в небольших и средних компаниях является автоматизация службы технической поддержки – внедрение Service Desk. На рынке представлено большое многообразие таких систем. Как сделать выбор?

Следуя основному принципу ленивого администратора «работать так, чтобы не работать!», нужно искать решение, позволяющее максимально освободить системного администратора от операций – пожирателей времени.

Переложи проблемы на плечи других

Очень часто в малых и средних компаниях выполнение заявок пользователей занимает от 30 до 50% рабочего времени системного администратора. Что можно переложить на плечи других, если речь идет о решении проблем пользователей?

Сам по себе прием заявок – нетривиальное дело. По заявке «у меня ничего не работает» сложно сходу начать работать. Необходимо задать массу уточняющих вопросов, чтобы хотя бы приблизительно выяснить, где и что именно не работает? Формулирование проблемы пользователя – одна из самых нервных задач системного администратора. Переложить первичную диагностику проблемы можно и нужно на плечи системы автоматизации.

Обязательно ищите систему с простым и удобным веб-интерфейсом, через который пользователи смогут самостоятельно регистрировать заявки и отслеживать текущий статус обработки своих заявок.

Хороший веб-интерфейс предоставит дополнительные возможности как минимум для указания, что именно сломалось – всегда проще выбирать из списка предложенных вариантов, чем сочинять формулировки самому. А еще обеспечит более ровный ритм работы системных администраторов.

Проблема сформулирована и зарегистрирована. Что с ней делать? Поскольку до 80% заявок, с которыми обращаются пользователи в ИТ-отдел, – типовые, очевидно, что в компании существует отработанное решение этих проблем. Чтобы избавить сисадмина от бесконечного повторения одних и тех же действий, надо просто один раз передать решения типовых проблем «товарищам по цеху» и самим пользователям. Тогда такие заявки сможет обрабатывать любой сотрудник ИТ-службы, а часть вопросов пользователи решат самостоятельно.

Такой инструмент, как база знаний, причем с удобными средствами поиска – совершенно необходимый атрибут для выбираемой системы Service Desk.

Простое наличие функциональности базы знаний в нашей жизни несильно спасает. Система должна предоставлять инструменты для управления процессом наполнения базы знаний: т.е. оперативно получать информацию о том, сколько статей появилось в базе знаний, кто их автор, кто и сколько раз использовал статьи при решении заявок за последнее время.

Автоматизируй все, что можешь

Одолев 80% типовых заявок, нам остаются еще 20%. Немного, однако, по известному закону, именно они занимают 80% рабочего времени! Посмотрим, а что же можно автоматизировать для обработки таких заявок?

Начнем с диагностики причин неисправностей. Чаще всего по заявкам в первую очередь необходимо посмотреть, что за ПК у пользователя, доступен ли он в сети, какое у него ПО? Это значит, что идеальной будет система Service Desk, позволяющая быстро найти такую информацию и провести первичную диагностику рабочего места пользователя удаленно.

Часто много времени уходит на поиск сопутствующей информации, связанной с ИТ-инфраструктурой. Причем не только при диагностике причины проблемы, но и при подборе возможных решений, возникает масса вопросов: ок, с ПК проблем нет, может, проблема в сети? этот пользователь через какой порт подключен к серверу? какое сетевое оборудование влияет на работоспособность почты на этом рабочем месте?

Чем более детально система позволяет описать ИТ-инфраструктуру, тем больше информации будет предоставлено системному администратору сразу, а значит, тем меньше ему придется совершать действий. А если при этом есть графические средства представления информации (поэтажные планы, схемы сети и т.п.), цены такому решению нет.

Другая проблема ИТ, провоцирующая большое количество обращений пользователей и высокую трудоемкость их обслуживания, – огромное разнообразие в ИТ-инфраструктуре. ПК разных производителей и всевозможных конфигураций; сетевое оборудование с совершенно разными характеристиками, но самое страшное – это разнообразие установленного на рабочих местах программного обеспечения. Отсутствие стандартизации, как в процессах работы, так и в используемых инструментах, – прямой путь к росту работы в геометрической прогрессии. И тестирование новых версий, и диагностика причин сбоев упираются в проверку десятков возможных комбинаций ПО, оборудования, настроек. Поэтому знамя наиболее продвинутых компаний – стандартизация ИТ-инфраструктуры.

А значит, необходима функциональность для учета и управления ПО, контроля установки стандартного набора ПО на рабочих местах пользователей.

Путь стандартизации непростой не только технически, но и организационно. Поэтому важно иметь полный контроль над тем, что происходит в ИТ-инфраструктуре.

Механизм оперативных оповещений о несанкционированных изменениях (установка/удаление ПО; исчезновение мыши, монитора, принтера и т.п.) – незаменимый помощник ИТ-службы в праведной борьбе за стандартизацию ИТ-инфраструктуры.

Еще один немаловажный момент – системы Service Desk внедряют для улучшения качества ИТ для пользователей. Это означает не только сокращение времени устранения неполадок, но и количества этих неполадок! Конечно, анализ сбоев, их специфики – то, что достигается через автоматическую регистрацию, классификацию заявок, сбор статистики, – важная часть такого движения. Однако предупредить многие сбои можно при наличии очень простой, но своевременной информации – заканчивается дисковое пространство; перегорел порт коммутатора; кончается батарея у ИБП.

Мониторинг работоспособности таких очень простых вещей – и способ избавить себя от сверхурочной работы по восстановлению серверов, и аргумент в пользу повышения качества ИТ для бизнеса!

Нелегкий выбор: что вы можете за пять копеек?

Правила игры в небольших компаниях на российском рынке в подавляющем большинстве предполагают, что на инвестиции в ИТ бизнес идет очень неохотно. Очевидно, что финансовый вопрос становится краеугольным камнем при выборе системы автоматизации деятельности ИТ. Но не только этот ограничитель усложняет выбор.

Есть много узконаправленных систем именно класса Service Desk. Такие системы позволяют регистрировать и маршрутизировать заявки, часто содержат и базу знаний, и веб-интерфейс. Однако немногочисленным ИТ-отделам малых и средних компаний, каждый сотрудник которых – мастер на все руки, этого крайне мало.

Требуется, чтобы система могла помочь не только при обработке заявок пользователей, но и в других направлениях деятельности ИТ, которые сильно влияют на качество ИТ-обслуживания. Это и планирование изменений, и мониторинг критически важного оборудования, и управление конфигурациями ИТ-инфраструктуры, программным обеспечением и т.д. Казалось бы, причем здесь системы Service Desk?

А при том, что выбор системы Service Desk – хорошая возможность для ИТ-службы получить универсальный комплексный инструмент, решающий сразу несколько задач системных администраторов. Просто смотреть желательно немного шире и искать не Service Desk-систему, а ITSM-систему, позволяющую и автоматизировать службу поддержки, и управлять конфигурациями ИТ-инфраструктуры (устоявшееся название такой функциональности пришло из ITIL – Configuration Management Database, CMDB), и мониторить состояние критического ИТ-оборудования.

Таких комплексных решений на российском рынке, рассчитанных на ограниченный бюджет малых и средних компаний, не так уж и много. Но найти можно – достаточно только ввести запрос «ITSM-система» в поисковой системе.


Комментарии
 
  27.01.2011 - 10:01 |  Soavr

Эти юзеры чаще обращаются к админам не чтоб починить, а чтоб пообщаться, да, что-то мне это напоминает;)

  30.01.2011 - 07:57 |  anonymous

Это статья не для ленивого а для работящего сисадмина. Ленивые админы сервисдески не внедряют, потому что так их контролировать проще. ;-)

  12.06.2011 - 12:04 |  megaadmin

Во бля что-то мне напоминает вот и переложили на меня практически все админинские дела за спасибо.
Пользователь как правило конченный долбаеб не может компьютером пользоваться только пасьянсы раскладывать на столе,аких работничгов к херам собачьим выкидывать.

  14.06.2011 - 01:40 |  Анон

Из всей статьи можно прочитать только первое предложение до слов "в небольших и средних компаниях" и предпоследнее - до аббревиатур ITIL и ITSM. Больше можно и не читать.

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru